написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ОБУЧЕНИЕ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДВИЖЕНИЙ

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    Введение………………………………………………………………

    Глава 1. Теоретический анализ  литературы по проблеме исследования………………………………………………………………8

    • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования…………………………………………………………..8
    • Особенности развития детей старшего дошкольного возраста….13

    1.3. Анализ комплексных и парциальных  программ по обучению ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………..28

    Глава 2. Опытно-экспериментальная работа пор проблеме исследования……………………………………………………………..38

    Выводы по первой главе…………………………………………………28

    2.1. Выявление исходного уровня основных видов движений и техники передвижения на лыжах……………………………………… 34

    2.2 Формирование навыков ходьбы на лыжах у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………….….41

    2.3. Сравнительный анализ результатов по проблеме  исследования………………………………………………………….….50

    Выводы ……………………………………………………………………58

    Заключение.………………………………………………………………59

    Практические рекомендации пот результатам исследования………..62

    Библиография ……………………………………………………………64

    Приложения ……………………………………………………………..67

     

     

     

     

    Введение

    Повышение заболеваемости детей, современное экологическое состояние внешней среды, низкая эффективность медодик фического воспитания детей дошкольного возраста, выдвигают новые требования в поиске направлений более эффективного развития детей дошкольного возраста.

    Одной из важных проблем дошкольного физического воспитания является проблема формирования двигательных навыков и умений детей.

    Двигательные действия, совершаемые ребенком многообразны: это труд, лепка, рисование, игра на музыкальных инструментах, игровая деятельность, бег, лазание,  прыжки  и т.д. Совокупность его движений, объединенных в целостные действия, проявляется в активном отношении к жизни.

    И. М. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешнего проявления мозговой деятельности сводится окончательно лишь к одному явлению – мышечному движению»[4].

    Рассматривая передвижение на лыжах, как комплекс двигательных действий рад ученых утверждают, что при обучении передвижению на лыжах у человека происходит активное формирование функций равновесия, координационных способностей[3,519,20].  Передвижения на лыжах формируют двигательные навыки и умения. Повышают сопротивляемость организма человека к агрессивным условиям внешней среды.

    Ходьба на лыжах оказывает на физическое развитие ребенка в целом и закаляет его. В процессе занятий усиливаются функциональная деятельность внутренних органов, развиваются мышцы, совершенствуется  пространственная ориентировка и координация движений, а движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную деятельность сердца и легких. Обучение ходьбе на лыжах положительно влияет на формирование осанки и стопы ребенка[11].

    Передвижение  на лыжах не происходит в стандартных условиях, где достаточным является владение несколькими видами движений, а происходит в условиях постоянно меняющегося рельефа местности, качества снежного покрытия, изменений метеорологических условий, что требует овладения различных способов передвижения на лыжах имеющих определенную специфичность. И исходя из этого лыжная подготовка является одним из важных компонентов в физическом и психическом развитии дошкольников.

    Обучение передвижению на лыжах детей дошкольного возраста рассматриваются в трудах таких отечественных авторов как Безруких М.М.,     Голощекина М.П,  Кенеман А.В,   Осокиной Т.И, Степаненковой Э.Я, Хухлаевой  Д.В. и др.

    Рассматривая лыжную подготовку в школе касались обучения передвижению на лыжах детей дошкольного возраста Бутин И. М. Осинцев В.В., Евстратов В.Д, Чукардин Г.Б, Сергеев Б.И и другие.

    Несмотря на то, что вопрос обучения передвижению на лыжах является достаточно изученным, проблема обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста как средства совершенствования и приобретения основных видов движений является, как в отечественной так и зарубежной теории и методике физического воспитания, мало изученной,  в связи с чем актуальность данного исследования является очевидной.

    Исходя из этого, выдвинута проблема исследования.

    Насколько эффективным будет обучение передвижению на лыжах как средство совершенствования основных двигательных действий?

    Цель исследования: Определить эффективность  обучения передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста,  и средства совершенствования основных видов движений.

    Объект исследования: процесс совершенствования основных видов движений при обучении передвижению на лыжах детей старшего дошкольного возраста

    Предмет исследования: совершенствование основных видов движений посредством обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза: Совершенствование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста будет протекать более успешно при условиях:

    1. Систематических занятий на лыжах.
    2. Наличие качественного инвентаря и оборудования.

     

     

    Задачи исследования

    1. Изучить и проанализировать научно – методическую литературу по проблеме исследования.
    2. Разработать методику оценки формирования навыка скользящего шага и опробовать в ходе эксперимента.
    3. Разработать перспективный план и выявить его эффективность в ходе формирующего эксперимента и дать практические рекомендации.

    Теоретико – методологической основой являются ведущие положения представленные в трудах  Бутина  И. М.,  Голощекиной М.П,  Евстратова В.Д, Осинцева В.В., в которых подробно рассматриваются теоретические и методические положения обучения ходьбе на лыжах.

    При разработке перспективной программы обучения ходьбе на лыжах  руководствовались теоретическими положениями о возможности обучения детей старшего дошкольного возраста сложным основным движениям предоставленным в работах  Кенеман А.В,  Осокиной Т.И, Сергеева Б.И, Степаненковой Э.Я, Хухлаевой  Д.В, и других отечественных и зарубежных ученых.

    В работе использовались следующие методы исследования:

    • Анализ научно- методической литературы;
    • Педагогическое наблюдение;
    • Диагностика;
    • Формирующий эксперимент;
    • Экспертная оценка;
    • Методы определения уровня основных видов движений;

    Методы математической статистики.

     

    Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты данного исследования позволяют ответить на ряд вопросов теоретического и практического характера:

    • Теоретическая значимость работы заключается в систематизации и конкретизации перечня задач обучения ходьбе на лыжах детей старшего дошкольного возраста; в определении начального возраста при котором доступно овладение навыками ходьбы на лыжах;
    • Разработанный перспективный план- обучения ходьбе на лыжах позволяет с большей эффективностью формировать навыки скользящего шага, навыки спусков и подъемов на склоны разной крутизны, повороты на месте и в движении.
    • Разработанная методика оценки навыка скользящего шага позволяет производить системный анализ формирования навыка скользящего шага у различных возрастных групп и уровня подготовленности; позволяет рассматривать формирования навыка скользящего шага в динамике и вносить коррективы в техническую подготовку учащихся;
    • Приведенные рекомендации имеют высокое значение при работе с детьми в регионах со стабильным снежным покровом в течении 5-6 месяцев.
    • Практическая значимость заключается в том, что рекомендации составленные по данной работе могут быть использованы в практической работе ДДУ.

     

    Базой данного исследования была выбрана  спортивная площадка и спортивный зал детского сада № 38 города Ижевска, а также спортивный зал школы № 43 г. Ижевска.

    Структура работы представляет собой следующее:

    Введение, две главы, выводы, заключение, библиографический список включающий 39 источников, 2 приложения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

     

    • Анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.

     

     Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущим сферами бытия : миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство- время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуализации ребенка.

    В современной отечественной и зарубежной литературе существует множество трудов посвященных исследованиям проблем дошкольного возраста. Одни ученые [7,8] рассматривают детей дошкольного возраста с позиций воспитания и организации предметного обучения. Другие уделяют большее внимание формированию физических качеств, формированию основ здоровья ребенка[16,25,39]. Другие[15,17,24] рассматривая  формирование комплекса жизненно необходимых качеств в целом, говорят о гармоническом развитии личности дошкольника. Несмотря на всю палитру направлений научного познания проблем дошкольного возраста, все они в конечном итоге объединяются в общем объекте педагогической деятельности – ребенке.

    Вычленение дошкольной педагогики как отдельной отрасли произошло в XVII – XVIII веках, с открытием первых дошкольных учреждений. В Европе, в том числе и России, такие учреждения первоначально предназначались для детей сирот. Позже были учреждены благотворительные учреждения в помощь семьям неимущих слоев общества. Затем возникли частные платные детские учреждения, куда приходили играть и заниматься дети состоятельных родителей.

    1840 году немецкий педагог Ф.Фребель основал дошкольное учреждение и дал ему название «Детский сад». Новым для того времени было не только название но и назначение – обучить матерей с помощью практического руководства и показа приемов правильному воспитанию детей. Идеи Ф.Фребеля и разработанные им рекомендации по содержанию воспитательной работы с детьми получили широкое распространение в дошкольных учреждениях многих стран мира. Не составила исключение и Россия.

    Сегодня нет ни одной страны мира, где бы не осознавалось особое значение первых лет жизни для становления его личности в последующие годы[17]. И эта идея стала ключевой при построении системы образования человека.

    Изменения в социально – экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью преобразования образовательной системы по следующим направлениям:

    • на обновление звеньев всей системы от дошкольного учреждения до университетов;
    • совершенствование содержания, методов и средств учебно– воспитательной работы;
    • улучшение подготовки и повышения педагогических кадров.

    Данные направления в Российской федерации нашли отражение в Конституции Российской Федерации(1993), Законе РФ «Об образовании»(1992, 2000), в «Концепции дошкольного воспитания».

    Не вдавясь в подробный анализ данных документов следует сказать, что для нашей страны приняты такие принципы и идеи преобразований в системе образования человека:

    • принцип гуманности и приоритета человека во всех звеньях отрасли;
    • с переходом от тоталитарного режима правления в стране возникла необходимость демократизации образования;
    • принцип непрерывности образования, заключающийся в образовании человека в течении всей его жизни, начинаясь его рождением и заканчиваясь смертью.
    • перевод образовательного процесса на принципы педагогики сотрудничества[29].

    Рассматривая образование как сложную систему, включающую в себя множество подсистем, следует определить место дошкольного образования в данной системе.

    Дошкольное образование представляет собой ряд целенаправленных мероприятий имеющих целью воспитание, обучение и развитие ребенка. С этих позиций она едина в целях всей системы образования и представляет собой компонент непрерывной системы образования человека.

    Особенной и тем самым наиболее значимым дошкольное образование делает объект ее деятельности – дети дошкольного возраста. На данном этапе жизни человека закладываются основы его дальнейшей жизнедеятельности, его активности, мышления, социальности и т.п.

    Образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении является вторым этапом  в системе непрерывного образования человека. Закладывая основы знаний и умений необходимых в жизнедеятельности человека, дошкольное образование является этапом в подготовке к базовому этапу в системе непрерывного образования человека – к общеобразовательной школе, где происходит дальнейшее развитие личности.

    Одной из сторон развития личности является физическое развитие, которое самым непосредственным образом связано со здоровьем человека.

    По этому поводу С. А. Козлова и Т.А Куликова отмечают следующее: «Охрана здоровья детей его укрепление составляют предмет особой заботы взрослых. Ведь ребенок еще так мал, что не может без полмощи взрослых укреплять свое здоровье. Взрослые создают благоприятную материальную среду, обеспечивают ребенку безопасность жизнедеятельности, питание, способствуют двигательной активности и т.д.»[17].

    Понимая общую цель физического воспитания как сохранение и укрепление здоровья, ребенка разные авторы  формулируют задачи физического воспитания по разному.

    Таблица 1.

    Задачи физического воспитания дошкольников.

    Ю.К Бабанский В.И Логинова Г.В Хухлаева
    1.укрепление здоровья и закаливание, содействие правильному физическому развитию и повышению работоспособности.

    2.Формирование двигательных навыков и умений.

    3.Развитие основных двигательных качеств.

    4. Привитие гигиенических навыков, сообщение знаний по гигиене.

    5.Воспитание воли, смелости, дисциплины.

    6.Формирование привычки и интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.

    7. привитие организаторских навыков.

    1.      охрана и укрепление здоровья.

    2.      Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов им функций организма

    3.      Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости.

    1.Группа оздоровительных задач: охрана и укрепление здоровья, закаливание, развитие движений.

    4.      Группа воспитательных задач: формирование нравственно – физических навыков, формирование потребности в физическом совершенстве, воспитание культурно- гигиенических качеств.

    3. Группа образовательных задач: формирование представлений о своем организме, формирование навыков выполнения основных движений, формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

     

    Все указанные группы задач решаются в каждой возрастной группе, но их содержание меняется в зависимости от возраста. Основной их целью является сохранение здоровья, привитие основ знаний по жизненно важным группам и развитие физических качеств детей дошкольного возраста.

    Одной из основных задач физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении является формирование у учащихся двигательных навыков и умений. Успешное решение этой важной задачи возможно лишь при условии достижения высокой эффективности обучения детей основным видам движений.

    К основным движениям  относятся ходьба, бег, упражнения в равновесии, лазанье, прыжки, метание. Некоторые  из них (ходьба, бег) являются способами  передвижения, другие применяются в  естественных условиях (прыжки через канавку, перелезание через  поваленное дерево в лесу).

    Основные движения благотворно  влияют на всестороннее  физическое развитие ребенка: укрепляют  мышцы, способствуют  развитию  сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, а также воспитанию физических качеств ( ловкость, быстрота, гибкость, глазомер, сила, выносливость и др.). В связи с этим основные движения занимают большое место в системе физического  воспитания дошкольного возраста: они включаются в физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, прогулку, входят в подвижные игры и другие  формы работы с детьми[8,16,34,39].

    Однако успешное формирование основных видов движений детей старшего дошкольного возраста невозможно без учета особенностей физического развития их организма. Особенности  детей старшего дошкольного возраста с позиции их физиологического, психического развития мы рассмотрим в следующей главе.

     

     

    1.2 Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

     

    Еще некоторое время тому назад в науке разгорались споры о том, под влиянием каких факторов происходит развитие человека, превращение индивида в личность. На сегодняшний день ученые выделяют три фактора: развитие человека происходит под влиянием наследственности, среды и воспитания. Их можно объединить в две большие группы: биологические и социальные. Рассмотрению и анализу первой группы  факторов мы посвятим данную главу.

    К старшему дошкольному возрасту относят детей шести лет. За период от 3 до 7 лет длина тела ребенка увеличивается в среднем на 28 – 30 см, причем этот процесс идет неравномерно. В период от 3 до 5 ребенок вырастает за год примерно на 4 – 6 см. а от шести до семи лет на 8 – 10 см., что связано с эндокринными сдвигами, усилением функций гипофиза. Этот возрастной отрезок называют первым периодом вытяжения  (второй в 13 – 14 лет). К шести годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела – 21,8см.; окружность грудной клетки 56 – 57 см[4,8].

    Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие  и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением. переносом тяжестей, и др. Может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета- изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызвать нарушение осанки.

    В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц разгибателей, что определяет особенность позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах.

    Медленно развиваются мелкие мышцы кисти. Только к шести годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка, рисование и т.д.

    В регуляции поведения шестилетних детей большую роль играет кора головного мозга. Масса головного мозга к шести- семи годам достигает 1200-1300г., приближаясь к массе мозга взрослого человека. Однако внутреннее его строение и функциональные возможности имеют большие отличия. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляется в трудный период адаптации к новым условиям.

    Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в основе которой лежит образование условных рефлексов.

    Мощными стимулами развития речи являются богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира, постоянное активное речевое общение со взрослыми и сверстниками.

    Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Жизненная емкость легких нарастает с 400-500 мл в период от 3 –4 лет, до 1500-2000 в период от шести до семи лет. Положительная динамика функций дыхания связана с влиянием физических упражнений.

    Особое внимание в процессе занятий, по мнению Т.И. Осокиной следует уделять совершенствованию анализаторов. Двигательный анализатор участвует в формировании и совершенствовании самых разнообразных двигательных навыков, начиная с сидения, стояния, перемещения в пространстве и кончая сложно координационными движениями, такими как сохранение равновесия, выполнение графических действий, точное речепроизношение,

    У детей этого возраста значительно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление.

    Основой  проявления двигательной деятельности является  развитие устойчивого равновесия. Оно зависит от степени воздействия вестибулярных и других рефлексов, а так же от массы тела и площади опоры.  С возрастом показатели устойчивого равновесия у ребенка улучшаются [16].

    Рассматривая особенности психики детей старшего дошкольного возраста, следует ответить на вопрос, как же определяется понятие «возраст».

    П.П Блонский и Л.С. Выгодский говорят, что возраст представляет собой качественно особый этап психического развития, характеризующийся множеством изменений, составляющих в совокупности своеобразие структуры личности ребенка на данном этапе его развития[6].

    А.В Петровский рассматривая особенности формирования психики человека говорит, что: «… возраст есть определенная эпоха, ступень развития, как известный относительно замкнутый период развития, значение которого определяется его местом в общем цикле развития  и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение»[4].

    Итак, возраст характеризуется особенностями условий жизни и требований, предъявляемых ребенку на данном этапе его развития, особенностями его отношений с окружающими, уровнем развития психической структуры личности ребенка , уровнем развития его знаний и мышления, совокупностью определенных физиологических особенностей.

    Изменение условий жизни ребенка, форм воспитания и обучения является важнейшим фактором, определяющим смену возрастных периодов развития. Исходя из результатов применения прогрессивных  методов в воспитании и обучении детей, была выдвинута возрастная  периодизация детей основанная на педагогических критериях. Исходя из чего, выделяют периоды дошкольного возраста: ранний, младший, средний, и старший. Разделяют в соответствии с группами детского сада: до трех лет – группа раннего возраста; младшая группа – четвертый год жизни детей; средняя группа – пятый год жизни, старшая – шестой год и подготовительная – седьмой год жизни.

    В нашем исследовании мы рассматриваем старшую группу – шестой год жизни. Особенностью психического развития ребенка в этот период является бурный характер протекания психофизиологических процессов. Дети этого периода начинают осознавать свое положение в окружающем их мире, что проявляется в играх как обязательное распределение ролей игроков.  В этот период происходят колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование начатков произвольного внимания и смысловой памяти[25].

    Отмечается снижение порогов зрительной, слуховой кожно- двигательной чувствительности. Возрастает острота зрения, тонкость различения цветов и оттенков,  развивается фонематический и высотных слух, рука превращается в орган активного осязания. Данные изменения являются следствием овладения новыми действиями восприятия, направленными на обследование предметов и явлений действительности, их многообразных свойств и отношений.    Действия восприятия формируются в связи с овладением теми видами содержательной деятельности, которые требуют выявления и учета свойств предметов и явлений.  Развитие восприятия происходит особенно эффективно в условиях специально организованного сенсорного восприятия[4].

    Л.С. Выготский,  рассматривая формирование организма человека, писал: – «..эволюция мозга ребенка – сложный и многосторонний процесс».

    Понимание механизмов созревающей нервной системы дают возможность понять механизмы нервной деятельности. согласно Л.О. Бадаляну , он заключается в приеме раздражений из внешней и внутренней среды; переработке их в нервные импульсы, передаче импульсов в центры головного мозга, где они анализируются, в выработке ответной реакции, которая осуществляется при помощи рабочих органов[28,39].

    На развитие ребенка и его нервных процессов огромное влияние оказывает становление двигательных функций. Их созревание связано с  деятельностью двигательного анализатора.

    В формировании психики дошкольника огромное место занимает игра. Осознавая свое место в социуме, ребенок берет на себя роль и тем самым становится обязанным выполнять определенные действия, подчиняться определенным правилам. В отдельно взятой ситуации эти обязательства может быть были бы для него неприятными но исходя из выбранной роли он вынужден вести себя согласно правил.

    Активная реализация ребенком, в ходе игры, двигательных действий, дает ему  возможность осознать собственные возможности, особенности и свойства окружающих предметов, людей. Дошкольное детство- время преобладания непроизвольного внимания[14]. Ребенок  внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, и запоминает то что привлекает его внимание и «запоминается само[15].

    Э.Я Степаненкова в книге « Теория и методика физического воспитания и развития ребенка»[34] рассматривая особенности развития детей старшего дошкольного возраста, пишет следующее: – «Познание особенностей психофического развития, формирования основных двигательных функций позволяет сделать вывод о создании для ребенка возможности правильно двигаться.  Развивая эту мысль, хочется сказать, что посредством выполнения двигательных действий, их комплексов различной сложности и целевой направленности ребенок перемещается в пространстве, путем возбуждения тактильных рецепторов познает свойства предметов, проявляя двигательную активность различной интенсивности, он познает свои функциональные возможности и возможности окружающих людей, тем самым социально утверждаясь и осознавая свою значимость в обществе [34].

    Подводя итог, мы пришли к выводу, что особенности  развития в старшем дошкольном периоде характеризуется в следующем:

    • В интенсивном росте скелета, увеличении жизненной емкости легких, росту мышечной ткани. Однако особенностью мускулатуры является преобладание силы мышц – сгибателей над мышцами – разгибателями;
    • В увеличении роли коры головного мозга в регуляции поведения;
    • В ролевом характере игровой деятельности;
    • В обогащении и упорядочении чувственного опыта ребенка, овладении специфическими формами восприятия и мышления, бурного развития воображения;
    • В формировании начатков произвольного внимания и памяти;
    • В основе развития мышления, формировании умственных действий;
    • В формировании основ самооценки как социально значимого  субъекта.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1.2 Анализ комплексных и перспективных программ по проблеме обучения ходьбе на лыжах детей дошкольного возраста

     

    В отечественной и зарубежной литературе существует множество программ направленных на решение оздоровительных и воспитательных задач. Однако, несмотря на это статистика  состояния здоровья детей, их развитости, в целом по стране, не только не улучшается, но в некоторых случаях имеет тенденцию к снижению. Данная ситуация требует детального анализа программ физического воспитания дошкольников.

    Каждая  из программ имеет свои особенности и направленность. Мы в своем исследовании попытались произвести анализ комплексных и парцеональных программ с позиций задач укрепления здоровья детей, развития и совершенствования основных видов движений, повышения умственной и физической работоспособности, развития волевых качеств и т.п. Данный анализ  не до конца раскрывает многообразия задач поставленных перед учреждениями дошкольного образования, но мы в силу ограничения рамок данной работы вынуждены рассматривать программы лишь в приведенном выше контексте.

    Анализ «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А Васильева выпущенной в 1987 году[30] с позиций физического воспитания выявил,  что в учреждениях дошкольного образования для детей старшей дошкольной группы ставились следующие задачи:

    1.Продолжить совершенствовать двигательные умения и навыки: закреплять умения детей легко ходить и бегать, бегать энергично отталкиваясь от опоры; Учить лазать, прыгать в длину, в высоту с разбега, сохранять равновесие. т .д.

    2.Формировать правильную осанку, умение выполнять движения осознанно, быстро, ловко, красиво.

    3.Развивать физические качества: быстроту, ловкость, общую выносливость

    4.Морально- волевые качества: выдержку, настойчивость.

    Рассматривая  лыжную подготовку, ставятся следующие задачи:

    1.Ходить на лыжах скользящим шагом.

    2.Выполнять повороты в движении и на месте.

    3.Подниматься на горку лесенкой и спускаться с нее в низкой стойке.

    4.Проходить на лыжах в медленном темпе 1 –2 км.

    В данной программе не указываются методы обучения технике передвижения скользящим шагом, не распределяется годовая нагрузка по задачам физического воспитания. Дана лишь разбивка годовой нагрузки по предметам, где физическому воспитанию выделено108 часов в году, что является явным недостатком данной программы. Наблюдается ограниченность задач физической подготовки, что при обязательности выполнения программы ограничивает педагогов и детей в их взаимодействии, лишает их вариативности в работе и развитии. Недостатком является ограничение применения в обучении техники лыжных ходов – указывается лишь спуск в низкой стойке. Данный элемент гораздо реже используется детьми при катании на лыжах, нежели спуски в основной и высокой стойках. Авторы данной программы отсылают нас к рекомендациям Голощекиной Г.М, что затрудняет работу по перспективному планированию развития основных видов движений.

    В программе «Из детства – в отрочество», изданной коллективом авторов в 2002 году [15],  выделяются следующие основные направления в работе с детьми 5 –6 лет:

    Оздоровительные задачи

    1. Формировать правильную осанку и развивать все группы мышц.
    2. Повышать степень устойчивости организма к воздействиям неблагоприятных факторов.
    3. Побуждать детей к самостоятельному использованию хорошо знакомых видов и способов дома и в детском саду.
    4. Совершенствовать системы и функции организма.

    Образовательные задачи

    1. Формировать представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
    2. Увеличивать запасы двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и игр элементами спорта.
    3. Овладевать элементами техники основных видов движений.
    4. Расширять знания детей о многообразии физических и спортивных упражнений.

    Воспитательные задачи.

    1. Развивать у детей интерес к разным видам двигательной деятельности.
    2. Повышать уровень произвольности действий детей.
    3. Развивать у детей настойчивость и выдержку при достижении цели, стремление к качественному выполнению движения.
    4. Развивать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности.

    При лыжной подготовке  ставятся идентичные с выше рассмотренной программой задачи, различие лишь в том что задача на спусках дополняется:

    1. Ходить по лыжне скользящим шагом.
    2. Выполнять повороты в движении и на месте.
    3. Подниматься на горку лесенкой и полуелочкой.
    4. Спускаться с горки мягко пружиня в основной и низкой стойках.
    5. Проходить дистанцию в спокойном темпе 1 –2 км.

    Преимуществом данной программы перед предыдущей является то, что здесь более детально ставятся задачи обучения и воспитания тех или иных качеств ребенка. Но в данной программе не приводится, как и в предыдущей детальной планировки занятий, методик и упражнений, дозировки упражнений и их последовательности применения.

    Программа «Детство» разработанная Логиновой В.И, Бабаевой Т.И, Ноткиной Н.А в 2000 году [13] ставит целью научить детей

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх