написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях. Дипломная работа 2018 г.

    Оглавление

    Введение. 3

    Глава 1. Теоретические аспекты проблемы родительских отношений к детям. 6

    1.1. Детско-родительские отношения как психологическая проблема. 6

    1.2. Характеристика стилей родительских отношений к детям. 12

    1.3. Содержание нарушений детско-родительских отношений. 20

    1.4. Методы коррекции детско-родительских отношений в семье. 32

    Выводы по главе 1. 42

    Глава 2. Экспериментальное исследование родительских отношений к детям из полных и неполных семей. 43

    2.1. Цель, задачи и гипотеза исследования. 43

    2.3. Результаты исследования и их обсуждение. 45

    2.4. Программа коррекции детско-родительских отношений. 51

    Выводы по главе 2. 65

    Заключение. 66

    Список литературы.. 67

    Приложение. 73

    Введение

    Актуальность исследования. Современная социально-психологическая ситуация, сложившаяся в российском обществе, характеризуется своеобразным кризисом семьи, что проявляется в росте неполных и неблагополучных семей, структурной неустойчивости семьи, ценностно-нормативной девиантности, малодетности, росте числа разводов, с одной стороны, и утратой теплых, доверительных отношений родителей и детей, с другой стороны.

    Психологический аспект проблемы исследования состоит в недостаточной изученности как причин деструктивных детско-родительских отношений, так и особенностей их проявления: практически отсутствуют работы, где бы исследуемый феномен раскрывался во всей его целостности, как правило, изучаются его отдельные аспекты (сущностные признаки, пути и средства коррекции).

    Проведенный анализ психолого-педагогической литературы позволяет заключить, что в настоящее время ведется активный поиск наиболее эффективных средств коррекции деструктивных отношений в семье, в качестве которых исследователи выделяют психогимнастику (Алябьева Е.А., Макшанов СИ., Хрящева Н.Ю., Чистякова М.И. и др.), психологический тренинг (Лютова Е.К., Марковская И.М., Монина Г.Б., Овчарова Р.В., Петровская Л.А. и др.), групповую дискуссию (Горелов И.Н., Жуков Ю.М., Середа Е.И., Филатова Г.Е. и др.), психодраму (Барц Э., Лейц Г., Морено Я.Л., Морозова Е.А., Холмс П. и др.).

    Данные тенденции в жизни общества нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов психолого-педагогического сопровождения семьи, которые могли бы удовлетворить запросы родителей, как в информационном, так и в организационном плане, а также могли бы способствовать становлению родительской компетентности.

    Объект исследования – отношение родителей к детям.

    Предмет исследования – особенности родительских отношений  к детям в полных и неполных семьях.

    Цель работы: изучение родительских отношений  к детям в полных и неполных семьях.

    Задачи:

    1. Изучить содержание, структурные компоненты родительских отношений к детям.
    2. Обосновать актуальность психолого-педагогические проблемы родительских отношений к детям в полных и неполных семьях.
    3. Выявить особенности родительских отношений к детям в полных и неполных семьях

    Гипотеза: родительские  отношения к детям в  неполных семьях  имеют  свои  особенности,  в  отличие  от  воспитания детей  в  полных  семьях.

    Экспериментальная выборка: 2 группы по 7 человек.

    Первая группа – 7 родителей из полных семей, вторая – 7 родителей из неполных семей.

    Теоретическая основа: Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах отечественных психологов: М.О. Ермихиной, Т.М. Мишиной, В.М. Воловика, А.М. Захарова, А.С. Спиваковской, И.М. Марковской, и др., и зарубежных исследователей: А.Адлера, К. Роджерса,  В. Сатир, Ф. Райса,  Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юцтискиса, и др.

    Они отмечают, что родительские отношения в полных и неполных семьях имеют различия, обусловленные условиями бытовой среды, психологическими характеристиками родителей из таких семей, родительскими компетенциями.

    Методы исследования:

    1. Теоретический анализ литературы по проблеме развития родительской компетентности.
    2. Беседа, наблюдение, анкетирование, эксперимент, тестирование,.
    3. Анализ результатов исследования, разработка коррекционной методики.

    Диагностический инструментарий:

    1. Тест-опросник А.Я. Варги, В.В. Столина«Родительское отношение к детям».
    2. Методика Р.В. Овчаровой «Представления об идеальном родителе»
    3. «Диагностика родительской любви и симпатии» Е.В. Милюковой

    Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. Основной текст изложен на 62 страницах, включая  3 таблицы,  и 3 рисунка.

    Заключение

    В ходе проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

    Анализ литературных источников выявил, что детско-родительские отношения являются предметом пристального внимания как зарубежных, так и отечественных психологов.

    Значимым исследованиями являются труды зарубежных ученых. Основными течениями, в рамках которых исследовался предмет нашего исследования являются психоаналитический, бихевиористский, гуманистический, феноменологический.

    Проведенное тестирование родителей исследуемых групп, показало, что детско- родительские отношения в неполных семьях часто более абстрактны и находятся в плоскости «радужных» представлений об общении с ребенком и проявлениях ребенка как личности.

    В группе испытуемых из полных семей, ответы более приземленные и свидетельствуют о более осмысленном подходе к оценке своих компетенций относительно отношений с детьми.

    Эксперимент показал, что между показателями деструктивности детско-родительских отношений, выявленных в группах, особых различий нет.

    Данный факт, позволил нам предположить, что изменение родительских отношений в группе неполных семей возможно в результате коррекционного воздействия в ходе формирующего этапа эксперимента.

    В результате коррекционной работы дестко-родительские отношения стали менее формальными, оценочные показатели более конкретными. Стали менее выраженны проявления поверхностных отношений и суждений.

     

    Список литературы

    1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства / В.В. Абраменкова. – М: ПЕРСЭ, 2014.
    2. Абрамова Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – М: Академический проспект, 2003.
    3. Авдеева Н.Н., Хохлачева, И.В. Особенности привязанности ребенка к матери, стиль детско-родительских отношений и адаптация ребенка к ДОУ / Н.Н. Авдеева, И.В. Хохлачева // Психологическая наука и образование. – 2016. – №3.
    4. Аксенчикова Е.В. Материнство как предмет социально-психологического анализа / Е.В. Аксенчикова // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2 т. – Нижний Новгород: НФ УРАО, 2016.
    5. Александров А. А. Интегративная психотерапия / А. А. Александров. – СПб: Питер, 2015.
    6. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду / Е.А. Алябьева -М.: Сфера,. – 2005.
    7. Антонова Е.А., Данилова М.В. Идентичность подростков в связи с детско-родительскими отношениями. Научные исследования выпускников факультета психологии СПбГУ. 2014. Т. 2. С. 20-28.
    8. Артюшина И. А., Абдулхаликова, И. В. Детский сад и семья: соприкосновение, сотрудничество, сотворчество / И.А. Артюшина, И.В. Абдулхаликова // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3.
    9. Афанасьев П.Н. Процессуально-ориентированный подход к детско-родительским отношениям в семье с тяжелобольным ребенком. Казанская наука. 2015. № 6. С. 267-269.
    10. Бажукова О.А. Куклотерапия и арттерапия как методы коррекционного воздействия в специальной психологии / О.А. Бажукова // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2 т. -Нижний Новгород: НФ УРАО, 2018.-Т. 1.
    11. Баринова Н.А. Социальная работа с молодой семьей, воспитывающей ребенка до 3-х лет / Н.А. Баринова // Современные проблемы науки, образования и производства: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции: в 2 т. – Нижний Новгород: НФ УРАО, 2014. -Т. 1.
    12. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб: Питер, 2014.
    13. Волкова О.В. Значимость характера детско-родительских отношений в контексте амбивалентного отношения в семье к здоровью ребенка. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 36. С. 63-64.
    14. Галкова К.М. Специфика агрессивности и тревожности у детей младшего школьного возраста в семьях с разными детско-родительскими отношениями. Вестник психофизиологии. 2015. № 3. С. 64-69.
    15. Евтушенко Е.А. Особенности самосознания подростков в семьях с разными детско-родительскими отношениями. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 53. С. 53-59.
    16. Евтушенко Е.А. Содержание эмоционально-оценочного компонента самосознания личности подростков в семьях с разными детско-родительскими отношениями. Наука. Образование. Личность. 2015. № 3. С. 95-101.
    17. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье / Е.И. Ждакаева. -СПб.: Речь, 2011.
    18. Исаева К.Ю., Салахов, М.Н., Шмигля, Т.Н. Проблема гармонии семейных отношений / К.Ю. Исаева, М.Н. Салахов, Т.И. Шмигля // Современное российское общество: концепты и проблемы позиционирования и развития: Всероссийская научно-практическая конференция – М.: ООО «Планета», 2011.
    19. Калинина Е.А. Психология семьи и семейной дезадаптации / Е.А. Калинина. – Тамбов, 2007.
    20. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2014.
    21. Киселева М.А. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.А. Киселева. – СПб.: Речь, 2007.
    22. Колотилина В.В. Удовлетворенность супружескими отношениями как фактор благоприятности детско-родительских отношений в повторных браках родителей. В сборнике: Психология отношений в постнеклассической парадигме Сборник статей участников I Международной научно-практической конференции. 2014. С. 160-163.
    23. Колошина Т.Ю., Трусь, А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге / Т.Ю. Колошина А.А. Трусь. – СПб.: Речь, 2010.
    24. Копытин А.И, Свистовская, Е.Е. Руководство по детско-подростковой и семейной арт-терапии / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская – СПб.: Речь, 2010.
    25. Морозова, Е.А. Личность: целостный взгляд. Монография / Е.А. Морозова. – Самара: СамГУП, 2014.
    26. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: МПСИ, МОДЭК, 2011.
    27. Наследов АД. Математические методы психологического исследования / А.Д. Наследов. – СПб: Речь, 2014.
    28. Пислегина Е.А., Данилова В.С. Эмоциональные проблемы в связи с детско-родительским отношением дошкольников. В книге: XLV итоговая студенческая научная конференция УдГУ ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет». 2017. С. 297-299.
    29. Позднякова Н.В., Титаренко А.М., Азарова Е.А. Особенности связи учебной мотивации с детско-родительскими отношениями у подростков. Инновационная наука. 2015. № 12-3. С. 223-226.
    30. Попова Е.И. Особенности формирования личности ребенка в неблагополучной семье / Е.И. Попова // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2015.
    31. Попова Л.А. Влияние детско-родительских отношений на уровень адаптированности подростков в межличностных отношениях. В сборнике: Социальная сфера общества: инновационные тенденции развития сборник материалов III Международной научно-практической конференции. 2012. С. 300-303.
    32. Преображенская А.О. Когнитивно-бихевиоральная коррекция детско-родительских отношений / А.О. Преображенская // Педагогика и психология: проблемы и решения: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть П. – Новосибирск: Изд-во «ЭКОР – книга», 2011.
    33. Сальникова И.А. Социально-психологическая коррекция неадекватных родительских позиций: дисс. … канд. психол. наук : / И.А. Сальникова – Москва, 2010.
    34. Середа Е.И. Тренинги решения семейных проблем / Е.И. Середа. -СПб: Речь, 2014.
    35. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В.Сидоренко. – СПб: Речь, 2010.
    36. Смык Ю.В. Субъективные ценностные отношения как содержание детско-родительских отношений. В сборнике: Филиал ИГУ в г. Ангарске: 10 лет образовательной и научно-практической деятельности материалы юбилейной заочной научно-практической конференции. М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования “Иркутский гос. ун-т”, Фил. ФГБОУ ВПО “ИГУ” в г. Ангарске ; [под общ. ред. Н. И. Чернецкой]. Иркутск, 2011. С. 59-63.
    37. Степнова А.П. Эмоциональное развитие ребенка в пространстве семейных отношений / А.П. Степнова // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2015.
    38. Темченко Р.В. Арттерапия как средство развития и гармонизации семейных взаимоотношений / Р.В. Темченко // Детский сад от А до Я. -2015.-№3.
    39. Репринцева Г.И. Теоретико-методологические проблемы гармонизации Детско-родительских отношений в молодой семье: стратегии отношений и технологии социального воспитания. Научно-методическое пособие / Репринцева Г. И. ; Российская акад. образования, Ин-т социальной педагогики. Москва, 2010.
    40. Хитрина И.Ю. Психологическое консультирование семьи, переживающей кризисы развития / И.Ю. Хитрина // Социально-психологические проблемы семьи в современном обществе: Сборник статей международной научно-практической конференции. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. ПЛ. Ершова, 2015.
    41. Шабышева Ю.Е. Метафора как основное средство психологического воздействия в сказкотерапии / Ю.Е. Шабышева // Психолого-педагогические проблемы в целостном образовательном процессе: Сборник научных статей / под ред. Л.Н. Антилоговой, М.А. Ларионовой. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. – Вып. 3.
    42. Шаповаленко И.В. Возрастная психология / И.В. Шаповаленко. – М.: Гардарики, 2014.
    43. Эйдемиллер Э.Г., Добряков, И.В., Никольская, ИМ. Семейный диагноз и семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, ИВ. Добряков, ИМ. Никольская. – СПб.: Речь, 2007.
    44. Эйдемиллер ЭТ., Юстицкис, В. В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер В.В. Юстицкис. – СПб.: Питер, 2015.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Приложение 1.

     Тест-опросник родительского отношения к детям

    (А. Я. Варга, В. В. Столин)

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх