написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Сравнительный анализ систем социального обеспечения в РФ и за рубежом. Курсовая работа 2024 г.

    Оглавление

    Введение. 2

    1. Общая характеристика системы социального обеспечения. 4

    1.1. Основные теоретические положения о социальной функции государства  4

    1.2. Понятие «социальное обеспечение»: цели, задачи, функции. 8

    1. Особенности системы социального обеспечения в странах Европы, США и России 11

    2.1. Социальное обеспечение в странах Европы и США.. 11

    2.2. Социальное обеспечение в России. 17

    2.3 Актуальные проблемы социальное обеспечение за рубежом и в РФ.. 20

    1. Пути решения проблем социального обеспечения за рубежом и в РФ.. 27

    Заключение. 30

    Список литературных источников. 31

     

    Введение

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что каждый человек в своей жизни сталкивается с проблемами в области социального обеспечения. Ежедневно граждане нуждаются в поддержке со стороны государства и ищут пути решения злободневных вопросов посредством системы социальной защиты.

    Современные нормы международного права и законодательства Российской Федерации обеспечивают охрану прав человека властью закона, гарантируют достойную жизнь как отдельным гражданам, так и народу в целом. Государство выступает гарантом права граждан на социальное обеспечение, создает правовые средств, которые способствуют реализации и охране прав и свобод человека и гражданина.

    В российской Конституции определен статус России как социального государства, главной целью которого должна быть забота о благосостоянии своих граждан и помощь тем из них, кто оказался в трудной жизненной ситуации[1].

    Социальная поддержка должна быть направлена на повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, укрепление социальной справедливости, полную реализацию личных прав и свобод граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

    Но современное российское государство пока сложно назвать социальным, так как в теории и практике реализации его социальных обязательств имеются значительные недочеты, которые порождают массу пробелов в эффективности решения социально значимых вопросов и потребностей граждан.

    Цель исследования: провести сравнительный анализ систем социального обеспечения в РФ и за рубежом

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть основные теоретические положения о социальной функции государства.
    2. Изучить особенности системы социального обеспечения в странах Европы, США и России.
    3. Исследовать актуальные проблемы социальное обеспечение за рубежом и в РФ
    4. Рассмотреть пути решения проблем социального обеспечения за рубежом и в РФ

    Объект исследования: система социального обеспечения.

    Предмет исследования: сравнительный анализ систем социального обеспечения в РФ и за рубежом

    1. Общая характеристика системы социального обеспечения

    1.1. Основные теоретические положения о социальной функции государства

    В настоящее время социальная функция государства реализуется на основе следующих конституционных гарантий:

    • одна из основных целей политики государства Российской Федерации связана с детьми, их образованием и полноценным развитием, то есть приоритет семейного воспитания закреплен на государственном уровне и обеспечивается необходимыми структурами, даже если родители по каким-то причинам не выполняют свои права и обязанности по воспитанию и обучению детей;
    • гарантия минимальной заработной платы (МРОТ) не ниже минимальной заработной платы находится под особым контролем из-за озабоченности граждан по поводу защиты и полной реализации трудовых отношений;
    • обеспечение устойчивого экономического, политического и социального развития, высокий уровень доверия общества и граждан к власти, социальное партнерство [20, с. 360].

    Исходя из положений ст. 7 Основного закона РФ следует: Россия -это социальное государство. Основной целью политики Российской Федерации является создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, обеспечение занятости, здоровья человека, установление гарантированной минимальной заработной платы, обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства, государственная поддержка лиц с ограниченными возможностями и пожилых людей, развитие системы социального обслуживания, установление государственных пенсий, предоставление пособий и другие гарантии социальной защиты [1]. В России политика государства направлена на повсеместное развитие социальной сферы.

    Структурная часть социальной функции состоит из следующих основных элементов:

    • социальная структура – это определенные группы (социально-демографические, этнические, региональные и т. д.), их взаимоотношений;
    • социальная инфраструктура – определенный набор отраслей народного хозяйства и различных видов общественно-полезной деятельности (кооперативы, государственные фонды и т. д.);
    • социальные интересы, которые выражают потребности, ожидания, стимулы и другие проявления, обеспечивая связь, как отдельного человека, так и всей группы с обществом [15].

    Социальная справедливость – это условия и гарантии функционирования, как отдельных лиц, так и их групп в обществе.

    Инфраструктура социальной сферы включает в себя отраслевые блоки: социальное обеспечение, образование, культура, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство. От уровня развития этих блоков напрямую зависит качество действия социальной сферы.

    Структура социальной сферы состоит из нескольких секторов: государственного, частного, добровольно-государственного, смешанного. Таким образом, социальная сфера представляет собой целостную, постоянно меняющуюся подсистему общества, и ее создание создается объективными потребностями общества в постоянном размножении субъектов социального процесса.

    Основной механизм реализации, поддержки высокого уровня жизни людей в государстве, их благосостояния – это социальная политика. Демократическое правовое государство не может функционировать, без социальной ориентации.

    Эффективность применения вышеупомянутых конституционных норм во многом зависит от качества нормативных правовых актов, принятых для их обеспечения. Совокупностью факторов определяется данное качество:

    • законы, которые закрепляют систему оказания мер социальной поддержки должны отличаться внутренней согласованностью и непротиворечивостью;
    • федеральным законам не должны противоречить подзаконные акты, устанавливающие различные вопросы в сфере социального обеспечения, они должны быть взаимосвязаны, потому что приняты в развитие этих актов;
    • согласованностью федеральных и региональных нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки граждан.

    У научных деятелей множество отрицательных замечаний общего и конкретного характера вызывает нормативные-правовые акты, которые закрепляют систему социального обеспечения.

    А.А. Ходусов отмечает, что в современных условиях существует пробел как в правовом регулировании, так и на практике в области координации действий государственных органов в области охраны и защиты материнства и детства [21]. И. Г. Минакова указывает на недостатки порядка учета доходов для предоставления гражданам государственной социальной помощи в части учета доходов до уплаты налогов и сборов[13].

    Под социальной защитой населения мы будем понимать конкретные практические мероприятия, которые включают определение и определение наиболее актуальных сфер и установление процедуры обеспечения благоприятных условий для жизни и свободного развития населения страны путем реализации социально-экономической политики, основанной на действующих в стране законах.

    Отсюда, согласно Конституции Российской Федерации, основными элементами любого социального государства, к которому принадлежит Россия, являются социальная политика, основанная на социальной (правовой и правовой) защите государства проживающих в нем граждан, направленная на создание в нем условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека[7].

    Российская Федерация изначально была и сейчас является социальным государством, которая постоянно реализует программы, реализующие меры социальной поддержки и защиту собственных граждан; общими тенденциями в развитии социальной сферы в России является:

    Преобладание социального обеспечения государства, целеустремленность в реализации социальных проектов и их реализации на всех уровнях исполнительной власти; основными элементами любого социального государства, к которому принадлежит Россия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, являются социальная политика, основанная на социальной (правовой и правовой) защите граждан, проживающих в государстве, посредством различных социальных программ, действующих в нашем государстве, социальная политика Российской Федерации охватывает все охватывает сферы общественной жизни;

    проблема носит общемировой характер и еще раз показывает необходимость совместного решения всем мировым сообществом, но в то же время показывает, что Россия идет в этом вопросе своим путем в силу особого менталитета и характера русского народа; социальная политика России, как и любого другого государства, – это решение, без которого невозможно построить нормальное социальное государство; это связано с тем, что, обусловлено наличием различных социальных проблем без поиска путей их решения; эти способы решения социальных проблем, изложенные в этой статье, в настоящее время существуют в России.

    Таким образом, в заключении следует вывод, специфика социальной политики России во всех сферах жизни, в том числе и социальной, и в этом ее сила, в том числе и в ее особом укладе. Это единое понимание того, что без развития социальной сферы не было бы сильного государства, ведь сегодня для государства характерен уровень жизни его граждан. Это является толчком к развитию социальной работы в различных направлениях.

    1.2. Понятие «социальное обеспечение»: цели, задачи, функции

    В доктринальных исследованиях российскими учеными понятие социального обеспечения раскрывается неоднозначно, причем порой смешивая его со схожими терминами, такими, как «социальная защита» и «социальная помощь», что обусловлено как сложностью обозначаемых ими общественных явлений, так и отсутствием легальной трактовки. Между тем, отсутствие легального определения рассматриваемого понятия оказывает определенное влияние на формирование многообразия доктринальных взглядов, вносит неопределенность в вопросе определения места социального обеспечения в системе социальной защиты граждан.

    На основании изложенного, представляется важным провести комплексный анализ имеющихся в научной литературе определений, раскрывающих категорию «социальное обеспечение», провести их систематизацию.

    Во-первых, в юридической науке социальное обеспечение традиционно рассматривается как система экономических и правовых мер, реализуемых государством с целью перераспределения валового внутреннего продукта посредством представления гражданам в случаях наступления социальных рисков материальных благ для выравнивания их личных доходов и поддержания полноценного социального статуса за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом и государством [14].

    Во-вторых, с точки зрения отдельных исследователей рассматриваемое понятие трактуется как «система распределительных отношений, где ее относят ко всей совокупности общественных отношений, складывающихся по поводу распределения внебюджетных фондов социального страхования и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случае утраты заработка или трудового дохода» [12].

    В третьих, социальное обеспечение является содержанием основного элемента внешнего проявления социального государства.

    В четвертых, отдельные авторы полагают, что «социальное обеспечение» выступает системой материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях.

    Привести полный спектр представлений о сущности социального обеспечения, невозможно. Однако стоит отметить определенное сходство мнений исследователей в силу единства его назначения, в каждом из определений отражены признаки категории «социальное обеспечение».

    Главная цель социального обеспечения – предупреждение обнищания населения; гарантированность достойных условий жизни, позволяющих каждому, кто по объективным причинам, признанным обществом, государством социально уважительными, не может собственным трудом приобрести достаточный источник средств существования.

    Под функциями обычно понимается внешнее проявление свойств какого-либо объекта. В правовой литературе выделяют следующие функции социального обеспечения:

    1) Экономическая функция. Она заключается в полном или частичном замещении заработка или другого источника средств существования, утраченного в связи с возрастанием нетрудоспособности или потерей кормильца, частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств, оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

    2) Политическая функция. Эта функция способствует поддержанию стабильности в обществе, в котором имеются некоторые различия в уровне жизни разных слоев населения. Позволяет государству через систему социального обеспечения реализовать основные направления социальной политики.

    3) Социально-реабилитационная функция. Она обеспечивает восстановление статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения путем предоставления различных видов материального обеспечения и социальных услуг с целью предупреждения обнищания и поддержания достойного уровня жизни.

    4) Демографическая функция в свою очередь способствует стимулированию роста населения, а так же воспроизводству здорового поколения и увеличения продолжительности жизни граждан.

    5) Производственная функция социального обеспечения дает право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью. А уровень обеспечения в свою очередь зависит от характера и размера вознаграждения за труд.

    6) Защитная функция социального обеспечения проявляется в предоставлении социального обеспечения гражданам.

    Таким образом, социальное обеспечение представляет собой сложную категорию и многогранное понятие, универсальное определение которому дать чрезвычайно сложно, поскольку невозможно отразить в нем все сущностные признаки и основные функции.

    На наш взгляд, социальное обеспечение следует определить, как совокупность мер экономического, правового, организационного характера, предусматривающие возможность предоставления гражданам особого рода материальных благ на установленных законодательством условиях, за счет средств государственных внебюджетных фондов и бюджетов разных уровней, при наступлении социально значимых обстоятельств в целях поддержания материального и социального благополучия граждан.

     

    2. Особенности системы социального обеспечения в странах Европы, США и России

    2.1. Социальное обеспечение в странах Европы и США

    Несмотря на многообразие подходов к определению моделей социального обеспечения, все существующие классификации базируются на двух классических моделях, сформировавшихся в мировой истории. Обе системы носят имена их создателей: германского канцлера Отто фон Бисмарка и британского экономиста Уильяма Бевериджи.

    Предвидится необходимым выделить ключевые признаки классических моделей социального обеспечения, чтобы в дальнейшем проанализировать современные модели, основанные на них. Принципиальное различие двух систем заключается в финансировании социального обеспечения. Отто фон Бисмарк поддержал введение в Германии системы социального обеспечения, основанной на страховых принципах, тогда как Уильям Беверидж в 1942 г. предложил финансировать социальное обеспечение за счет налогов.

    Первая модель – остаточная. Роль государства при построении социального обеспечения в рамках данной модели минимально. Ведущая роль при осуществлении социальной политики отдается благотворительным и (или) общественным организациям, при этом государство выступает в данных отношениях только в том случае, если семья и рынок, как социальные институты, перестают осуществлять свои функции либо делают это ненадлежащим образом.

    По своей сути такая помощь направлена только в отношении особо нуждающихся лиц, неспособных самостоятельно удовлетворить свои потребности. На мой взгляд данная модель не жизнеспособная, так как она в полной мере не решает всех поставленных перед государством задач, в виду того, что остаточный принцип так или иначе не позволяет оказать помощь всем, нуждающимся в ней. Остаточная модель своей целью устанавливает именно лечение болезней общества, а не их профилактику в будущем[9].

    Указанная модель нашла свое отражение в системе социального обеспечения Соединенных Штатов Америки, в которых господствовал принцип «твердого индивидуализма» [8], предусматривающий отсутствие вмешательства со стороны государства. Основы социальной политики в США были заложены Законом «О социальном обеспечении» 1935 г., который предусматривал оказание помощи из бюджетных средств гражданам пенсионного возраста, семьям с детьми, инвалидам и т.д. Примечательно, что законодательство США дошло до настоящего времени практически в неизменном виде, в связи с этим большинство актов не утратили силу, как, например, Закон «О социальном обеспечении» 1935 г. или Медицинская программа «Мэдикэр» 1965 г.

    Если говорить о социальное поддержки в США, то она достаточно неоднозначная. С одной стороны, в США множество людей, которые живут на пособия. С другой стороны, высокие налоги и отсутствие каких-либо гарантий и медицины для работающего населения ставит его в очень неудобную позицию.

    Кроме того, стоит понимать, что США – это федеративная республика, где каждый штат в действительно устанавливает свои налоги, программы, социальное обеспечение и так далее. Поэтому достаточно сложно говорить о США в целом. Однако мы попробуем оценить общие принципы и походы американской системы.

    Рассмотрим влияние остаточной модели социального обеспечения на примере социального страхования в США. Федеральные программы социального страхования финансируются из специальных фондов. Так, в соответствии с Законом «О социальном обеспечении» 1935 г. наемные рабочие и служащие вносят определенную часть из зарплаты в виде налога на социальное страхование, а оставшуюся часть вносят работодатели. Социальное страхование предназначено для обеспечения пособиями лиц, не имеющих средств к существованию, без проведения проверки их доходов. Таким образом, государство практически не участвует в формировании будущих пенсионных накоплений.

    Программа медицинского обслуживания пенсионеров и нетрудоспособных была создана ещё в 1965 году путем утверждения Медицинской программы «Мэдикэр». По ее условиям страховка делится на основную и дополнительную. Основная финансируется за счет налога на социальное страхование. Дополнительное страхование является добровольным и финансируется за счет федерального бюджета и взносов участников. Оно оплачивает амбулаторное лечение и консультативные услуги врачей.

    В США работа в сфере социального обеспечения возложена на плечи негосударственных организаций, часть из которых имеют международный характер, например, Международный Красный Крест. Поэтому можно говорить, что государство отстранено от большинства социальных проблем общества, занимая пассивную позицию.

    Вторая модель – индустриально-экономического развития. В рамках данной модели институт социального страхования населения функционирует под контролем государства. Именно через его органы граждане могут воспользоваться теми или иными формами социальной защиты. В то же время верно подметил С. Н. Смирнов, что эта модель более широкой социальной политики, но также преимущественно пассивная, прямо не нацеленная на профилактику социальных болезней [19].

    Социальное обеспечение в США строится на базе выплат в соответствующие фонды части доходов или предпринимательской деятельности. Выплаты переводят в два фонда: фонд социального страхования и фонд медицинского страхования.

    Например, размер социального налога может быть разный: 6,2% от дохода работника в зависимости от уровня доходов; 12,4% от дохода предпринимателя и тоже различается от уровня дохода.

    Опять-таки, всё значительно может отличаться от уровня дохода и штата проживания. Если мы говорим о выплатах на медицинскую помощь, то она составляет: 1,45% для трудящихся; 2,9% для частных предпринимателей.

    Социальное обеспечение представляется, чаще всего, в рамках: пенсионные пособия; пособие по нетрудоспособности; семейные пособия.

    Пенсионные пособия в себя включают следующие выплаты: пенсия по старости; пенсия по потери кормильца.

    Отметим, что многие американцы недовольны пенсионной системой, так как государственная пенсия обеспечивает достаточно низкий уровень жизни. Поэтому многие из них используют различные варианты инвестиций, в том числе и пенсионных. При этом государство косвенно стимулирует к подобным инвестициям, где суммы ежемесячных инвестиций на пенсионных счетах может не облагаться налогом до определенного уровня.

    Примером указанной модели будет выступать Германия, в которой существует множество страховок (медицинское страхование, пенсионное страхование и др.), которые регулируются Социальным кодексом Германии, именуемым Sozialgesetzbuch. Рассмотрим признаки модели индустриально- экономического развития на примере социального страхования Германии.

    Финансовая база социального обеспечения строится на принципе обязательного страхования: пенсионное; медицинское; по инвалидности.

    Взносы чаще всего уплачивает и сотрудник, и работодатель. Если работодатель не оплачивает взносы, за него приходится делать это сотруднику.

    Рассмотрим наиболее популярные виды пособий: социальная помощь, базовое пособие для пожилых; пособие по безработице и членов их семей; дотации на детей; материальная поддержка студентов и школьников в виде различных стипендий и ссуд; возможные дотации при аренде жилых помещений; дотации беженцам; пособия на воспитание детей.

    Отметим, что ФРГ становится определенным эталоном для других стран в области обеспечения граждан. Однако высокие расходы на социальную сферу делают необходимыми большие налоги и повышают стоимость жизни для работающих немцев, чем многие из них недовольны.

    Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Финансовой основой являются фонды социального страхования. Взноси финансируются наполовину самими застрахованными лицами и наполовину работодателями. Стоит отметить, что взносов, вносимых гражданами, не хватает на погашение расходов по выплатам, в связи с чем государство активно участвует в пополнении фондов социального страхования. Как и прочие выплаты страховой компании, выплата пенсии возможна лишь при выполнении определенных условий. Пенсию по возрасту получает лишь тот, кто достиг пенсионного возраста и имеет достаточный страховой стаж.

    Также немецкой пенсионной системе свойственен негосударственный характер. Это не являлось бы исключительным признаком данной модели, если бы такие негосударственные фонды по их юридическому характеру не обладали рядом полномочий государственных органов, а их действия, как и действия государственных учреждений, не являлись административными актами.

    Швеция. Основа шведского счастья – это социальное страхование. Выплаты работодателей по взносам составляет 30% от оплаты труда. Из них 18% поступает в пенсионный фонд, а 12% – фонд социального страхования.

    Средства социального страхования расходуются на 5 групп: помощь семьям с детьми; пособия и помощь безработным; помощь мигрантам; помощь пациентам; стоматологическая медпомощь.

    Третья модель – индустриально-распределительная. Спецификой данной модели выступает то, что в отличии от первой и второй она наиболее активная с точки зрения поведения государства. Если остаточная модель направлена на защиту узкого круга лиц, а модель индустриально-экономического развития реализуется в большей степени для работников, то индустриально- распределительная модель направлена на удовлетворение интересов всего населения страны. Именно её можно считать нацеленной на профилактику социальных болезней общества. При этом меры социальной защиты населения через высокую степень социальных компенсаций позволяют довести качество жизни до уровня так называемого нормального стандарта всего населения государства.

    Индустриально-распределительная модель существует сейчас в Дании. Датская модель социального обеспечения основана по принципу, что все группы населения должны иметь достойный уровень жизни и всем гражданам должны гарантироваться основные права в случае безработицы, болезни или старости. В рамках защиты доходов населения стала развиваться так называемая народная пенсия, суть которой заключается в том, что все граждане независимо от трудовой деятельности получают её.

    Кроме народной, существует также трудовая пенсия, которая выплачивается ежегодно. Ее размер зависит от трудового стажа и размера заработной платы, так как каждый работающий обязан отчислять ежемесячно определенный процент своей зарплаты в Пенсионный фонд, что составляет 1/3 часть его взноса, а работодатель обязан отчислять остальные 2/3 части взноса.

    Рассмотрев указанные модели социального обеспечения на примере зарубежных стран, представляется логичным систематизировать признаки той или иной модели в виде таблицы.

    Таким образом, можно прийти к выводу, что современные модели социального обеспечения базируются на когда-то придуманных классических системах, которые претерпели не существенные изменения, а также дополнились гибридами. На мой взгляд, наиболее оптимальной моделью является модель индустриально-экономического развития с учетом изменения объекта социальной защиты. Так как указанная модель совмещает в себе интересы общества и государства, стремится предоставить виды социального обеспечения не только за счет взносов граждан, но из средств бюджета.

     

    2.2. Социальное обеспечение в России

    Российская Федерация является социальным государством, поэтому в нашем государстве наблюдается высокий уровень социальной защищенности, который в свою очередь обеспечивается государственным регулированием всех сфер жизнедеятельности общества. Социальные функции государства в первую очередь направлены на поддержку социально незащищенных слоев населения, а именно малоимущих, престарелых, безработных, пенсионеров, нетрудоспособных. Кроме того, политика государства также направлена на охрану здоровья граждан, непосредственно через систему бесплатной медицинской помощи, на поддержку института семьи, включая материнство, отцовство и детство, на развитие и поощрение благотворительности, на борьбу с безработицей и обеспечение занятости населения.

    Для реализации социальной функции государства необходимо проанализировать нормы, прописанные во втором главе Конституции Российской Федерации и предусматривающие социальные права, и гарантии граждан. Более того, в Конституции РФ признается и гарантируется право человека на социальное обеспечение.

    Согласно, ст. 38 Конституции РФ семья находится под защитой государства, а в ст. 39 прописана гарантия социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, в том числе предоставление государственных пенсий и социальных пособий. Кроме того, в ст. 40 Конституции РФ также прописаны гарантии для малоимущих и иных категорий граждан, которые нуждаются в жилище, оно должно быть предоставлено бесплатно либо за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов[1].

    Таким образом, все эти гарантии, которые предусмотрены Конституцией РФ, являются социальными гарантиями, иными словами системой социально-экономических и правовых средств, целью которых является обеспечение условиями жизнедеятельности отдельных граждан общества, социальных групп, реализация их интересов, разнообразных связей и отношений, а также функционирование и развитие общественной системы в целом.

    Под социальным обеспечением понимается совокупность мер как экономического и правового, так организационного характера, которые предоставляют гражданам особого рода материальных благ и услуг, при условии наступления социально значимых обстоятельств. К таким материальным благам и услугам могу относиться: пособия, социальные услуги, пенсии, компенсационные выплаты, социальные доплаты к пенсии. Условия предоставления таких мер, установлены законодательством с целью повышения материального благополучия, преодоления социального неравенства, сокращение возможных последствий наступления социальных рисков, предотвращения ухудшения уровня жизни населения.

    В современной России все виды социального обеспечения принято условно делить на две большие группы: материальные, предоставляемые в денежной форме, и натуральные, предоставляемые в денежной (натуральной) форме. Под видами социального обеспечения понимаются меры социальной поддержки для граждан, которые возникают при наступлении определенных событий и соблюдение конкретных условий, предусмотренных законодательством.

    Среди видов социального обеспечения в денежной форме выделяют в первую очередь пенсии, которые в свою очередь подразделены на государственные и страховые. Соответственно, были приняты: Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2] и Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [4]. Также пособия, компенсационные выплаты, социальная помощь на основании социального контракта, жилищные субсидии, дополнительное ежемесячное материальное обеспечение, социальная доплата к пенсии, материнский (семейный) капитал, ежемесячная выплата семьям, имеющим детей, единовременные и ежемесячные страховые выплаты от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – все это относится к видам социального обеспечения в денежной форме.

    Натуральные виды социального обеспечения включают в себя: медицинскую помощь и лечение, санитарно-курортное лечение, социальные услуги (Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[5]), реабилитацию, трудоустройство, протезирование и иные услуги, предоставляемые инвалидам в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»[3].

    Социальное обеспечение – явление многоплановое, которое проявляется в различных аспектах. Социальное обеспечение предоставляется человеку обществом, для функционирования таких общественных отношений, связанных со сферой общественной жизни, необходим специальный механизм регулирования, создаваемый государством. Таким образом, возникает законодательство о социальном обеспечении, которое является частью любого современного государства.

    Изучив историю, реформирования и трансформирования социального обеспечения, можно заметить тенденцию разнообразия социальной защиты населения и социальной поддержки граждан, наблюдается совершенствование системы социального обеспечения, но она все еще требует корректировок и постоянных изменений, так как в государстве постоянно происходят изменения в различных сферах жизнедеятельности людей, а также в политике и экономике.

    Некоторые законодательные акты, принятие в связи с экстраординарными обстоятельствами и ограниченные временными рамками, должны иметь перспективу «пролонгации».

    Безусловно, с каждым годом появляются новые выплаты, что не может не радовать любого гражданина нашей страны. Но возникает проблема реализации прав на эти выплаты, зачастую граждане просто не имеют понятия о том, что у них возникли эти права. Для получения пособий или иных выплат, необходимо обратиться лично в уполномоченные органы, иначе социальной услуги не будет предоставлено.

    В силу разных обстоятельств (болезни, возраста, доступа к электронному носителю, расположение учреждения за пределами данного населенного пункта), люди не могут обратиться в соответствующие орган, что может привести к тому, что они так и не получают социальной поддержки от государства. В качестве разрешения таких ситуаций должны быть создана программа, в которую входило бы оповещение всего населения того или иного малонаселенного пункта. Например, у администрации имеются все данные о проживающих, и она в лице государственного представителя вправе оповестить своего жителя о возникших правах и помочь ему в реализации этих прав. В идеале система начисления денежных средств должна быть более автоматизирована, например, налоги автоматически начисляются без обращения в Налоговый орган.

    Совершенствование системы социального обеспечения должно быть поэтапным, скоординированным, конкретизированным, повсеместным в целях дальнейшего улучшения благосостояния населения России.

     

    2.3 Актуальные проблемы социальное обеспечение за рубежом и в РФ

    Политика любого государства должна быть направлена на социальное обеспечение граждан. Показателем успешного экономического развития государства, на наш взгляд, является ее успешная социальная политика.

    Следует помнить, что Российская Федерация позиционирует себя как государство социальное и поэтому в научных кругах актуальными являются дискуссии, посвящённые тому, насколько государство соответствует данному определению.

    Само понятие “социальное государство” не имеет единого и однозначного определения. Социальное государство характеризуется развитием экономической составляющей страны при значительном внимании к социальному обеспечению. Несмотря на это, в научных кругах признается наличие ряда проблем, которые существуют на данный момент в сфере социального обеспечения.

    Причины существования недовольства значительной части населения страны в этой сфере разные… Уровень социального обеспечения населения со стороны государства в первую очередь зависит от экономического положения в стране, от чего зависят и возможности поддержки населения. На социальную политику также может влиять демографическая ситуация в стране. Это происходит, например, при осуществлении мер в сфере пенсионного обеспечения.

    Безусловно, и без того значительная часть государственного бюджета уходит обслуживание социальных прав и интересов граждан, но возможности этого обслуживания не ограничены. И в этом случае имеет место мнение о том, что, возможно, следует уменьшить затраты на ряд сфер(в первую очередь военную) в пользу социальной защиты.

    Эффективность мер государственной поддержки населения является вопросом национальной безопасности, в связи с чем ему уделяется большое внимания от года к году. Поэтому, следует отметить необходимость постоянного совершенствования законодательства и повышения его эффективности в сфере социального обеспечения [4.с.145.]

    Президент страны в своих Посланиях в последние годы делает акцент на проведении правительством эффективной социальной политики, в том числе принятии мер, улучшающих существующее положение населения. Резюмируя вышеописанное можно отменить то, что народ и его интересы являются основой деятельности государства, чья политика должна быть направлена на обслуживание его интересов. А социальная сфера является наиболее близкой и важной для населения, в связи, с чем люди должны иметь возможность свободно и своевременно защищать свои права и интересы на социальное обеспечение.

    Следует, также периодически, проводить мониторинг уровня социального обеспечения и, исходя из этого проводить дополнительные меры по поддержке населения, особенно «уязвимые и слабообеспеченные звенья» общества. Социальные гарантии нуждаются в исполнении в России, не только формального закрепления. Для этого необходим контроль за деятельностью органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

    Далее рассмотрим проблему социального обеспечения на примере самозанятых, как самой незащищенной категории.

    На сегодняшний день самозанятые сталкиваются с отсутствием достойного социального и пенсионного обеспечения, а также законодательной базы, раскрывающей в полном объеме правовой статус участников НПД и устанавливающей меры социальной защиты.

    Стоит отметить, что, в отличие от работников по найму, самозанятые не в полной мере рассчитывают на социальные гарантии, и, следовательно, не так боятся их лишиться. Только 59,8% самозанятых обеспокоены возможностью утраты бесплатного медицинского обслуживания. Среди работников по найму доля таких людей составляет 72,1%. Подобная ситуация существует в рамках пенсионного обеспечения. Лишь половину самозанятых (50,8%) волнует возможность остаться без пенсионного обеспечения в будущем, среди наемных работников данный показатель равен- 65,2% [15].

    Рассмотрим проблему пенсионного страхования самозанятых. Участники специального налогового режима не являются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Пенсионные права возникают только в случае добровольного вступления в данные правоотношения и уплате страховых взносов. Такие добровольные взносы позволяют формировать страховую пенсию и стаж. Однако минимальный размер добровольного взноса в ПФР в 2022 году составляет 36 669,60 рублей, что является достаточно внушительной суммой для самозанятых, а значит, скорее всего, не все из них захотят добровольно вступать в данные правоотношения.

    Еще одной проблемой самозанятых в сфере социального обеспечения является получение пособий по временной нетрудоспособности. Согласно действующему законодательству, участники специального налогового режима не подлежат обязательному социальному страхованию на случай болезни.

    Вместе с тем, они могут заключить договор на добровольное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и делать взносы в Фонд социального страхования РФ – стоимость страхового года в 2022 году составляет 4 833 руб. 72 коп – и в случае наступления страховых случаев получать соответствующие выплаты.

    В России культура добровольного страхования не сильно развита, поэтому, с наибольшей вероятностью, самозанятые будут задумываться о страховании только в момент фактического наступления страхового случая, когда страховщики уже не смогут помочь. «Минтруд обеспокоен вопросом обеспечения трудовых и социальных гарантий самозанятым, но инициатива о возможности предоставлять им оплачиваемые больничные и пособия по материнству кажутся трудноисполнимыми» [15].

    Такая проблема возникает из-за сложности оценки реальной потери дохода в случае временной остановки работы, а также сложности определения намерения: не всегда можно проверить, самозанятый сам организовал свою болезнь или безработицу, или действительно временно нетрудоспособен.

    Отдельные категории самозанятых, такие, как беременные женщины и женщины, осуществляющие уход за ребенком до 1,5 лет могут рассчитывать на единовременную выплату при рождении, которая с 1 февраля 2022 года составляет 20472,77 рубля, на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет – с 1 февраля 2022 года составляет 7667 рублей, а также, самое главное, на материнский капитал – в 2022 году размер выплаты на первого ребенка составляет 524,5 тыс. рублей, на второго — 693,1 тыс. рублей при условии, что семья не получала материнский капитал на первого ребенка, в противном случае выплата составит 168,6 тыс. рублей.

    Однако разовое пособие по беременности начисляют за ранее уплаченные страховые взносы. Самозанятые не входят в список лиц, которые получают выплату по материнству. Но за год до выхода в декретный отпуск самозанятая женщина может заключить с Фондом социального страхования РФ договор добровольного страхования. Для этого потребуется зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя и перейти на «Налог на профессиональный доход», так как без этого статуса заключить соглашение не получится.

    Самозанятые пенсионеры и люди с инвалидностью также имеют некоторые льготы. По закону гражданин признается работающим в том случае, если за него поступают страховые взносы. Поскольку специальный налоговый режим не предполагает обязательных страховых взносов в Вектор экономики | www.vectoreconomv.ru | СМИ ЭЛ № ФС 77-66790, ISSN 2500-3666

    Пенсионный фонд РФ, представляется, что самозанятый пенсионер — официально неработающий. Выплаты неработающим пенсионерам индексируются каждый год: например, в 2022 году страховые пенсии вырастут на 5,9%. Следовательно, самозанятые пенсионеры имеют такое же право на перерасчет пенсий, как и неработающие. Также, если пенсионер не работает, не выплачивает страховых взносов добровольно, и получает пенсию меньше прожиточного минимума, то ему положена региональная доплата. То же касается и самозанятых граждан с инвалидностью: согласно ответу Федеральной налоговой службы, НПД никаким образом не влияет на компенсации.

    Для анализа ситуации с социальным обеспечение самозанятых в России стоит обратиться к опыту других стран. Рассмотрим данный аспект в США, Казахстане и Великобритании:

    1. В США налог на самозанятость состоит из налога на социальное обеспечение и налога на медицинскую помощь. Такой налог носит название «Self-employment tax» (SET) и обязателен к уплате самозанятыми. С 2016 г. он равен 15,3% от прибыли (12,4% зачисляется в социальные фонды и 2,9% составляет медицинская страховка). Максимальная сумма дохода, которая облагается налогом в 2022 г., составляет 147 000 долл., а минимальная — 400 долл. (если доход ниже данного значения налог не уплачивается). Уплата гарантирует право на социальное обеспечение и медицинскую помощь, в том числе после выхода на пенсию. Самозанятый может уплатить дополнительный налог на программу медицинского страхования Medicare (Additional Medicare Tax) в размере 0,9%, если чистые доходы от работы в статусе самозанятого превышают пороговое значение (зависит от статуса налогоплательщика) [18].
    2. В Казахстане для налогообложения самозанятых используется «Единый совокупный платеж» (ЕСП). Он включает в себя суммы индивидуального подоходного налога (10 % ЕСП), и всех социальных платежей (в Государственный фонд социального страхования – 20 % ЕСП.

    Единый накопительный пенсионный фонд – 30 % ЕСП, Фонд социального медицинского страхования – 40 % ЕСП) [12]. Налог определяется за один месяц и зависимости от размера месячного расчетного показателя (МРП), который в 2022 году составляет 3063 тенге (в переводе на российскую валюту- около 390 рублей). В городах республиканского и областного значения, а также столице он составляет 1 МРП, в других населенных пунктах – 0,5 МРП. Таким образом, в Казахстане самозанятые включаются в систему медицинского, социального и пенсионного страхования.

    1. В Великобритании самозанятые должны платить подоходный налог (Income tax) и взносы в систему национального страхования (National Insurance contributions). В Англии используется прогрессивная система налогообложения, потому размер подоходного налога будет зависеть от размер дохода: если самозанятый получает доход до 12570 фунтов в год, то налог он не платит, если доход составляет от 12571 до 50270 фунтов в год – налоговая ставка равняется 20%, от 50271 до 150000 фунтов – 40%, от 150001 и больше – 45%. Сумма взносов в систему национального страхования также зависит от величины дохода самозанятого: если доход составляет до 6725 фунтов в год, то страховые взносы самозанятый платить не обязан, но может делать это добровольно, если доход составляет от 6725 до 9880 фунтов в год – страховые взносы составляют 3,15 фунтов в неделю, от 9881 до 50270 фунтов – 10,25% от дохода, от 50270 и больше – 3,25%.

    Следовательно, в Великобритании самозанятые включены в систему национального страхования. Можно отметить, что в рассмотренных странах, в отличие от России, самозанятые включены в системы страхования. Зарубежный опыт показывает необходимость принятия такого решения для стимулирования деловой активности населения и, как следствие, экономического развития государства.

    Сейчас в России идет обсуждение проблемы социального обеспечения самозанятых. Так, Минтруд разработал концепцию нового закона о занятости населения, в который внесут изменения для плательщиков НПД. Новым законом о занятости предложили установить правовой статус самозанятых, а также предоставить им право получать пенсии, социальные пособия, в том числе, по безработице, временной нетрудоспособности и др. Для контроля за соблюдением новых норм планируется создать специальную саморегулируемую организацию.

    Таким образом, приоритетным направлением для политики государства должно стать стимулирование граждан к легализации своей деятельности на коммерческой основе с помощью предоставления социальных, правовых и других гарантий.

     

    3. Пути решения проблем социального обеспечения за рубежом и в РФ

    Цифровая трансформация позволяет диверсифицировать  организационные каналы социального обслуживания. Её цель заключается в том, чтобы обеспечить более качественное и беспрепятственное обслуживание населения, повысить уровень их удовлетворённости, а также уменьшить потребность в очных контактах и услугах в условиях пандемии; в этой свяхи в сфере социального обслуживания расширяется применение виртуальных помощников.

    Центр пенсионного обеспечения Финляндии (FCP) разработал онлайн-сервис, предоставляющий информацию об обязательных взносах организаций на социальное страхование трансграничных работников.

    Это значительно упрощает административную работу для работодателей и облегчает деятельность компаний намеждународных рынках. Кроме того, Институт социального страхования Финляндии (KELA) недавно создал два чатбота в поддержку клиентов для самостоятельного ведения персональных дел и, в частности, для помощи в поиске и интерпретации информации и заполнении заявлений на получение пособий.

    В 2020 году в Бельгии Национальное бюро занятости (Office national de l’emploi – ONEM) создало чатбот, помогающий гражданам подавать налоговые декларации. Он быстро и существенно развивается и в настоящее время помогает гражданам со сложными поисковыми запросами, в частности, о перерывах в стаже и временной безработице. Чат-бот также предлагает пользователям «e-Box» – виртуальный почтовый ящик, где граждане могут найти решение своих вопросов перед государственными учреждениями.

    В Турции Организация социального обеспечения (SSI) создала систему онлайн-приложений в различных каналах связи, таких как Интернет и мобильные устройства, которые помогают пенсионерам разобраться с законными вычетами из ежемесячных пенсий. Она позволяет избежать очных контактов с сотрудниками SSI.

    Во Франции Центральное агентство органов социального обеспечения (Agence centrale des organismes de sécurité sociale – ACOSS) открыло специализированный вебсайт для новых работодателей с межфункциональным и динамичным доступом к ключевой информации о правовых, налоговых, социальных и практических вопросах, а также с калькулятором взносов на социальное обеспечение и общих расходов на планируемые работодателями проекты.

    Впоследствии значительный прогресс был достигнут в упрощении налогового режима и социального обеспечения самозанятых работников, для которых был создан полноценный цифровой сервис.

    Бесплатная услуга предоставляется в удобном мобильном приложении и упрощает составление, редактирование и подачу декларации.

    ФСС РФ открыл мобильное приложение «Социальный навигатор» с информацией об организациях и учреждениях социального обслуживания. Оно служит хранилищем документов, необходимых для подачи заявления на получение пособий. Пользователи могут предварительно рассчитать сумму определённых видов пособий, отследить все платежи и подать заявление на получение новых пособий.

    Личный кабинет «Социального навигатора» интегрирован с порталом государственных услуг Российской Федерации.

    Чтобы помочь лицам пенсионного или предпенсионного возраста, Пенсионное агентство Швеции (SPA) создало приложение «Пенсионный планировщик» в виде простой, защищённой платформы, позволяющей получать информацию о пенсиях и знакомиться с вариантами выхода на пенсию. Оно было создано в тесном сотрудничестве со пенсионными организациями страны и служит примером успешного сотрудничества частного и государственного секторов.

    В Латвии Государственное агентство социального страхования (SSIA) поддержало цифровизацию MACO – Приоритеты социального обеспечения – Европa государственных услуг, создав электронного помощника на портале государственных услуг. Электронный помощник развивает у клиентов цифровые навыки и снижает административную нагрузку при обработке заявлений местных центров обслуживания.

    Для оценки степени удовлетворённости услугами социального обеспечения в Азербайджане Агентство устойчивого и оперативного социального обеспечения (DOST) при Министерстве труда и социальной защиты населения инвестировало средства в автоматизацию и цифровизацию опросов касательно удовлетворённости клиентов, анализа данных и процессов управления.

    Чтобы обеспечить переход от аналоговых процессов обработки и анализа данных к цифровым, результаты опроса использовались для создания электронной оценочной системы «Q-net» и системы электронного мониторинга и регистрации жалоб граждан «DOST Survey».

     

    Заключение

    В заключение следует сделать вывод о том, что социальное обеспечение – это форма квотирования материальных благ с целью удовлетворения крайне необходимых персональных потребностей стариков, больных, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и стабильного производства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе. Также социальное обеспечение является одной из важных конституционных форм социальной защиты населения.

    Конституционными формами социального обеспечения являются государственные пенсии и социальные пособия. Иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

    Как основные источники права социального обеспечения можно указать:

    – Конституцию РФ;

    – Международные акты (Всеобщая декларация прав человека);

    – Федеральные законы (Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»);

    – Подзаконные акты (Указы Президента РФ: «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан», постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ») и иные нормативные акты. Благодаря системе законодательных, социальных, экономических и моральных мер, что образует социальную защиту, возникают равные условия жизни граждан РФ.

    Благодаря системе законодательных, социальных, экономических и моральных мер, что образует социальную защиту, возникают равные условия для жизни граждан РФ.

     

    Список литературных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс
    2. Федеральный Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в ред. от 29 мая 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс
    3. Федеральный Закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (в ред. от 21 ноября 2011 г.) // СПС КонсультантПлюс
    4. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс
    5. Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (в ред. от 19 октября 2023.) // СПС КонсультантПлюс
    6. Романова, В.В. Актуальные проблемы социального обеспечения самозанятых граждан / В.В. Романова, И.С. Гаврилов. // – URL: https://elibrary.ru/item.asp7id=47184350&
    7. Азангулова, З. Х. Социальная функция современного российского государства / З. Х. Азангулова // Инновационная наука. – 2023. – № 10-1. – С. 61-63.
    8. Бурцева Д.Д. Современное состояние системы социальной защиты в США // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019 г., № 11, с. 523 – 527.
    9. Григорьев И. В., Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов // М. Юрайт, 2020 г. С. 22
    10. Татаев З. М. Понятие и предмет права социального обеспечения // Проблемы совершенствования законодательства: сборник научных статей студентов юридического факультета. 2019. С. 271-273.
    11. Мачульская Е.Е. Перспективы ратификации Россией международных актов в сфере социального обеспечения // Новый Трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения (материалы Всеросс. научно-практ. конференции 16-18 января 2003 г.) / отв. ред. К.Н. Гусова. – М.: ТК Велби, 2004. – 464 с.
    12. Минакова И. Г. Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации: история, современный этап, отдельные аспекты законодательного реформирования // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2021. № 12 (139). С. 6264.
    13. Право социального обеспечения России: учебник / отв. ред. Э.Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2020. – 480 с.
    14. Родионова О.В. Социальная функция современного государства // Автореф. диссертации д.ю.н. Специальность 12.00.01. Москва, 2007. 44 c
    15. Сапожникова, Н. И. Реализация принципа социальной справедливости при назначении пенсии по старости / Н. И. Сапожнико- ва // Итоги научно-исследовательской работы за 2021 год: матер. Юбилейной науч.-практич. конф., посвященной 100-летию Кубанского ГАУ, Краснодар, 06 апреля 2022 года / отв. за вып. А. Г. Кощаев. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный универ-ситет имени И.Т. Трубилина, 2022. – С. 763-766.
    16. Старцева С. В., Михайлова М. С., Рязанцева М. П. Система и понятие социального обеспечения // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 12-2. С. 144-147.
    17. Серова, А.В. Проблемы правового статуса самозанятых в Российской Федерации и Республике Казахстан: налогово-правовое и социально-трудоправовое исследование / А.В. Серова, С.И. Серов. электронный // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-pravovogo-statusa-samozanyatyh- v-rossiyskoy-federatsii-i-respublike-kazahstan-nalogovo-pravovoe-i-sotsialno-
    18. Смирнов С.Н. Социальная политика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед., обучающихся по направлению подготовки 521600 «Экономика» [Электронный курс]. – URL: https://booksee.org/book/813963.
    19. Хамидуллин Н.Р. К вопросу о понятиях «Социальная политика» и «Социальная защита населения» // Вестник ОГУ. 2022. №7 (168). С.45-49. С. 44.
    20. Ходусов А. А. Конституционно-правовое регулирование защиты материнства и детства в Российской Федерации // Вестник Московского государственного областного университета. Серия Юриспруденция. 2020. № 2. С. 61-68

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх