написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Взаимосвязь систематических занятий физическими упражнениями на проявления тревожности женщин 25-30 лет. Дипломная работа

    Оглавление

    Введение. 3

    1. Теоретическое исследование роли физических упражнений в профилактике тревожности женщин. 6

    1.1.  Морфофункциональные особенности развития женского организма. 6

    1.2 Место занятий физическими упражнениями в системе сохранения и укрепления здоровья личности. 9

    1.3 Роль физических упражнений в профилактике тревожности. 17

    Выводы по I главе. 22

    Глава 2. Организация и методы исследования. 24

    2.1 Организация исследования. 24

    2.2 Методы исследования. 25

    Глава 3. Анализ взаимосвязи занятий физическими упражнениями и проявлениями тревожности женщин. 29

    3.1 Анализ результатов исследования. 29

    3.2 Научно-практические рекомендации по снижению тревожности для женщин 25-30 лет. 35

    Выводы по II главе. 41

    Заключение. 43

    Список литературных источников. 47

    Приложения. 50

    Введение

    Актуальность. Многие люди имеют высокую тревожность, то есть  выраженные  эмоциональные черты личности, предрасполагающие к частым симптомов тревоги (тревога) в различных ситуациях.

     Мерлин определяет тревогу как проявление высокой эмоциональной возбудимости в чрезвычайной ситуации. По определению, К. Изард тревога понимается как набор негативных эмоций: страха, гнева и печали.

    Некоторые авторы М. Прихожан В.В. Суворов не говорят о общей тревоги, и частного конкретной постоянной, связанной с ответом сигнализации только в определенных ситуациях. Причинами тревожности могут быть внешние обстоятельства экзамены, проблемы в семье, в профессиональной деятельности, смена привычного уклада жизни, переутомление и пр..

    Так часто бывает у здоровых людей, их беспокойство в этом случае имеет разумное объяснение и уходит с решением проблемы. Однако, есть люди, которые подвержены тревожности вне зависимости от внешней обстановки или имеют обыкновение излишне переживать по самому незначительному поводу. Многие ученые считают, что такая реакция заложена генетически и передается по наследству.

    Некоторые психологи склоняются к тому, что причины избыточной тревожности кроются в неправильно построенных взаимоотношениях с близкими в раннем детстве, либо склонность к тревожным реакциям возникает из-за внутренних конфликтов (чаще всего связанных с самооценкой).

    В современном мире человек подвергается различным негативным факторам, которые впоследствии приводят к стрессам, состоянию тревожности и депрессиям. Поэтому задача нашего общества – это найти выход из этой глобальной проблемы, так как увеличение стрессов и депрессий приводит к многим заболеваниям, что впоследствии сделает нашу нацию физически очень слабой.

    Исследование проблем профилактики и коррекции эмоциональных состояний, оптимизации режим двигательной активности женщин имеет особое значение в связи с ориентацией физической культуры на формирование осознанной необходимости для сохранения активности, развития практических навыков сохранения и укрепления здоровья.

    Это связано с тем, что важным условием для реализации принципа оздоровительной направленности физической культуры является физическая активность человека, и без использования систематических занятий физическими упражнениями не могут быть решены проблемы реабилитации и физического развития женщин в полной мере. Было установлено, что методологическая основа регулирования психических состояний женщин путем применения физических упражнений является недостаточным.

    Регулярные физические упражнения могут значительно снизить уровень тревожности — состояния, которое нередко сопровождает многие хронические заболевания и мучает человека не меньше, чем физическая болезнь

    Однако, несмотря на то, что проблема предотвращения и устранения эмоционального стресса, тревожности и других негативных психических состояний  изучается достаточно интенсивно, проблема использования физических упражнений в профилактике тревожности женщин, исследована далеко не полно.

    Исходя из выше сказанного, проводимое нами исследование взаимосвязи систематических занятий физическими упражнениями на проявления тревожности женщин 25-30 лет, на наш взгляд, представляется актуальным.

    Объект исследования: Проявления тревожности женщин 25-30 лет.

    Предмет исследования: Взаимосвязь систематических занятий физическими упражнениями на проявления тревожности женщин 25-30 лет.

    Цель исследования: Определить взаимосвязь систематических занятий физическими упражнениями на проявления тревожности женщин 25-30 лет.

    Задачи исследования:

    1. Провести теоретическое исследование морфофункциональных особенностей развития женского организма.
    2. Раскрыть место занятий физическими упражнениями в системе сохранения и укрепления здоровья личности.
    3. Определить методы и организационные процессы исследования.
    4. Провести исследование взаимосвязи занятий физическими упражнениями на проявления тревожности.
    5. Разработать комплекс методик по снижению тревожности женщин.

    Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что систематические занятия физическими упражнениями будут благоприятно влиять на психофизическое состояние женщин, проявляющееся в снижении уровня тревожности.

    Методы исследования:

    1. Исследование теоретической литературы
    2. Экспериментальное эмпирическое исследование
    3. Анализ результатов эксперимента
    4. Методы обработки и интерпретации данных: методы математической статистики коэффициентов корреляции по критерию Пирсона.
    5. Метод тестирования.
    6. Наблюдение, опрос.

    Для оценки психологического состояния женщин – определения уровня реактивной и личностной тревожности использован тест Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.

    Заключение

    В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

    1. Здоровье человека на 49–53 % определяется образом жизни. При этом установлено, что уровень здоровья и двигательная активность взаимосвязаны между собой. Исходя из этого, можно сказать, что формированию здорового образа жизни, потребностей студентов в физическом самосовершенствовании и поддержании высокого уровня здоровья через сознательное использование всех организационно-методических форм занятий физкультурно-спортивной деятельностью будет способствовать усвоение ценностей физической культуры и приобретение их во внутреннюю мотивацию личности.
    2. Оздоровительный эффект физических упражнений, в частности оздоровительной гимнастики основан на тесной взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, обменом веществ, внутренними органами [ 11]. При движениях через заложенные в толще мышц нервные окончания рефлекторным путем совершенствуется регуляция деятельности организма, улучшается обмен веществ, осуществляется использование кислорода органами и доставка его к тканям, увеличивается кровоснабжение жизненно важных органов, снижается содержание холестерина и атерогенных липидов (способствующих развитию атеросклероза).

    Оздоравливающий эффект тренировки (в том числе и оздоровительной гимнастики) можно свести к:

    -нормализации процессов управления и регуляции прежде всего в триаде: центральная нервная система – гормональная система – иммунная система;

    -улучшению регуляции трофических и обменных процессов в клетках за счёт устранения повреждений в ДНК и, следовательно, в органеллах;

    -активизации синтезирующих процессов в тканях. Это приводит, в частности, к гипертрофии клеток за счёт разрастания некоторых клеточных органелл, увеличению числа клеток (гиперплазии), повышению активности ключевых клеточных ферментов и другим явлениям, которые в целом выражаются в повышении функциональных и резервных возможностей организма.

    1. Определяют несколько причин, по которым упражнения положительно влияют не психическое здоровье. Большинство ученых согласно, что, по-видимому, имеет место сочетание прямых и косвенных факторов. Лучшее кровообращение и снижение воспаления улучшает прогноз, положительное воздействие факторов окружающей среды, лучшее восприятие и сдвиги в поведении – всё это «побочные эффекты» упражнений, которые улучшают психическое здоровье.

    Согласно научным данным, физические упражнения могут улучшить психическое здоровье одним из следующих способов:

    • путём улучшения физиологического здоровья.«Физическая активность полезна для общего здоровья мозга, за счёт уменьшения факторов риска плохого психического здоровья – например, воспаления, диабета, гипертензии и сердечно-сосудистых заболеваний.
    • увеличивая переносимость эмоционального стресса.Поскольку физические упражнения – это стресс, регулярные тренировки повышают устойчивость человека к другим видам физического и эмоционального стресса. Приобретение большей физической и эмоциональной устойчивости от последовательных занятий фитнесом, видимо, помогает людям лучше адаптироваться при возникновении сложных ситуаций (Otto & Smits 2011).
    • за счёт привыкания к физической нагрузке.Для некоторых тревожных больных повышенная ЧСС, обильное потоотделение, озноб и другие симптомы стресса, которые возникают во время приступа тревожности, сами по себе вызывают расстройство. При регулярной тренировке люди обучаются контролировать проявления физиологического стресса, подобные повышенной ЧСС или потоотделению, и эти симптомы меньше пугают.

    Настоящая работа проводилась на базе спортивного клуба «Чемпион».

    Исследование проходило  в два этапа:

    1. Этап 1 – определение группы испытуемых и проведение первичного теста на проявления тревожности – сентябрь 2015 г.
    2. Этап 2 – проведение повторного теста на проявление тревожности, обработка и анализ материалов исследования, составление дипломной работы.

    В качестве испытуемых были выбраны две группы женщин по 10 человек в возрасте 25 – 30 лет.

    Для оценки психологического состояния женщин – определения уровня реактивной и личностной тревожности использован тест Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина.

    На первом этапе исследования в группах испытуемых выявлены средние уровни тревожности. Общей тенденцией является то, что выявлены более низкие показатели по реактивной тревожности как в контрольной так и в экспериментальных группах (значения 40,42 и 39,58). Различия недостоверны для t = 2,06, при р=0,05.

    В экспериментальной группе личностная тревожность выражена на более высоком уровне (42,78 и 43,66). Различия недостоверны для t = 2,06, при р=0,05.

    В контрольной группе выявлен 1 случай высокой ситуативной тревожности. В экспериментальной группе случаев проявления повышенной личностной тревожности больше – 4 случая. Однако, как уже указывалось выше, показатели находятся вне пределов достоверных различий.

    На втором этапе исследования показательным является то, что в группе испытуемых экспериментальной группы произошло снижение уровня тревожности. Особо заметно снижение по показателю личностной тревожности. Средние показатели при первом тестировании составляли 43,66 и 39,55 при втором срезе. Различия недостоверны для t = 4,13, при р=0,05.

    Показатели изменений тревожности контрольной группы изменились незначительно и находятся в зоне недостоверных различий. Средние показатели при первом тестировании составляли 42,78 и 43,02 при втором срезе. Различия недостоверны для t = 4,13, при р=0,05.

    Анализ корреляционной зависимости между систематическими занятиями физическими упражнениями выявил в экспериментальной группе испытуемых сильную положительная связь между результатами срезов, что говорит о том, что занятия физическими упражнениями позволили женщинам экспериментальной группы снизить уровень тревожности.

    Это может говорить о том, что систематические занятия физическими упражнениями снижают тревожность женщин 25-30 лет.

    Они чувствуют себя достаточно комфортно, но эмоциональное равновесие, хорошая работоспособность проявляются преимущественно из-за того, что к данной ситуации новизны занятий они уже  адаптировались и могут определять меру своей ответственности и физических напряжений.

    Данную разницу в полученных результатах мы объясняем тем, что в течение всего учебного года в процесс занятий физическими упражнениями в экспериментальной группе были включены методы психотренировки, упражнения из восточной гимнастики – «асаны», которые способствовали не только развитию физических качеств, дыхательной системы, но и благотворно воздействовали на нервно-психические процессы женщин.

    Таким образом, представленные данные позволяют утверждать, что систематические занятия физическими упражнениями приводят к изменениям в психологическом состоянии женщин, проявляющемся в снижении уровня тревожности как реактивной, так и личностной направленности, что подтверждает нашу гипотезу.

    Список литературных источников

    1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. – М.: “Академия”, 2016г., С.224.
    2. Астапов В.Н. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 2012г. т.13 №5.
    3. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека [Текст] / В. К. Бальсевич. – М. : Теория и практика физической культуры, 2010. – 275 с
    4. Бальсевич, В. К. Физическая культура для всех и каждого [Текст] / В. К. Бальсевич – М. : Физкультура и спорт, 2010. – 208 с.
    5. Бальсевич, В. К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека [Текст] / В. К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. – М., 2010. – № 1. – С. 22–25.
    6. Богачихин, М. М. Урок китайской гимнастики [Текст] / М. М. Богачихин. – М. : Советский спорт. 2010. – Вып. 1. – 96 с.
    7. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М. : Просвещение, 2012. – 412 с.
    8. Бокк, Е. Упражнения на выносливость – программа здоровья [Текст] / Е. Бокк, Х. Келер, М. Шолих ; пер. с нем. – М. : Физкультура и спорт, 2014. – 48 с.
    9. Борилкевич, В. Е. К вопросу о понятии феномена «Физическая работоспособность» [Текст] / В. Е. Борилкевич // Теория и практика физической культуры. – М., 2013. – № 9–10. – С. 18–19.
    10. Бурчик, М. В. Физическая работоспособность в условиях 120–суточной антиортостатической гипокинезии и факторы, её обуславливающие [Текст] / М. В. Бурчик, В. В. Зайцева, В. Д. Сонькин // Физиология человека. – М., 2010. – № 4. – Т. 26. – С. 88–93.
    11. Быховская, И. М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени [Текст] / И. М. Быховская. – М. : ФОН, 2012. – 209 с.
    12. Введение в теорию физической культуры [Текст] : учеб. пособие / под ред. Л. П. Матвеева. – М. : Физкультура и спорт, 2013. –52 с.
    13. Визитей, Н. Н. Физическая культура личности (проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты) [Текст] / Н. Н. Визитей. – Кишинёв: Штиинца, 2011. – 110с.
    14. Виленский, М. Я. Физическая культура в самовоспитании будущего учителя [Текст] : учеб. пособие / М. Я. Виленский, В. А. Беляева ; под общ. ред. В. А. Сластенина. – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 2015. – 60 с.
    15. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека [Текст] / В. К Вилюнас. – М. : Изд-во МГУ, 2010. – 288 с.
    16. Виру, А. А. Аэробные упражнения [Текст] / А. А. Виру, Т. А. Юримяэ, Т. А. Смирнова. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 142 с.
    17. Влияние занятий фитнесом на психофизиологические особенности женщин зрелого возраста Белоусова Н.А., Мамылина Н.В. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. С. 1803.
    18. Гавердовский, Ю. К. Аэробика или дискотека (полемические заметки) [Текст] / Ю. К. Гавердовский // Теория и практика физической культуры. – М., 2012. – № 9. – С. 52–58.
    19. Дикаревич, Л. М. Педагогические приёмы управления нагрузкой в занятиях оздоровительной аэробикой женщин различного уровня функционального состояния [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Л. М. Дикаревич. – М., 2015. – 148 с.
    20. Динейка, К. В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка [Текст] / К. В. Динейка. – М. : Физкультура и спорт, 2012. – 64 с.
    21. Дихтярёв, В. Я. Знать и уметь [Текст] // Физическая культура в школе. – М., 2012. – № 4. – С. 36–38.
    22. Казначеев, В. П. Феномен человека: комплекс социоприродных свойств [Текст] / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин // Вопросы философии. – М., 2008. – № 7. – С. 11–23.
    23. Ковалёв, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалёв. – М., 2009. – 390 с.
    24. Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги. // Вопросы психологии, 2011г., №1.
    25. Личностная тревожность и 16-летний риск развития инфаркта миокарда и инсульта среди женщин 25-64 лет в окрытой популяции
      Гафаров В.В., Панов Д.О., Громова Е.А., Гагулин И.В., Гафарова А.В.
      Мир науки, культуры, образования. 2012. № 4. С. 275-276.
    26. Морган, У. П. Ситуативная тревога и результативность деятельности [Текст] / У. П. Морган, П. А. Эликсон // Вопросы психологии. – М., 2010. – № 3. – С. 155–161.
    27. Пайнз Д., Бессознательное использование своего тела женщиной. БСК. Восточно — Европейский институт психоанализа. С — П., 2012
    28. Практическая психодиагностика под ред. Д.Я. Райгородского. Самара. Издательский дом «БАХРАМ — М», 2010
    29. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС, 2014. – Т. 2
    30. Психологические тесты [Текст] / сост., подгот. текста, библиогр. Э. Р. Ахмеджанов. – Москва, 2016 – 320 с.
    31. Пузова П. Р. Психология современной женщины. – СПб.: Питер, 2013
    32. Роджерс, К. Эмпатия [Текст] / К. Роджерс // Психология эмоций / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 2014. – С. 235–237.
    33. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М  : , 2012. – 704 с.
    34. Структурные характеристики психических состояний женщин, переживающих трудности совладания с кризисом середины жизни Скрипачева Е.Н., Бохан Т.Г., Шабаловская М.В.
    35. Суворова В.В. Психофизиология стресса. – М., 2012 г.
    36. Психологическая наука и образование www.psyedu.ru. 2015. Т. 7. № 3. С. 72-81.
    37. Терехин А. Д. Основы консультирования тревожных женщин. – М.: ВЛАДОС, 2013
    38. Фоули Д., Нечас Э, Энциклопедия женского здоровья. Крон — Пресс,2015

    Приложения

    Приложение 1.

    Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory – STAI) Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх