Содержание
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования…….6
- Особенности учебно-тренировочного процесса юных футболистов 10 -11 лет в тренировочный и соревновательный период …………….……………..6
- Особенности развития физических качеств детей 10-11 лет…………….. ..19
Глава 2. Организация и методы исследования……………………………………34
2.1 Организация исследования…………………………………………………….34
2.2. Методы исследования………………….………………………………………36
2.3 Математико – статистическая обработка результатов……………………….38
Глава 3. Результаты исследование и их обсуждение……………………………..40
3.1. Анализ физической подготовленности учащихся 10 -11лет……………….40
Выводы………………………………………………………………………………48
Список используемой литературы………………………………………………..49
Приложения…………………………………………………………………………52
Введение
Современные методико-биологические и социологические исследования показывают, что систематические, многолетние занятия спортом играют важную роль в укреплении здоровья детей и подростков. Нормальное развитие ребенка немыслимо без энергичных и многообразных двигательных действий. Именно в детские и юношеские годы наиболее ярко проявляется положительное влияние регулярных физических нагрузок на развитие организма.
Спортивные игры очень разнообразны и степень воздействия их на организм не одинакова, особенно большей палитрой двигательных действий отличается футбол.
Занятия футболом активизируют работу различных мышечных групп, повышая обмен веществ, стимулируют систему дыхания и кровообращения. Положительным моментом является и то, что периоды напряжения в играх сменяются отдыхом, нет непрерывности движений. Различные мышечные группы поочередно вступают в работу, и те, что отдыхают в данный момент, лучше восстанавливаются на фоне повышенного функционирования других мышц.
Нестандартные задачи, возникающие в процессе игры, заставляют творчески подходить к их решению, вырабатывают такие полезные в жизни навыки, как коллективизм, общительность, товарищеская взаимопомощь.
Воспитывая находчивость, способность ориентироваться в быстро меняющейся обстановке, смелость, решительность, занятия футболом одновременно дают и разностороннюю физическую подготовку. Развивается зрительный анализатор, улучшаются пространственное зрение, вестибулярная устойчивость, развивается ловкость, вырабатывается двигательная память, формируя автоматизм движений, тренируется выносливость.
Несмотря на столь положительное влияние футбола на организм подростков игра не столь практикуема как средство целенаправленной физической подготовки. Этому способствует бытующее неверное мнение о высоком травматизме игры и отсутствие материально технической базы, хотя двигательная активность при игре в футбол многократно превышает другие виды спортивных игр.
Однако, зачастую занятия проводимые в школе футбола отличаются односторонней направленностью. Применяются лишь «футбольные» методы. Хотя еще Г. К Лесгафт говорил, что наибольший тренировочный эффект достигается при комплексном развитии качеств. «Тренируя одно качество мы опосредованно тренируем и ряд других, и тем выше тренировочный эффект чем шире направления воздействия», говорил он. На фоне сказанного, занятия легкоатлетической направленности в подготовке юных футболистов являются наиболее эффективной формой направленного развития физических качеств.
Изучению вопросов физической подготовки в различных областях спорта посвящены труды Волкова В.М., Покровского В.М., Коротько Г.Ф., Наточина Ю.Ф., Фарбера Д.А., Маркосян А.А. Корниенко И.А. и др., а так же ряд учебных пособий по возрастной физиологии и гигиене детей.
Изучению и анализу методов обучения и эффективности игры футбол посвящены работы Филина В.П., Качалина Г.К., Набокова Б.П., Савина С.А. Хрущева С.В., Фомина Н.А. Среди зарубежных исследований выделяются работы таких авторов, как Палфаи Я., Залка А., Прейнера К., Гриндлера К., Пальке Х., Хеммо Х. и др.
Актуальность темы исследования усиливается, когда речь идет о подготовке юных футболистов, поскольку в начальном этапе обучения занятия легкоатлетической направленности позволяют заложить основы специализированных физических качеств.
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс подготовки юных футболистов 10-11 лет.
Предмет исследования – влияние занятий легкоатлетической направленности на физическую подготовленность детей 10-11 лет, занимающихся футболом.
Цель: выявить эффективность влияния занятий легкоатлетической направленности на физическую подготовленность детей 10-11 лет, занимающихся футболом.
Для выполнения заданной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
- Определить эффективность воздействия упражнений легкоатлетической направленности на скорость бега футболистов 10-11 лет.
- Выявить эффективность применения упражнений легкоатлетической направленности на взрывную силу футболистов 10-11 лет.
- Выявить эффективность применения упражнений легкоатлетической направленности на выносливость.
- Определить динамику физической подготовленности детей занимающихся футболом.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия легкоатлетической направленности будут благоприятно влиять на физическую подготовленность детей 10-11 лет
Научная новизна: Определена положительным воздействием упражнений легкоатлетической направленности на развитие основных физических качеств футболистов 10-11 лет.
Практическая значимость: проведенные исследования дают возможность внести необходимые изменения в методику тренировочной деятельности, а также позволяют в дальнейшей практической работе совершенствовать режим тренировок, что имеет основополагающее значение для воспитания молодых спортсменов.
В работе применялись следующие методы: Хронометрия, Дистанциометрия, Методы математической статистики.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Особенности учебно-тренировочного процесса юных футболистов 10 -11лет в тренировочный и соревновательный период
Положительное влияние учебно-тренировочного режима футбольной школы на детей 10-11 лет может сказаться только при соблюдении главного условия тренировочной и соревновательной деятельности: при правильно построенном процессе тренировки и соревнований, то есть когда учитываются все условия, типовые и индивидуальные. Это означает, что в течение всего тренировочного процесса и при допуске к соревнованиям врач и тренер по футболу следят за состоянием здоровья, физическим развитием, степенью овладения техникой и тактикой игры — то есть контролируют влияние занятий футболом на всестороннее развитие учащегося [10, 16, 20].
Организация занятий с юными футболистами, подбор средств и методов обучения, а также определение степени нагрузки должны обязательно проводиться с учетом возрастных особенностей детского организма.
Для тренеров при подготовке юных футболистов существуют некоторые вопросы, которые имеют наиболее важное значение. Это основные положения о возрастных изменениях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также деятельности центральной нервной системы.
Понятие “нагрузка” характеризует преимущественно величину запросов, предъявляемых организму упражнением, — то, насколько они велики и в какой мере они посильны для выполняющего упражнение: соответственно этому и различают предельную, большую, среднюю, малую и другие степени нагрузки. Составляя обобщенное представление о нагрузке, связанной с выполнением различных упражнений, принимают во внимание лишь то, что позволяет оценить в целом степень запросов, предъявляемых ими организму. Понятие «нагрузка» состоит в том, что выполнение любого физического упражнения связано с переводом функционального состояния организма на более высокий, чем в покое, уровень активности и в этом смысле является надбавкой, нагружающей функциональные системы и вызывающей, если она достаточно велика, утомление. Нагрузка в данном отношении — это дополнительная по сравнению с покоем степень функциональной активности организма, привносимая выполнением упражнения (или упражнений), а также степень переносимых при этом трудностей. Таким образом, эффект физических упражнений закономерно связан с параметрами предъявляемых ими нагрузок. Из этого следует необходимость тщательного анализа и оценки, нормирования и регулирования нагрузок [24, 29, 30].
Вся тренировочная работа должна проводиться на основе принципа постепенного и максимального увеличения нагрузок и заданий. Объем и интенсивность работы необходимо увеличивать, как правило, плавно, без резких колебаний, особенно в тренировке спортсменов младших разрядов. Повышение нагрузки представляет собой процесс неуклонный, но не прямолинейный. Это объясняется тем, что между ростом тренировочных нагрузок и приспособлением к ним организма равновесия не наблюдается. Для того чтобы повысился уровень тренированности, в организме должны произойти определенные изменения, связанные с затратой времени [24, 29].
Нагрузки растут быстрее, чем происходят эти приспособительные изменения — возникает известное противоречие между требованиями тренировки и деятельностью организма. Поэтому для облегчения протекания процессов приспособления нужны временные перепады нагрузок. Таким образом, необходимо обеспечить волнообразность динамики тренировочных нагрузок. Волнообразная динамика нагрузки в каждом тренировочном занятии обусловлена развитием процессов утомления и восстановления сил. Поэтому в тренировке следует чередовать большие, средние и малые нагрузки.
Реализация требования постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок в подготовке футболистов находит свое конкретное выражение в распределении нагрузок в тренировочных и межигровых циклах при волнообразном характере их возрастания [26, 30].
При этом предусматривается:
при повышении спортивных нагрузок подготовка организма к восприятию последующей, более высокой нагрузки;
создание условий для мобилизации возможно больших ресурсов организма при выступлениях в состязаниях путем использования неспецифических средств тренировки;
упрочение выработанного режима на фоне высокой интенсивности восстановительных процессов, широкого использования восстановительных упражнений и средств, ускоряющих процесс восстановления [26, 31].
Требование постепенного и максимального увеличения тренировочных нагрузок опирается на единство работы и восстановления и их органическую взаимосвязь. Использование этого требования в практике — творческий процесс, предусматривающий хорошую теоретическую и практическую подготовку тренера, нормальные условия для тренировки и строгое соблюдение футболистами общего и спортивного режима.
Для тренировки футболистов типичен волнообразный характер нагрузок, позволяющий удерживать высокую спортивную форму продолжительное время за счет соответствующего распределения объема и интенсивности спортивных нагрузок и отдыха с учетом взаимодействия процессов утомления и восстановления [17, 18, 26, 27].
К числу основных закономерностей процесса тренировки юных футболистов относится его циклический характер. В недельных, месячных и годовых циклах предусматриваются периодические разгрузки в зависимости от числа и плотности состязаний, взаимодействие объемных и интенсивных упражнений в зависимости от периодов и этапов тренировки, что находит свое практическое разрешение в рекомендациях по планированию тренировки.
Так, в подготовительном периоде тренировки упражнения выполняются в большем объеме, чем в соревновательном. В то же время интенсивность упражнений значительно выше в соревновательном периоде, чем в подготовительном.
Недельные тренировочные и межигровые (малые) циклы ударного характера чередуются с меньшими по объему и интенсивности упражнений циклами, в том числе и разгрузочными. В определенной последовательности чередуются месячные и годовые циклы и циклы многолетней подготовки [31, с. 126].
Повышение спортивных нагрузок осуществляется постепенно за счет увеличения общего объема работы, усиления интенсивности занятий и их продолжительности. При этом следует предусматривать:
а) постепенное включение в работу при проведении каждого занятия и состязания;
б) постепенное включение в работу после отдыха, болезни, травмы и других перерывов в тренировке;
в)постепенное наращивание и снижение спортивных нагрузок на отдельных отрезках, этапах, периодах годовых циклов [14, с.213].
Каждому занятию и состязанию предшествует предварительная разминка. Содержание ее варьируется в зависимости от состояния футболистов, их индивидуальных особенностей и окружающей среды. Для футболистов, имеющих перерыв в тренировке, отрицательно повлиявший на их работоспособность, создается специальный тренировочный режим до тех пор, пока они не подтянутся до уровня всей группы. Важно при этом не форсировать тренировку, а осуществлять постепенное втягивание в занятия и состязания.
В тренировочных и межигровых циклах соблюдается постепенный переход от состязаний и дней отдыха к занятиям, от занятий со средней нагрузкой к занятиям с большой нагрузкой и, наоборот, от занятий с большой нагрузкой к занятиям со средней и малой нагрузкой, в том же порядке после каждого состязания.
Воздействие физических нагрузок на отдельные функции, а также на характер восстановительных реакций определяется видом применяемых упражнений, интенсивностью и продолжительностью их выполнения, числом повторений упражнений и величиной пауз между ними.
По направленности физиологического воздействия тренировочные нагрузки делятся на следующие виды:
воздействующие преимущественно на аэробные функции (легочное дыхание, сердце, аппарат кровообращения, система тканевой утилизации кислорода и т. п.);
смешанного аэробно-анаэробного воздействия (стимулирующие развитие как аэробных, так и анаэробных функций организма);
анаэробно-гликолитического воздействия;
анаэробно-алактатного воздействия;
оказывающие преимущественно воздействие на сферу анаболического обмена [20. с.52].
Планируя нагрузку, необходимо помнить о контроле над состоянием учащихся.
Примером проведения контроля может служить широко известная примерная классификация нагрузок по степени вызываемого ими общего утомления и чувства усталости (Табл. 4) [11, с. 26].
Таблица 4.
Классификатор нагрузок по степени утомления.
Признаки | Степень нагрузки — степень утомления | ||
Небольшая нагрузка — легкое утомление
|
Большая нагрузка — сильное утомление
|
Предельная нагрузка — очень сильное утомление
|
|
Изменение цветовых оттенков кожи
|
Легкое покраснение
|
Сильное покраснение
|
Очень сильное покраснение или необычная бледность, сохраняющиеся сутки и более |
Потоотделение
|
В зависимости от внешней температуры — легкое или среднее | Сильное, преимущественно выше пояса
|
Очень сильное по всему телу, потение ночью (во время сна) |
Качество выполнения движений
|
Уверенное, соответствующее достигнутой степени овладения навыком (умением) | Незначительное увеличение числа ошибок, постепенное ухудшение точности движений
|
Существенное нарушение координации движений, резкое ухудшение точности, нарушение устойчивости общей позы (шатания), вялость, снижение качества движений, проявляющееся на следующий день и позже |
Сосредоточенность внимания | Нормальная; устойчивость внимания без признаков излишней возбужденности, нервозности
|
Постепенное смещение внимания с заданных пунктов сосредоточения, ухудшение дифференцировок в сложных заданиях
|
Существенное ухудшение некоторых функций внимания; рассеянность или сосредоточенность на внутренних переживаниях, затруднения в мобилизации внимания на заданиях в течение суток (и более) после занятия |
оперативная установка и общая готовность к действиям
|
Стойкая, позитивная; желание продолжать занятие
|
В целом позитивная (активная направленность на дальнейшее выполнение действий), но нарастает стремление к более продолжительному отдыху между упражнениями (повторениями) |
С трудом сдерживаемое желание прервать упражнение, «капитуляция» перед очередным трудным заданием, нежелание возобновлять занятие на следующий день и позже |
Настроение
|
Приподнятое, оживленное, радостное
|
В целом позитивные эмоции, если занятие по своим конкретным результатам соответствует намечаемым достижениям; вместе с тем к концу нарастает ощущение тяжести работы, несколько приглушающее эмоции | По ходу занятия обостряются негативные эмоции, связанные с ощущением крайней тяжести работы; могут возникать сомнения в самом смысле и ценности переносимых нагрузок, боязнь нанести себе урон; подавленное настроение, сохраняющееся на следующий день и дольше |
Общее самочувствие | Никаких неприятных ощущений и жалоб; ощущения бодрости и значительности своих возможностей, готовности продолжить занятия с установкой на более высокие достижения | Наряду с общим нормальным самочувствием к концу занятий (упражнения) все явственней формируется ощущение значительной усталости; на этом фоне могут возникать отдельные не вполне комфортные ощущения тяжести работы: незначительная боль в мышцах, затруднения в дыхании и т. д. | Ощущения предельной мобилизации своих сил и общего утомления, невозможности продолжать работу; подчас ощущаются свинцовая тяжесть в мышцах, боли в суставах и в области печени, жжение в груди, а в крайних случаях — головокружение, тошнота и другие симптомы перегрузки, что сопровождается ухудшением общего самочувствия на значительные сроки (сутки-двое и более) |
Необходимо учесть, что только правильное чередование тренировочных нагрузок и отдыха обеспечивает тренированность организма. При этом очень важна регулярность тренировочных нагрузок. Каждое последующее задание должно по времени совпадать с периодом повышенной работоспособности, который наступает во время отдыха. При слишком продолжительном перерыве между занятиями эффект избыточной компенсации и повышенной работоспособности утрачивается. В этих случаях тренировочные занятия должны начинаться с нагрузок меньшей продолжительности и интенсивности [6, 30].
Количественная величина двигательной активности, полностью удовлетворяющая биологическую потребность организма в разнообразных движениях и способствующая укреплению здоровья ребенка и подростка, признается гигиенической нормой. Она регламентирует объем и интенсивность движений и служит научной основой при разработке режима учебно-тренировочных занятий. Отличительной особенностью нормирования двигательной активности детей и подростков является учет их возрастных различий. Чем старше ребенок, тем большая величина двигательной активности (как по объему, так и по интенсивности) рекомендуется в качестве нормы [6, 30].
Особенностью нормирования является то, что регламентируется не только нижняя граница (минимальная величина), но и верхняя (максимальная величина), изменение двигательной активности в пределах этих границ считается допустимым, так как не оказывает существенного воздействия на здоровье детей и подростков.
Результаты экспериментальных исследований и указанные выше принципы нормирования послужили основой для разработки гигиенических рекомендаций по оптимальной величине двигательной активности детей и подростков (Табл. 5) [6, с.197].
Таблица 5.
Рекомендуемые нормы двигательной активности
Возрастная группа | Локомоции, тыс. шагов | Продолжительность двигательного компонента, ч |
3-4 | 9-12 | 5-6 |
5-6 | 11-15 | 5-5 |
7-10 | 15-20 | 4-5 |
11-14 | 18-25 | 3-4 |
Гигиеническая норма двигательной активности выражается общим числом суточных локомоций (шаги) и общей продолжительность (в часах) двигательного компонента в режиме дня.
Показателями нагрузки при выполнении физических упражнений являются, с одной стороны, величины, характеризующие совершаемую работу в ее внешне выраженных размерах (продолжительность упражнения, количество работы в физико-механическом смысле, преодолеваемое расстояние, скорость движений и т. д.); с другой — величины функциональных и связанных с ними сдвигов в организме, вызываемых упражнением (степень увеличения частоты сердечных сокращений, легочной вентиляции, потребления кислорода, ударного и минутного объемов крови и т. д.) [11, 20].
И те, и другие показатели важны для оценки и направленного регулирования нагрузок в процессе физического воспитания. «Внешние» показатели нагрузки нужно учитывать уже потому, что именно на них ориентируются, намечая доступные и необходимые величины нагрузок, с ними сопоставляют ответные реакции организма и соответственно нормируют предъявляемые нагрузки. «Внутренние» показатели нагрузки говорят о степени мобилизации функциональных и приспособительных возможностей организма во время упражнений и в результате их выполнения, позволяют углубленно оценить соответствие (либо несоответствие) нагрузки его возможностям и с учетом этого определить ее целесообразную меру. В этих показателях отражается не только сама нагрузка, но и ответная реакция организма на нее [11, 20] .
Между «внешней» и «внутренней» сторонами нагрузки при относительно одинаковом исходном состоянии организма существует определенная соразмерность: одни и те же по внешним параметрам нагрузки связаны практически с одними и теми же величинами функциональных сдвигов; чем больше нагрузки по своим внешним параметрам, тем значительнее функциональные сдвиги в организме; чем меньше первые, тем меньше и вторые. Однако при неодинаковом исходном состоянии организма, различном уровне предварительной подготовленности и различной реактивности организма такой соразмерности не наблюдается. Так, по мере увеличения работоспособности в результате систематических упражнений нагрузка одна и та же с «внешней» стороны становится постепенно все меньшей с «внутренней» стороны.
Выбор наиболее информативных показателей объема и интенсивности нагрузки — не простая и пока еще не полностью решенная проблема. Практически выбор тех или иных показателей в значительной мере зависит от возможности их повседневного учета без излишне трудоемких операций. Но в любом случае комплекс учитываемых показателей нагрузки должен отражать как их объем, так и интенсивность, поскольку их параметры в процессе физического воспитания изменяются не прямо пропорционально.
В принципе соотношение объема и интенсивности нагрузки при выполнении физических упражнений характеризуется обратно-пропорциональной зависимостью: чем больше объем нагрузки, задаваемой в упражнении, тем меньше ее интенсивность, и наоборот, чем больше интенсивность нагрузки, тем меньше ее объём [11, 20].
При нормировании общей нагрузки в занятиях практически никогда не используется в равной мере весь диапазон возможных величин объема и интенсивности нагрузок. Согласно имеющимся обобщенным данным, в методике физического воспитания детей сравнительно небольшое место занимают нагрузки с интенсивностью менее 30 % от максимально возможной, основной объем их обычно сочетается с 60- 80-процентной интенсивностью [10, с.94].
Сложность точной количественной оценки всех параметров нагрузки и фактически целостный характер реагирования на нее выполняющего упражнения побуждают прибегать к обобщенным критериям, объединяющим ряд объективных и субъективных признаков тяжести ее воздействия [11, 20].
Существенно, что при таком подходе учитывается, пусть хотя бы приблизительно, и психический компонент нагрузки. Надежные способы его оценки пока находятся в стадии поиска. Для приближенной оценки пользуются эмпирически разработанными шкалами психической напряженности нагрузки (в условных рангах, баллах и т. п.). Необходимо отметить, что такого рода критерии могут быть полезны для нормирования нагрузок лишь в сочетании с объективными данными, которые возможно точно отражали бы параметры объема и интенсивности нагрузки с ее «внешней» и «внутренней» стороны.
Ориентиром для определения уровня спортивных нагрузок служат соревнования. Известно, что по воздействию на организм футболиста они отличаются от занятий. Занятия с большой нагрузкой не вызывают такой ярко выраженной реакции, какой сопровождается участие в состязании. Достаточно сказать, что потери в весе у футболистов могут составлять после занятий со средней нагрузкой 1 кг, после занятий с большой нагрузкой — около 2 кг, а после состязания — 3 кг. Примерно такая же картина физиологических сдвигов наблюдается и по данным изменения частоты пульса, кровяного давления, частоты дыхания, динамометрии, электрической чувствительности глаза и других показателей [20. с.111].
Задачей соревновательного периода является сохранение и упрочение спортивной формы и на основании этого достижение максимальных спортивных результатов. В соответствии с данной задачей физическая подготовка должна быть направлена на создание непосредственной готовности к предельным напряжениям. Техническая и тактическая подготовка обеспечивает совершенство двигательных навыков и тактических действий. Морально-волевая подготовка связана с мобилизацией сил, созданием оптимальной настройки на участие в соревнованиях.
Главным средством этого периода выступают соревновательные физические упражнения; удельный вес специально-подготовительных упражнений тот же, что и в конце предыдущего периода; общеподготовительные упражнения становятся более разнообразными и вариативными; используются, как правило, уже знакомые, освоенные упражнения. При помощи средств общей физической подготовки обеспечивается активный отдых, поддерживается общая тренированность, что позволяет более успешно применять высокие нагрузки. Активный отдых связан с так называемыми переключениями: используются средства вспомогательных видов спорта [20, с.149].
Основным методом этого периода является соревновательный. Число соревнований зависит от особенностей вида спорта и квалификации спортсменов. Интервалы отдыха между отдельными соревнованиями должны быть достаточными для восстановления и повышения работоспособности спортсмена. Число соревнований может быть разумно увеличено за счет разнообразия их содержания, направленности и значимости.
Структура соревновательного периода четко проявляется в динамике нагрузки. В кратковременном соревновательном периоде общий объем нагрузки несколько снижается, а потом становится относительно постоянным; интенсивность возрастает максимально и тоже стабилизируется. Если же соревновательный период длителен, то возникает так называемый промежуточный этап, в процессе которого вслед за стабилизацией нагрузки происходит новое увеличение ее общего объема при значительном снижении интенсивности, а затем опять сокращение объема и увеличение интенсивности. Таким образом, проявляется волнообразность в динамике нагрузки [20, с.150].
При этом объем нагрузки увеличивается не за счет средств общей физической подготовки (хотя их удельный вес несколько возрастает), а за счет средств специальной подготовки. Необходимость повторной волны обусловливается тем, что при продолжительном соревновательном периоде интенсивная тренировка, связанная с многогранной соревновательной практикой, может отрицательно повлиять на сохранение спортивной формы. Поскольку работа, проделанная в подготовительном периоде, становится недостаточной, необходимо принять указанные меры для поддержания спортивной формы на длительное время. Это позволит применять высокие тренировочные нагрузки, которые организм спортсмена сможет выдержать без перенапряжения (Рис. 1) [20, с.150].
Рисунок 1. Изменение объема(—–) и интенсивности (- – -) общей (суммарной) нагрузки в цикле спортивной тренировке – по Л.П. Матвееву
Интересной тенденцией в содержании соревновательного периода является применение так называемого принципа маятника при непосредственной подготовке к соревнованиям. Он заключается в том, что одни микроциклы перед состязанием специализируются по содержанию: в них включаются тренировки, близкие к соревновательной деятельности; другие, напротив, по содержанию тренировки довольно далеки от соревновательных условий.
1.2. Особенности развития физических качеств детей 10-11 лет
Процесс развития организма происходит в течение всей жизни человека, но наиболее интенсивен он в детском возрасте.
В научной литературе под термином физическое развитие понимают комплекс морфологических и функциональных показателей, характеризующий возрастной уровень биологического развития человека, определяющих запас физических сил организма, его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят такие факторы как здоровье, размеры и масса тела, мышечная сила и силовая выносливость и др. Для детей представление о физическом развитии расширяется за счет процессов роста и развития. Уровень физического развития формируется наследственной природой человека, проявления которой усиливаются или тормозятся факторами внешней среды.
Каждому возрастному периоду свойственны определенные особенности роста и развития как отдельных органов и систем, так и всего организма в целом. Они определяют функциональное состояние этих систем, характер реакций на различные факторы внешней среды. Поэтому и необходимо знать и учитывать возрастные закономерности развития организма.
Граница возрастных переходов весьма условна и по разным схемам периодизации приходится на разный календарный возраст. Для решения практических задач по гигиеническому контролю за суточной величиной двигательной активности детей и подростков принято объединение их в несколько возрастно-половых групп. В связи с этим выделены следующие группы: дети дошкольного возраста (3—4 и 5—6 лет), младшие школьники (7—10 лет), школьники среднего (11—14 лет) и старшего возраста (15—17 лет). Таким образом, учащиеся 5 класса, имеющие возраст 10-11 лет, находятся на границе двух возрастных групп – младшей и средней [28, с.6].
Организм детей во многом отличает