написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Правовая оценка содержания индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера. Курсовая работа 2024 г.

    Содержание

    Введение. 2

    1. Правовая оценка содержания индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера 4

    1.1. Правовые основы организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета в РФ.. 4

    1.2. Общая характеристика индивидуального персонифицированного учета по законодательству российской федерации. 7

    1.3. Понятие, цели, и принципы индивидуального (персонифицированного) учета  11

    1. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии. 14

    2.1. Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода. 14

    2.2. Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц. 14

    2.3 Актуальные проблемы индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его назначение на страховую пенсию.. 15

    1. Пути решения проблем индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его назначение на страховую пенсию.. 17

    Заключение. 23

    Список используемых  источников. 29

    Введение

    Актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что в настоящее время система государственного пенсионного обеспечения стала особенно значимой. Она затрагивает интересы каждого гражданина Российской Федерации [12, с.7].

    В нашем государстве пенсионная система находится в постоянном реформировании, все еще существует необходимость искать новые подходы для решения материального обеспечения нетрудоспособного населения в России при наступлении инвалидности, по случаю потери кормильца, при наступлении старости.

    Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из самых значимых элементов в сформировавшейся отечественной пенсионной системе. Индивидуальный (персонифицированный) учёт организует и ведёт учёт информации о каждом застрахованном гражданине для обеспечения государственного пенсионного страхования. Все находящиеся там данные оказывают влияние на будущие пенсии граждан.

    Индивидуальный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную пенсионную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями. Каждый гражданин рассматривается как финансовый ресурс для собственного обеспечения при выходе на пенсию.

    Таким образом, данная курсовая работа посвящена поиску путей совершенствования ведения индивидуального (персонифицированного) и является актуальной.

    Цель исследования: дать правовую оценку содержания индивидуального лицевого счета  застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера

    Задачи исследования:

    1. Дать правовую оценку содержания индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера.
    2. Раскрыть общую характеристику, понятие, цели, и принципы индивидуального персонифицированного учета по законодательству российской федерации.
    3. Изучить основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода.
    4. Проанализировать учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц.
    5. Раскрыть актуальные проблемы и пути решения проблем индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его назначение на страховую пенсию.

    Объект исследования: индивидуальный (персонифицированный) учет в праве на страховую пенсию.

    Предмет исследования: правовая оценка содержания индивидуального лицевого счета  застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера.

    1. Правовая оценка содержания индивидуального лицевого счета застрахованного лица, его значение при определении права на страховую пенсию и расчете её размера

    1.1. Правовые основы организации и ведения индивидуального (персонифицированного) учета в РФ

    Реформирование пенсионной системы занимает  особое место среди наиболее значимых преобразований в социальной политике государства, которая затрагивает интересы людей на протяжении достаточно долгого времени.

    Современная пенсионная реформа началась с 1 января 2002 г.

    Проводимая пенсионная реформа сводится к модели, которая позволяет:

    –         гарантировать определенный уровень пенсии вне зависимости от стажа и заработка;

    –         обеспечить достойный уровень жизни пенсионеров;

    –         избежать уравниловки, но при этом установить размер пенсионного обеспечения в зависимости от вклада каждого;

    –         обеспечить прозрачность пенсионной системы и при этом найти рациональный стимул для постепенного вывода заработной платы из тени;

    –         осуществить перевод пенсий, назначаемых до достижения общеустановленного пенсионного возраста за работу в особых условиях труда, в профессиональные пенсионные системы.

    Основными задачами пенсионной реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

    Принятие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [3] практически стало началом пенсионной реформы. Органом, осуществляющим персонифицированный учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.

    На каждое застрахованное лицо в ПФР открывается индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером.

    Основными целями персонифицированного учета являются:

    –         создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;

    –         обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

    –         создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов;

    –         развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    –         создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами;

    –         информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    –         упрощение порядка и ускорение процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам [16. С. 134-135].

    Развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придано большое значение, так как она обеспечивает сбор сведений о трудовом стаже и заработке, на который начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Одной из предпосылок введения системы персонифицированного учета является обеспечение достоверности сведений, необходимых для назначения пенсии. Это было обусловлено тем, что документы, представляемые для назначения пенсии, содержали либо искаженную информацию, либо являлись необоснованно выданными, то есть фиктивными.

    Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе государственного пенсионного страхования является важным видом отчетных документов. Вся информация, находящаяся на индивидуальном (персонифицированном) учёте влияет на будущую пенсию гражданина Российской Федерации. Поэтому, развитию системы индивидуального (персонифицированного) учета придаётся в настоящее время важное значение.

    На базе системы персонифицированного учета взаимодействуют три субъекта правоотношений обязательного пенсионного страхования: страховщик (ПФР), страхователь (работодатель), застрахованное лицо (сотрудник).

    В настоящее время будущая пенсия формируется на основании фактически уплаченных страховых взносов и введением в действие накопительной части трудовой пенсии, необходимо более тщательно подходить к ведению индивидуального (персонифицированного) учёта [15, с.41].

    На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации обязательно открывает лицевой счёт с постоянным страховым номером, на котором хранятся определённые сведения. Система индивидуального (персонифицированного) учёта должна обеспечивать сбор сведений о трудовом стаже, заработной плате [9]. Именно эти сведения нужны для оформления в будущем пенсии в Пенсионном фонде Российской Федерации.

    Каждый               год    для             реализации                             целей обязательного          пенсионного страхования               в        отдел персонифицированного        учета           в        Пенсионном        Фонде Российской        Федерации страхователь                 подаёт        индивидуальные сведения     о страховом стаже и страховых взносах, начисленных и уплаченных за каждое застрахованное лицо. Территориальное отделение Пенсионного Фонда России проверяет правильность информации и заносит эти сведения в индивидуальные лицевые счета. Далее информирует об их состоянии застрахованных лиц[4, с.3].

    1.2. Общая характеристика индивидуального персонифицированного учета по законодательству российской федерации

    Каждый страхователь (работодатель) обязан ежемесячно перечислять за каждого своего работника страховые взносы и ежеквартально представлять в органы Федеральной налоговой службы индивидуальные сведения (ИС), в которых отражается размер начисленных с начала года страховых взносов и объем перечисленных страховых взносов, а также ежегодно – в Пенсионный фонд сведения о стаже.

    Общий тариф страховых взносов на ОПС составляет 22% от фонда оплаты труда работника. Из них 6% составляет солидарную часть, которая направляется на выплату фиксированной выплаты к страховой пенсии, а 16 % – индивидуальный тариф, который направляется на формирование страховой пенсии. По выбору гражданина 10% из 16% может идти на формирование страховой пенсии, а 6% на накопительную пенсию.

    Все эти индивидуальные сведения должны быть учтены ПФР на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС ЗЛ) и в дальнейшем использованы для определения права на пенсию и расчета размера пенсии.

    Индивидуальный          лицевой      счет   застрахованного лица  состоит       из нескольких частей (разделов) – общей, специальной и профессиональной.

    В общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:

    1)       страховой номер;

    2)       фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении;

    3)       дата рождения;

    4)       место рождения;

    5)       пол;

    6)       адрес постоянного места жительства;

    7)       серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения;

    8)       гражданство;

    9)       дата регистрации в качестве застрахованного лица;

    10)     периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

    11)     иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[2];

    12)     заработная плата или доход, на которые начислены страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    13)     сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов;

    14)     суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов;

    15)     сведения о расчетном пенсионном капитале, включая сведения о его индексации;

    16)     сведения об установлении трудовой пенсии и индексации ее размера, включая страховую часть трудовой пенсии;

    17)     сведения о закрытии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

    Специальная часть индивидуального лицевого счета – составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в которой учитываются сведения о поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносах, направляемых на обязательное накопительное финансирование трудовых пенсий, доходе от инвестирования и выплатах, произведенных за счет средств пенсионных накоплений.

    В специальной части указываются:

    1)       суммы страховых взносов, поступивших на накопительную часть трудовой пенсии;

    2)       сведения о выборе застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании);

    3)       сведения, отражающие результаты ежегодной передачи средств пенсионных накоплений на инвестирование управляющим компаниям;

    4)       сведения, отражающие результаты временного размещения средств пенсионных накоплений в период до отражения их в специальной части индивидуального лицевого счета;

    5)       сведения, отражающие учет дохода от инвестирования средств пенсионных накоплений;

    6)       сведения, отражающие учет необходимых расходов на инвестирование средств пенсионных накоплений;

    7)       сведения о передаче средств пенсионных накоплений от одной управляющей компании другой;

    8)       сведения о передаче средств пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд;

    9)       сведения   о    передаче    средств    пенсионных    накоплений    из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации;

    10)     суммы произведенных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

    Профессиональная часть индивидуального лицевого счета – составная часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица – субъекта профессиональной пенсионной системы, в которой отражаются сведения о суммах страховых взносов, уплаченных страхователем за застрахованное лицо за периоды его трудовой деятельности на рабочих местах с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда (профессиональный стаж), доходе от инвестирования, выплатах и другие сведения, необходимые для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации о профессиональных пенсионных системах.

    В профессиональной части индивидуального лицевого счета отражаются:

    1)       суммы страховых взносов, дополнительно уплаченных и поступивших за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

    2)       суммы инвестиционного дохода;

    3)       продолжительность профессионального стажа;

    4)       суммы произведенных выплат.

    Сведения, содержащиеся в индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, относятся к категории конфиденциальной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации [2].

    Индивидуальный (персонифицированный) учет страховых взносов граждан Российской Федерации решает очень важные вопросы: проводит механизмы пенсионной системы в соответствие с современными трудовыми отношениями; учёт страховых взносов позволяет развивать государственное пенсионное страхование; персонифицированный учёт даёт возможность более точно составить прогноз по изменению численности населения и пенсионеров в государстве, а, следовательно, более точно определить необходимые расходы на выплату пенсий [12, с. 34].

    Индивидуальный учет застрахованных граждан позволяет привести государственную пенсионную систему в соответствие с развивающимися рыночными отношениями. Каждый гражданин рассматривается как финансовый ресурс для собственного обеспечения при выходе на пенсию.

    В связи с внедрением такой системы имеется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных взносов. Система должна положительно влиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

    Персонифицированный учёт взносов каждого застрахованного лица – это составной механизм для решения проблемы экономического обоснования уровня дифференциации размера пенсии и корректировки порядка перерасчета размера пенсии с учетом инфляционного роста стоимости жизни исходя из конкретных особенностей уплаты взносов каждым гражданином за весь период трудовой деятельности [6, с.21]. Цель данной системы – определить показатели, влияющие на размер пенсии каждого застрахованного лица.

    Таким образом, сведения индивидуального учета объединяют данные о страховом стаже сотрудника и размере уплаченных взносов. На основании предоставленной информации, ПФР рассчитывает и назначает гражданам пенсию. Очевидно, что подобные сведения играют довольно существенную роль в будущем каждого застрахованного гражданина. Подобная значительность обуславливается тем, что именно по этой информации рассчитывается дальнейшее пенсионное обеспечение человека.

     

    1.3. Понятие, цели, и принципы индивидуального (персонифицированного) учета

    Индивидуальный персонифицированный учёт — это организация и ведение учёта сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования. Ведением персонифицированного учёта до 2023 года занимался Пенсионный фонд России, а с 2023 года — Социальный фонд.

    От того, насколько достоверными будут сведения о стаже и уплаченных страховых взносах, размещенные на индивидуальных лицевых счетах, зависит и установление размера пенсионного обеспечения с учетом вклада каждого лица в развитие экономики государства, и прогнозирование дальнейшего увеличения размера пенсионного обеспечения, а также и пересмотра тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

    Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – это система мер, созданная государством, чтобы обеспечить работающим гражданам частичную компенсацию утраченного заработка после выхода на пенсию. Это значит, что каждый гражданин, как только начинает трудиться, должен быть застрахован своим работодателем (если гражданин – наемный работник) или самостоятельно. То, что человек стал застрахованным лицом в системе ОПС подтверждается наличием у него страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

    В этом процессе участвует три субъекта: гражданин, работодатель и государство. В терминах страхования называются: застрахованное лицо, страхователь и страховщик. В качестве страховщика государство определило Пенсионный фонд России (ПФР).

    Именно Пенсионный фонд России, как государственное учреждение, обеспечивает обязательность пенсионного страхования, регистрацию застрахованных лиц и выдачу уникального страхового номера индивидуального лицевого счета – СНИЛС, учет пенсионных прав граждан.

    Как и в любом процессе страхования, вводится понятие – страховой случай. В нашей ситуации страховым случаем является момент наступления права на получение пенсии – достижение пенсионного возраста, наличие стажа на определенных видах работ, установление инвалидности, потеря кормильца.

    Механизм персонифицированного учёта выглядит следующим образом:

    Гражданин регистрируется в системе персонифицированного учёта и становится застрахованным лицом. Ему присваивается страховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) и открывается индивидуальный лицевой счёт.

    На этом счёте в течение всей трудовой деятельности застрахованного лица фиксируются данные, необходимые для назначения, выплаты и перерасчёта пенсии: о стаже, периодах трудовой деятельности и местах работы, о выплатах и вознаграждениях, и в первую очередь — о страховых взносах, поступивших в фонд его будущей пенсии, на основе которых рассчитывается количество заработанных пенсионных баллов.

    Всю информацию о трудовом пути гражданина и о выплатах получают из персонифицированной отчётности работодателей по своим сотрудникам.

    Индивидуальный (персонифицированный) учет является одним из основных элементов проводимой в Российской Федерации пенсионной реформы.

     

    2. Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного пенсионного страхования и назначение пенсии

    2.1. Основные принципы индивидуального (персонифицированного) учета в условиях переходного периода

    В       условиях    современной        пенсионной          системы индивидуальный (персонифицированный) учёт основывается на единстве и федеральном характере государственного пенсионного страхования в России.

    К основным функциям персонифицированного учета Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» относит:

    1)       регистрацию застрахованных лиц;

    2)       сбор сведений о страховом стаже, заработной плате и доходе, начисленных, уплаченных и поступивших страховых взносах за застрахованных лиц за период работы после регистрации и внесение их в лицевые счета;

    3)       сбор сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, и внесение их в лицевые счета;

    4)       информационное обеспечение процесса установления и корректировки размера трудовых пенсий[3, с. 4].

    Также данный закон указывает на принципы ведения индивидуального (персонифицированного) учета. Эти принципы необходимы, прежде всего, для решения задач работы органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

    К основным принципам персонифицированного учёта в условиях современной пенсионной системы можно отнести следующие принципы:

    –         всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и учет сведений о застрахованных лицах;

    –         доступность для каждого застрахованного лица сведений о себе, которыми располагают органы Пенсионного фонда Российской Федерации, в обязанности которого входит осуществление индивидуального (персонифицированного) учета;

    –         использование сведений о застрахованных лицах только для целей пенсионного обеспечения;

    –        соответствие сведений о суммах страховых взносов сведениям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страховых взносов в органы Пенсионного Фонда Российской Федерации;

    –         осуществление индивидуального (персонифицированного) учета в процессе всей трудовой деятельности застрахованного лица и использования данных указанного учета для назначения пенсий согласно пенсионному законодательству Российской Федерации[11, с.7].

    Вышеуказанные принципы соблюдаются при реализации системы персонифицированного учета, осуществляющегосяпо определённым правилам [17, с.7]. Рассмотрим их более подробно.

    2.2. Учет взносов (налогов) на пенсионное страхование и трудового стажа застрахованных лиц

    При поступлении на работу гражданин предоставляет работодателю полную информацию о себе (ФИО, адрес регистрации, дата рождения, т.п.). Предоставленные данные подтверждаются документально (паспорт, документ, подтверждающий регистрацию и т.п.) [11].

    Работодатель вносит предоставленную информацию в базу, которая может быть оформлена как в электронной форме, так и на бумажном носителе.

    В установленный срок работодатель подает персонифицированные данные в территориальный орган ПФР по месту регистрации. Предоставленный документ (в электронном виде или на бумаге) представляет собой консолидированную персональную информацию обо всех работниках предприятия.

    На основании данных, предоставленных работодателями, орган ПФР формирует сводную базу со сведениями обо всех застрахованных лицах. При наступлении страхового случая (приобретение инвалидности, наступление пенсионного возраста, потеря кормильца, прочие случаи, предусмотренные законодательством), ПФР на основании сведений персонифицированного учета рассчитывает сумму пенсионных выплат.

    Учет персонифицированных данных предусматривает их постоянную актуализацию. При смене ФИО, утере свидетельства о присвоении СНИЛС, а также о прочих случаях, влияющих на данные персонифицированного учета, сотрудник уведомляет работодателя, который, в свою очередь, отражает изменения в базе и передает актуальные сведения в ПФР.

    На основании сумм страховых взносов, перечисленных страхователем за сотрудника, ПФР рассчитывает показатель пенсионных баллов. При наступлении страхового случая (например, пенсионный возраст) данный показатель учитывается при расчете пенсии. Кроме того, для назначения страховой пенсии показатель пенсионных баллов, накопленных сотрудником за период трудовой деятельности, не может быть меньше предельного значения (при выходе на пенсию в 2019 г. – минимум 16,2).Также при расчете и назначении пенсии учитывается показатель трудового стажа. Для назначения пенсии в 2019 г. гражданин должен иметь стаж не менее 10 лет.

    Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования имеет важное значение в жизни каждого гражданина Российской Федерации. Индивидуальный (персонифицированный) учет выполняет ряд функций и позволяет решать важные вопросы по пенсионному обеспечению граждан России, что позволяет не только составлять прогнозы по изменению численности пенсионеров в государстве, но и определять расходы на выплату пенсий. Необходимо при организации индивидуального (персонифицированного) учёта в системе государственного пенсионного страхования опираться на ряд принципов.

     

    2.3 Актуальные проблемы индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его назначение на страховую пенсию

    В настоящее время происходит реформирование системы социального обеспечения населения. В связи с объединением Пенсионного фонда и Соцстраха меняются правила уплаты страховых взносов и формы отчётов о застрахованных лицах.

    Форма персонифицированного отчёта и порядок заполнения утверждены Приказом ФНС России от 29 сентября 2022 года № ЕД-7-11/878@ [4].

    До 2023 года работодатели представляли в ПФР форму СЗВ-М[15], которая содержала необходимую для расчёта пенсии информацию о сотрудниках. С 2023 года изменилась и сама форма, и контролирующий орган, в который её необходимо направлять.

    C 2023 года отчёт изменил название и теперь называется  «Персонифицированные сведения о физических лицах» (КНД — 1151162). Его форма и порядок заполнения утверждены приказом ФНС от 29 сентября 2022 № ЕД-7-11/878@.

    Кто и куда сдаёт новый отчёт по персонифицированным сведениям о физических лицах

    Персонифицированный отчет о физических лицах сдают все, кто платит страховые взносы за сотрудников, то есть все работодатели: организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, главы фермерских хозяйств и просто физлица, которые нанимают сотрудников.

    Если раньше эти сведения нужно было представлять в ПФР, то новый отчёт по персонифицированных данных необходимо сдавать в налоговую инспекцию:

    • организациям — по месту своего нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые имеют счёт в банке и сами платят физлицам;
    • ИП и физлицам — по месту жительства.

    Срок сдачи персонифицированных сведений о физлицах определен не позднее 25-го числа месяца, следующего за истёкшим. Если это число выпадает на выходные или праздники, то крайний срок переносится на ближайший рабочий день.

    В 2023 году отчитаться по индивидуальным сведениям персонифицированного учета нужно в следующие сроки:

    • за январь — 27 февраля;
    • за февраль — 27 марта;
    • за март — 25 апреля;
    • за апрель — 25 мая;
    • за май — 26 июня;
    • за июнь — 25 июля;
    • за июль — 25 августа;
    • за август — 25 сентября;
    • за сентябрь — 25 октября;
    • за октябрь — 27 ноября;
    • за ноябрь — 25 декабря.

    При реорганизации и ликвидации организаций сроки не меняются.

    Рассмотрим особенности заполнения форм персонифицированных сведений о физических лицах

    Отчёт состоит из титульного листа, персональных данных физлиц и сведений о выплатах в их пользу. Он будет заполняться сразу на всех сотрудников — для каждого физлица предусмотрена своя таблица, где нужно указывать ИНН, СНИЛС, ФИО, сведения о начисленных выплатах.

     

     

    Рисунок 1 – Форма по КНД 1151162 «Персонифицированные сведения о физических лицах»

    Титульный лист

    При заполнении необходимо указать ИНН и КПП в соответствии с учредительными документами.

    В поле «Н» (номер корректировки) необходимо указать «0» при первичном отчёте, далее по порядку в зависимости от числа корректировок «1», «2» и т. д.

    Отправить уточнённый отчёт можно до того, как сдадите расчёт по страховым взносам (РСВ) за соответствующий период. Например, поправить данные за январь 2023 года можно до сдачи РСВ за первый квартал 2023 года.

    Отчётный период обозначается кодом. В ежемесячных отчётах это будут цифры от «01» до «12» в зависимости от месяца, за который отчитываетесь. Отдельные коды предусмотрены для случаев, когда отчёт сдают при реорганизации, ликвидации, снятии с учёта.

    Код места предоставления отчёта зависит от того, кто отчитывается. Если это обособленное подразделение организации, коды будут такие:

    14 – по месту нахождения российской организации;

    217 – по месту учёта правопреемника российской организации;

    222 – по месту учёта российской организации по месту нахождения обособленного подразделения;

    240 – по месту нахождения юридического лица – (главы) КФХ.

    Для ИП и физлиц предусмотрены следующие коды:

    112 – по месту жительства физического лица, не являющегося ИП, иного лица, занимающегося в установленном порядке частной практикой;

    120 – по месту жительства ИП;

    121 – по месту жительства адвоката, учредившего адвокатский кабинет;

    122 – по месту жительства нотариуса, занимающегося частной практикой;

    124 – по месту жительства члена (главы) КФХ.

    Наименование организации или ФИО ИП необходимо указать как в учредительных документах или паспорте.

    Затем необходимо указать номер контактного телефона, количество страниц отчёта и приложений, ФИО руководителя организации или ИП.

    Персональные данные физических лиц и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу

    В этом разделе нужно заполнить отдельный блок с полями 010−070 со сведениями по каждому застрахованному лицу, трудоустроенному по ТД или ГПД.

    Строку 010 заполняйте только в корректировочных отчётах, если нужно отменить сведения по физлицу, которые были указаны в строках 020−060 предыдущего отчёта: ИНН, СНИЛС, фамилия, имя, отчество. В таком случае в этой строке проставьте признак отмены «1», а в строке 070 — прочерк.

    Если одновременно с отменой неправильных персонифицированных сведений нужно отправить правильные, дополнительно заполните новый блок с данными в строках 020−070.

    Если исправить нужно не данные сотрудника, а сумму, строку 010 в уточнённых сведениях заполнять не нужно. В этом случае нужно заполнить блок строк 020−070.

    В строке 020 необходимо указать ИНН физлица, в строке 030 — СНИЛС.

    В строках 040, 050 и 060 указываются фамилия, имя и отчество физлица в соответствии с паспортом.

    В строке 070 необходимо указать сумму выплат и других вознаграждений, которые начислены за отчётный месяц физическому лицу.

    В отчёт нужно включить и тех физлиц, которым в отчётном месяце ничего не начисляли, но с ними есть действующие договоры:

    • трудовые;
    • гражданско-правовые на работы или услуги;
    • авторского заказа;
    • об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
    • издательские лицензионные;
    • лицензионные о предоставлении права использования результатов интеллектуальной деятельности.

    В строке 070 при этом будет стоять «0».

    Способ сдачи отчёта зависит от количества застрахованных лиц: если их численность за отчётный период превышает 10 человек, то сдать персонифицированные сведения нужно в электронном виде. Если получателей 10 или меньше, можно отчитываться на бумаге.

    При заполнении Расчета организациями указывается построчно фамилия, имя и отчество руководителя организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество полностью»), ставится его подпись и проставляется дата подписания.

    При заполнении Расчета индивидуальным предпринимателем, физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, адвокатом, учредившим адвокатский кабинет, нотариусом, занимающимся частной практикой, иным лицом, занимающимся частной практикой, главой крестьянского (фермерского) хозяйства ставится подпись индивидуального предпринимателя, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, нотариуса, занимающегося частной практикой, иного лица, занимающегося частной практикой, главы крестьянского (фермерского) хозяйства в месте, отведенном для подписи, и дата подписания.

    При заполнении Расчета организацией – представителем плательщика указываются наименование организации – представителя (в поле «наименование организации – представителя плательщика»), построчно фамилия, имя и отчество руководителя уполномоченной организации полностью (в поле «фамилия, имя, отчество полностью»), ставится его подпись (в месте, отведенном для подписи) и проставляется дата подписания.

    При заполнении Расчета физическим лицом – представителем плательщика указывается построчно фамилия, имя и отчество физического лица полностью (в поле «фамилия, имя, отчество полностью»), ставится его подпись, проставляется дата подписания.

    При заполнении Расчета представителем плательщика в поле «Наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика» указывается вид и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя плательщика. При этом к Расчету прилагается копия указанного документа.

    Подпись руководителя организации или физического лица, либо их представителей и дата подписания проставляются также на каждом листе Расчета, имеющем поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю».

     

    3. Пути решения проблем индивидуального лицевого счета застрахованного лица и его назначение на страховую пенсию

    Сегодня индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе государственного пенсионного страхования должен решать ряд проблем:

    1. Приведение механизмов         государственной пенсионной системы     в соответствие с развивающимися трудовыми отношениями.
    2. Появление возможности развивать пенсионное страхование в направлении зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных страховых взносов.
    3. Создание возможности прогнозировать численность населения и пенсионеров в стране.
    4. Отслеживание занятости населения в отдельно взятой профессии [7, с.7].

    На современном этапе система обязательного пенсионного страхования – высокоорганизованный институт, обеспечивающий выполнение долгосрочных государственных пенсионных         обязательств.       Индивидуальный (персонифицированный) счёт в системе государственного пенсионного страхования оперативно выполняет обязательства по текущим выплатам пенсий, выполняет регистрацию и учёт застрахованных лиц, проверяет достоверность данных, выполняет накопление и хранение пенсионных обязательств от имени государства [18, с.16].

    Индивидуальный (персонифицированный) учёт застрахованных граждан обеспечивает достоверность данных об уплате налога (взноса), трудового стажа работника.

    Наиболее    сложным    элементом  индивидуального (персонифицированного) учёта является контроль достоверности и правильности регистрации специального стажа, который предполагает ведение наблюдательных дел, в которых содержатся перечни профессий и условия труда, дающие право выхода на пенсию при пониженном возрасте (выслуга лет, работа на Крайнем Севере и т.п.).

    Индивидуальный (персонифицированный) учёт осуществляет оперативный контроль начисленной заработной платой работника и перечислением текущих страховых платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Принцип саморегулирования в современном пенсионном страховании очень важен. Так размер заработанной платы не может быть завышен, потому что работодателю предстоит выплачивать на данную заработную плату взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, размер заработной платы не может быть занижен, так этому будет противодействовать работник, так как это негативно скажется на размере его пенсии[10, с. 13].

    Сведения индивидуального (персонифицированного) учёта важны для застрахованных лиц, поэтому предусмотрена документальная и камеральная проверка всех предприятий и организаций по вопросу правильного отражения индивидуального (персонифицированного) учёта стажа и заработной платы работников. Такие проверки систематически проводятся органами Пенсионного фонда Российской Федерации[15, с.11].

    В итоге, к моменту выхода работника на пенсию не должно возникнуть проблем с подтверждением стажа, так как данные проверены и хранятся на индивидуальном лицевом счёте.

    В связи с преобразование пенсионной системы в форме введения персонифицированного учета выделяется ряд положительных преимуществ:

    1)       упрощается порядок и ускоряется процедура назначения страховых пенсий;

    2)       создаются условия для контроля, за поступлением страховых взносов;

    3)       развивается заинтересованность лиц в уплате  страховых взносов  в

    ПФР;

    4)       делается доступным для каждого застрахованного лица сведений онем, которыми располагает ПФР.

    С введением электронного документооборота индивидуальный (персонифицированный) учет значительно упростился. Сегодня персонифицированный учет является автоматизированной системой для хранения и сбора необходимой информации о застрахованных лицах, перерасчете иначислениипенсии.

    Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предусматривает полную преемственность всех выплат, услуг и обязательств, которые были в компетенции двух фондов. Оно направлено на повышение качества обслуживания граждан, более быстрое и удобное оформление мер поддержки[5]. Объединение позволит снизить административную нагрузку на бизнес и расширить категории граждан, обеспеченных социальным страхованием.

    Объединение фондов планируется полностью завершить и наладить работу всех служб нового социального фонда к 2025 году[11.

    К моменту завершения объединения ожидается рост средних значений сумм пособий по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком, оплаты по больничным листам и др.

    С 2023 года Социальный фонд России в числе прочих будет выполнять следующие функции:

    –         выступать страховщиком по обязательному пенсионному и социальномустрахованию;

    –         осуществлять пенсионное обеспечение граждан;

    –         осуществлять дополнительное материальное и социальное обеспечение отдельных категорий граждан;

    –         предоставлять меры социальной защиты отдельным категориям граждан;

    –         обеспечивать инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими услугами;

    –         предоставлять отдельным категориям граждан путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд к месту лечения и обратно;

    –         осуществлять      финансовое          обеспечение расходов, связанных с оплатой четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми-инвалидами. Таким образом, объединенный фонд совмещает полномочия, которыми ранее были наделены Пенсионный Фонд и Фонд Социального Страхования (по отдельности).

    В планах Социального фонда организовать клиентские офисы Единого фонда с целью приема граждан и страхователей для приема документов на бумажных носителях, консультирования, обучения граждан использованию электронных каналов получения услуг (в частности, обучение регистрации в личном кабинете, установке мобильного приложения и др.).

    Так же объединение фондов затронуло и налогоплательщиков.

    С 1 января 2023 года все налогоплательщики перешли на Единый налоговый счет (ЕНС) -«электронный кошелек», призванный упростить уплату налогов. Теперь исполнение всех налоговых обязательств осуществляется Единым налоговым платежом (ЕНП), по одной платежке.

    Для перечисления ЕНП рекомендуется использовать электронные сервисы Федеральной налоговой службы России или сформировать платеж в бухгалтерской системе. В личном кабинете налогоплательщика или бухгалтерской системе нужно заполнить лишь сумму платежа, а в сервисе

    «Уплата налогов и пошлин» помимо суммы необходимо заполнить также ИНН/КПП плательщика.

    Важно обратить внимание, что для перечисления всех платежей, администрируемых налоговыми органами предусмотрен отдельный казначейский счет, открытый Управлению Федерального казначейства по Ставропольскому краю.

    С 2023 года не надо высчитывать, сколько взносов, на какое страхование платить, начнет действовать единый тариф. Введение единого тарифа страховых взносов с 2023 года не должно беспокоить бухгалтеров, так как общая величина осталась прежней и в 2022 году взносы уплачивались по совокупному тарифу 30%. Федеральное казначейство будет самостоятельно распределять взносы по видам обязательного страхования:

    –         пенсионное (ОПС);

    –         социальное по временной нетрудоспособности и материнству (ФСС);

    –         медицинское (ОМС).

    Социальные взносы от несчастных случаев («на травматизм») составляют от0,2 до 8,5% в зависимости от основного вида деятельности работодателя.

    В 2022 году работодатели сдавалишесть отчетов:

    –         в Федеральную налоговую службу – расчет страховых взносов (РСВ);

    –         Фонд социального страхования 4-ФСС;

    –         Пенсионный фонд – сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М), сведения о трудовой деятельности (СЗВ-ТД), годовой отчет (СЗВ-СТАЖ), отчет о дополнительных взносах на накопительную пенсию (ДСВ-3).

    В 2023 году предусмотрены следующие отчеты:

    –         в Федеральную налоговую службу.

    РСВ по новой форме, а также персонифицированные сведения о физических лицах, включая данные о заработной плате работников. Это сведения, которые в 2022 году подавали в виде СЗВ-М и раздела 3 отчета РСВ. Обе новые формы утверждены приказом ФНС от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878.

    – в Единый фонд (СФР) Единая форма сведений (ЕФС-1), вместо 4-ФСС, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, ДСВ-3. Сдавать форму целиком не нужно. В зависимости от события/отчетной даты заполняется соответствующий раздел. Для каждого раздела действует свой отчетный период, свой срок сдачи.

    В разделе, который заменит собой СЗВ-ТД, нужно будет отчитываться не только по работникам, но и по физическим лицам, с которыми заключили гражданскоправовой договор. Срок отчета, как и по работникам, не позднее следующего рабочего дня.

    На первый взгляд, число отчетов с 2023 года уменьшится в два раза. Но это не значит, что работы у бухгалтеров поубавится и процедура представления отчетности упростится. К примеру, у единой формы сведений, объединяющей с 2023 года 4-ФСС и ряд персональных отчетов, нет общей отчетной даты предполагается, что отдельные разделы нужно будет представлять в разные сроки. Как эти особенности повлияют на трудоемкость подготовки отчетности по взносам, покажет время.

    Организации с численностью более 10 человек так же должны сдавать отчетность электронно. Отчитываться онлайн удобно, даже если у работодателя меньше

    10 сотрудников. Самой распространенной программой для сдачи отчетности является программа «СБИС». Обновленные отчетные формы в ней появляются автоматически, как только их утвердят. Не нужно тратить время на поиск бланков, проверку их актуальности[17].

    Срок уплаты страховых взносов на ОПС, ОСС и ОМС в 2023 году 28 число по итогам месяца. То есть на уплату теперь у организации больше времени. В 2022 году взносы нужно платить не позднее 15 числа по итогам месяца. Это изменение связано не с объединением фондов, а с введением единого налогового платежа. Взносы на травматизм в 2023 году нужно уплачивать по-старому не позднее 15 числа.

    На какие даты выпадает крайний срок уплаты взносов в 2023 году, можно увидеть в таблице 1.

    Таблица 1 – Сроки уплаты страховых взносов

    Сроки уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование, социальное страхование по временной нетрудоспособности и материнству.
    За январь 28.02.2023
    За февраль 28.03.2023
    За март 28.04.2023
    За апрель 29.05.2023
    За май 28.06.2023
    За июнь 28.07.2023
    За июль 28.08.2023
    За август 28.09.2023
    За сентябрь 30.10.2023
    За октябрь 28.11.2023
    За ноябрь 28.12.2023
    За декабрь 29.01.2024

     

    Изменений много, поэтому чтобы не ошибиться с формами, уложиться в сроки, важно не затягивать со сдачей бухгалтерской (финансовой) отчетностью и заранее решать новые вопросы начисления и уплаты страховых взносов.

     

    Заключение

    По результатам проведенной работы можно сделать вывод, что пенсионная система в Российской Федерации занимает особое место, так как затрагивает интересы каждого гражданина нашего государства. Индивидуальный (персонифицированный) учёт в системе обязательного пенсионного страхования имеет первостепенное значение.

    Выбранная тема действительно значима, так как в настоящее время возникла необходимость искать новые подходыдля решения материального обеспечения нетрудоспособного населения нашего государства при наступлении инвалидности, по случаю потери кормильца, при наступлении старости. По результатам работы над теоретической частью можно сделать следующие выводы.

    Пенсионный фонд РФ – государственное учреждение, осуществляет обязательное пенсионное страхование, является самостоятельным финансово- кредитным учреждение, может выполнять необходимые банковские операции, но денежные средства Пенсионного фонда находятся в государственной собственности, некоммерческая организация, его денежные средства не входят в состав бюджетов других фондов,а значит, не подлежат изъятию.

    Индивидуальный (персонифицированный) учёт – организация и ведение учёта сведений о каждом застрахованном лице для государственного пенсионного страхования, он является составным механизмом для учётавзносов (налогов) в системе пенсионного страхования и трудового стажа застрахованных лиц важен для застрахованного лица при реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством РФ.

    В связи с внедрением такой системы имеется возможность развивать государственное пенсионное страхование в направлении установления реальной зависимости размера пенсии от страхового стажа и уплаченных взносов. Система должна положительно влиять на бюджет государственной пенсионной системы, поскольку создает заинтересованность в своевременной и полной уплате страховых взносов.

    Список литературных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Режим доступа URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
    2. Федеральный закон “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”// Правовая система Гарант
    3. Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Правовая система Гарант
    4. Приказ ФНС России от 29.09.2022 № ЕД-7-11/878@ «Об утверждении форм расчета по страховым взносам и персонифицированных сведений о физических лицах, порядков их заполнения, а также форматов их представления в электронной форме» // Правовая система Гарант
    5. Ашмарина, Н. В. Роль индивидуального лицевого счета в определении права на трудовую пенсию / Н. В. Ашмарина // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. – 2013. – № T3. – С. 2661-2665.
    6. Волгин, Н.А. Социальная политика [Текст] / Н.А. Волгин. – М.: РАГС, 2016. – 542 с.
    7. Захаров, М.Л. Право социального обеспечения России [Текст]: Учебник./ М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – М.: БЕК, 2016. – 543 с.
    8. Иванова, Т. А. Пенсионное обеспечение как элемент социально – экономической безопасности РФ / Т. А. Иванова // Studium. 2021. № 3 (44). С. 4.
    9. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации // URL: http://www.pfrf.ru
    10. Полонский, А Ю. Пенсионный фонд Российской Федерации (России). Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами: Комментарий [Текст]/А. Ю. Полонский. – М., 2016. – 376 с.
    11. Пучкова, Е. М. Объединение пенсионного и социального фондов Российской Федерации / Е. М. Пучкова, А. А. Коновалова // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт”. – 2023. – № 2. – С. 104-107.
    12. Пучкова, Е. М. Объединение пенсионного и социального фондов Российской Федерации / Е. М. Пучкова, А. А. Коновалова // Научный вестник Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования “Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт”. – 2023. – № 2. – С. 104-107.
    13. Сапожникова Н. И. Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы // Вестник ЧелГУ. №17 (372). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-personifitsirovannyy-uchet-i-ego-rol-v-realizatsii-pensionnoy-reformy.
    14. Сапожникова Н. И. Индивидуальный (персонифицированный) учет и его роль в реализации пенсионной реформы // Вестник ЧелГУ. №17 (372) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnyy-personifitsirovannyy-uchet-i-ego-rol-v-realizatsii-pensionnoy-reformy.
    15. Сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М), утвержденные постановлением Правления Пенсионного фонда России от 15 апреля 2021 г. N 103п // Правовая система Гарант
    16. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие / Г. В. Сулейманова. – Ростов н/Д, 2008. – 340 с.
    17. Широких, С. В. Актуальные проблемы института накопительной пенсии в РФ / С. В. Широких // Применение в юриспруденции современных технологий: актуальные вопросы теории и практики : МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Красноярск, 21 мая 2021 года. – Красноярск: Красноярский государственный аграрный университет, 2021. – С. 162-165.

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх