Оглавление
1. Основы бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях. 3
1.1. Основные задачи и правила ведения бухгалтерского учета в бюджетных организациях. 3
1.2. Основные положения учетной политики для государственных учреждений с использованием. 3
2.1. Общая характеристика деятельности Отдела социальной защиты населения в Можгинском районе. 3
2.2. Особенности ведения бухгалтерского учета. 3
2.3. Документальное оформление бухгалтерского учета. 3
Введение
На каждом этапе исторического развития государства поиск путей решения проблем эффективного расходования бюджетных средств государственной казны занимал одно из центральных мест в исследованиях ученых, в решениях законодателей и в бюджетной деятельности практиков. Финансирование сферы образования несет в себе помимо функции развития еще и дополнительную нагрузку, обеспечивая экономическую безопасность государства, ибо образованный человек является созидателем и материальных, и, что особенно важно, духовных благ.
Первостепенное внимание при этом уделялось поиску экономически обоснованных стратегий развития таких социально значимых сфер деятельности как образование, здравоохранение, социальное обеспечение, наука и культура. В настоящее время данные вопросы приобрели особую важность в силу ориентации российской экономики на инновационный путь развития, успешное продвижение по которому обусловлено таким, ставшим главным в настоящее время, фактором как человеческий капитал.
Интеллектуальный капитал рассматривается во всем мире в качестве четвертого фактора расширенного воспроизводства, что актуализирует целый комплекс проблем по его идентификации, экономической (стоимостной и количественной) оценке, измерению в учетных системах, стимулированию и т.д. Отрасль в России перманентно подвергается реформированию как для целей структурной реорганизации и совершенствования методов управления, так и с позиций перераспределения бюджетного финансирования по группам образовательных учреждений бюджетной сферы. Согласно основным положениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.[1] правительством РФ разработана специальная программа, в которой поставлены задачи модернизации государственного сектора, оптимизации бюджетных ассигнований, повышения качества оказываемых государственных услуг, обеспечения ответственности за результаты использования бюджетных средств. Все эти задачи распространяются и на сферу образования, которая является одной из главных отраслей экономики России.
Принятие 8.05.2010 г. Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ) привело к кардинальной реструктуризации сети учреждений бюджетной сферы деятельности. Это, по предположению законодателей, должно было оптимизировать сеть государственных и муниципальных учреждений за счет изменения статусного типа государственных учреждений и принципов финансового обеспечения их деятельности. Для бюджетных и автономных учреждений Законом № 83-ФЗ принцип сметного финансирования был заменен на субсидарный принцип покрытия расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг. Данное новшество потребовало совершенствования методических основ формирования государственных заданий, распределения дотаций на каждое из них. Соответствующих корректив потребовала система бухгалтерского учета и внутреннего контроля за точным отражением дотаций в регистрах и полным, целевым расходованием средств на выполнение заданий, полученных бюджетными учреждениями.
Вопросы методологии бухгалтерского учета, явившиеся базой для развития методического обеспечения учета в конкретных сферах экономики представлены в работах Воробьевой Л.П., Вифлиемского А.Б., Мамий Е.А., Маркиной Е.В., Сайнина А.Н., Вахрушиной М.А., Соколова Я.В., Шеремет А.Д. и других ученых.
Решение проблем учета и контроля в негосударственных некоммерческих организациях представлены в трудах Агаповой М.В., Безгубовой Т.М., Колибаба О.В., Макальской М.Л., Немчицкой О.М., Гамольского П.Ю. и других. Исследованию вопросов организации бухгалтерского учета в условиях перевода государственных учреждений в автономные, анализу возникающих сложностей и способам их устранения пристальное внимание уделяли Валова С.Р., Клишина М.А. Макальская М.Л., Немчицкая О.М., Неделько Г.В. и другие.
Баханькова Е.Р., Джаарбеков С.М., Гамольский П.Ю., Егорова Л.В., Лабынцев Н.Т., Левшин Г.В, Кришталева Т.И., Макальская М.Л., Началов А.В., Неделько Г.В., Семенихин В.В., Семенюк А.А., Пименов В.В. и другие ученые в своих исследованиях сосредоточены на раскрытии проблем формирования учетной политики для некоммерческих организаций, включая поиск причин сложностей формирования учетной политики бухгалтерией бюджетного учреждения для целей бухгалтерского учета и возможностей их разрешения в условиях реальной практики финансово- хозяйственной деятельности таких учреждений.
Целью настоящего исследования является разработка рекомендаций по улучшению организации бухгалтерского учета и внутреннего финансового контроля в бюджетном учреждении и формированию информационно-аналитической основы для составления отчетности о выполнении Плана финансово-хозяйственной деятельности.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- исследовать и обобщить теоретические положения учетно-информационного обеспечения деятельности бюджетного учреждения, выявить роль учетно-контрольной информации в решении стратегических проблем управления бюджетной деятельностью;
- рассмотреть учетную (финансовую и налоговую) политику для бюджетного учреждения, базирующуюся на использовании приемлемых для деятельности стандартизированных международных учетных принципов;
- обосновать необходимость усиления внутреннего финансового контроля за эффективностью деятельности бюджетного учреждения, предложить способы повышения результативности контрольных действий на основе актуальной учетно-аналитической информации.
Предметом исследования являются система бухгалтерского учета и отчетности, обусловившая необходимость совершенствования принципов и методов бухгалтерского (бюджетного) учета, внутреннего финансового контроля и отчетности бюджетного учреждения.
Объектом исследования является Отдел социальной защиты населения Можгинского района Удмуртской республики.
[1] Постановление Правительства РФ от 7.02.2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.»
Заключение
В укреплении финансовой базы развития бюджетных учреждений существенное значение имеет расширение сферы дополнительных услуг. Для этого в деятельности бюджетного учреждения должна создаваться группа анализ-контроля для изучения тренда востребованности специалистов на рынке труда и услуг АОУ по эффективности и оптимизации деятельности.
Полученные выводы, несомненно, будут способствовать принятию учредителем бюджетного учреждения и его непосредственным руководством обоснованных решений по оптимизации источников финансирования уставной деятельности (за счет бюджетных дотаций и коммерческих доходов). При формировании программы контрольно-аналитических мероприятий особое внимание необходимо обращать и на внутренние резервы экономии финансовых ресурсов, а именно – оптимизировать использование, например, коммунальных, транспортных и других аналогичных услуг. Такая оптимизация может достигаться как традиционным способом – экономией, так и за счет перераспределения затрат между различными службами бюджетного учреждения.
Всё это в целом будет служить в свою очередь объективной мотивацией по совершенствованию методов внутреннего финансового контроля и бюджетирования, осуществляемого специалистами бюджетного учреждения на основе актуальной учетной информации и по всему спектру показателей финансовой отчетности.
Развитие методологии учета и контроля, позитивно трансформирующейся в практику формирования позиций учетной политики бюджетного учреждения предполагает не только изменения способов фиксации результатов хозяйственно-финансовых сделок и операций на счетах бухгалтерского учета, но и совершенствование документооборота, организации внутреннего финансового контроля.
Система внутреннего финансового контроля должна обеспечить:
– точность и полноту документации бухгалтерского учета;
– своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
– предотвращение ошибок и искажений;
– исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
– выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
– сохранность имущества учреждения.
Основные позиции Положения о внутреннем финансовом контроле и заключаются в следующем. Первостепенную важность в настоящее время приобретает предварительный контроль, осуществляемый до начала совершения хозяйственной операции согласно позициям Плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Такой контроль позволяет определить, насколько целесообразной и правомерной будет та или иная операция. Предварительный контроль осуществляет руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер и сотрудники юридического отдела. Наряду с этой формой внутреннего контроля практическое значение имеет повседневный анализ контрольного свойства, выявляющий факты несоблюдения процедур исполнения бюджета (плана), ведения бухгалтерского учета. Для проведения такого анализ-контроля целесообразно формировать в крупных АОУ службы мониторинга, в функции которых входит наблюдение не только за целевым расходованием дотаций и использованием доходов от предоставления платных услуг, но и оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности учреждения в целом. В настоящее время необходимость создания таких служб в АОУ только обсуждается. Мониторинг, осуществляемый на постоянной основе с привлечением специалистов бухгалтерий, существенно расширяет информационные возможности для управления стратегией развития учреждения.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ – М.: Инфа-М,2002.- 448с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.- М.: Элит-2000, 2003.- 325с.
3. Трудовой кодекс РФ. Принят Государственной Думой 21.12.2001.
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 2006 года № 129-ФЗ-М,2006.
5. Федеральный Закон «О бюджете фонда социального страхования в Российской Федерации на 2004г.» №166-ФЗ от 08.12.2003.
6. Федеральный закон «О бюджете фонда социального страхования в РФ на 2005г.» №202-ФЗ от 29.12.2004.
7. Приказ Министерства Финансов Российской Федерации №26Н от 24 февраля 2005года «Об утверждении методических указаний по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004года №70Н».
8. Инструкция по бухгалтерскому учету в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, утвержденная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа 2004 года №70Н.
9.Инструкция по бюджетному учету в учреждениях и организациях состоящих на бюджетном учете, утвержденная Приказом от 30 декабря 2009года №107Н.
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98.-М.: Инфа-М,2002. – 8 с.
11. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99.-М.: Инфа-М, 2002. -11с.
12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29 июля 2008 г.// Бухгалтерский учет.-2008.-№ 11.- С.15-16.
13. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов/Н.П.Любушин и др.,под редакцией Н.П.Любушина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА,2000.-560с.
14. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Савицкая Г.В.-М.: ИП Экоперспектива, 2007.-236с.
15. Бухгалтерский учет: Учебное пособие/ Н.П.Кондраков -М.: Инфа-М, 2000.-584с.
16. Бухгалтерский учет: Учебник 2-е изд/ Т.Н.Парашутин. перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика, 2001.-573с.
17. Бухгалтерский финансовый учет 2-е изд./ Н.А.Каморджанова, И.В.Карташова.- СПб.: Питер,2003.-364с.
18. Бухгалтерский учет.100 экзаменационных ответов/ С.Н.Стефанова И.Ю.Ткаченко: Учебное пособие.-М.: Март,2003.-228с.
19. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов/ Ю.А.Бабаев, И.П.Комиссарова, М.С.Крашенникова; под ред. Ю.А Бабаева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 325с.
20. Бухгалтерский учет в учреждениях непроизводственной сферы/ А.Н.Белов 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2008.-135с.
21. Бухгалтерский учет и налогооблажение в бюджетных организациях/ М.М.Жоморская, В.М.Долговая. Комментарий. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: Книжный мир, 2008.-252с.
22. Бухгалтерский учет в бюджетных организациях.-М.: Приор, 2009.- 240с
23. Бухгалтерский учет/ В.Г.Широбоков, З.М.Грибанова, А.А.Грибанов- Воронеж: ВГАУ, 2001.-293с.
24. Комплексный Анализ бухгалтерской отчетности/ Донцова Л.В., Никифорова Н.А. .4-е изд., перераб. и доп.-М.: Дело и сервис, 2001.-635с.
25. Практическое пособие по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях / Под ред.Нефедова В.П.- М.: АО ЦИТП, 2003.-25с.
26. Практическое пособие по бухгалтерскому учету/ П.И.Камышанов, А.П.Камышанов, Л.И.Камышанова. -М.: Омега-Л, 2001.- 244с.
27. Практическое пособие по бухгалтерскому учету/ П.И.Камышанов и др.-М.: АПП Джангар, 2001.- 285с.
28. Бюджетный учет заработной платы ВолодинаТ.Е.;// БиНО: Бюджетные учреждения.2005.-№3.- С.11-44.
29. Бюджетные организации Заленский В.А.// Экономика и учет.2004.-№12.- С. 3-15.
30. Для чего нужна новая Инструкция по бюджетному учету? Балдина С.В. // БиНО: Бюджетные учреждения.2005.-№2.-С.10-11.
31. Комментарий к новой Инструкции по бюджетному учету (часть I) Балдина С.В. // БиНО: Бюджетные учреждения.2004.-№12.-С.19-20.
32. Комментарий к новой Инструкции по бюджетному учету (часть II) Балдина С.В. // БиНО: Бюджетные учреждения.2005.-№1.-С.11-13.