Оглавление
1.1 Историческое становление прокурорского надзора. 5
1.2 Сущность, задачи и основные направления прокурорского надзора. 15
2.2. Организация надзора. Территориальная прокуратура. Методика прокурорского надзора. 55
ВВЕДЕНИЕ
Надзор служит одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности при исполнении уголовных наказаний. Законодателем он выделен в самостоятельное направление прокурорской деятельности (гл. 4 разд. III Закона о прокуратуре). В этой работе прокурор руководствуется Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным законодательством, Федеральными законами от 15.07.1995 N 103-ФЗ, от 02.05.2006 N 59-ФЗ, другими федеральными законами, приказами и указаниями Генпрокурора РФ.
В связи с вступлением России в Совет Европы важное значение приобрело соблюдение таких международных правовых актов, как Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Европейских пенитенциарных правил 1987 г. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы российского государства. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрено российским законом, то применяются правила международного договора (ч. 2 ст. 3 УИК). В связи с этим прокурору необходимо знать положения не только законов, но и соответствующих норм международного права.
Одним из основных принципов уголовно-исполнительного законодательства провозглашен принцип законности (ст. 8 УИК), который, в частности, не допускает установление нормативными актами более низкого, чем закон, уровня ограничений прав осужденных, помимо тех, которые установлены законом.
В настоящее время осужденные ограничены в правах только в том объеме, в каком это предусмотрено законом. Все остальные ограничения незаконны и подлежат безусловной отмене.
Важно отметить, что в России не только продекларирован названный принцип, но и выстроена система контроля за его соблюдением.
Наряду с судебным, ведомственным, общественным контролем за деятельностью учреждений (УИС) по исполнению уголовных наказаний особая роль принадлежит органам прокуратуры.
Однако, несмотря на всю регламентированность работы прокуратуры в области надзора наказания и меры уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, занимают значительное место в системе мер уголовных наказаний. Из года в год доля осужденных с назначением таких видов наказания растет, что определяет актуальность выбранной темы.
Цель исследования: Раскрыть прокурорский надзор за исполнением уголовных наказаний уголовно-исполнительной инспекцией.
Задачи исследования:
1. Раскрыть правовую природу прокурорского надзора за исполнением уголовных наказаний уголовно-исполнительными инспекциями.
2. Осветить исторический аспект прокурорского надзора.
3. Рассмотреть основные направления прокурорского надзора.
4. Проанализировать полномочия прокурора по надзору за исполнением уголовных наказаний уголовно-исполнительной инспекцией.
5. Раскрыть методологию прокурорского надзора.
6. Разработать основные направления повышения эффективности надзорной деятельности прокуратуры за исполнением уголовных наказаний уголовно-исполнительной инспекцией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов в деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, является одним из направлений прокурорской деятельности. В соответствии с этим положением прокурор вправе участвовать в судебном заседании при рассмотрении и разрешении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Такое участие, с одной стороны, является формой прокурорского надзора за исполнением законов исполнительными учреждениями и органами, а с другой – оно хотя и не непосредственно, но все же связано с прокурорской функцией уголовного преследования виновных в совершении преступления, поскольку речь идет об уголовном судопроизводстве в одной из его стадий.
Прокурор в ходе осуществления своих функций организует прокурорскую проверку.
По выявленным фактам нарушений законности прокурор принимает исчерпывающие меры к их устранению, как правило, непосредственно на месте в ходе проверки. В иных случаях, когда для устранения нарушений установленных законом порядка и условий исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с лишением свободы, требуется время, предложения прокурора могут быть облечены в форму представлений. В случаях своих требований прокурор ставит вопрос о принятии мер реагирования в отношении должностных лиц УИИ перед территориальным органом УИС, а при наличии предусмотренных законом оснований решает вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении или направляет материалы в следственные органы для принятия процессуального решения. Для понуждения должностных лиц к исполнению законных требований прокурора и устранению нарушений законов возможно обращение с заявлением в суд.
Получив в ходе проверки сведения о готовящихся противоправных действиях, прокурор в целях предупреждения совершения правонарушения может объявить в письменной форме должностным лицам УИС предостережение о недопустимости нарушения закона.
Обнаруженные в ходе проверки не соответствующие закону приказы, распоряжения и постановления начальника УИИ опротестовываются, а в случаях, не терпящих отлагательства, взыскание отменяется постановлением. Протест приносится начальнику инспекции. До рассмотрения протеста в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о прокуратуре действие опротестованных актов приостанавливается.
При выявлении нарушений осужденными порядка отбывания наказания прокурор ставит перед начальником УИИ вопрос о привлечении осужденного к ответственности. В случае постановки вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении или уголовного дела прокурор должен истребовать объяснения от работников инспекции.
Установив, что нарушение закона образует состав уголовно наказуемого деяния, прокурор направляет соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании.
Выявление конкретных лиц, допустивших нарушения закона, и принятие мер к привлечению их к ответственности являются непременным условием предупреждения нарушений законов, важнейшей обязанностью прокурора.
По материалам проверки, когда в деятельности УИИ выявлены серьезные нарушения законности, прокурор вносит соответствующее представление руководству территориального органа УИС. Оно основывается на данных о состоянии законности в поднадзорных учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания, анализе практики надзора, материалах проверки, ведомственного и судебного контроля, жалоб и заявлений, поступающих в прокуратуру
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Правовые акты
- 1. Конституция Российской Федерации (принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.): от 25 декабря 1993 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Уголовный кодекс РФ: от 13 июня 1996 г. № 63–ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 1 января 2004 г., 1 мая 2005 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Уголовно–процессуальный кодекс: от 18 декабря 2001 г. № 177–ФЗ УПК РФ) (с изм. и доп. 8 сентября 2007 г.) // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствии: Приказ Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 136 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания: Приказ Генерального прокурора от 06.09.2007 № 137 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- О едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях в системе Следственного комитета при прокуратуре РФ: Инструкция Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ от 07.09.2007 г. № 14 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия: Приказ Генерального прокурора от 10.09.2007 г. № 140 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях: Приказ Генеральной прокуратуры и МВД России от 12.09.2006 г. № 80/725 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- О порядке исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью следственных органов: Указание Генерального прокурора РФ от 26.09.2007 №155 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- Об организации исполнения в органах прокуратуры приказов Генерального прокурора РФ при осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: Указание Генерального Прокурора РФ от 26.09.2007 № 156 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
- О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений приема граждан в органах прокуратуры: Приказ Генерального прокурора РФ от 29.12.2007 № 300 // Справочно-правовая электронная система «Консультант +».
Книги учебники и монографии
- Басков В.И. Прокурорский надзор. – М.: БЕК, 2004.
- Белая Н.П. Прокурорский надзор за исполнением законов уголовно-исполнительными инспекциями. Уголовно-исполнительное право. 2013. № 1. С. 44-46.
- Бессарабов В. Место прокуратуры в государственном механизме современной России. //Законность,2003, №10
- Бессарабов В.Г. Судебный контроль. Прокурорский надзор. (Состояние и перспективы) //Право и политика. 2001. №8
- Бессарабов В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772-1864 гг.) // Журнал российского права. – 2002. – N 8.
- Бессарабов В.Г., Кашаев К.А. Защита российской прокуратурой прав и свобод человека и гражданина. – М.: Городец, 2007.
- Ванькаев А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы // История государства и права. – 2007. – N 15.
- Вицин С. Прокуратура в правовом государстве. М., 2003.
- Власов А. Участие прокурора в гражданском судопроизводстве не только допустимо, но и необходимо // Законность, 2000, №8
- Голубовский В.Ю., Рохлин В.И., Уткин Н.И. Прокурорский надзор. – СПб.: Лань, 2001.
- Жидких А.А. Роль прокуратуры в правовом развитии России // Конституционное и муниципальное право. – 2010. – N 6.
- Изменения в УПК РФ: системное толкование и применение (А. Халиулин, “Законность”, N 4, апрель 2012 г.)
- Казанцев С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после Судебной реформы 1864 г. // Вестник Ленинградского университета. – 1986. – N 1.
- Королев Г.Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: Дис. … д-ра юрид. наук. – Н. Новгород: НГУ, 2005. – С. 123.
- Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры Российской Федерации. – 2007.
- Ласкина Н.В. Прокурорский надзор: Учебник. – “Юстицинформ”, 2012 г.
- Никифоров Л.В. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2-1. С. 136-140.
- Петрухин И. Исторический очерк деятельности прокуратуры // Отечественные записки. – 2003. – N 2.
- Прокурорский надзор. нужны перемены (В. Стрельников, “эж-ЮРИСТ”, N 42, октябрь 2012 г.)
- Прокурорский надзор за законностью исполнения уголовных наказаний: метод. пособие. М., 2008. С. 94.
- Прокурорский надзор за исполнением федерального закона «об оперативно-розыскной деятельности» как гарантия обеспечения законности
Луговик В.Ф. Научный вестник Омской академии МВД России. 2012. № 2. С. 63-66. - Справка Государственно-правового управления к проекту федерального закона “О Следственном комитете Российской Федерации”, внесенному Президентом РФ [Электронный ресурс]: URL: http://www.kremlin.ru/news/9037
- Становление правового государства в Российской Федерации и функции прокуратуры. Круглый стол // Государство и право. – 1994. – N 5.
- Шобухин В.Ю. Тенденции развития прокуратуры в России в 1722-1864 гг. // Журнал российского права. – 2010. – N 6.