написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Анализ судебной практики по вопросам установления страховых и государственных пенсий по старости. Курсовая работа 2024 г.

    Содержание

    Введение. 3

    1. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации. 5

    1.1 Страховое пенсионное обеспечение как часть системы социального обеспечения в Российской Федерации. 5

    1.2 Государственное пенсионное обеспечение: понятие, виды, порядок осуществления  8

    1. Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации. 11

    2.1 Анализ судебной практики в области установления страховых пенсий. 11

    2.2. Анализ судебной практики в области установления государственных пенсий. 15

    1. Актуальные подходы по совершенствованию системы установления страховых и государственных пенсий по старости. 20

    Заключение. 30

    Список используемых источников. 31

    Введение

    Актуальность исследования несомненна, поскольку обусловлена реформированием законодательства в сфере социального обеспечения и трудового законодательства, целью которого является повышение уровня социальной защищенности работников, создание эффективного законодательства защищающего права граждан, повышение экономической эффективности производственных процессов.

    Важность этих вопросов заключается в том, что они касаются, и будут касаться каждого гражданина Российской Федерации. Одних в связи с наступлением пенсионного возраста, других – в связи с возможностью получения пенсий в скором будущем.

    Российская пенсионная система претерпевала неоднократные изменения за последние три десятилетия новейшей истории. Ее построение до настоящего времени не завершено, и она находится в процессе постоянного реформирования, связанного с поиском решений, способных, с одной стороны, преодолеть дефицит финансовых источников, с другой – достигнуть приемлемого уровня пенсионного обеспечения.

    Обращение к действующему российскому законодательству позволяет заключить, что оно является социально-ориентированным, и что соответствует положениям Конституции Российской Федерации, провозглашающим Российскую Федерацию социальным государством.

    Так, часть 1 статьи 7 Конституции говорит: «Российская Федерация – социальное государство, политик которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

    Цель курсовой работы: провести анализ судебной практики по вопросам установления страховых и государственных пенсий по старости.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть страховое пенсионное обеспечение как часть системы социального обеспечения в Российской Федерации.
    2. Изучить государственное пенсионное обеспечение: понятие, виды, порядок осуществления.
    3. Провести анализ судебной практики в области установления государственных и страховых пенсий.
    4. Рассмотреть актуальные подходы по совершенствованию системы установления страховых и государственных пенсий по старости

    Объект исследования курсовой работы: установление страховых и государственных пенсий по старости.

    Предмет исследования: анализ судебной практики по вопросам установления страховых и государственных пенсий по старости.

     

    1. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации

    1.1 Страховое пенсионное обеспечение как часть системы социального обеспечения в Российской Федерации

    В современной демократическом России в условиях рыночной экономики и отказа государства от монополии в экономической сфере прослеживаются значительные перемены в области государственной системы социального обеспечения путём внедрения в неё страховых начал.

    Безусловно, это относится, в первую очередь, к тем, кто занят в общественном производстве. Но данное явление не может произойти одномоментно, именно поэтому внедрение принципов обязательного социального страхования объективно требуют от пенсионной системы России серьёзных преобразований, что мы и наблюдаем на протяжении последних десятилетий.

    В настоящее время в России страховые пенсии делятся на три вида: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1 января 2015 года в Российской Федерации был введен новоизобретенный порядок формирования пенсии, который законодательно был закреплен в Федеральном законе от 28.12.2013 №400- ФЗ «О страховых пенсиях»[2].

    Роль страховых пенсионных систем проявляется через солидарность всех застрахованных и всех работодателей. Каждый, кто работает по найму, подлежит обязательному социальному страхованию. Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированным Президиумом Верховного Совета СССР 1973 года предусмотрено такое основополагающее право каждого человека на социальное обеспечение, включающее в себя и социальное страхование. Соответственно, с образованием пенсионного вида страхового обеспечения тесно связано появление института страхового стажа в праве социального обеспечения [21].

    В науке права социального обеспечения существует положение, согласно которому право на многие виды социального обеспечения напрямую связано со стремлением граждан трудиться, а точнее с участием гражданина в трудовой деятельности и уплатой страховых взносов [44].

    Право на получение страховой пенсии имеют застрахованные лица, достигшие пенсионного возраста, имеющие требуемый страховой стаж и уплачивающие страховые взносы, а также нетрудоспособные члены семьи умершего застрахованного лица.

    Страховая пенсия может быть выплачена в нескольких формах. Например, страховая пенсия по старости является важным финансовым инструментом для обеспечения достойной жизни на пенсии. В зависимости от страны и системы пенсионного обеспечения, эта форма пенсионного обеспечения предоставляется государством или частными страховыми компаниями.

    Страховая пенсия по старости основывается на принципе накопления средств в течение трудовой деятельности. Граждане регулярно вносят платежи или взносы в пенсионный фонд, а затем получают накопленные средства в виде пенсионных выплат после достижения определенного возраста.

    Страховая пенсия по старости обладает рядом преимуществ. Она обеспечивает финансовую стабильность для граждан в пожилом возрасте и помогает им сохранить свой уровень жизни. Кроме того, она способствует социальной защите и снижению социального неравенства, так как позволяет выплачивать пенсии тем, кто вносил свои взносы в пенсионный фонд. Также она обеспечивает индивидуальную финансовую независимость, позволяя планировать будущие расходы и заботиться о себе и своей семье.

    Однако страховая пенсия по старости может также сопровождаться определенными ограничениями и вызывать проблемы. В некоторых системах страховой пенсии возникают финансовые трудности, особенно в условиях демографических изменений, когда количество пенсионеров увеличивается, а количество работоспособного населения снижается. Кроме того, некоторым группам населения может быть сложно накопить достаточные средства для страховой пенсии, особенно при низких доходах или нестабильном трудоустройстве [5].

    Одной из форм страховых пенсий является страховая пенсия по инвалидности. Эта форма пенсионного обеспечения предназначена для инвалидов, которые из-за своего состояния не способны работать или зарабатывать достаточно для обеспечения своих жизненных нужд. Она обеспечивает инвалидам стабильность и финансовую поддержку, позволяя им удовлетворять базовые потребности, такие как питание, жилье, медицинская помощь и другие неотложные расходы. Однако страховая пенсия по инвалидности может сталкиваться с определенными вызовами и ограничениями, такими как финансовые трудности систем пенсионного обеспечения и различия в определении степени инвалидности и условиях получения пенсии в разных странах и системах.

    Кроме того, еще одной формой страховой пенсии является страховая пенсия по случаю потери кормильца. Эта пенсия предоставляет выплаты или компенсации семьям, которые лишились основного поставщика дохода в результате его смерти или инвалидности. Она имеет важное значение для семей, оказавшихся в трудной ситуации после потери главного денежного поступления. Страховая пенсия по случаю потери кормильца помогает семьям справиться с финансовыми трудностями, оплатить жилищные расходы, обеспечить образование детей и сохранить достойный уровень жизни[7].

    Страховая пенсия по инвалидности представляет собой систему регулярных пенсионных выплат или компенсаций, предоставляемых лицам, которые из-за своего состояния не могут работать или зарабатывать достаточно для обеспечения своих потребностей. Эта форма пенсионного обеспечения призвана обеспечить финансовую стабильность и поддержку инвалидам для их жизненных нужд.

    Страховая пенсия по инвалидности играет важную роль в жизни инвалидов и их семей. Она помогает обеспечить базовые потребности, такие как питание, жилье, медицинская помощь и другие срочные расходы. Более того, данная пенсия способствует социальной интеграции инвалидов и созданию равных возможностей для них в обществе.

    Однако страховая пенсия по инвалидности может столкнуться с определенными вызовами и ограничениями. Некоторые системы пенсионного обеспечения могут испытывать финансовые трудности и не иметь достаточных ресурсов для полного покрытия всех инвалидов. Кроме того, определение степени инвалидности и условия получения пенсии могут различаться в разных странах и системах пенсионного обеспечения [2, с. 147].

    Страховая пенсия по случаю потери кормильца предоставляет регулярные выплаты или компенсации семье, которая столкнулась с потерей основного поставщика дохода из-за его смерти или инвалидности. Это помогает семье преодолеть финансовые трудности, оплатить расходы на жилье, обеспечить образование детей и сохранить достойный уровень жизни.

    Страховая пенсия по случаю потери кормильца имеет важное значение для семей, которые оказываются в трудной ситуации после утраты главного источника дохода. Она обеспечивает финансовую безопасность и помогает семьям преодолеть период адаптации и восстановления.

    Однако, страховая пенсия по случаю потери кормильца может столкнуться с определенными ограничениями. В некоторых случаях, условия получения пенсии и ее размер могут зависеть от различных факторов, таких как возраст и состав семьи. Также, доступность и уровень покрытия страховой пенсии по случаю потери кормильца могут быть недостаточными в некоторых странах [10, с. 185].

     

    1.2 Государственное пенсионное обеспечение: понятие, виды, порядок осуществления

    Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[3] пенсия по государственному пенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности);

    • либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
    • либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
    • либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [16].

    Пенсионное обеспечение составляет весомую часть системы социальной защиты населения Российской Федерации. Ученые определяют пенсионное обеспечение как государственную систему правовых, организационно-административных и экономических мер по защите граждан вследствие наступления старости, инвалидности или потери кормильца. Данная система обеспечивает условия исчисления и выплаты пенсий, что зависит от уплаченных обязательных или добровольных пенсионных взносов в течение периода трудовой деятельности застрахованного лица.

    Согласно п. 1, ст. 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

    1) пенсия за выслугу лет;

    2) пенсия по старости;

    3) пенсия по инвалидности;

    4) пенсия по случаю потери кормильца;

    5) социальная пенсия.

    Пенсия по государственному обеспечению — это ежемесячная государственная денежная выплата, компенсирующая утраченный заработок определенным категориям граждан России.

    В настоящее время Правительством РФ разработан комплекс мер, который позволяет развиваться пенсионной системе комплексно на трех уровнях. Первый уровень — это пенсия по ОПС, второй — корпоративные пансионные программы и третий — индивидуальные добровольные пенсионные программы.

    Стратегия развития пенсионной системы в РФ до 2030 года, принятая Правительством РФ, устанавливает определенные целевые ориентиры, которые должны быть достигнуты к концу указанного периода.

     

     

    2. Актуальные проблемы правового регулирования социального обеспечения в Российской Федерации

    2.1 Анализ судебной практики в области установления страховых пенсий

    В настоящем разделе работы рассмотрим материалы судебной практики, касающиеся вопросов установления страховых пенсий на материалах судебной практики.

    Одним из частых в судебной практике споров, являются споры по включению в страховой стаж периодов нахождение на курсах повышения квалификации или в командировках.

    Судебная практика устанавливает, что периоды нахождения работников на курсах повышения квалификации и командировках, они продолжают работать и за ними сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    На повышение квалификации и командировки работники направляются работодателем на основании соответствующих приказов, что связано с особенностями осуществления трудовой деятельности (например, апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.09.2019 по делу N 33-11357/2019) [6].

    Таким образом, курсы повышения квалификации или командировки также подлежат включению в страховой стаж.

    В судебной практике часто встречаются случаи обращения граждан для перерасчета выплат пособий по беременности и родам.

    В силу ст. 255 ТК РФ, женщинам по их заявлению и основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности  предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности – 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов – 86, при рождении двух или более детей – 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

    Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

    Глазовский межрайонный прокурор обратился в суд о взыскании заработной платы  Баженовой В.Л. доводами о невыплате заработной платы, по результатам которой установлено, что она состоит в трудовых отношениях с ответчиком. Баженовой В.Л. предоставлен отпуск по уходу за ребенком, в связи с чем ей назначено пособие по беременности и рода, выплаченное за счет средств ФСС. Пособие было начислено без учета дохода с предыдущего места работы, т.е. в меньшем размере.

    В последующем ответчиком произведен перерасчет пособия по беременности и родам с учетом страхового стажа истца. Перерасчет был произведен и пособие перечислено на счет Баженовой В.Л. платежным поручением.

    В соответствии с ч. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по беременности и родам.

    Суд установил, что по вине работодателя расчет пособия по беременности и родам был произведен с нарушением законодательства и как результат был выплачен не в полном объеме. Следовательно, пособие по беременности и родам в полном размере должно было быть выплачено ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

    Как установлено судом из ответа ГУ РО ФСС РФ по УР филиал №4 от 12.02.2020 №13-04-17/01-841, пособие в полном размере выплачено платежным поручением. Таким образом, период просрочки составит с 16.08.2018 по 05.02.2020.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил исковые требования Глазовского межрайонного прокурора в интересах Баженовой В.Л. к ООО УК «Экодом» о взыскании заработной платы удовлетворить.

    В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

    Октябрьский районный суд г. Ижевска рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску о взыскании заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, пособия по временной трудоспособности, установил, что истец доказала при рассмотрении дела на основании своих объяснений и представленных письменных доказательств сведений о выплаченных суммах заработной платы, сведений о периодах нетрудоспособности, страховом стаже, что между ней и Обществом имелись трудовые отношения, в которых Общество выступало в качестве работодателя, а истец работника.

    Факт исполнения трудовых обязанностей в спорный период, количество отработанного времени, размер ежемесячной оплаты труда, право на получения пособия по временной нетрудоспособности и компенсации за неиспользованные 9,33 дня отпуска, наличия задолженности Общества перед истцом по пособию по временной нетрудоспособности истцом был доказан путем предоставления документальных подтверждений.

    Ответчиком допустимых, относимых и достоверных доказательств подтверждающих факт выплаты заработной платы за спорные периоды, пособия по временной нетрудоспособности и компенсации за неиспользованные 9,33 дня отпуска, в указанном размере, в судебное заседание не представлено.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил исковые требования истца удовлетворить. Взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по заработной плате, пособие по временной нетрудоспособности, компенсацию за неиспользованный отпуск [4].

    Пособия по временной нетрудоспособности, за исключением декретных выплат, облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) независимо от источника его выплаты. Согласно Налоговому кодексу РФ налог на доходы с физических лиц удерживают и перечисляют налоговые агенты.

    Сарапульский городской суд рассмотрел  гражданское дело № 2-2390 от 22 мая 2020 г. по иску о взыскании недостающих сумм оплаты труда за период отпуска за сентябрь, суммы пособия по временной нетрудоспособности за октябрь 2019 года, суммы пособия по временной нетрудоспособности[12]. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В октябре 2019 года истцу было начислено пособие по временной нетрудоспособности, что подтверждается расчетным листком и запиской-расчетом.

    В соответствии со ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком).

    Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности подлежит налогообложению. Из платежной ведомости от 28.11.2019 года следует, что истцу произведена оплата больничного листа в размере  соответствует начисленной сумме с учетом удержанного налога на доходы физических лиц. Правильность расчета оплаты больничного листа истец не оспаривал. Доказательств получения денежных сумм в меньшем размере, чем отражено в платежных ведомостях, истец суду не представил.

    Таким образом, суд приходит к выводу, что у работодателя отсутствует перед истцом задолженность по заработной плате и оплате пособия по временной нетрудоспособности, в связи с чем заявленные требований удовлетворению не подлежат [49]. Суд отказал истцу в удовлетворении требований.

     

    2.2. Анализ судебной практики в области установления государственных пенсий

    Далее рассмотрим судебную практику в области установления государственных пенсий.

    В рамках дела № 2-525/2022 Отделение Пенсионного фонда РФ в Оренбургской области (далее ОПФ РФ) обратилось в суд с иском, указав, что ответчик состояла на учете как получатель пенсии по случаю потери кормильца. Для продления пенсии ответчиком была представлена справка от 13.09.2018 о том, что она обучается по очной форме обучения в ГАПОУ «Колледж»[14].

    Согласно списку отчисленных студентов ГАПОУ «Колледжа»,  отчислена из учебного заведения, о чем она не уведомила истца, в связи с чем за период с 01.11.2018 по 31.08.2020 ответчиком незаконно была получена пенсия по случаю потери кормильца в размере 134 938,79 руб. и ФСД в размере 34 034,99 руб.

    Истец просил суд взыскать с ответчика за период 01.11.2018 по 31.08.2020 в свою пользу переплату излишне выплаченных сумм пенсии по случаю потери кормильца в размере 134 938,79 руб. и федеральную социальную доплату в размере 32 411,90 руб.

    Суд, рассматривая данное дело, определил, что пунктом 3 ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях » установлено, что прекращение выплаты страховой пенсии производится в случае: утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором обнаружены указанные обстоятельства или документы, либо истек срок инвалидности, либо наступила трудоспособность соответствующего лица.

    Согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

    20.12.2010 года между УПФР в г. Оренбурге и ГОУНПОО ПУ № 18 заключено соглашение об обмене информации. В соответствии с Соглашением Управление направляет в Образовательное учреждение запрос информации о досрочном отчислении граждан, обучающихся по очной форме обучения или переводе граждан на другую форму обучения; о подтверждении факта обучения гражданина.

    Образовательное учреждение при получении от Управления запроса в течение 15 дней представляет информацию о досрочном отчислении граждан, обучавшихся по очной форме обучения или переводе граждан на другую форму обучения с указанием даты и номера приказа, на основании которого осуществлялись эти изменения; информацию, подтверждающую факт обучения.

    Таким образом, Пенсионный орган с учетом заключенного соглашения с ГАПОУ «Колледж» и соблюдения обязанности по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств мог своевременного получить информацию об отчислении ФИО1 из учебного заведения и прекратить выплату пенсии

    На основании выше изложенного, суд отказал в удовлетворении искового требования.

    Зачастую в судебной практике возникают дела по определениию фактических сроков назначения пенсий и оснований для их назначения. В связи с этим интересно рассмотреть случай обращения гражданина по делу № 2-568/2022 об установлении факта, имеющего юридическое значения в стаж периода работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и назначении страховой пенсии по старости[15].

    Гражданин А обратился в суд с иском к ГУ-Отделению Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю, КГКУ «Управление социальной защиты населения об установлении факта, имеющего юридическое значение, о признании незаконным приказа, о возложении обязанности по включению в стаж периода работы для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, о признании безработным, назначении страховой пенсии по старости.

    Ссылаясь на то, что он как уволенный в связи с ликвидацией предприятия, имеющий не менее 25 лет страхового стажа, находящийся на учете в Центре занятости населения, имеет в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 32 Федерального закона № «О занятости населения в РФ» право на назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста.

    Ссылается на то, что он обратился к ответчикам с соответствующим заявлением о постановке его на учет в качестве безработного и назначении ему страховой пенсии по старости, однако приказом учреждения службы занятости ему было отказано в признании его безработным в связи с тем, что им якобы были предоставлены недостоверные сведения для признания безработным, а именно то, что истец указывал на увольнение его в связи с ликвидацией кооператива. Полагая, что именно ввиду ликвидации организации, где он работал, работодателем не была исполнена указанная обязанность по предоставлению в ПФР сведений об истце, за что он как работник ответственность нести не должен. Однако, данные работодателем поданы не были.

    Суд, исследовав материалы дела, заслушав истца, представителей ответчиков, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующему. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа, и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина при наличии в органах службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет безработного гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан.

    Суд полагает установленным, что фактически истец в связи с ликвидацией СПК в данной организации не работал, ему не выплачивалась заработная плата, страховые взносы не перечислялись, запись с указанием даты его увольнении в связи с ликвидацией данной организации СПК внесена в приказ и трудовую книжку, поскольку именно указанная дата является датой внесения сведений о ликвидации юридического лица СПК в Единый государственный реестр юридических лиц.

    Таким образом, поскольку трудовая деятельность истца в рассматриваемый период с не осуществлялась, доходы им не получались, суд соглашается с доводами истца и полагает, что фактически последним днем работы указанная дата является днем его увольнения из СПК в связи с ликвидацией организации – запись в об увольнении является незаконным. Наличие указанной записи в трудовой книжке нарушает права ФИО4 на назначение ему досрочной пенсии.

    При этом суд полагает, что само по себе наличие указанных приказа и записи в трудовой книжке не свидетельствует о его трудовой деятельности в спорный период, доказательств обратного ответчиками суду не представлено, в связи с чем исковые требования истца подлежат удовлетворению.

    При установлении государственных пенсий, часто возникают проблемы с определением трудового стажа. В рамках иска гражданина к  Отделению Пенсионного фонда РФ о включении периодов работы в страховой стаж и назначении досрочной страховой пенсии[[1]]

    В обоснование заявленных требований указала, что решением ответчика от 19.04.2022 № 130803/22 ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью требуемого стажа. В специальный стаж ответчиком не зачтены периоды работы истца в должности заместителя директора и учителя в МОКУ СОШ по причине несоответствия наименования образовательного учреждения Списку наименований должностей и учреждений, утвержденному постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781.

    Исходя из совокупности исследованных доказательств, документов, регламентирующих деятельность учреждения, суд приходит к выводу, что образовательное учреждение МОКУ СОШ, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в спорный период и осуществляет по настоящее время, является общеобразовательной организацией, осуществляющей в качестве основной цели деятельности образовательную деятельность по определенным образовательным программам, которые соответствуют деятельности, выполнявшейся в общеобразовательных учреждениях, поименованных в п.1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка № 781. При этом реализация образовательным учреждением образовательных программ смешанного типа, в том числе, дополнительных образовательных программ, программ дошкольного образования, не влечет изменение типа учреждения как общеобразовательного и не может являться основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости.

    Как следует из материалов дела, ФИО1 обратилась с заявлением о назначении пенсии 14.04.2022, то есть по истечении указанного выше шестимесячного срока со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

    В соответствии со ст. 22 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией , за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию .

    Таким образом, суд находит требования истца об обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости обоснованными и подлежащими удовлетворению.

     

    3. Актуальные подходы по совершенствованию системы установления страховых и государственных пенсий по старости

    Пенсионное обеспечение в настоящий момент делится на три вида в зависимости от источника финансирования: государственные пенсии, страховые пенсии, накопительные пенсии.

    Безусловно, реформирование, начавшееся 18 лет назад, было связано с реализацией программы внедрения пенсионных накоплений для обеспечения граждан в случае нетрудоспособности в силу возраста либо состояния здоровья. По смыслу данной реформы трудоспособное население должно само быть заинтересовано в завтрашнем дне.

    Формирование пенсионных накоплений гражданами и должно было быть отправной точкой пенсионной системы Российской Федерации.

    В настоящий момент можно констатировать, к сожалению, тот факт, что пенсионные накопления не связаны ни с социальной защищенностью, ни с уверенностью в завтрашнем дне у будущих пенсионеров. Поскольку пенсионные накопления, которые до конца 2015 года были составной частью трудовой пенсии, в настоящий период оказались «замороженными».

    Но при этом работодатель, либо самозанятое лицо обязаны ежемесячно отчислять 6% на формирование пенсионных накоплений либо в Пенсионный фонд Российской Федерации, либо в негосударственный пенсионный фонд. В том случае, если человек не желает формировать накопительную пенсию, данные взносы работодателем не прекращают отчисляться, но уже в рамках права работника на страховую пенсию [11].

    Денежная сумма фиксируется на лицевом счете и является подтверждением того, что государство обязуется выплачивать пенсионное обеспечение. При этом страховые взносы будут являться собственностью государства, а не самого застрахованного лица.

    Как следствие этого, если гражданин не доживет до пенсионного возраста либо не сформирует страховой стаж или страховые баллы, то данные денежные средства не будут возвращены в рамках Федерального закона «О страховых пенсиях».

    С пенсионными накоплениями же ситуация диаметрально противоположная. Такие денежные средства являются собственностью граждан. А значит, их реализация не зависит от достижения пенсионного возраста. Необходимо заметить, что увеличение пенсионного возраста не повлекло за собой изменений в Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ [4].

    С 1 января 2005 г. накопительную пенсию формируют лица моложе 1967 года рождения, которые сделали выбор в ее пользу. По-прежнему право на этот вид пенсионного обеспечения возникает у женщин, достигших возраста 55 лет, и у мужчин, достигших 60-летнего возраста при наличии соответствующего стажа и пенсионных баллов, необходимых для ее получения.

    Лица, имеющие право на получение государственного пенсионного обеспечения, не имеют возможности за счет накопительных взносов формировать данный вид пенсий, что, на мой взгляд, является несправедливым по отношению к данной категории граждан. Но при этом есть возможность самостоятельно добровольно формировать данный вид пенсий, заключив соответствующий договор, и самостоятельно производить отчисления в негосударственный пенсионный фонд.

    Важным пробелом при формировании пенсионных накоплений является зависимость выплаты накопительной пенсии от страхового стажа лица. Полагаю, данное правило должно быть скорректировано, поскольку пенсионные накопления формируются исключительно на добровольной основе и лицо, участвующее в формировании этого вида пенсии, должно иметь гарантии, что при достижении установленного законом пенсионного возраста оно будет иметь право воспользоваться пенсионными накоплениями.

    Считаем возможным предусмотреть на законодательном уровне лицам, формирующим государственную пенсию, одновременно производить взносы в негосударственный пенсионный фонд для дальнейшей реализации своего права на пенсионные накопления.

    Общеизвестным является тот факт, что пенсионное обеспечение формируется за счет средств федерального бюджета. Круг лиц, имеющих право на данный вид обеспечения, закреплен в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». К ним относятся: федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, граждане из числа космонавтов, граждане из числа работников летно-испытательного состава.

    При формировании государственного пенсионного обеспечения главным критерием является специальный трудовой стаж (выслуга лет). Выслуга лет связана с особым видом трудовой деятельности. Лица, имеющие право на государственное пенсионное обеспечение, находятся в более благоприятных условиях при формировании стажа, поскольку не зависят от страховых взносов, а значит, формируют по основному месту работы специальный страховой стаж (выслугу лет).

    Особенность формирования данного вида стажа заключается в льготном порядке его исчисления. При определении размера пенсии за выслугу лет берутся в расчет три величины: оклад по должности, оклад за звание, надбавка за выслугу лет. Указанные величины являются основой государственного пенсионного обеспечения. Такая категория лиц имеет возможность формировать не только государственную пенсию, но и страховую в зависимости от тех видов трудовой деятельности, которой они занимались.

    При формировании страховой пенсии основой является страховой стаж. При исчислении страхового стажа в первую очередь речь идет о страховых взносах в Пенсионный фонд России.

    Страховые взносы являются и доказательством страхового стажа во время трудовой либо предпринимательской деятельности застрахованного лица. Причем, исходя из ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», являются и обязательными платежами в ПФР [5]. Страховые взносы направлены на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

    Исходя из закона, есть и иные периоды деятельности, причем как оплачиваемой, так и нет, которые засчитываются в страховой стаж лица. Для формирования страховой пенсии по старости необходимы, помимо страхового стажа, и другие условия, к которым относятся достижение пенсионного возраста и наличие соответствующего индивидуального пенсионного коэффициента.

    Получение двух видов пенсионного обеспечения возможно исключительно на основании Федерального закона «О страховых пенсиях» и Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Данный факт зависит от источника финансирования пенсионного обеспечения. В случае со страховой пенсией в пенсионных правоотношениях появляется специальный субъект – Пенсионный фонд России. Поскольку страховые взносы отчисляются на индивидуальный лицевой счет гражданина, который формируется непосредственно в данном юридическом лице. Страховая пенсия выплачивается независимо от накопительной пенсии.

    Страховые взносы и пенсионные накопления формируются параллельно по желанию граждан, либо пенсионные накопления совсем не формируются. В этом случае все денежные средства в рамках страховых взносов формируются на лицевом счете в Пенсионном фонде России.

    В настоящее время в России страховые пенсии делятся на три вида: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. И только для получения страховой пенсии по старости необходимо выработать страховой стаж в полном объеме.

    Для назначения страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно хотя бы одного дня страхового стажа.

    Если страховой стаж отсутствует, то таким лицам выплачивается социальная пенсия из средств федерального бюджета. Именно поэтому говорится о страховом стаже применительно к пенсии по старости.

    На наш взгляд, проблемой в реализации страхового стажа является тот факт, что лицо согласно Закону о страховых пенсиях не имеет возможности формировать два вида стажа одновременно за один период трудовой деятельности.

    В том случае, если лицо формирует специальный трудовой стаж, то есть выслугу лет, и работает в это же время по совместительству, тем самым отчисляя страховые взносы в Пенсионный фонд России, несмотря на тот факт, что денежные средства номинально действительно находятся в ПФР, реально эти взносы не формируют страховой стаж гражданина.

    На наш взгляд, данная позиция законодателя должна быть изменена, поскольку работа по совместительству связана с трудовой деятельностью, а это значит, что гражданин должен получить право на формирование двух видов стажа.

    Поскольку повышенные физические и умственные затраты приводят к повышенным психоэмоциональным нагрузкам и забирать у гражданина право на формирование двух видов стажа является неправильным, допускается получение пенсионного обеспечения по двум разным законам одновременно. Это означает, что необходимо законодательно закрепить возможность формировать два вида стажа одновременно или их суммирование.

    Зачастую сотрудники правоохранительных органов, помимо своей основной работы, занимаются иной творческой либо преподавательской деятельностью, отчисляя в установленном порядке страховые взносы, при этом, не формируя страховой стаж.

    Полагаем, ситуация является несправедливой по отношению к данной категории лиц, осуществляющих трудовую деятельность по трудовому либо гражданско-правовому договору. Вместе с тем гарантии лиц, работающих по основному месту работы, не отличаются от гарантий, предоставляемых совместителям. И вне зависимости от вида совместительства (внутреннее или внешнее) гражданин выполняет работу в свободное от основной трудовой функции время.

    Поскольку в страховой стаж включаются периоды работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, то сталкиваемся с ситуацией, когда работник, имеющий право на государственное пенсионное обеспечение, выполняет параллельно работу по трудовому либо гражданско-правовому договору и производит отчисления в Пенсионный фонд России. Данные страховые взносы с точки зрения нормативных актов не формируют страховой стаж данной категории лиц, если в тот же самый период времени исчислялся специальный трудовой стаж (ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях»). При этом подтверждением страхового стажа по совместительству являются страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Таким образом, мы приходим к выводу, что реформирование пенсионного законодательства необходимо начинать осуществлять с пересмотра вопросов об исчислении страхового стажа при назначении страховой, накопительной и государственной пенсии.

    Считаем необходимым исключить норму о величине страхового стажа при назначении накопительной пенсии по достижении возраста, указанного в Законе о страховых пенсиях. Вместе с тем необходимо предусмотреть возможность формирования одновременно страхового стажа и выслуги лет для дальнейшей реализации права на два вида пенсионного обеспечения одновременно: по Федеральному закону «О страховых пенсиях» и Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

    Полагаем, что данные изменения были бы возможны в том случае, если внести поправку в ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» и к иным периодам, засчитываемым в страховой стаж, не относить период военной и иной приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [2].

    В порядке законодательной инициативы, считаем необходимым внести предложения о необходимости закрепления в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» правила использования лицом, чье право на социальное обеспечение нарушено, такого способа защиты, как компенсация морального вреда.

    Следует отметить, что исследуя вопрос об ошибках, допущенных органом при установлении или выплате пенсии, необходимо обратить внимание на пробел закона в ч. 2 ст. 28 Закона о страховых пенсиях. Он заключается в том, что в настоящее время ошибка пенсионных органов при определении права на пенсию, выразившаяся в ее назначении без достаточных оснований, влечет за собой в случае ее обнаружения органом пенсионного обеспечения безусловное прекращение выплаты такой пенсии независимо от длительности периода ее получения и отсутствия виновных действий со стороны пенсионера, а это означает возможность полного лишения добросовестного пенсионера социального обеспечения и средств к существованию.

    Такой пробел может быть устранен путем установления административной ответственности в отношении должностных лиц органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, и установления в Законе о страховых пенсиях нормы, определяющей условия продолжения социальных выплат такому добросовестному пенсионеру.

    Кроме того, суды общей юрисдикции вправе использовать такое правомочие, как направление в адрес органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан, частных определений о нарушении, как прав граждан, так и требований закона. Внесение таких определений судами, с учетом того, что адресаты должны реагировать на них, позволит избежать аналогичных нарушений со стороны органов, уполномоченных осуществлять их социальное обеспечение.

    28 ноября 2018 г. был принят Федеральный закон № 441-ФЗ «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части определения размера минимального годового взноса исходя из одного, а не двух минимальных размеров оплаты труда и наделения застрахованных лиц правом приобретения недостающих баллов путем внесения рассчитанного таким образом годового взноса.

    Как предполагается, это новшество позволит застрахованным, во- первых, получить недостающие баллы за собственный счет, увеличить страховой стаж и тем самым получить право на получение страховой, а не социальной пенсии, во-вторых, в сниженном размере, в-третьих, в сумме меньшей, чем та, что вносит работодатель. Как видно, механизм, изначально разработанный для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, частных детективов, самозанятых лиц, распространен и на застрахованных лиц на тот случай, если для получения страховой пенсии у них нет достаточного количества баллов.

    Самый главный вопрос в том, по какой причине у застрахованного лица отсутствует достаточное количество баллов. Наиболее спорный вопрос по поводу целесообразности такого подхода возникает именно тогда, когда у застрахованного лица, имеющего достаточный трудовой стаж, недостает стажа страхового, что свидетельствует либо о теневой занятости, черной зарплате, либо о том, что работодатель уклоняется от уплаты страховых взносов.

    На наш взгляд, это нововведение улучшает положение не столько застрахованных лиц, сколько государства и работодателей: теперь размер страхового стажа зависит не только от надлежащего исполнения работодателем обязанности по уплате страховых взносов и его обеспечения налоговыми органами посредством взыскания в случае неуплаты, но и от уплаты добровольных страховых взносов застрахованным лицом.

    И это может стать своего рода мотивом для уклонения как от уплаты страховых взносов работодателями, так и от взыскания: зачем платить за застрахованное лицо и расходовать бюджетные денежные средства на взыскание, когда само застрахованное лицо приобретет для себя недостающие баллы.

    Кроме того, мы считаем абсолютно неоправданным смешение механизмов действия двух систем – страховой и накопительной, где первая построена на принципе обязательности страховых взносов, а вторая – на добровольности. Привнесение в страховую систему принципа добровольности страховых взносов размывает и подрывает действие принципа обязательности: те, кто обязан обеспечивать права застрахованных лиц, станут уклоняться от исполнения этой обязанности в расчете на то, что само лицо на добровольных началах о себе позаботится. Если и реформировать страховую систему в части уплаты страховых взносов самими работниками, то с сохранением принципа обязательности уплаты страховых взносов и для них.

    И в заключение, говоря о выводах данного исследования, заметим, что изучение вопроса о мерах пенсионного реформирования наиболее продуктивно в контексте системных проблем самой пенсионной системы, всей сферы пенсионного обеспечения и, что самое главное, социально-экономического развития.

    Стало очевидным, что лишь выявление истинной сути проблемы позволяет определить наиболее оптимальные способы ее решения, и наоборот. При этом любое пенсионное реформирование не должно искажать принципы, изначально положенные в основу системы пенсионного страхования, умалять права застрахованных лиц и снижать уровень гарантированности их реализации.

    Кроме того, не менее плодотворным будет рассмотрение проблемы с точки зрения самой сущности страховых взносов, их цели и предназначения, что позволяет определить степень экономической и иной конечной заинтересованности лиц в добросовестном исполнении обязанности по уплате страховых взносов. Правовая конструкция страховых взносов сложна в силу наличия двух целей:

    1) для застрахованных лиц, которые и являются конечными бенефициарами, – это получение страхового возмещения при наступлении страхового случая;

    2) для государства – формирование специализированных фондов за счет уплачиваемых страховых взносов для обеспечения прав застрахованных лиц.

    Таким образом, слабость позиций застрахованных лиц и государства связана в первую очередь с отсутствием конечной заинтересованности работодателей – плательщиков страховых взносов. При этом система пенсионного обеспечения, призванная обеспечить реализацию конституционных прав граждан, носит государственный характер. В такой ситуации усиление роли и повышение ответственности государства неизбежно и правомерно.

    Заключение

    Подводя итог настоящей работы, можно сказать, что в Российской Федерации функционирует сложная система исчисления и подтверждения страхового стажа в социальном обеспечении.

    Сложность ее заключается в том, что регулирование отношений по выплате пособий регулируются сложной системой  законодательства, включающего различные ведомства.

    Проанализировав проблемы можно сделать вывод, что некоторые вопросы еще не имеют своего решения в законодательстве, но большинство проблем решаемы, но для этого нужны юридические знания и умения пользоваться нормативными актами.

    Решением данной проблемы будет упрощение и унификация нормативного регулирования и административного аппарата социального обеспечение, в случае которого все особенности, страховые случаи и решение проблем по страховым случаям, связанные с проблемами определения страхового стажа в социальном обеспечении, были оформлены в одном нормативном документе, для более четкого понимания населением всех тонкостей обязательного социального страхования.

    Планы повышения пенсионного возраста, будучи частью государственной стратегии по борьбе с бедностью, не учитывают ряд обстоятельств, характеризующих современный российский рынок труда и занятости, уровень трудоспособности граждан пожилого возраста. Это может стать причиной усугубления проблем занятости, снижения, вопреки ожиданиям, уровня доходов граждан, увеличения расходов государственных внебюджетных фондов, связанных с временной или стойкой утратой гражданами трудоспособности до возникновения права на пенсию по старости.

    Кроме того, российское трудовое законодательство не приспособлено к потенциальному увеличению числа работающих пожилых людей. В нем отсутствуют действенные меры антидискриминационной защиты и специальное регулирование труда лиц с пониженной трудоспособностью в связи с возрастом и хроническими заболеваниями.

    Список используемых источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” (в ред. от 10.07.2023 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    3. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации” (в ред. от 29.05.2023 г.
    4. Федеральный закон «О накопительной пенсии» (в ред. от 21.12. 2021 г. ) // СПС КонсультантПлюс.
    5. Федеральный закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
    6. Абдуев, М. Х. Страховая и накопительная пенсии / М. Х. Абдуев // Вызовы современности и стратегии развития общества в условиях новой реальности : Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции, Москва, 30 июня 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство АЛЕФ”, 2023. – С. 363-368.
    7. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.09.2019 по делу N 33-11357/2019. // СПС КонсультантПлюс.
    8. Быковская, Т. А. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения / Т. А. Быковская, С. Ш. Валеева // Дни студенческой науки : Сборник статей V Международной студенческой конференции, Казань, 15 апреля 2022 года / Гл. редактор Е.А. Астраханцева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С.
    9. Быковская, Т. А. Страховой стаж и его юридическое значение в праве социального обеспечения / Т. А. Быковская, С. Ш. Валеева // Дни студенческой науки : Сборник статей V Международной студенческой конференции, Казань, 15 апреля 2022 года / Гл. редактор Е.А. Астраханцева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С.
    10. Головина Е.Н. Страховая и накопительная пенсии: сравнительный анализ. // Финансы и кредит. – 2019. – Т. 25, № 22. – С. 5345-5361.
    11. Касаткина М.А. Сравнительный анализ страховой и накопительной систем пенсионного обеспечения. // Вестник Томского государственного университета. Экономика. – 2018. – № 43. – С. 182-191.
    12. Орлов, Л. Р. Страховой стаж для целей пенсионного обеспечения / Л. Р. Орлов // Современные проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 24 марта 2022 года. – Краснодар 2: ФГБУ “Российское энергетическое агентство” Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ “РЭА” Минэнерго России, 2022. – С. 170-174.
    13. Решение № 2-11/2023 2-11/2023(2-222/2022;)~М-219/2022 2-222/2022 М-219/2022 от 22 декабря 2022 г. по делу № 2-11/2023
    14. Решение № 2-2390/2019 2-365/2020 2-365/2020(2-2390/2019;)~М-2179/2019 М-2179/2019 от 22 мая 2020 г. по делу № 2-2390/2019. // СПС КонсультантПлюс.
    15. Решение № 2-525/2022 2-525/2022~М-498/2022 М-498/2022 от 22 декабря 2022 г. по делу № 2-525/2022
    16. Решение № 2-568/2022 2-568/2022~М-600/2022 М-600/2022 от 28 декабря 2022 г. по делу № 2-568/2022
    17. Усовицкая, А. В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения / А. В. Усовицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88423/
    18. Усовицкая, А. В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения / А. В. Усовицкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 4 (399). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/399/88423/
    19. Чистяков, С. А. Проблемы государственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации / С. А. Чистяков // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ и УПРАВЛЕНИЯ : сборник статей Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 01 июня 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью “Аэтерна”, 2023. – С. 173-176.

     

    [1] Решение № 2-11/2023 2-11/2023(2-222/2022;)~М-219/2022 2-222/2022 М-219/2022 от 22 декабря 2022 г. по делу № 2-11/2023

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх