написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Право граждан на достойный уровень жизни и его реализаций в сфере социального обеспечения. Курсовая работа 2024 г.

    Оглавление

    Введение. 2

    1. Теоретические положения института достойного уровня жизни. 4

    1.1 Понятие и признаки достойного уровня жизни. 4

    1.2 Конституционные положения достойного уровня жизни и его правовые регулирование. 7

    1. Дискуссионные вопросы реализаций достойного уровня жизни в РФ.. 10

    2.1 Актуальные проблемы правового регулирование института достойного уровня жизни  10

    2.2 Актуальные проблемы правового регулирование   Конституционные положения достойного уровня жизни. 13

    3 Пути совершенствование системы реализаций права граждан достойного уровня жизни  17

    Заключение. 23

    Список использованных источников. 25

    Введение

    Актуальность темы исследования. В качестве главнейшей и центральной задачи в планах и программах по социально-экономическому развитию Российской Федерации рассматривается рост уровня и качества жизни населения страны. Представлены стратегические цели национальных проектов в виде достижения процесса прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российского государства, роста количества ее населения и уровня его жизни, обеспечения для его проживания комфортных условий, а также с целью раскрытия таланта и самореализации каждого россиянина, предоставления соответствующих условий и возможностей1.

    На период до 2030 года в рамках стратегии развития России были скорректированы национальные цели развития страны, исходя из ресурсов и сложившихся реалий, или же установлены новые целевые показатели.

    К примеру, в рамках национальной цели как «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей» по новому целевому показателю уровень бедности планируется снизить в два раза по сравнению с уровнем 2017 года, а при достижении национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» темпы устойчивого роста доходов россиян и уровень пенсионного обеспечения не должны быть ниже инфляции 2

    Уровень и качество жизни представляют собой экономическую составляющую благосостояния людей и обеспечение для своего населения достойного уровня и качества жизни для цивилизованных государств рассматривается в качестве главнейшей задачи. Для общества залогом его благополучного существования и важнейшим условием его самосохранения признается именно достойный уровень жизни.

    В настоящее время, когда Россия по признанию большинства стран становится важнейшим игроком на международной арене, обеспечение достойного уровня жизни населения для страны становится не только экономической, но и политической задачей России претендовать на статус и авторитет ведущей мировой державы, имея низкий уровень жизни населения по сравнению с развитыми странами, по меньшей мере, необоснованно.

    Утверждение статуса Российского государства как ведущей мировой державы предполагает создание привлекательного имиджа в мире в аспекте благосостояния и степени удовлетворения материальных и духовных потребностей ее населения, т.е. в аспекте уровня жизни.

    Цель исследования: Исследовать право граждан на достойный уровень жизни и его реализаций в сфере социального обеспечения

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть теоретические положения института достойного уровня жизни.
    2. Изучить актуальные проблемы правового регулирование института достойного уровня жизни.
    3. Разработать пути совершенствование системы реализаций права граждан достойного уровня жизни.

    Объект исследования: Пенсионная система Российской Федерации.

    Предмет исследования: Право граждан на достойный уровень жизни и его реализаций в сфере социального обеспечения.

     

    1. Теоретические положения института достойного уровня жизни

    1.1 Понятие и признаки достойного уровня жизни

    При анализе российских и международных документов правого характера относительно категории «достойный уровень жизни» можно указать на отражение в экономическом развитии через понятие «достойный уровень жизни» общих тенденций, имеющих прогрессивный характер. Так, во Всеобщей декларация прав человека от 1948 года, сказано, что каждый человек имеет право на достойный уровень жизни[1], тоже самое отмечается и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 1966 года, признающим за каждым человеком и его семьей право на достойный уровень жизни.

    Для любого современного государства основной целью выступает повышение уровня и качества жизни населения. До сих пор отсутствует единая общепринятая трактовка рассматриваемых категорий, представления экономистов о которых менялись на протяжении времени, нет также согласия и в том, совпадают ли эти понятия.

    Нужно отметить, что если уровень жизни больше соответствует количественным характеристикам, то качество жизни – качественным. Согласно концепции Амартия Сена, являющегося Нобелевским лауреатом в области теории благосостояния, фактический уровень жизни населения и свободу выбора нужно разделять с располагаемыми возможностями, при этом первое вытекает из второго.

    Качество жизни является постоянно развивающейся экономико-философской категорией, которая определяет уровень материальной и духовной комфортности жизни населения. Повышение качества жизни и его материальная база в свою очередь обусловлены ростом уровня жизни.

    Кроме потребительских товаров и услуг, качество жизни предусматривает и такие результаты экономического и политического развития страны как средняя продолжительность жизни, охрана и условия труда, обеспечение прав человека, уровень и виды заболеваемости, доступность информации и т.д.

    Для оценки качества жизни человека общество делят на определенные группы или классы, исходя из статуса занятости конкретного члена общества, что обеспечивает возможность применения, представленной разработчиками Системы национальных счетов, классификации неинституциональных домашних хозяйств.

    К числу основных составляющих качества жизни относится улучшение социальной сферы, уровень социальной защиты населения, свобода выбора человека, отношения национального, культурного и религиозные характера.

    Для каждого исторического периода перманентная актуальность исследования таких категорий, как «достойный уровень жизни» и «качество жизни», определяется тем, что с течением времени их содержание может изменяться как развитием научно-технического прогресса, меняющим стандарты потребления, так и с развитием процессов цифровизации экономики, так как производство, распространение и использование цифровых информационных технологий оказывает влияние на все стороны жизни общества, в том числе и на потребности, и на представление населения об объеме и структуре потребляемых благ.

    Атрибутами современного уровня жизни в сфере личного потребления стали бытовые приборы, облегчающие домашний труд, мобильные телефоны, смартфоны, персональные компьютеры и другие товары эпохи цифрового общества, использования сети Интернет.

    В рассмотрении категории «достойный уровень жизни» можно отметить, что К. Маркс в понятии «стоимость рабочей силы» выделял историческую и моральную составляющие. При этом указывал, что для работника в конкретной стране и в данный период времени объём и состав нужных ему жизненных благ есть в среднем величина данная.[2].

    При определении стоимости рабочей силы К. Маркс отмечает, что к составу необходимой для производства рабочей силы суммы жизненных средств относятся жизненные средства заместителей, т.е. детей рабочих, так как уходящие со временем с рынка труда в результате изнашивания и смерти рабочая сила должна замещаться новой.

    Отсюда следует, что и в современных условиях при определении достойного уровня оплаты труда необходимо учитывать не только жизненные средства, обеспечивающие существование самого работника, но и средства, необходимые для содержания и воспитания детей.

    Для того чтобы оценить удовлетворенность человеком уровнем жизни, Статистическая комиссия при ООН применяет объективные показатели количественного плана, зависящие от того, где человек живет, его возраста и социальной принадлежности, насколько он обеспечен в материальном плане, каков его образовательный уровень и семейное положение, также есть и субъективная оценка со стороны самого индивида, исходящая из его психологических особенностей и ценностных ориентаций. В тоже время достойный уровень жизни есть величина данная в конкретном времени и в данном обществе.

    Обеспечение достойного уровня жизни для каждого члена российского общества нужно рассматривать как обладание современными благами, к которым относятся: наличие жилья и уровень медицинских услуг, бытовая техника, транспортные услуги, питание, услуги предприятий сферы обслуживания, досуг и др.

    Тут следует указать на наличие возможности свободного развития для человека, пользования им достижениями науки, культуры, получения нужной профессиональной подготовки. Показателями, характеризующими достойный уровень жизни, таким образом, являются и те, которые характеризуют, насколько человек в состоянии свои потребности культурного и образовательного плана удовлетворить.

     

    1.2 Конституционные положения достойного уровня жизни и его правовые регулирование

    В качестве конституционных ориентиров содержания права человека на достойную жизнь в Российской Федерации составляют учреждаемые Конституцией РФ принцип социального государства, отдельные социальные институты, основные личные, экономические и социальные права.

    С установлением данных конституционных положений связано закрепление гарантий устойчивого социального развития.

    С внесением поправки к Конституции РФ расширяются конституционные гарантии социальной политики и интегрированы ключевые принципы, связанные с достойной жизнью людей, их свободным развитием и социальным благополучием.

    Однако в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному собранию до сих пор акцентируется внимание о необходимости повышения уровня жизни граждан России и благосостояния российских семей.

    В связи с этим рассмотрим сопутствующие тому причины, раскроем конституционный смысл и содержание термина достойный уровень жизни, конституционное право граждан на достойный уровень жизни, предложим пути совершенствования действующего конституционно-правового регулирования.

    Впервые на конституционном уровне право на достойный уровень жизни закреплено в Декларации СНД РСФСР от 12 июня 1990 №22–1 «О государственном суверенитете РСФСР» (пункт 4)[3]. Впоследствии категория «достойная жизнь» закреплена в ст.7 Конституции РФ и детализирована в ее главах 2 (ст. ст. 37, 39-44) и 3 (ст. ст. 75, 75.1.)[4], в которых определена приоритетным вектором проводимой государством социальной политики.

    В доктрине конституционного права существует разнообразие подходов в содержании термина «достойный уровень жизни», а законодатель по своему усмотрению определяет стандарты достойной жизни через установление социальных обязательств государства перед гражданами.

    С формально-юридической точки зрения содержательным критерием достойной жизни человека является состояние его социальной защищенности, выраженное в доступности социальных прав, являющихся итогом эффективной реализации социальной политики [5].

    В своем научном труде Аверьянова Н.Н., Тюменева Н.В., Якушева С.Е. рассматривают данную категорию под углом конституционной аксиологии. По их мнению, достойный уровень жизни отражает высший уровень качества жизни через цели-принципы деятельности органов публичной власти, призванные обеспечивать человеку систему социальных гарантий.

    Невинский В.В. указывает на собирательный, доктринально-конституционный характер права на достойную жизнь, вытекающий из провозглашения и реализации установленных конституционных ориентиров. Ученым право на достойную жизнь определяется как формально не конституированное право, сопряженное с повседневной жизнедеятельностью человека, его семьи, иного социального общества и интегрированное в понятие сущность человека, его места в обществе и государстве, а потому являющееся важнейшей конституционной ценностью [6].

    Доктор юридических наук Велиева Д.С. отмечает, что в Конституции РФ факторами, составляющими категорию достойной жизни, являются социальные гарантии, распространяющиеся на социально-незащищенные категории граждан. Однако наиболее полно отражающим сущность права на достойный уровень жизни в совокупности с социальными гарантиями является право граждан на благоприятную, здоровую окружающую среду [7]. Данный вывод автору позволило исследование положений конституций зарубежных стран, в которых обеспечение достойного уровня жизни граждан провозглашено как одно из значимых направлений их деятельности.

    Антонова Н.В., Еремина О.Ю. определяют достойную жизнь конституционно-правовым ориентиром социальной политики и вектором реализации функций социального правового государства Антонова, Еремина, 2020, 89-102. Данный ориентир служит основой для принятий решения, связанных с преобразованиями в социальной сфере.

    Рассуждая о содержании права на достойную жизнь в конституционно-правовой доктрине ведется дискуссия о том, является ли оно правом в прямом смысле этого слова. Мнения ученых в этом вопросе также разделились.

    Одни ученые считают, что права второго и третьего поколения как структурные составляющие права на достойную жизнь не являются настоящими правами, поскольку являются льготами для неимущих слоев населения. То есть, право на достойную жизнь не является подлинным правом.

    Данную точку зрения разделяют Чичерин Б.Н., Нерсесянц В.С., Мамут Л.С., Э. Фаге [8] и другие. Сторонники прямо противоположной концепции [9] отмечают, что права второго и третьего поколения как следствие синтеза права на достойную жизнь являются подлинными, как и права первого поколения.

     

    2. Дискуссионные вопросы реализаций достойного уровня жизни в РФ

    2.1 Актуальные проблемы правового регулирование института достойного уровня жизни

    Как считают специалисты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ИПН РАН, в понятии «уровень жизни» населения можно выделить три основных аспекта: благосостояние населения, в виде уровня удовлетворения потребностей как благами материальными, так и нематериального плана человека или же семьи; накопление человеческого капитала, представленного как состояние здоровья общества, уровень его образовательного, профессионального и культурного развития; а также уровень человеческого развития как возможности для человека реализовать свои способности.

    В то же время показатель доходов домашних хозяйств в исследовании уровня жизни есть важнейший показатель, который необходим для получения различных жизненных благ. В этом нужно согласиться с В.Ф. Майером, выделяющим уровень и структуру потребления благ материального и нематериального характера в качестве прямых непосредственных индикаторов уровня жизни населения и доходы – как косвенные[10].

    Уровень жизни определяется через показатели потребления материальных благ и услуг населением, обеспеченность его жильем, а также предметами длительного срока службы, а для измерения «достойного уровня жизни» нужно объем потребляемых благ сопоставить с принятыми стандартами, с рациональными нормами по потреблению, выявить, насколько человеческие ресурсы воспроизводятся при таких условиях потребления, как удовлетворяются потребности людей и т.п.

    Насколько потребителей устраивает их уровень жизни, оценить могут как индивиды и ученые, так и различные структуры, статистические органы и др. Уровень жизни на достойном уровне есть в целом определенное качественное состояние уровня жизни с развитием экономики знаний и информационного общества.

    В то же время отметим, что несмотря на большое количество международно-правовых документов, касающихся общих принципов и условий становления и развития социального государства, нет однозначного определения того, каким социальным благам должен соответствовать достойный уровень жизни.

    Также есть и значительные расхождения по своему содержанию и объему в определении категории «достойный уровень» во всех документах как международных, так и отечественных правового характера.

    Достойный уровень жизни, если ссылаться на структуру потребностей, разработанную Б.М. Генкиным, для человека (семье) должен дать возможность не только обеспечить потребности базового уровня – как еда, жилье и т.д., но также и удовлетворить потребности в достижении целей жизни, что отличает данную категорию от минимально допустимого уровня жизни, определяемого пограничным состоянием, за которым уже находится нищета[11].

    Достойный уровень жизни должен быть направлен достижение аких целей развития в жизни как самосовершенствование и т.д., а не на увеличение богатства и роскошь, что вообще и нельзя полностью никогда удовлетворить .

    Достойный уровень жизни должен давать условия для жизни приемлемого качества исходя из того, что человек определяет возможность продвижения к целям жизни субъективно как состояние благополучия. Также, укажем на то, что индикаторы качества жизни населения страны как индекс развития человеческого потенциала и др., являются интегральными без учета дифференциации в доходах и доступности тех или современных благ для отдельных социальных групп.

    Не являясь постоянно заданным представление о достойном уровне жизни зависит от различных факторов, и поэтому довольно трудно дать данному понятию однозначное определение, особенно в количественном виде, в тоже время это не является невозможным.

    Как считает Филиппова Э.М., в законодательстве “достойный уровень жизни” как категорию нужно обязательно закрепить, выявить его составляющие, определяющие этот уровень, достойный уровень жизни отразить и в системе социальной защиты населения[12]. 9

    Соболь Т.С. также согласен с важностью обеспечить законодательное подкрепление для понятия как «достойный уровень жизни» и приведения в соответствие с данным понятием самого законодательства страны[13].

    По поводу критериев достойной жизни, в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию. Во первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой пре0 дел, за которым начинается недопустимая крайность.

    Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально-экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стерео типах, менталитете наций, а также динамичностью морали. Во вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав. Однако обеспеченность материальными благами — далеко не един0 ственное условие достойности жизни.

    К ним относится и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. В связи с этим, учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов.

     

    2.2 Актуальные проблемы правового регулирование   Конституционные положения достойного уровня жизни

    Многообразие научных взглядов и не установление на нормативном уровне дефиниции категории «достойный уровень жизни» затрудняет сделать вывод о том, на основании каких показателей определятся условия достойной жизни, а также служит следствием смешения понятий «достойная жизнь» и «достойное существование», «достойная жизнь» и «достойный уровень жизни».

    Аналогичную точку зрения разделяет Н.В. Путило, указывая на необходимость определения критериев достойной жизни. В качестве критериев создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, Н.В. Путило считает наличие тех факторов и механизмов, которые делают определенные социальные блага (жилище, медицинское обслуживание, техника и средства передвижения, сфера обслуживания, качественное питание) доступными для всех [14].

    Особую актуальность приобретают факторы и механизмы доступности социальных благ для тех категорий граждан, объективное состояние здоровья которых, особенности социального положения увеличивают разрыв между необходимым благом и фактом реального их потребления.

    На наш взгляд право на «достойный уровень жизни» – право, сопряженное с уровнем материального благосостояния гражданина, гарантированное государством на уровне стандартов, соответствующих высокоразвитому государству и обществу. Такими стандартами может послужить совокупность конституционно-правовых норм, обеспечивающих возможность развития и реализации личности, удовлетворения ею основных потребностей, включая возможность приобщения к культурным ценностям, ее социальную защищенность и социальную безопасность. Разделяю мнение Филипповой Э.М. о необходимости законодательного закрепления понятия «достойный уровень жизни», определения его места и значения в системе социальной защиты населения[15].

    Достоверное представление о праве граждан на достойную жизнь на современном этапе развития государства можно получить через соблюдение, реализацию принципа социального государства, эффективность выполнения принятых государством социальных обязательств.

    Соглашусь с мнением, что по размеру прожиточного минимума могут быть определены являются ли достойными условия жизни человека в государстве[16]. И, что содержание термина «достойный уровень жизни человека» раскрывается через право каждой семьи на удовлетворение основных потребностей. Однако есть и те ученые, которые определяют прожиточный минимум социальным стандартом приемлемого уровня жизни в России.

    В связи с тем, что достойная жизнь человека является оценочной категорией, обусловленной объективными показателями, рассмотрим конституционную новеллу (ч.5 ст.75 Конституции РФ) об установлении государством гарантии закрепления минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России».

    С одной стороны, установление на конституционном уровне данной нормы выражает стремление государства на борьбу с бедностью и имеет своей целью – достойную оплату труда, поскольку государством гарантируется получение денежного вознаграждения за труд в фиксированной величине вне зависимости от текущей финансовой политики и экономической ситуации в мире в целом, и нашей стране в частности, а с другой – не устраняются проблемы, связанные с установлением на законодательном уровне терминологии «прожиточный минимум».

    Под прожиточным минимум законодательно определяется минимальная сумма доходов гражданина, исчисляемая исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год в отличие от прежнего метода расчета, по стоимостной оценке, потребительской корзине. В более широком смысле этот термин раскрывается Конституционным Судом РФ.

    По мнению Конституционного Суда РФ «прожиточный минимум» представляет собой гарантированную оплату труда лиц, основанную на таких характеристиках деятельности, как нормальная интенсивность и продолжительность рабочего времени без учета особых условий ее осуществления. Между тем, на практике возникают вопросы установления тарифной ставки и рассмотрения возможности ее повышения до величины МРОТ. По этому поводу Конституционный Суд РФ констатировал: «в доплату до МРОТ могут включаться не только величина должностного оклада, но и выплаты стимулирующего и компенсационного характера…». При этом лицам, работающим в условиях, отклоняющихся от нормы рабочего времени (напр., в ночное время, праздничные дни), оплата должна производиться сверх МРОТ.

    По обоснованному суждению Колотовой Н.В., через прожиточный минимум конституционный термин «достойный уровень жизни» приобретает исчисляемое выражение в целях оценки выполнения принятых государством обязательств по обеспечению гражданам дохода не ниже установленного показателя, а при его отсутствии государственную социальную помощь в установленном размере. И далее, этот же автор отмечает, что прожиточный минимум выполняет роль установленного предела обеспечения социальных прав [17]. По нашему мнению, минимальный стандарт потребления и методические рекомендации требуют уточнения вследствие использования при расчетах такого параметра, как финансовые возможности соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые в условиях экономической нестабильности влияют существенным образом на получение достоверности исходных данных.

    По этой причине разделяем высказанную Умновой-Конюховой И.А. точку зрения, что конституционный критерий достойного уровня жизни предполагает дополнительное включение в ст.75 Конституции РФ положения: «индексация социальных выплат, прожиточный минимум которых должен соответствовать международно-правовым стандартам уровня жизни высокоразвитых государств».

    По мнению В.Д. Зорькина, «по принятым в международной практике показателям уровня жизни, как прожиточный уровень, минимальный размер оплаты труда и индекс развития человеческого капитала, налицо разрыв между правовыми предписаниями, характеризующими те или иные аспекты социальной справедливости, и фактическими показателями». В связи с этим считаем необходимым дополнить Конституцию РФ положением, устанавливающим ответственность органов государственной власти за несоответствие принятой методики исчисления прожиточного минимума цели социального государства.

    Другим ориентиром в области обеспечения права на достойный уровень жизни современной России являются социальные стандарты, позволяющие достигать приемлемый уровень жизни в старости, выраженные в установлении на конституционном уровне положения «индексация пенсий не реже одного раз в год в порядке, установленным федеральным законом» и механизм их индексации. По обоснованному суждению Конституционного Суда РФ индексация представляет собой инструмент антиинфляционной защиты права на социальное обеспечение, что способствует реализации задач социального государства.

    По содержанию данная мера социальной поддержки корреспондирует с принципами социальной справедливости и юридического равенства. В контексте оказываемого влияния на публичные финансы закрепляется не только гарантия пенсионного обеспечения, но и обеспечивается восстановление существовавшего до этого подхода, предусматривающего ежегодную индексацию пенсий на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений.

    При выборе конституционной стратегии требуется учитывать и тот факт, что пенсионная система должна гарантировать социально приемлемый уровень жизнеобеспечения за счет перераспределения общих ресурсов. В этом смысле сохраняется тенденция к созданию наиболее благоприятных условий для функционирования добровольных социально-страховых моделей и обеспечению необходимого контроля за соблюдением прав участвующих в них граждан.

    Вместе с тем существует потребность пересмотра установленного на конституционном уровне положения, гарантирующего индексацию пенсий с учетом роста потребительских цен и социальных рисков. В идеале потребуется разработать и закрепить в Конституции РФ отдельную главу, регламентирующую вопросы социального обеспечения.

    Оценивая уровень обеспечения пенсиями с точки зрения Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, отметим, что в качестве социального ориентира применяется «приемлемый уровень пенсий», значение которого не раскрывается и неидентично базовому конституционно-правовому ориентиру «достойного уровня жизни».

    3 Пути совершенствование системы реализаций права граждан достойного уровня жизни

    Жизнь, будучи глубоко философской категорией, неоднократно становилась предметом научных изысканий, как следствие, возникали многочисленные концепции, различным образом интерпретирующие ее.

    На наш взгляд, раскрывая понятие жизни человека, следует исходить из устоявшегося в философии мнения о том, что бытие человека необходимо рассматривать в двух формах: во первых, бытие человека в мире вещей; во0вторых, собственное человеческое бытие (в данном случае человек рассматривается уже не как объект, а как субъект, который подчиняется не только законам природы, но и существует как социальное, духовно0нравственное существо).

    То есть непременными атрибутами жизни человека как биосоциального существа являются следующие: биологические потребности (в пище, воде, тепле и др.); социальные (в трудовой деятельности, социальной активности, самореализации и самоутверждении в обществе и др.); духовные потребности (в знаниях, самосовершенствовании и других элементах духовной культуры).

    Таким образом, жизнь человека представляет собой состояние комплексной реализации его потребностей как биосоциального существа, а именно биологических, социальных и духовных.

    По поводу критериев достойной жизни, в настоящее время достаточно отчетливо просматривается ряд факторов, препятствующих их формированию.

    Во первых, в каждом обществе есть свой уровень жизни, который считается нормой, и есть свой предел, за которым начинается недопустимая крайность.

    Различие в понимании достойности жизни обусловлено существенной дифференциацией уровня социально0экономического развития различных государств, различиями в культурных традициях, стереотипах, менталитете наций, а также динамичностью морали.

    Во вторых, «достойную жизнь» чаще всего пытаются охарактеризовать с точки зрения материальной обеспеченности человека, уровня реализации его социально-экономических прав.

    Однако обеспеченность материальными благами — далеко не единственное условие достойности жизни. К ним относится и уровень духовного развития, самореализации, безопасности (как физической, так и нравственной) и многие другие компоненты. В связи с этим, учет только имущественной составляющей не дает правильных результатов.

    Таким образом, как философская категория «жизнь» предполагает не только удовлетворение текущих потребностей человека, но и его развитие, перспективы роста и становления личности, реализации профессиональных амбиций, личных целей, участие в жизни общества, возможность совершать полезную деятельность и т.д.

    Только при наличии этих компонентов можно говорить о достойном уровне жизни, а не только «достаточном существовании».

    Изучение работ российских и зарубежных ученых в области управления качеством жизни свидетельствует об относительном единстве взглядов исследователей в общем видении качества жизни. Многие ученые сходятся во мнении, что качество жизни является обобщающей социально-экономической категорией, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт человека. Отметим, среди большого множества работ, посвященных специальному рассмотрению качества жизни населения и различных его сторон, до настоящего времени нет единства в трактовке данного термина. С одной стороны, встречается предельно широкое толкование данной категории, которое, по существу, вбирает в себя все процессы жизнедеятельности человека и общества. С другой, в показатели качества жизни иной раз включается без всякой научной аргументации только узкая часть процессов жизнеобеспечения людей.

    Характерно, что с течением времени ситуация в этой области не только не проясняется, а, наоборот, становится все более запутанной, поскольку в сферу рассмотрения включаются все более острые проблемы и мало исследованные социальные последствия, которыми так богата изменчивая жизнь постиндустриального общества. Существенным является и то, что разногласия затрагивают содержательный аспект вопроса. Очень часто используются близкие термины, отождествляемые с «качеством жизни»: уровень жизни, уклад жизни, стандарт жизни, стиль жизни, образ жизни и т.д.

    В правовом отношении качество жизни является реализацией права на достойную жизнь и свободное развитие человека.

    На качество жизни, по нашему мнению, влияют, следующие факторы: государственная социальная политика, уровень развития социальной сферы в стране, условия жизни населения, образ жизни, чувство ответственности за свое здоровье каждым индивидом, инвестиционный климат, состояние окружающей среды, духовность, социально-исторические процессы, доходы населения, бедность и неравенство, безработица и использование рабочей силы, динамика демографических процессов, образование и обучение, здоровье, продовольствие и питание, состояние жилища (населенных пунктов), инфраструктура, связь, культура, социальные связи, семейные ценности, политическая и социальная стабильность (безопасность), политические и гражданские институты (демократия и участие).

    При всем многообразии понятий социальной защиты основные особенности данной категории должны охватываться одним определением. Социальная защита − это деятельность государственных и негосударственных институтов по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение и восстановление достойного и необходимого уровня их социального благополучия и безопасности.

    Право на социальную защиту, адресованное каждому человеку и гражданину, следует отличать от мер социальной защиты – конкретных мероприятий государства, направленных на более полную реализацию социальных прав отдельных групп населения. Это группы, находящиеся в сфере «социального риска», нуждающиеся в особой поддержке, заботе и внимании общества и государства. Следовательно, право на социальную защиту – это право на социальную безопасность человека, право на состояние защищенности его различных социальных прав и интересов, сводящее к минимуму социальные риски и невозможность существования без участия общества.

    Таким образом, исходя из вышеизложенного, содержания приходим к выводу о том, что содержание понятия «достойный уровень жизни» вбирает в себя различные аспекты правового, экономического, экологического, социологического, нравственного характера и, соответственно, определение такой категории как «достойный уровень жизни» требует междисциплинарного подхода. Междисциплинарный подход к анализу современных экономических процессов актуален в свете тезиса о том, что главным условием экономического роста России является переход на инновационный путь развития, который невозможен без нетрадиционного подхода к решению проблем в многочисленных областях экономики страны.

    Переход общества к ноосферному устойчивому развитию обусловливает необходимость соответствия основных идей стратегии устойчивого развития менталитету значительной части населения России, стремящейся к обустройству территории своего проживания и повышению уровня жизни.

    Нужна выработка критериев, ценностей неогуманизма, глобальной этики, понимания содержания прогресса исходя из императива выживания как высшей ценности человечества. Устойчивость развития общества определяется в первую очередь способностью отдельной личности реализовывать принципы устойчивости в своей повседневной жизни. К таким принципам можно отнести реализацию концепции здорового образа жизни, укрепляющего нравственное и физическое здоровье населения и его безопасность, формирование разумных потребностей.

    В силу того, что понятие «достойный уровень жизни» зависит как от уровня развития экономики, так и от общественного менталитета, имеющихся представлений о нравственности, его формирование требует активного участия психологов и ученых, интересующихся проблемами нравственности.

    Если с нравственной точки зрения достойный уровень жизни представляет собой соответствие уровня жизни принятым традиционным нравственным ценностям социальной справедливости, бережливости и скромности, неприязнь к расточительству и эгоизму, то с психологической рассматривается в качестве субъективного ощущения удовлетворенности как количеством, так и качеством потребляемых товаров и услуг со стороны потребителей.

    Применение междисциплинарного подхода и включение в анализ нравственно-психологических аспектов проблемы не только раскрывает субъективную сторону формирования достойного уровня жизни населения России, но и позволяет установить причины тех препятствий, которые имеются на пути достижения достойного уровня жизни россиян.

    Необходимость формирования концепции достойного уровня и качества жизни обусловлено тем, что Россия – это социальное государство, соответственно, ее политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободное развитие каждого члена российского общества. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны предусматривает, что стратегической целью государства является такой уровень экономического и социального развития, который должен соответствовать ей как одной из ведущих мировых держав XXI века. Все это предполагает обеспечение высоких стандартов благосостояния российских граждан, достижение таких показателей уровня доходов и качества жизни, которыми и отличаются развитые страны.

     

    Заключение

    Уровень жизни определяется через показатели потребления материальных благ и услуг населением, обеспеченность его жильем, а также предметами длительного срока службы, а для измерения «достойного уровня жизни» нужно объем потребляемых благ сопоставить с принятыми стандартами, с рациональными нормами по потреблению, выявить, насколько человеческие ресурсы воспроизводятся при таких условиях потребления, как удовлетворяются потребности людей и т.п.

    Насколько потребителей устраивает их уровень жизни, оценить могут как индивиды и ученые, так и различные структуры, статистические органы и др. Уровень жизни на достойном уровне есть в целом определенное качественное состояние уровня жизни с развитием экономики знаний и информационного общества.

    В то же время отметим, что несмотря на большое количество международно-правовых документов, касающихся общих принципов и условий становления и развития социального государства, нет однозначного определения того, каким социальным благам должен соответствовать достойный уровень жизни.

    Изучение работ российских и зарубежных ученых в области управления качеством жизни свидетельствует об относительном единстве взглядов исследователей в общем видении качества жизни. Многие ученые сходятся во мнении, что качество жизни является обобщающей социально-экономической категорией, включает в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, состояние здоровья, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат, душевный комфорт человека.

    В силу того, что понятие «достойный уровень жизни» зависит как от уровня развития экономики, так и от общественного менталитета, имеющихся представлений о нравственности, его формирование требует активного участия психологов и ученых, интересующихся проблемами нравственности.

    Если с нравственной точки зрения достойный уровень жизни представляет собой соответствие уровня жизни принятым традиционным нравственным ценностям социальной справедливости, бережливости и скромности, неприязнь к расточительству и эгоизму, то с психологической рассматривается в качестве субъективного ощущения удовлетворенности как количеством, так и качеством потребляемых товаров и услуг со стороны потребителей.

    Применение междисциплинарного подхода и включение в анализ нравственно-психологических аспектов проблемы не только раскрывает субъективную сторону формирования достойного уровня жизни населения России, но и позволяет установить причины тех препятствий, которые имеются на пути достижения достойного уровня жизни россиян.

    Необходимость формирования концепции достойного уровня и качества жизни обусловлено тем, что Россия – это социальное государство, соответственно, ее политика направлена на обеспечение достойной жизни и свободное развитие каждого члена российского общества. Концепция долгосрочного социально-экономического развития страны предусматривает, что стратегической целью государства является такой уровень экономического и социального развития, который должен соответствовать ей как одной из ведущих мировых держав XXI века. Все это предполагает обеспечение высоких стандартов благосостояния российских граждан, достижение таких показателей уровня доходов и качества жизни, которыми и отличаются развитые страны.

     

    Список использованных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
    2. Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. URL: http://base.garant.ru/10135532/#25
    3. Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39472/
    4. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474. // Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726
    5. Аверьянова Н.Н., Тюменева Н.В., Якушева С.Е. Конституционно-правовое содержание категории «достойная жизнь человека» // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3 (97). С. 29-35.
    6. Барсукова В.Н. Права человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. 2016. № 1. С. 5-10
    7. Велиева В.С. Проблемы конституционной концептуализации понятий «Достойная жизнь» // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2 (36). С. 74-84.
    8. Генкин Б. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. – Москва: Норма, 2007, – С. 301.
    9. Гишкаева, Л. Л. Теоретические аспекты экономических категорий «уровень жизни» и «достойный уровень жизни» / Л. Л. Гишкаева // Ежегодная итоговая научно-практическая конференция научно-педагогических работников : Сборник материалов конференции, Грозный, 22 февраля 2023 года. – Грозный: Чеченский государственный университет имени Ахмата Абдулхамидовича Кадырова, 2023. – С. 350-355. – DOI 10.36684/83-1-2023-350-355.
    10. Ильин, И. М. К вопросу о праве человека на достойный уровень жизни (конституционно-правовой аспект) / И. М. Ильин // Вопросы российского и международного права. – 2023. – Т. 13, № 4-1. – С. 95-103.
    11. Колотова Н.В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства // Труды института государства и права Российской академии наук. 2021. № 2. Т. 16. С. 44-68.
    12. Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. – Москва: Мысль, 1977, – С. 7.
    13. Маркс К. Капитал. – Москва: Политиздат, 1967, – С. 182.
    14. Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12. С. 56-65.
    15. Президент подписал указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425
    16. Путило Н.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юрист, 2002. С. 72.
    17. Соболь Т.С. Уровень жизни населения России: современный взгляд на действительность / Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 3 (34), С. 7-12
    18. Трофимова Г.А. Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод // Социум и власть. 2015.№ 2. С. 82-86.
    19. Фаге Э. Либерализм // О свободе: Антология мировой либеральной мысли (первая половина XX века). М., 2000. С. 37.
    20. Филиппова Э.М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 14. № 1. С. 59-63.
    21. Яковенко, Н. А. Проблемы правовой квалификации права на достойный уровень жизни в российском и зарубежном законодательстве / Н. А. Яковенко // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. – 2021. – № 2(48). – С. 102-107.

     

    [1] Всеобщая декларация прав человека: принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. URL: http://base.garant.ru/10135532/#25

    [2] Маркс К. Капитал. – Москва: Политиздат, 1967, – С. 182.

    [3] Декларация СНД РСФСР от 12.06.1990 № 22-1 «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39472/

    [4] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

    [5] Аверьянова Н.Н., Тюменева Н.В., Якушева С.Е. Конституционно-правовое содержание категории «достойная жизнь человека» // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2022. № 3 (97). С. 29-35.

    [6] Невинский В.В. Право человека на достойную жизнь в системе конституционных ценностей России (не взятый рубеж постсоветской истории) // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 12. С. 56-65.

    [7] Велиева В.С. Проблемы конституционной концептуализации понятий «Достойная жизнь» // Ленинградский юридический журнал. 2014. № 2 (36). С. 74-84.

    [8] Фаге Э. Либерализм // О свободе: Антология мировой либеральной мысли (первая половина XX века). М., 2000. С. 37.

    [9] Барсукова В.Н. Права человека на достойную жизнь: общая характеристика // Современное право. 2016. № 1. С. 5-10

    [10] Майер В. Ф. Уровень жизни населения СССР. – Москва: Мысль, 1977, – С. 7.

    [11] Генкин Б. Экономика и социология труда. 7-е изд., доп. – Москва: Норма, 2007, – С. 301.

    [12] Филиппова Э.М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 14. № 1. С. 59-63.

    [13] Соболь Т.С. Уровень жизни населения России: современный взгляд на действительность / Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2020. № 3 (34), С. 7-12

    [14] Путило Н.В. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М.: Юрист, 2002. С. 72.

    [15] Филиппова Э.М. Принцип «ориентация на достойный уровень жизни» в социальном обеспечении Российской Федерации // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 14. № 1. С. 59-63.

    [16] Трофимова Г.А. Прожиточный минимум как гарантия конституционных прав и свобод // Социум и власть. 2015.

    № 2. С. 82-86.

    [17] Колотова Н.В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства // Труды института государства и права Российской академии наук. 2021. № 2. Т. 16. С. 44-68.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх