написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯНИЯ ПРЕДСОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ БИАТЛОНИСТОВ 19-20 ЛЕТ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В СТРЕЛЬБЕ

    Содержание

     

    Введение 3
    Глава 1.  Обзор литературных источников …………………………………. 6
      1.1  Проблема успешности деятельности в психологической литературе……………………………………………………………….  

    6

      1.2  Психологические состояния спортсменов………………………. 12
    Глава 2. Организация и методы исследования………………….…………… 21
      2.1. Организация исследования ……..……………………………….. 21
      2.2 Методы исследования …………………………………………….. 22
    Глава 3. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………… 26
      3.1 Исследование результативности стрельбы………………………. 26
      3.2 Исследование особенностей предстартовых психических состояний  ………………………………………………………………  

    28

      3.3 Исследование зависимости результативности стрельбы от предсоревновательных психических состояний биатлонистов  …… 31
    Выводы ………………………………………………………………………… 37
    Список литературы…………………………………………………………….  
    Приложения .. …………………………………………………………………  

     

     Введение

     

    Современный спорт высших достижений отличается высокой конкурентностью между показателями спортивных результатов. Результативность в отдельных видах соревнований настолько высока, что отличаются порой сотыми долями секунд и баллов. В связи с этим, возникает необходимость поиска новых путей повышения спортивных результатов.

    Одним из направлений путей совершенствования результативности в спорте является оптимизация предстартовых психических состояний спортсмена. Рядом авторов доказано, что до 18 % результат на соревнованиях зависит от того как спортсмен настроился и как подошел к соревнованиям.

    Своевременная диагностика психических состояний и процессов, свойств, личностных особенностей спортсменов позволяет тренеру создать эффективную формальную структуру организации, правильно подобрать капитана команды, решить вопросы селективного отбора[].

    Изучением психических состояний спортсменов занимались такие отечественные ученые как Блудов Ю. М, Марищук В. Л, Плахтиенко В. А,  Пуни А. Ц, Родионов А. А. и ряд других авторов.

    Психические состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психического состояния спортсмена позволяет многое сказать о степени его соревновательной надежности,  прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях, внести коррективы в его предсоревновательную подготовку.

    Исходя из чего, изучение особенностей влияния предсоревновательных психических состояний биатлонистов 19-20 лет на результативность в стрельбе представляется актуальным.

    Объект исследования:  Предсоревновательные психические состояния биатлонистов.

    Предмет исследования: Влияние предсоревновательных психических состояний биатлонистов 19-20 лет на результативность в стрельбе.

    Цель исследования: Определить особенности влияния предсоревновательных психических состояний биатлонистов на результативность в стрельбе.

    Задачи исследования:

    1. Определить уровень результативности стрельбы биатлонистов 19-20 лет в годовом цикле соревнований.
    2. Определить особенности предсоревновательных психических состояний биатлонистов 19-20 лет.
    3. Выявить особенности влияния предсоревновательных психических состояний биатлонистов 19-20 лет на результативность в стрельбе.

     

    Гипотеза исследования:  Как известно из литературных источников, соревнование является своеобразным стрессом для человека. Спортсмен, мысленно предвосхищая ход и результат соревнований, ассоциируя свои возможности с возможностями соперника, еще до выхода на старт бурно переживает соревнования. Внешне переживания проявляются в виде беспокойства, неадекватности движений, тремора, вегетативных сдвигов.  В свою очередь, эти переживания имея положительную направленность в подготовке организма к предстоящему старту, у неподготовленных спортсменов отнимают значительную энергию, приводят к стрессовым ситуациям и значительно снижают соревновательную результативность.

    Биатлон является видом спорта, где умение спортсмена владеть собственным психическим состоянием, порой является решающим фактором успешности как в стрелковом упражнении, так и в тактике преодоления дистанции. Исходя из чего, мы предполагаем, что результативность биатлонистов в стрельбе будет тем выше,  чем менее выражено отклонение предсоревновательного психического состояния  спортсмена от нормы.

    Научная новизна исследования  определяется тем, что на сегодняшний день недостаточно работ посвященных изучению особенностей влияния предстартовых психических состояний биатлонистов на результативность в стрельбе.

    Практическая значимость работы:  Выявление особенностей влияния предстартовых психических состояний на результативность в стрельбе биатлонистов, помогут тренерам скорректировать тренировочный цикл с учетом психологических особенностей спортсмена. Помогут сформировать программу психологических тренингов биатлонистов.

    В исследовании применялись следующие методы.

    • Анализ научно – методической литературы по вопросам исследования;
    • Анализ результативности стрельбы;
    • Методы оценки предсоревновательных психических состояний;
    • Метод оценки внешних эмоциональных проявлений.
    • Методы математической статистики.

     

     Глава 1. Обзор литературных источников по теме исследования

     

    • Проблема успешности деятельности в психологической литературе

    Наверное не раз приходилось слышать, а то и видеть, что не каждый человек не в каждом виде деятельности имеет одинаковую успешность. Данная проблема существует и  в спортивной деятельности. Для кого то доступны олимпийские пьедесталы а кто то довольствуется личными дворовыми достижениями. Успешность определяется индивидуальными особенностями человека. В рамках нашего исследования интерес представляют особенности нервной системы и психики индивида.

    Неоднократно, начиная с работ Б.М. Теплова, указывалось на то, что нет таких свойств нервной системы, которые имели бы только одно и единственное проявление в поведении человека. Тем более это отно­сится к сочетаниям свойств нервной системы и их влиянию на такие сложные комплексы психологических характеристик, которые связа­ны с продуктивностью деятельности.

    В связи с этим предпринимались попытки описать условия, кото­рые приводят к тем или иным внешним проявлениям свойств нервной системы. Так, в одной из ранних работ этого направления называлось три фактора, формирующих соотношения между свойствами нервной системы и их психологическими последствиями. К ним относилась, прежде всего, тренировка, т.е. закрепление в поведении именно того проявления свойства нервной системы, которое в реальной жизненной ситуации востребуется наиболее часто, в то время как другие его про­явления по каким-то причинам не оказываются необходимыми. Дру­гим фактором является отрицательное подкрепление (тренировка наоборот), когда какие-то проявления оказываются социально неодоб­ряемыми и подавляются. Два эти фактора могут оказывать существен­ное влияние на поведение только при условии их повторяемости. Тре­тий фактор связан с сознательным регулированием поведения. Он но­сит принципиально иной характер и может вносить существенные кор­рективы в поведение, возникая даже единожды (К.М. Гуревич, 1975).

    Выделение подобных критериев давало возможность объяснить не­определенность в результатах экспериментальных исследований. Од­нако в некоторых ситуациях связи свойств нервной системы с успеш­ностью деятельности были установлены совершенно определенно.

    Важная роль свойств нервной системы в успешности деятельности была отчетливо продемонстрирована при исследовании профессиональ­ной деятельности, связанной с эмоциональными перегрузками. В ра­ботах К.М. Гуревича, например, было показано, что операторы энер­госистем различаются по способности справляться с аварийными си­туациями (Гуревич К.М., 1970). Некоторые из них оказываются макси­мально эффективными, их реакции в сложной ситуации отличаются быстротой и адекватностью. Другие – даже при тренировочной ава­рийной ситуации теряются и делают серьезные ошибки. Эти индивиду­альные различия не связаны со стажем работы, с квалификацией опе­раторов, с их отношением к своей деятельности.

    Было предположено, что успешность деятельности оператора в ава­рийной ситуации определяется его толерантность (устойчивостью) к перегрузкам, т.е. способностью выдерживать действие сверхсильных раздражителей. Как показали экспериментальные исследования, осно­вой этой способности является сила нервной системы: те операторы, которые оказывались менее адекватными в аварийной ситуации, ха­рактеризовались слабостью нервной системы, те, кто успешно справ­лялся с перегрузками, возникающими при неожиданных сбоях в энер­госистемах – силой нервной системы.

    При сопоставлении свойств нервной системы с успешностью дея­тельности в профессиях, не связанных с разрешением экстремальных ситуаций, непосредственных связей обнаружено не было. Однако было показано, что индивиды с разными свойствами нервной системы выра­батывают разные способы адаптации к требованиям профессиональ­ной деятельности – разный стиль деятельности.

    В исследовании Е.А. Климова выяснялась роль свойств нервной сис­темы в успешности работы ткачих-многостаночниц. Естественное и, казалось бы очевидное предположение автора о том, что инертность нервных процессов должна приводить к снижению эффективности в этой деятельности, требующей быстроты в выполнении операций, не получило экспериментального подтверждения. Оказалось, что работ­ницы, не отличающиеся подвижностью нервных процессов, компенси­руют эту свою индивидуальную особенность более тщательной подготовкой к работе, т.е. целым комплексом предварительных и ориенти­ровочных операций. В частности, „инертные” работают более разме­ренно, больше внимания уделяют профилактическим действиям Бла­годаря этому, у них реже, чем у „подвижных”, возникают экстренные ситуации, требующие быстроты действий и постоянных переключений с одной операции на другую. Таким образом, „инертные”, отличаясь от „подвижных” стилем работы, в результате достигают такой же ус­пешности деятельности, как и „подвижные” (Климов Е.А., 1969).

    Аналогичные данные были получены и при анализе успешности де­ятельности в ряде других профессий, например, наладчиков станков (Л.А. Копытова, 1964).

    Исследования стиля деятельности в профессиональной и, позже, в учебной деятельности показали, во-первых, значимость различий, ко­торые существуют между людьми в свойствах нервной системы, для успешности выполнения сложной деятельности (именно эти различия определяют своеобразие стиля деятельности, который в свою очередь обусловливает успешность выполнения деятельности), во-вторых, не­фатальный характер этих различий (поскольку высокая успешность может быть достигнута при разных свойствах нервной системы) и, в-третьих, важность собственной активности человека и его чрезвы­чайную пластичность в приспособлении к разным ситуациям.

    В более поздних исследованиях успешность деятельности рассмат­ривалась в связи с наиболее общим свойством нервной системы – с ее активированностью. В отличие от более конкретных свойств (силы, динамичности и т.д.), сопоставление которых с академической успева­емостью дает противоречивые результаты, активированность нервной системы обнаруживает непосредственные связи с успешностью учеб­ной деятельности (Пасынкова А.В. с соавт., 1980; Голубева Э.А., 1993).

    Иной подход к соотношению психофизиологических характеристик и успешности деятельности был реализован в комплексных исследова­ниях, проводивишихся под руководством Б.Г. Ананьева.

    Эти исследования называются комплексными потому, что в них со­поставляются показатели, относящиеся к разнымуровням в структуре свойств индивидуальности: 1) различные показатели индивидного уров­ня (гемодинамические и вегетативные характеристики, особенности сенсорики и свойства темперамента), 2) свойства человека как субъек­та деятельности (в частности, когнитивные процессы и интеллект) и 3) свойства личности.

    Но комплексность этих исследований не ограничивается тем, что в них регистрируются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности. Эти исследования называются комплексными также и потому, что они изучают структуру психологи­ческих свойств, которая присуща разным состояниям человека – спо­койному (характерному для обычной ситуации) и стрессовому. Стрессовыми или стрессоподобными ситуациями в исследованиях Б.Г. Анань­ева и его коллег выступали, например, экзамены. При регистрации пси­хологических характеристик до и после экзамена оказывалось возмож­ным сравнить не только психологические характеристики у более ус­пешных и менее успешных студентов, но и рассмотреть динамику изме­нения этих характеристик в зависимости от показателей про­дуктивности деятельности (например, в зависимости от уровня ин­теллекта). При сравнении показателей активации в ситуациях до и после экза­мена выяснилось, что динамика изменения этих показателей различна у студентов, имеющих разный интеллектуальный уровень. У студентов с высоким уровнем интеллекта была зарегистрирована высокая реак­тивность и высокая активация до экзамена. После экзамена уровень активации снижался. Для студентов с более низким уровнем интеллек­та характерно было продолжение повышения уровня активации и пос­ле экзамена, а показатели реактивности и активации до экзамена были у них низкими.

    Более низкие показатели реактивности и активации у низкоинтел­лектуальных студентов и свойственная им инертность в динамике ак­тивации (неадекватность повышения ее уровня, когда деятельность уже завершена), свидетельствует о низком уровне интеграции психологи­ческих и психофизиологических характеристик, о слишком высокой „цене” эмоционального напряжения.

    Интерпретация этих данных может быть двоякой. С одной сторо­ны, можно предположить, что менее адекватное психофизиологичес­кое функционирование лежит в основе более низкого интеллекта. С другой стороны, рассматривая интеллект как характеристику, ока­зывающую организующее влияние на нижележащие уровни в иерар­хии психологических свойств, можно предположить, что более высо­кий интеллект способствует более адекватному реагированию на ситу­ацию и препятствует бессмысленным затратам энергии, каковыми яв­ляется повышение уровня активации после завершения деятельности.

    В комплексных исследованиях было также установлено, что пока­затели продуктивности деятельности (например, интеллект) часто име­ют нелинейные связи с психофизиологическими характеристиками (Дворяшина М.Д., Грановская Л.Н., 1971). Так, высокий уровень ди­намичности нервных процессов связан с высоким интеллектом. При ни­зких показателях динамичности уровень интеллекта снижается только в том случае, если ему сопутствует слабость нервной системы. Низкая динамичность и выраженная слабость нервной системы связаны с ни­зкими показателями интеллекта, а низкие динамичность и сила нерв­ной системы – с высокими показателями интеллекта.

    Таким образом: 1) экспериментальные данные свидетельствуют о связях психофизиологических характеристик с показателями успешнос­ти деятельности; 2) эти связи особенно отчетливо проявляются в двух случаях – во-первых, когда рассматривается деятельность, связанная с эмоциональными перегрузками и, во-вторых, когда с характеристика­ми деятельности сопоставляются наиболее общие психофизиологичес­кие характеристики (например, активированность); 3) связи свойств нервной системы с показателями успешности деятельности могут опосредоваться индивидуальным стилем деятельности; 4) связи между психофизиологическими характеристиками и показателями успешности деятельности могут быть, как линейными, так и нелинейными.

    В отношении психологии спортивной деятельности следует сказать следующее.

    Психология спорта зародилась как познавательно-описательная дисциплина в русле и традициях общей психологии. Ее зарождение, становление и последующее развитие были связаны в основном с двумя школами: московской – на базе ГЦОЛИФКа (руководитель – профессор П.А. Рудик) и ленинградской – на базе ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта (руководитель – профессор А.Ц. Пуни). Наиболее активно становление и развитие психологии спорта происходило в 60-80-е годы. На первом этапе своего развития психология спорта сконцентрировала свои усилия на психологическом изучении спортсмена и его деятельности с использованием теории и методического аппарата существующей общей психологии. В этот период психология спорта выступала как сугубо описательная дисциплина. На втором этапе, не имея предмета своего изучения, она стала в большей степени “работать” на теорию и методику спорта. Сохраняя за собой познавательную функцию, она стала как бы подрабатывать под сложившуюся систему знаний в теории и методике спорта (в теории и методике спортивной тренировки). В этот период разрабатывается идея психологической подготовки, исследуются психологические особенности тренированности, спортивной формы и т.п. В конечном итоге психология спорта начинает в этот период выступать все в большей степени как познавательно-“подрабатывающая” дисциплина по отношению к сформулированным положениям сложившейся теории и методики спорта. Принципиально такое положение психологии спорта сохранилось и на сегодняшний день. Однако к настоящему времени все более выявляется необходимость в известной переориентации психологии спорта как отрасли научно-прикладного знания. Есть основания говорить о том, что дальнейшее перспективное развитие психологии спорта связано с формированием ее как познавательно-конструирующей дисциплины. Это предопределяется современной тенденцией развития психологической науки как отрасли особой практической профессиональной деятельности (А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.П. Кузьмин). Кроме того, практика современного спорта обусловливает необходимость психологической разработки всей совокупности проблем (не только педагогических) такого социального явления, как спорт, имея в виду создание новых организационных форм спортивной работы, перспективной теории и методики спортивной педагогики, а также собственно психологической службы в спорте.

     

    1.2.  Психологические состояния спортсменов

    Спортивная деятельность характеризуется повышенными требованиями к характеристикам спортсмена. Она связана с высокими физическими нагрузками, специфической психологической нагрузкой и высокой стрессорностью. Рассмотрим их более подробно.

    Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напряжение).   Стресс в технике — внешняя сила, приложенная к объекту и вызывающая его деформацию. В психологии, физиологии и медицине — состояние психического напряжения, возникающее у человека при деятельности в трудных условиях (как в повседневной жизни, так и в специфических обстоятельствах, например во время космического полёта). Понятие стресса  было введено канадским физиологом Г. Селье (1936) при описании адаптационного синдрома.

    Стресс может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на деятельность, вплоть до её полной дезорганизации.

    Стрессоры бывают самые разные: психологические (отрицательная информация извне или отсутствие положительной информации), биологические (бактерии, токсины), химические (лекарства, яды, химические соединения), физические (электромагнитное излучение, радиоактивное излучение и т.д.).

    Очень сильными психологическими стрессорами являются предсоревновательное и соревновательное волнение и соревновательная физическая нагрузка. Стресс является регуляторным механизмом организма. Вступление в действие стрессорных  механизмов характеризуется повышенным выбросом адреналина, резким сдвигом вегетативных функций организма и переходу его в режим «чрезвычайной» работы. Длительная работа организма в повышенном режиме приводит к утомляемости, нарушению приспособительных и защитных механизмов.

    Для преодоления негативных последствий стрессов в современном спорте применяют психологическую подготовку. Выделяют общую и специальную психологическую подготовку.

    Суть общей психологической подготовки заключается в том, что она       направлена на развитие и совершенствование у спортсменов тех психических функций и качеств, которые необходимы для успешных занятий в избранном виде спорта, для достижения каждым спортсменом высшего уровня мастерства. Этот вид подготовки предусматривает также обучение приемам активной саморегуляции психических состояний с целью формирования эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, воспитания способности быстро снимать последствия нервного и физического перенапряжения, произвольно управлять режимом сна и т.д.

    Общая психологическая подготовка осуществляется в процессе трени­ровок. Она проводится параллельно с технической, тактической подго­товкой. Но может осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-то помощью специально выполняет определенные задания с целью совершенствования своих психических про­цессов, состояний, свойств личности.

    Специальная психологическая подготовка направлена главным образом на формирование у спортсмена психологической готовности к участию в конкретном соревновании.

    А.Ц. Пуни под психологической готовностью к соревнованиям характеризуетуверенностью спортсмена в своих силах, стремлением до конца бороться за достижение намеченной цели, опти­мальным уровнем эмоционального возбуждения, высокой степенью ус­тойчивости по отношению к различным неблагоприятным внешним и внут­ренним влияниям, способностью произвольно управлять своими действиями, чувствами, своим поведением в изменяющихся условиях спортивной борьбы.

    Компонентами психологической подготовки являются: психические ка­чества и процессы, способствующие овладению техникой и тактикой; свой­ства личности, обеспечивающие стабильные выступления на соревнованиях, высокий уровень работоспособности и психической деятельности в трудных условиях тренировки и соревнований; стабильные положительные психичес­кие состояния, проявляемые в этих условиях (П.А. Рудик, Н.А. Худатов).

    К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой управлению двигательными действиями, относятся, в частности,  развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, Ритма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве, качества внимания (концентрация, переключение, paспределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота, точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключения, предугадывания, реакции на движущийся объект и др.).

    Авторы рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом ас­пекте, указывают на целесообразность формирования мо­тивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

    Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в лю­бом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые имеют как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от целей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

    Составной частью общей психологической подготовки является воле­вая подготовка.

    Под волей понимается психическая деятельность человека по управле­нию своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достиже­ния сознательно поставленных целей при преодолении различных трудно­стей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

    Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъек­тивные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником, боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные труд­ности вызваны общими и специфическими условиями спортивной дея­тельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным ха­рактером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприят­ной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

    Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настой­чивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоя­тельность, выдержка и самообладание (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик).

    В любом волевом действии есть интеллектуальная, моральная и эмо­циональная основа (А.Ц. Пуни). Вот почему волевая подготовка должна базироваться на формировании у спортсменов нравственных чувств и со­вершенствовании интеллектуальных способностей, таких, как ширина, глубина и гибкость ума, самостоятельность мышления и т.п.

    Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания (рис.1).

    По Ю. Ф. Курамшину ранняя предсоревновательная подготовка предполагает:

    • получение ин­формации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­тах;
    • получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки;
    • определение цели выступления, составление программы дей­ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации);
    • разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований;
    • разработку сис­темы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра­вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки;
    • организацию преодоления трудностей и препят­ствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с уста­новкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления;
    • создание в процессе подготовки условий и исполь­зование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

    Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает:

    • психическую настройку и управление психическим состояни­ем непосредственно перед выступлением;
    • психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси­хологического восстановления;
    • психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления.

    Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности  к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств к предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействий, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена.

    Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает:

    • краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию волевых усилий, уменьшение напряженности;
    • психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализации психического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оценке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах;
    • психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений;
    • ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников,

    Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

    Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревно­ваниями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис.1):

     

     

    уровень

    возбуждения                                стартовая

    лихорадка

    оптимальный
    предоптимальныи

    сверхвысокий

    ординарный                                            ч

    I                                                  стартовая

    пониженный                                       апатия

    время старта

    Рис. 1. Динамика эмоционального предстартового возбуждения (по Г.Д. Горбунову)

    • оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние
      характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием,
      стремлением бороться за достижение высоких результатов;
    • перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянда
      спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный ис
      ход соревнования ;

    3) недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом со
    _в этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико – тактических возможностей.

    4) торможение  вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдаете психическая и физическая вялость, иногда возникают невротически состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать  планируемый результат, но не может от этого избавиться.

    Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов,  три других — препятствуют.

    В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре задачи:

    • Как можно дольше сохранить уровень боевой готовности;
    • Уменьшить уровень эмоционального возбуждения, если спортсмен находится в состоянии предстартовой лихорадки
    • Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его активности, если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии.
    • Изменить уровень эмоционального возбуждения, если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

    В этих случаях авторы обращают внимание на необходимость в адекватном подборе средств психологического воздействия.

    Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спорт­сменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мышечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

    Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние недостаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявлении требуют различных способов регулирования.  Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его возбуждение, малоитенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

     

    Глава 2. Организация и методы исследования

     

    2.1. Организация исследования

     

    Для выполнения поставленной перед нами цели и задач было организованно исследование.

    Исследование проходило в  3 этапа

    1 этап: Определение темы исследования, анализ литературных источников, определение методов исследования – сентябрь 2004 – май 2005 гг.

    2-й этап: Определение группы исследуемых спортсменов. Проведение исследования особенностей предстартовых психических состояний биатлонистов. Анализ протоколов соревнований с целью определения результативности биатлонистов в стрельбе. – декабрь 2005- апрель 2006гг.

    3-й этап: анализ протоколов исследования, обобщение результатов. Написание выпускной квалификационной работы – апрель- октябрь 2006г.

    Выборку исследования составили 10 биатлонистов 19-20 лет. 8 биатлонистов имеют звания кандидата в мастера спорта и 2 биатлониста являются мастерами спорта.

    Исследования проводились в соревновательном периоде. Для чистоты и однородности результатов исследования проводились лишь на соревнованиях первенства Удмуртской Республики.

    Для определения особенностей предсоревновательных психических состояний биатлонистов применялись указанные ниже методы. Исследования проводились в гостинице, примерно за 1 час до выхода на старт.

     

     

     

     

     

    2.2 Методы исследования

    В исследовании применялись следующие методы.

    • Анализ научно – методической литературы по вопросам исследования;
    • Анализ результативности стрельбы;
    • Методы оценки психической готовности спортсмена к соревнованию;
    • Метод оценки эмоциональных проявлений.
    • Методы математической статистики.

    В ходе анализа литературных источников было изучено около 40 работ отечественных и зарубежных ученых,  среди которых такие авторы как

     

    Анализ результативности стрельбы производился по материалам протоколов соревнований за 2005 – 2006 годы.

    Оценка  психической готовности спортсмена к соревнованию производилась по методикам, предложенным в учебнике «Практическая психология», под редакцией Д. Я. Богдановой[].

    Использовались следующие методы:

    • Пульсометрия. Пульс измерялся пальпаторно, в течении 10 секунд в состоянии покоя за 1 час до соревнований. Производилось сравнение среднего показателя ЧСС в покое полученного в ходе врачебных наблюдений, с показателем в предсоревновательный период, расхождения определялись в процентах.
    • Реакция на время. Испытуемому вручался секундомер. Не гладя на циферблат, самостоятельно без команды включает его и а когда по его мнению пройдет ровно 8 секунд, выключает и не глядя отдает экспериментатору. Оценивается точность оценки времени в положительном и отрицательном процентном отношении к эталону.
    • Эмоциональные проявления. Оценка эмоциональных проявлений производилась путем наблюдения по шкале условных оценок внешних проявлений эмоций, разработанной В.Л. Марищуком[].

    Таблица 1.

    Шкала условных оценок эмоциональных проявлений

    Признаки эмоциональных проявлений 5 – балльная

    шкала

    оценок

     

    Мимика

    Спокоен, мимика уверенности, дыхание ровное

    Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподняты брови, уголки губ слегка  приподняты,  губы  сжаты, дыхание учащенное, но рит­мичное

    Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, угол­ки губ несколько опущены, может быть небольшое нарушение симметрии мимики, дыхание учащенное и неритмичное

    Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот не­естественно открыт (иногда с оскалом зубов), уголки рта опу­щены, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания с сокращением фазы выдоха

    Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой или сосательные движения

    Статические позы

    Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами

    Позы удобные, оправданные обстоятельствами, но несколько напряженные

    Позы удобные, стремление к их неоправданной смене Позы неудобные, частая их смена

    Позы неудобные, неменяющиеся, застывшие статические поло­жения

    Движения

    Координированные, легкие движения

    Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями

    Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, некоторая «неуклюжесть»

    Заметная  скованность, движения  с  несоразмерными усилиями, явная раскоординированность

    Тремор

    Тремор отсутствует

    Небольшой тремор пальцев

    Заметный тремор рук

    Тремор рук и ног

    Тремор рук, ног и на лице

    Особенности речи

    Речь спокойная, тембр и темп речи обычный, естественная жестикуляция, голос достаточно громкий, уверенный

    Речь более выразительная, чем обычно, темп речи слегка ускоренный, жестикуляция обычная, голос громкий

    Речь учащенная, усиленная жестикуляция,  много междометий, некоторая  взволнованность,  «проглатывание»  окончаний слов

    Речь торопливая,  возможна  визгливость,  чрезмерная жестикуляция и мимика, неуместный смех, заикание, «проглатывание» слов

    Речь   замедленная,   маловыразительная,   голос  тихий,   длинные паузы, жестов мало

     

     

     

    5

     

    4

     

     

    3

     

     

     

    2

     

     

     

    1

     

     

    5

     

    4

    3

    2

    1

     

     

    5

    4

     

    3

     

    1-2

     

     

    5

    4

    3

    2

    1

     

    5

     

    4

     

    3

     

     

    2

     

     

    1

     

    По результату наблюдения подсчитывается общий балл эмоционального состояния. Чем выше полученное значение, тем ниже эмоциональное напряжение, и, следовательно, чем ниже оценка, тем выше степень эмоционального напряжения исследуемого. Максимально возможный балл свидетельствующих об адекватном положительном эмоциональном состоянии имеет значение в 25 баллов. Минимум 5-6 баллов.

     

    4)  Математико-статистическая обработка полученных результатов.

    Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах и выделены в приложениях

    В исследовании применялись следующие математико-статистические методы.

    • Вычисление средней арифметической величины по формуле:

     

    где   – знак суммирования;

    n – общее число измерений в группе;

    – значение отдельного измерения;

    • Процентный анализ результатов исследования.

     

    3)       Определение взаимосвязи предстартовых психических состояний и результативности в стрельбе производился при помощи расчета коэффициента корреляции.

     

                          å ( Xi – X)(Yi – Y)

              r =  ¾¾¾¾¾¾¾¾¾ ¾¾¾                                                                   

                               Ö å( Xi – X)2(Yi – Y)2

    где r – коэффициент корреляции;

                  Хiотдельные значения первого признака;

                  Yiотдельные значения второго признака;

                     Xсреднее значение первого признака;

                   Yсреднее значения второго признака.

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

     

    • Исследование результативности стрельбы

    Результаты стрельбы биатлонистов исследуемой выборки приведены в приложении 2.

    Таблица 2.

    Результативность стрельбы биатлонистов

    Ф. И О Средняя результативность
    1 Васильев Виктор 93,3%
    2 Абашев Тимур 79,8%
    3 Камашев Владислав 71,6%
    4 Антонов Владимир 81,6%
    5 Стерхов Андрей 84,5%
    6 Петров Сергей 83,2%
    7 Уразманов Алмаз 75%
    8 Широких Константин 72%
    9 Мусалимов Ростислав 70%
    10 Блинов Дмитрий 78,3%
    Средний групповой результат 78,9%

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Как видно из результатов приведенных в приложении 2 и таблице 2 средняя результативность стрельбы биатлонистов на соревнованиях имеет различия. Диапазон результативности составил от 93,3% до 70%. Несмотря на разброс результатов, можно говорить, что результативность стрельбы биатлонистов исследуемой группы находится на относительно высоком уровне.

    Для примера можно привести   данные официальной статистики результативности стрельбы на соревнованиях биатлонистов высокого класса: средняя  результативность стрельбы Черезова И. В.   составила 83 %.

    Факт высокой результативности в стрельбе  объясняется высоким классом биатлонистов. Средний групповой результат в стрельбе составил 78,9%.

    Рассмотрим индивидуальную динамику стрельбы отдельных биатлонистов.

    Для этого построим гистограммы результативности наиболее успешного и наименее успешного в стрельбе биатлонистов.

     

    Рисунок 2. Результаты стрельбы Васильева В.

     

    Лучшую результативность в стрельбе за исследуемый период продемонстрировал биатлонист Васильев Виктор. Его результативность составила 93,3%. Как видно из рисунка 2 результаты в стрельбе представленного биатлониста отличаются волнообразностью. Высокие результаты в стрельбе Васильев продемонстрировал в начале и середине соревновательного сезона. Ближе к концу сезона, примерно с начала марта месяца результаты снижаются.

     

    Рисунок 3. Результаты стрельбы Мусалимова Р.

     

    Результативность в стрельбе наименее успешного биатлониста отличается средней стабильностью в течении сезона примерно на уровне 60-65 процентов. Высокие результаты в стрельбе наблюдались в начале соревновательного сезона.

    Таким образом, подводя итог можно сказать, что группа исследуемых биатлонистов имеет высокую результативность стрельбы. Динамика результативности имеет индивидуальный характер.

    Для определения зависимости динамики результативности стрельбы необходимо изучить особенности предстартовых психических состояний спортсменов.

     

    3.2. Исследование особенностей предстартовых психических состояний

     

    Для выявления особенностей предстартовых психических состояний исследуемых спортсменов рассмотрим результаты, которые приведены в приложениях 3, 4, и 5.

    Таблица 3.

    Результаты измерения частоты сердечных сокращений.

    Ф.И.О спортсмена Отклонение ЧСС от нормального, в покое в % Ошибка при определении времени в%
    1 Васильев Виктор +9,1% +0,3%
    2 Абашев Тимур +20% +3,1%
    3 Камашев Владислав +10,8 +8,1%
    4 Антонов Владимир +18,3 +7,6%
    5 Стерхов Андрей +15,8 -3,6%
    6 Петров Сергей +17,5% +10,8%
    7 Уразманов Алмаз +20,8% +13%
    8 Широких Константин +17,5% +11,2%
    9 Мусалимов Ростислав +21,6% -4,6%
    10 Блинов Дмитрий +21,6% +6,6%
    Среднее отклонение +17,3% +6,02%

     

    Таким образом,  результаты, приведенные в таблице 3, говорят о том, что среднее отклонение частоты сердечных сокращений от нормы в покое в группе составило +17,3%. Степень отклонения ЧСС от нормы носила индивидуальный характер. Диапазон составил от +9,1 % до +21.6%. Во всех случаях выявлены вегетативные сдвиги в виде  увеличения частоты сердечных сокращений.

    Тест реакции на время выявил среднюю ошибку  в + 6,02%. В данном случае можно говорить о том, что ошибки в определении времени не столь значительны. На наш взгляд  это определяется спецификой спортивной специализации исследуемых спортсменов. Поскольку биатлонисты для успешности стрелкового упражнения вынуждены контролировать на соревнованиях свое физическое состояние, адекватно подходить после преодоления беговой дистанции к стрелковому рубежу. На наш взгляд,  это условие положительно сказывается на чувстве времени спортсмена.

    Однако если мы посмотрим на результаты теста на время, то увидим, что они также как и в случае с вегетативными сдвигами  имеют индивидуальный характер. Диапазон ошибок в группе составил от -3,6% до + 11,2%., причем ошибки преимущественно имели положительное значение. Т.е  большинству исследуемых казалось, что 8 секунд это больше.

    Мы, в исследовании изучали особенности внешних проявлений эмоций спортсменов. Результаты сведены в протоколы и приведены в приложении 5.

     

     

     

     

    Таблица 4.

    Особенности внешних проявлений эмоций.

    Ф.И.О биатлониста Эмоциональные проявления, в баллах
    1 Васильев Виктор 21,0
    2 Абашев Тимур 20,2
    3 Камашев Владислав 17,3
    4 Антонов Владимир 18,3
    5 Стерхов Андрей 18,8
    6 Петров Сергей 21,3
    7 Уразманов Алмаз 19,1
    8 Широких Константин 19,5
    9 Мусалимов Ростислав 17,5
    10 Блинов Дмитрий 17,8
    Среднее значение 19,2

     

    Исследование внешних эмоциональных проявлений производилось по карте приведенной в приложении 1. В карте учитывались фамилия, имя  и отчество исследуемого, а также время проведения оценки. Оценки выставлялись путем наблюдения за биатлонистами. В исследовании приводятся лишь усредненные результаты, без ранжирования по группам внешних проявлений.

    Как видно из приведенных в приложении 5 и таблицы 4 средний балл внешнего проявления эмоций  составил 19,2 балла из 25 возможных. Это можно отнести к низкой отрицательной выраженности проявлений эмоций.

    В целом, группу исследуемых биатлонистов можно охарактеризовать как относительно спокойно подходящую к соревнованиям. Основная масса биатлонистов внешне проявляла мало заметные признаки психического напряжения. Спортсмены внешне выглядели сосредоченными,  мимические выражения адекватны, речь ровная, тремор практически отсутствовал.

    Однако были в выборке и случаи сильных внешних проявлений эмоций.

    Наиболее сильно они проявились у  Камашева В. И у Мусалимова Р.. В обоих случаях у биатлонистов проявлялся тремор рук, позы скованные. Спортсмены часто находились в движении, не находя удобной позы. Речь при беседе отвлеченная, ответы на вопросы часто неадекватны.

    Результаты наблюдения свидетельствуют о необходимости психорегултрующего воздействия на указанных выше биатлонистов.

     

     

    3.3. Исследование зависимости результативности стрельбы от предсоревновательных психических состояний биатлонистов

     

    Как известно, деятельность человека откладывает определенный отпечаток на его личностных характеристиках. Однако особенности структуры личности также определяют успешность личности в той или иной сфере деятельности.

    Специфика спортивной деятельности биатлониста определяется высокой лабильностью нервных процессов при относительно сильной нервной системе, способствующей быстрому переходу от состояния высокой мышечной активности  к статическому состоянию стрельбы, которая требует максимальной сосредоченности и точности. Часто успешность в стрельбе зависит от умения спортсмена регулировать психоэмоциональное состояние.

    Таким образом, определим как влияют предстартовые психические состояния биатлонистов на их результативность в стрельбе в соревновательном цикле.

    Исследуем взаимозависимость предстартовых сдвигов частоты сердечных сокращений и результатов теста на время. Для этого определим коэффициент корреляции между исследуемыми явлениями.

    Построим корреляционную таблицу в программе Excel и рассчитаем коэффициент корреляции.

    Таблица 5.

    Взаимозависимость  предстартовых сдвигов частоты сердечных сокращений и результатов теста на время

    Ф.И.О биатлониста Коэффициент корреляции
    1 Васильев Виктор -0,045
    2 Абашев Тимур 0,237
    3 Камашев Владислав -0,471
    4 Антонов Владимир 0,631
    5 Стерхов Андрей -0,285
    6 Петров Сергей 0,631
    7 Уразманов Алмаз -0,518
    8 Широких Константин 0,682
    9 Мусалимов Ростислав -0,609
    10 Блинов Дмитрий -0,045
    Среднее значение – 0,310

     

    В результате корреляционного анализа взаимозависимости предстартовых сдвигов частоты сердечных сокращений и результатов теста на время было выявлено значение коэффициента корреляции равное – 0,310.

    Исходя из результатов исследования, можно говорить о слабой отрицательной связи между этими явлениями. То есть, чем выше предстартовое изменение частоты сердечного сокращения в положительную сторону, тем ниже степень ошибки при  тестах на время. Однако как говорит Марищук В.Л, в педагогико-психологических исследованиях значимыми следует считать результаты исследований коэффициент корреляции которых имеет значение  не ниже 0,7[]. Следовательно, полученный нами результат при определения  взаимозависимости предстартовых сдвигов частоты сердечных сокращений и результатов теста на время нельзя отнести к достоверным.

    На наш взгляд исследование данной проблемы следует продолжить, поскольку, не ясно постоянна ли эта отрицательная зависимость, или она имеет пороговые рубежи, и на каком уровне она достигает значимой степени корреляции. Все это требует отдельного досконального изучения.

    Рассмотрим зависимость результатов стрельбы биатлонистов на соревнованиях от предстартовых проявлений эмоциональных состояний. Для  этого проведем корреляционный анализ.

    Таблица 6.

    Результаты корреляционного анализа зависимости результативности стрельбы и эмоциональных проявлений биатлонистов.

    Ф.И.О биатлониста Коэффициент корреляции
    1 Васильев Виктор -0,363
    2 Абашев Тимур -0,209
    3 Камашев Владислав 0,758
    4 Антонов Владимир 0,243
    5 Стерхов Андрей 0,176
    6 Петров Сергей -0,353
    7 Уразманов Алмаз -0,299
    8 Широких Константин 0,309
    9 Мусалимов Ростислав 0,718
    10 Блинов Дмитрий -0,409
    Среднее значение 0,571

     

    В результате анализа выявлена средняя положительная связь между результативностью стрельбы и эмоциональных проявлений биатлонистов. Коэффициент корреляции между изучаемыми явлениями составил 0,571. В данном случае можно говорить о существующей зависимости результативности стрельбы биатлонистов от их эмоционального состояния. Зависимость проявляется в том, что чем менее выражено внешнее эмоциональное напряжение спортсмена (выше балл), тем выше результативность в стрельбе.

    Рассмотрим зависимость сдвигов ЧСС, теста на время и результативность в стрельбе биатлонистов.

     

    Таблица 7.

    Зависимость сдвигов ЧСС, теста на время и результативность в стрельбе биатлонистов.

     

    Ф.И.О биатлониста

    Коэффициент корреляции
    ЧСС и стрельба Тест на время и стрельба
    1 Васильев Виктор 0,276 0,534
    2 Абашев Тимур 0,762 0,451
    3 Камашев Владислав 0,242 -0,263
    4 Антонов Владимир 0,364 0,664
    5 Стерхов Андрей 0,535 0,504
    6 Петров Сергей 0,644 -0,239
    7 Уразманов Алмаз 0,879 0,227
    8 Широких Константин 0,333 -0,058
    9 Мусалимов Ростислав 0,359 -0,391
    10 Блинов Дмитрий 0,276 0,178
    Среднее значение 0,467 0,161

     

    Анализ зависимости результативности стрельбы и вегетативных сдвигов частоты сердечных сокращений выявил средний коэффициент корреляции в группе равный 0,467. Результат говорит о слабой положительной связи между явлениями.

    Исследование, же, зависимости теста на время и результативности в стрельбе выявило очень низкое среднее значение коэффициента корреляции. Хотя в группе имеются явно сильные связи между явлениями, коэффициент корреляции имеет значение равное всего  0,161. На наш взгляд, это можно объяснить особенностью методики подсчета среднего арифметического результата, поскольку в выборке выявлены как положительные так и отрицательные связи и они одинаково влияли на средний показатель. Исходя из чего, для чистоты результатов исследования, мы решили ранжировать биатлонистов по степени результативности в стрельбе. Выделено две группы: первая группа – биатлонисты, чья результативность в стрельбе за  исследуемый период составила 80 и выше процентов. Вторая группа – ниже 80%. В первой группе оказалось 4 биатлониста, а во второй соответственно – 6 биатлонистов.

    Построим таблицу.

    Таблица 8.

    Зависимость результативности стрельбы от предсоревновательных психических состояний биатлонистов.

    Методика исследования предстартовых психических состояний Среднегрупповой результат корреляционного анализа
    1-я группа 2-я группа
    1. Частота сердечных сокращений 0,454 0,429
    2. Тест на определение времени 0,365 0,005
    3. Внешние проявления эмоций -0,074 0,058

     

    Как видно из результатов таблицы 8, ранжирование биатлонистов по группам ожидаемого результата и находятся ниже порога значимости. Однако как мы видим в первой группе (более высококлассных биатлонистов) в тесте на время и ЧСС коэффициенты корреляций имеют более высокое значение, чем во второй группе и тем самым можно говорить, что зависимость более явная.

    Подводя итог исследования особенности предсоревновательных психических состояний биатлонистов на результативность в стрельбе, следует сказать, что нами явных сильных связей в целом в группе не выявлено, однако выявлены значимые связи между исследуемыми явлениями при индивидуальном анализе результативности биатлонистов. Это говорит о том, что исследован6ия в этом направлении следует продолжать.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Выводы

    В результате проведенного исследования особенностей предстартовых психических состояний и результативности стрельбы биатлонистов 19-20 лет нами получены следующие результаты:

    1. Средний уровень результативности стрельбы в группе составил 78,9%.
    2. При определении особенностей предстартовых психических состояний было выявлено, что частота сердечных сокращений перед стартом у исследуемых биатлонистов в покое выше, нежели при стандартных измерениях. Частота сердечных сокращений в группе выше на 17,3%.

    Результаты теста на время показали индивидуальный для каждого спортсмена диапазон  разброса показателей чувства времени. Среднее отклонение составило +6,02%

    Внешние эмоциональные проявления характеризуются малой выраженностью, незначительно отличающейся от проявлений вне соревнований. Средний балл мо методике расчета составил 19,2 из 25 максимально возможных.

    1. Корреляционный анализ зависимости предсоревновательных психических состояний биатлонистов и результативности в стрельбе выявил следующие особенности:
    • Обнаружена положительная связь между результативностью стрельбы и эмоциональными проявлениями биатлонистов. Коэффициент корреляции составил 0,571.
    • Обнаружена положительная связь между результативностью стрельбы и динамикой предстартовых изменений частоты сердечных сокращений. Коэффициент корреляции составил 0,467.
    • Зависимость между результативностью стрельбы биатлонистов и чувством времени не выявлена.  Коэффициент корреляции составил 0,161.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Список литературы

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     Приложения

    Приложение 1

    Карта оценки внешних проявлений эмоций

     

    Ф_________________________________

    И_________________________________

    О_________________________________                            Дата______________

    Признаки эмоциональных проявлений 5 – балльная

    шкала

    оценок

     

    Мимика

    Спокоен, мимика уверенности, дыхание ровное

    Слегка взволнован, нахмурен лоб, приподняты брови, уголки губ слегка  приподняты,  губы  сжаты, дыхание учащенное, но рит­мичное

    Заметно взволнован, брови высоко подняты, зубы сжаты, угол­ки губ несколько опущены, может быть небольшое нарушение симметрии мимики, дыхание учащенное и неритмичное

    Сильно взволнован, зубы сжаты, желваки на щеках, рот не­естественно открыт (иногда с оскалом зубов), уголки рта опу­щены, заметная асимметрия мимики, резкое учащение дыхания с сокращением фазы выдоха

    Очень напряжен, оскал зубов, губы вытянуты вперед трубочкой или сосательные движения

    Статические позы

    Позы удобные, непринужденные, оправданные обстоятельствами

    Позы удобные, оправданные обстоятельствами, но несколько напряженные

    Позы удобные, стремление к их неоправданной смене Позы неудобные, частая их смена

    Позы неудобные, неменяющиеся, застывшие статические поло­жения

    Движения

    Координированные, легкие движения

    Координированные движения, но с некоторыми заметными усилиями

    Движения заметно напряженные, плечи слегка приподняты, некоторая «неуклюжесть»

    Заметная  скованность, движения  с  несоразмерными усилиями, явная раскоординированность

    Тремор

    Тремор отсутствует

    Небольшой тремор пальцев

    Заметный тремор рук

    Тремор рук и ног

    Тремор рук, ног и на лице

    Особенности речи

    Речь спокойная, тембр и темп речи обычный, естественная жестикуляция, голос достаточно громкий, уверенный

    Речь более выразительная, чем обычно, темп речи слегка ускоренный, жестикуляция обычная, голос громкий

    Речь учащенная, усиленная жестикуляция,  много междометий, некоторая  взволнованность,  «проглатывание»  окончаний слов

    Речь торопливая,  возможна  визгливость,  чрезмерная жестикуляция и мимика, неуместный смех, заикание, «проглатывание» слов

    Речь   замедленная,   маловыразительная,   голос  тихий,   длинные паузы, жестов мало

     

     

     

    5

     

    4

     

     

    3

     

     

     

    2

     

     

     

    1

     

     

    5

     

    4

    3

    2

    1

     

     

    5

    4

     

    3

     

    1-2

     

     

    5

    4

    3

    2

    1

     

    5

     

    4

     

    3

     

     

    2

     

     

    1

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ф. И О год рожд. Результативность стрельбы в соревновательный период в % Х
    1 2 3 4 5 6
    1 Васильев Виктор 1987 100 85 100 100 85 90   93,3%
    2 Абашев Тимур 1987 86 100 85 78 75 55 79,8%
    3 Камашев Владислав 1987 25 60 90 85 100 70 71,6%
    4 Антонов Владимир 1986 95 80 100 75 60 80 81,6%
    5 Стерхов Андрей 1987 87 85 60 90 85 100 84,5%
    6 Петров Сергей 1986 76 78 85 70 100 90 83,2%
    7 Уразманов Алмаз 1986 100 65 85 70 70 60 75%
    8 Широких Константин 1987 68 74 100 60 30 100 72%
    9 Мусалимов Ростислав 1986 78 100 65 60 65 65 70%
    10 Блинов Дмитрий 1987 95 50 85 85 85 70 78,3%

    Приложение 2.

    Результаты стрельбы биатлонистов в соревновательный период.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Ф. И О  

     

    Отклонение ЧСС в %

    Х
    1 2 3 4 5 6
    1 Васильев Виктор +10 +20 0 +15 +10 0 +9,1%
    2 Абашев Тимур +20 +25 +25 +15 +25 +10 +20%
    3 Камашев Владислав +10 0 +10 +15 +10 0 +10,8
    4 Антонов Владимир +20 +10 +15 +15 +25 +25 +18,3
    5 Стерхов Андрей +10  

    +10

     

    +25

    +10 +20 +20 +15,8
    6 Петров Сергей +15 +30 +15 +25 +10 +10  

    +17,5%

    7 Уразманов Алмаз +20 +10 +15 +20 +30 +30 +20,8%
    8 Широких Константин +20 +15 +20 +15 +10 +25 +17,5%
    9 Мусалимов Ростислав +20 +25 +30 +15 +20 +20 +21,6%
    10 Блинов Дмитрий +10 +25 +20 +30 +30 +25 +21,6%
    Среднее отклонение ЧСС в группе   +17,3%

    Приложение 3.

    Колебания частоты сердечных сокращений биатлонистов относительно нормы.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 4.

    Результаты теста на восприятие времени исследуемых биатлонистов

    Ф. И О Ошибка в % Х
    1 2 3 4 5 6
    1 Васильев Виктор -10 -8 +15 +20 0 -10 +0,3%
    2 Абашев Тимур +15 +10 -20 +23 +15 -24 +3,1%
    3 Камашев Владислав +17 +20 -15 -15 +30 +12 +8,1%
    4 Антонов Владимир +24 +4 0 -12 +15 +15 +7,6%
    5 Стерхов Андрей 0 +18 -15 -20 -15 +10 -3,6%
    6 Петров Сергей +15 -10 +25 +20 0 +15 +10,8%
    7 Уразманов Алмаз +25 -12 0 +30 +20 +15 +13%
    8 Широких Константин +12 +15 +25 +10 +15 -10 +11,2%
    9 Мусалимов Ростислав -23 0 +10 -10 0 -5 -4,6%
    10 Блинов Дмитрий +20 +25 +10 0 -25 +10 +6,6%

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Приложение 5.

    Результаты оценки внешних проявлений эмоций биатлонистов

     

     

    Ф. И О Оценка внешних проявлений эмоций Х
    1 2 3 4 5 6
    1 Васильев Виктор 23 20 20 18 24 21 21,0
    2 Абашев Тимур 18 20 20 22 21 20 20,2
    3 Камашев Владислав 13 18 20 15 20 18 17,3
    4 Антонов Владимир 15 20 18 19 18 20 18,3
    5 Стерхов Андрей 20 20 18 19 18 18 18,8
    6 Петров Сергей 23 20 21 22 21 21 21,3
    7 Уразманов Алмаз 19 16 18 22 20 20 19,1
    8 Широких Константин 22 20 21 18 18 18 19,5
    9 Мусалимов Ростислав 15 18 17 16 20 19 17,5
    10 Блинов Дмитрий 13 18 17 19 20 20 17,8

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх