написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Наглядное моделирование как средство формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Дипломная работа

    Оглавление:
    Введение
    ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
    1.1 Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
    1.2 Анализ методик формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
    1.3 Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи посредством наглядного моделирования
    Выводы по первой главе
    ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ
    2.1. Этапы, организация и методическое обеспечение опытно-экспериментального исследования
    2.2 Организация и содержание формирующего этапа эксперимента
    2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
    Выводы по второй главе
    Список использованной литературы
    Приложения

    Введение

    Речь, мнению – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через общение с другими личностями, другими мирами, другими культурами [2].
    Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании организации деятельности ребенка, а также самоорганизации поведения, формировании речевых связей.
    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через общение с другими личностями, другими мирами, другими культурами [2].
    Своевременное развитие грамматического строя языка ребенка является общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохраненным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования [41]. Эти проявления указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности.
    Своеобразие развития грамматического строя при общем недоразвитии речи показано в исследованиях М.В. Богданова-Березовского, В.К. Орфинской, Б.М. Гриншпуна, Т.Б.Филичевой и другие авторы считают, что развитие грамматического строя при ОНР происходит с большими трудностями, чем овладение словарем [3, 11, 26]. Это связано с тем, что грамматические значения абстрактны и грамматика организована на основе большого количества правил.
    Актуальность данной проблемы обусловлена тем фактом, что грамматическая система русского языка сложна и ребенку с недоразвитием речи самостоятельно с ней не справиться. В связи с этим отсутствие своевременной помощи приводит к целому ряду последствий: это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе, речевой негативизм, своеобразие эмоционально-волевой сферы, задержка познавательной деятельности и трудности в овладении всей школьной программы.
    Объект исследования: Процесс формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
    Предмет исследования: Средства наглядного моделирования, способствующие формированию грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
    Цель исследования: выявление эффективности использования средств наглядного моделирования для формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с ОНР.
    Гипотеза: формирование грамматического строя речи старших дошкольников с ОНР будет эффективным при применении средств наглядного моделирования.
    Список литературы:
    1. Агаева Е.Л. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования: Автореф. Дис. канд. психол. наук. М., 1984 .
    2. Алексеева Б.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Уч.пособие родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
    3. Арушанова, А.Г. Проблемы речевого развития старших дошкольников / А.Г. Арушанова // Проблемы и перспективы развития дошкольных образовательных учреждений / Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве» // Отв. ред. Л.Е. Курнешова. – М.: Центр «Школьная книга», 2004. – С. 64.
    4. Божович Т.А. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968.
    5. Боровских Л.А. Я логично говорю. Тетрадь для развития связной речи детей. Методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2000. – 8с.
    6. Брунер Дж. Онтогенез речевых актов // Психолингвисти¬ка / Под ред. A.M. детей дошкольного возраста/ Иркутск, 1972.
    7.
    8.
    9. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 1988.
    10. Ветрова Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного возраста способности к перцептивной абстракции приемами моделирования / Вопросы умственного воспитания JI.C. Мышление и речь // Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2.
    11. Волкова Г.А. Методика психологического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2009.
    12. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.,1985.
    13. Гаркуша Ю.Ф. Использование наглядного моделирования в коррекционном обучении дошкольников с ОНР [общее недоразвитие речи] / Ю.Ф. Гаркуша, Кроткова Т.Н. // Дети с проблемами в развитии: исследования и коррекция. – СПб., 1999. – С. 84-91.
    Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999.
    14. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста. // Дефектология. 2009 г. №4 стр 68.
    15. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М.:АРКТИ, 2002. – 144с.
    16. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. — Челябинск, 1974.
    17. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. — М., 1997.
    18. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов// Нарушение речи и голоса у детей/ Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. – М., 1975. – С. 71 – 80.
    19. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2000.
    20. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте //Вопросы психологии. – 1992. – №1.
    21. Дерново Л. П. Обучение рассказыванию с элементами творчества детей с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. — М., 2008
    22. Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. //Рус.яз., 2007 г. №3
    23. Журова Л.Е. Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Минск, 1992.
    24. Занятия по развитию речи в детском саду: кн. для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С.Ушакова, А.Г. Арушалова и др.; под ред. О.С.Ушаковой, 2004
    25. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс 1997 г.
    26. Ильякова Н.Е. Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От глаголов к предложениям. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 32с.
    27. Ильякова Н.Е.Логопедические тренинги по формированию связной речи у детей с ОНР 5 – 6 лет. От прилагательных к рассказам-описаниям. – М.:Издательство «ГНОМ и Д», 2004. – 8с.
    28. Иншакова О. Б. Логопедическое обследование. — М., 2009.
    29. Исенина Е.И. Психологические основы речевого онтогенеза в начальном периоде.//Докт. Дисс. – М.,1986.
    30. Карнаухова Я.Б. Развитие связной речи методом изографического моделирования у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Логопедия сегодня : науч.-метод. журн. – 2011. – № 1 (31).
    31. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. – М.,1967.
    32. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-на-Дону, 1987.
    33. Киселева О.И. Использование метода наглядного моделирования в обучении детей монологической речи. Уч. Пособие, Томск, 2006
    34. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Развитие связной речи фронтальные и логопедические занятия для детей с ОНР. — М.:2001 г.
    35. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. — М., 2009.
    36. Лаврик М.С. Формирование сложных синтаксических конструкций в речи старших дошкольников: Дисс. канд. пед. наук. М., 1977. -164с.
    37. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. С-Пб.: “Союз”, 2004.
    38. Леон Лоренсо С., Хализева Л.М. Роль овладения наглядным моделированием в умственном развитии ребенка-дошкольника / Психолого-педагогические основы совершенствования обучения и воспитания в детском саду/ М., 1979
    39. Лепская Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуни-кации). — М., 1997.
    40. Леонтьев АЛ. Исследование детской речи // Основы тео¬рии речевой деятельности. — М., 1974.
    41. Леонтьев АА. Основы психолингвистики. — М., 1999.
    42. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения. – М.,1986.
    43. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
    44. Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников. Лиханова Н.Л.
    45. Логопедия: Учебник / Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2010
    46. Лордкипанидзе Д. О. Педагогическое учение К. Д. Ушинского. 3 изд. – М., 1954
    47. Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. -М., 1956.
    48. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / Г.Р.Шашкина, Л.П.Зернова, И.А.Зимина. – М.: Изд-е и центр «Академия», 2008.
    49. Мещеряков В.Н. Как пересказывать произведения литературы, живописи, музыки: Методические приемы и образцы. – М.: Флинта: Наука, 2009 г.
    50. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль Академия развития 1996г. Преодоление ОНР /Под ред. Волосовец М. 2009 г.
    51. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2007.
    52. Орфинская В.К. «Принципы построения дифференцированной методики обучения алаликов на основе лингвистической классификации форм алалии. Развитие мышления и речи у аномальных детей» Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1963. – 256.
    53. Пищикова О.В. Применение наглядного моделирования при формировании связных речевых высказываний у старших дошкольников с ОНР [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября»
    54. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. — М., 1977.
    55. Слобин Д. Когнитивные предпосылки грамматики // Пси-холингвистика. — М., 1974.
    56. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович . –– М. : Классикс стиль, 2003. – 160 с. : ил. – (Коррекционная педагогика)
    57. Сохин Ф.А. Основные задачи развития речи // Развитие речи детей дошкольного возраста. — М., 2009.
    58. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь: Формирование и развитие связной речи. — СПб., 2008.
    59. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. Выпуск №2. Методическое пособие и демонстрационный материал для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2003 – 24с.
    60. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда/Т.А.Ткаченко. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 48 с.
    61. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям « учим говорить правильно» – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16с. (Практическая логопедия.).
    62. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко. – М. : Просвещение, 1984. – 240 с
    63. Хрестоматия по логопедии Нарушение детской речи и их устремление в учебно-воспитательные процессы. … Ред. Хомской Е.Д.) М.,1979-398с
    64. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза). — М., 1990.
    65. Филичева Т. Б., Каше Г. А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
    66. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с ОНР. – М., 1993.
    67. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1992.
    68. Характеристика основных этапов развития речи ребенка в процессе воспитания. Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Бб – М.,1964
    69. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
    70. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» / Изд. дом «Первое сентября» :http://festival.1september.ru/articles/310205/

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх