написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА КОМПОНЕНТЫ СКОРОСТИ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВЕЛОКРОССОМ

      МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»

    Педагогический факультет физической культуры

    Кафедра теоретических основ физической культуры

     

     

     

    Белокрылов Алексей Владимирович

    Студент группы 15-52

     

    ВЛИЯНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА  КОМПОНЕНТЫ СКОРОСТИ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВЕЛОКРОССОМ

     

     Выпускная квалификационная работа по специальности 033100 – физическая культура

    Квалификация – педагог по физической культуре

     

     

     

    Научный руководитель:

    Старший преподаватель кафедры ТОФК

    Евдокимов А.А.

     

    Ижевск, 2006

     

     

    Содержание

    Глава 1.  Обзор литературных источников ………………………………….  
      1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора……  
      1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки………..  
    Глава 2. Организация и методы исследования………………….……………  
      2.1. Организация исследования ……..………………………………..  
      2.2 Методы исследования ……………………………………………..  
    Глава 3. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение………………  
      3.1 Определение особенностей нервной системы……………………  
      3.2 Исследование динамики результатов на соревнованиях……………………  
      3.3 Определение зависимости между свойствами нервной системы и скоростными качествами  …………………………………………..  
    Выводы …………………………………………………………………………  
    Практические рекомендации …………………………………………………  
    Список литературы…………………………………………………………….  
    Приложения .. …………………………………………………………………  

     

    Введение

    Современный спорт отличается высокой конкурентностью спортивных результатов. Исходя из чего, проводятся активные работы по отбору и подготовке спортсменов еще на этапе их обучения в детско-юношеских спортивных школах.

    Однако, несмотря на важность данного дела, сегодняшнее состояние детско-юношеского спорта оставляет желать лучшего. Существует много проблем, негативно влияющих на его развитие. Это проблемы вызванные переходом на рыночные экономические отношения, недостаточность и низкий профессионализм специалистов в области физической культуры и спорта, переориентация жизненных ценностей, снижение мотивации к занятиям спортом и многое другое[27].

    Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности[6, 14, 15, 20].

    Одной из существенных причин неудачных выступлений отечественных спортсменов, на наш взгляд, является проблема отбора на начальных этапах спортивной селекции. Селективная работа, проводимая тренерами-преподавателями на начальных этапах распределения по склонностям детей к тому либо другому виду спорта, проводится с применением устаревших, а зачастую на глаз, методик. Без учета физиологических, антропометрических и психологических качеств, положительно влияющих на перспективу спортивных достижений, а лишь обращая внимание на функциональные возможности организма ребенка на момент тестирования.

    Актуальность нашего исследования определяется тем, что при отборе учащихся в детско-юношескую спортивную школу в группы велосипедистов-шоссейников, учет особенностей нервной системы позволяет адекватно оценить перспективы спортивных достижений юного спортсмена ещё на начальном этапе спортивной селекции.

    Исследованию психологических особенностей спортсменов посвящены  труды таких авторов,  как Вяткин Б.А,  Кретти Д,  Марищук В.Л, Родионов А.В и др. где авторы рассматривают проблемы психодиагностики спортсменов, затрагивают теоретические  вопросы спортивного отбора[6, 7, 17,18, 28].

    Исследованию подготовки юных велогонщиков посвящены труды таких авторов как Бахвалов В. А., Захаров А. А., Ердаков С. В. И других авторов.

    Однако, несмотря на разработанность проблемы, спортивный отбор, основанный на психодиагностике свойств нервной системы, остается мало используемым.

    Объект исследования: Процесс подготовки велосипедистов.

    Предмет исследования: влияние особенностей нервной системы на компоненты скорости при отборе детей 10-11 лет для занятий велоспортом.

    Цель исследования:  Исследовать свойства нервной системы учащихся 10-11 лет и на основе полученных данных определить детей наиболее склонных к занятиям велокроссом.

    Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что наилучшие результаты будут иметь дети, имеющие сильную лабильную нервную систему

    Задачи исследования:

    1. Определить особенности нервной системы у учащихся 10-11 лет, занимающихся велокроссом.
    2. Определить динамику скоростных качеств велосипедистов.
    3. Выявить взаимосвязь между скоростными показателями и свойствами нервной системы учащихся 10-11 лет.

    Методы исследования:

    1. Анализ литературных источников;
    2. Метод экспертной оценки свойств нервной системы;
    3. Тестирование скоростных качеств велосипедистов –кроссовиков.
    4. Методы математической статистики.

    Научная новизна исследования: Определяется недостаточной изученностью применения психодиагностических методик  в отборе велосипедистов – кроссовиков

    Практическая значимость: Результаты исследования позволяют на начальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять свойства нервной системы учащихся, характеризующие будущую успешность в избранном виде спортивной специализации.

     

    Глава 1. Обзор литературных источников

    1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора

    Овладение сложной техникой физических упражне­ний при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером сложного взаи­модействия организма и среды. Выработка тончайших дифференцировок, позволяющих рационально выполнить упражнение в меняющихся условиях, является резуль­татом аналитико-синтетической деятельности мозга. Об­разующаяся на основе этой деятельности сложная систе­ма управления движением складывается из анализа те­кущих афферентных раздражителей и следов возбужде­ний от действия предыдущих агентов [13].

    Физиологические изменения в организме, направлен­ные на приспособление к предстоящей работе, начинают­ся задолго до выполнения работы. У человека это связано со специфическими чертами высшей нервной деятельности, осуществляющей регуляторные функции не только чисто физиологически, но и путем сознательного, волево­го контроля за состоянием организма [23].

    Современное физиологическое учение о типах нервной системы позволяет выделить несколько наиболее важных типологических показателей высшей нервной деятельнос­ти. К ним относятся скорость образования условного рефлекса, величина и его прочность, интенсивность внут­реннего и внешнего торможения, быстрота распростра­нения возбуждения и торможения, податливость к внеш­ним воздействиям. Эти особенности высшей нервной деятельности сопряжены с основными свойствами нерв­ной системы: силой, динамичностью, подвижностью, ла­бильностью процессов возбуждения и торможения и их уравновешенностью [9, 11, 21].

    Говоря о свойствах нервной системы подразумевают различные его проявления. К ним относятся мотивы, психические состояния, темперамент. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими типологическими особенностями человека. Они определяют его характер склонности и способности к какому либо типу деятельности. Исходя из чего в процессе спортивного отбора и поиска наиболее склонных, способных или еще как говорят одаренных спортсменов, темперамент представляет значительный научный интерес.

    Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств психики человека определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются независимо от ее содержания и целей [7].

    Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологи­ческих характеристик нервной деятельности, у детей мож­но выделить четыре основных типа: 1) нормально возбу­димый, сильный, уравновешенный, подвижный тип; 2) нормально возбудимый, сильный, уравновешенный,, медленный тип; 3) сильный, повышенно-возбудимый, без­удержный тип; 4) пониженно-возбудимый, слабый тип [9].

    Киселев Ю. Я пишет по этому поводу следующее, … свойства нервной системы характеризуют своеобразие процессов возбуждения и торможения. Нервная система или какая то ее часть, нейрон может существовать лишь в одном  ее состояний – возбуждения или торможения [15].

    В психологии существуют разные точки зрения на то, как их следует различать. И. П. Павлов выделил три основных свойства: силу, подвижность и уравновешенность [20].

    Сила нервной системы характеризует ее работоспособность. Сила относительно возбуждения проявляется двояко. Во первых, ею предопределяется максимальный уровень возбуждения, который нервная система может генерировать. Во вторых, то время в течении которого она может удержать необходимый для осуществления конкретной деятельности уровень возбудительного процесса.

    Сила нервной системы относительно торможения свидетельствует об уровне тормозного процесса, который она может генерировать. Упрощен­ным примером проявления силы торможения может служить ситуация, когда находящийся в возбужденном состоянии человек может воздер­жаться от импульсивного действия и даже успокоиться [14].

    Низкую подвижность нервных процессов называют инертностью нервной системы. Уравновешенность нервной системы показывает соотношение в ней процессов возбуждения и торможения. Если они сбалансированы по силе, то тогда нервную систему можно считать уравновешенной.если же она способна генерировать один процесс сильнее, чем другой – неуравновешенной, с преобладанием возбуждения над торможением или наоборот. В поведении, в работе, в общении, в спорте уравновешенность проявляется в относительном спокойствии, в соответствии интенсивности реакций тем стимулам,   на которые надо реагировать. Неуравновешенность со сдвигом в сторону возбуждения провоцирует более бурные, чем нужно, реакции, действия и поступки. Неуравновешенность со сдвигом в сторону торможения способствует вялому реагированию.

    Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение тех­никой движения [8]. Юные спортсмены с таким типом нерв­ной системы легко справляются со сложными двигатель­ными задачами, возникающими, например, в игровых ситуациях. Однако быстрый успех может сопровождаться у них потерей желания к дальнейшему совершенствова­нию движения. Побуждение к повторению упражнения, контроль за качеством его выполнения способствуют бо­лее эффективному освоению новых движений.

    Как пишет К.М Гуревич для детей, относящихся к нормально возбудимому, сильному, уравновешенному, медленному типу характер­но успешное овладение сложными по координации дви­жениями. Однако образование условных связей у них замедлено. Поэтому неоднократное повторение уже зна­комых упражнений не только не снижает у таких детей познавательного интереса, а является совершенно оправ­данным способом освоения техники движений [9].

    Для сильного, повышенно-возбудимого, безудержного типа, обладающего высокой подвижностью нервных про­цессов, характерна способность быстро усваивать движе­ния. Однако из-за неуравновешенности и преобладание процесса возбуждения над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями, не освоив до конца предыдущие упражне­ния. Дети с такими типологическими особенностями от­личаются повышенной двигательной активностью, неус­тойчивым вниманием. Воспитание такого ребенка затруд­нено [23].

    Для пониженно-возбудимого, слабого типа характер­но безразличное отношение к разучиванию новых движе­ний. Сложные двигательные действия у детей с таким ти­пом нервной системы не вызывают интереса, так как требуют значительных усилий для овладения ими. Не­обычные двигательные ситуации вызывают у них состоя­ние запредельного торможения. Обучение движениям де­тей слабого типа требует большой настойчивости и уме­ния.

    При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности, в быту [6,7].

    О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности  и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» – соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» – при повышении силы: сила выше некоторой средней величины – наблюдается снижение силы ответа).

    В большинстве случаев, для относительно слабого типа  нервной системы, характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях[20].

    Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

    1) Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);

    2) Умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость упорство в достижении целей;

    3) Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;

    4) Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;

    5) Способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи;

    Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

    О подвижности нервных процессов (имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

    1) Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта);

    2) Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при  отсутствии повторений);

    3) Легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;

    4) Быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

    5) Быстрое засыпание и пробуждение;

    6) Живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группу относительно инертных служат противоположные признаки.

    Тренируемость типологических свойств нервной систе­мы носит ограниченный характер. Поэтому при выборе спортивной специализации необходимо принимать во внимание типологические свойства нервной системы. Нужно не столько переделывать тип, сколько направлен­но воздействовать на повышение возможностей человека в спортивной деятельности, избранной с учетом типоло­гических свойств нервной системы. Это позволит с мень­шими издержками достигать высокого спортивного ре­зультата [31].

    Свойства нервной системы накладывают су­щественный отпечаток на результативной спортивной деятельности. Так, подвижность нервных процессов выше у спринтеров, чем у бегунов на длинные дистанции. Дли­тельные физические напряжения оказывают тренирующее воздействие на силу нервного процесса и, следовательно, повышают способность нервных клеток противостоять утомлению при монотонной малоинтенсивной работе [25].

    Свойства нервной системы активно проявляются в спортивной деятельности. Спортивный психолог В. П. Мерлинкин, сотрудничая с тренером по лыжным гонкам, обнаружил, что высококвалифицированные спортсме­ны, различающиеся по подвижности-инертности нервной системы не­одинаково выполняют самый распространенный лыжный ход –  попеременный двухшажный. “Подвижные” делают более быстрый толчок и дольше сколь­зят потом на одной лыже, “инертные” толкаются продолжительнее, а скользят меньше [15].

    Гребцы на байдарке могут достигать быстрого хода лодки либо путём высокого темпа гребли, либо за счёт пусть не столь частых, но очень силь­ных гребков. Их тренеры так и называют: “темповики” и “силовики”. Установлено, что первые отличаются большей выраженностью подвижности нервной системы и экстраверсией [30].

    Боксёры с преобладанием силы нервной системы относительно возбу­ждения над силой относительно торможения предпочитают атакующий стиль ведения боя, а “уравновешенные” — контратакующий, высоко “подвижные” — стремятся боксировать, используя разнообразную такти­ку, а также быстроту ударов и перемещений по рингу.

    Футболисты и регбисты, отличающиеся преобладанием силы возбуж­дения над силой торможения, экстраверсией и эмоциональной возбудимостью, склонны к лидерству, могут вести за собой других игроков коман­ды, а их товарищи, у которых сила торможения преобладает над силой возбуждения, склонны чётко выполнять предыгровые установки тренера и указания лидеров и более надёжны в игре [6].

    Тяжелоатлеты с сильной нервной системой проявляют большую ак­тивность на тренировке, когда выполняют упражнения со штангой боль­шого или максимального веса, и менее активны, если упражняются со средними и малыми весами [28].

    Бегуны на средние и длинные дистанции, отличающиеся большой тре­вожностью и небольшой силой нервной системы относительно возбужде­ния, предпочитают непрерывный метод тренировки- Интервальный метод больше подходит бегунам с сильной и высокоподвижной нервной систе­мой, а контрольно-соревновательный — с сильной нервной системой и ма­лой тревожностью [25].

    Исследования особенностей нервной системы спортсменов высокого класса проводимые К.М Смирновым обнаружил, что лица отличающиеся слабостью возбудительного процесса ухудшают результаты в особо ответственных соревнованиях. По его данным среди наиболее выдающихся спортсменов мирового класса лиц со слабой нервной системой не оказалось – все они относились к различным вариациям сильного типа [31].

    Исследование особенностей деятельности спортсменок в художественной гимнастике показало, что каждое свойство темперамента (тревожность, эмоциональность, импульсивность, ригидность, экстравертивность) в различные моменты спортивной деятельности выступают как специальные способности, поскольку оказывают положительное влияние. Таким образом подводя резюме следует сказать, что специальные способности в различных видах спорта зависят от разных свойств типа нервной системы и темперамента. Различные свойства темперамента выступают как специальные способности к определенным видам спорта, к конкретным спортивным специальностям, так как являются необходимым условием достижения успеха.

     

    1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

    Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности.

    Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д..

    В спорте различают два основных направления применения психодиагностических методик.

    1. Выяснение того, каким видом целесообразно заниматься новичку (ребенку либо подростку).
    2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).

    Проблема отбора, как отмечают ведущие советские специалисты, связан с решением следующих задач:

    1. Определение модельных характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.
    2. Прогнозирование – одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
    3. Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы  содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.
    4. Улучшение организации отбора [33].

    Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением всех вышеназванных задач [36].

    На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортпрограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые определяют успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей на первом этапе по видам нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта.

    На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям  – быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной системы, оперативному мышлению, распределению внимания и т.п. – подходит для занятия спортивными играми или спортивными единоборствами.

    На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуально-прогнозных модельных психологических характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в реальных условиях соревнований.

    Опыт наиболее опытных тренеров – педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на первых двух этапах.

    Психологические  состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психологического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях соревнований [29].

    Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) [36].

    Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.)[26].

    Другое определение спортивного отбора звучит так:

    Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

    Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про­цесс принятия и реализации решения о включении или не вклю­чении в спортивную деятельность ее возможного участника[8].

    Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

    Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

    Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой [19].

    Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

    В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы [23].

    Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочны [36].

    На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

    В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

    Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

    Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

    Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

    Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

    Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена.

    В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности [30].

    Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

    Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх