написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ. Дипломная работа 2014 г.

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    ГЛАВА 1. ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИИ: ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ.. 8

    1.1 Понятие избирательной системы и избирательного процесса. 8

    1.2.     Порядок и процедуры проведения выборов а Российской Федерации. 15

    1.2.1.     Назначение и финансирование выборов, выдвижение и регистрация кандидатов  15

    1.2.2 Регистрация и учет избирателей, образование муниципальных округов. 20

    1.2.3 Виды избирательных комиссий. Формирование и деятельность избирательных комиссий. 25

    1.2.4. Порядок проведения публичных агитационных мероприятий. 31

    1.2.5. Голосование и подведение итогов. 40

    1.3. Роль и место органов внутренних дел  в избирательном процессе. 45

    ГЛАВА 2. ПРАВОВАЯ ОСНОВА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН   57

    2.1. Основные направления деятельности и правовой статус  органов внутренних дел в содействии и оказании помощи в период подготовки и проведении выборов. 57

    2.2.Порядок привлечения граждан  административной и уголовной ответственность за нарушение избирательных прав граждан//точки не ставить. 65

    ГЛАВА 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНИЗАТОРОВ  И УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С  ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.. 78

    3.1.Функции сотрудников полиции на территории избирательного участка и проблемы их реализации. 78

    3.2. Актуальные проблемы  выявления и пресечения правонарушений, совершаемых в ходе выборной компании. 82

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 109

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 114

    ВВЕДЕНИЕ

     

    Актуальность исследования. Принятие Конституции России положило начало обновлению всей российской правовой системы. Переход к новым демократическим институтам народовластия, потребовал разработки нормативно-правовой базы проведения референдума и свободных выборов – высших непосредственных форм осуществления народом своей власти.

    В 2013 году реформе избирательного законодательства, избирательной системе Российской Федерации исполнилось двадцать лет. Срок не такой уж и большой, учитывая темпы  изменения всего Российского общества и  модернизации технических средств массовой информации.

    Важным шагом совершенствования законодательства является принятие изменений в Федеральный закон № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права участия в референдуме граждан Российской Федерации».[1]

    Федеральный закон от 2003 года № 94-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в некоторые законодательные акты  Российской Федерации в связи с принятием ФЗ «Об основных гарантиях ….» регламентирует механизмы ответственности за нарушение избирательного законодательства.

    Увеличение абсентеизма вследствие противоправных методов ведения и освещения избирательных компаний представляет угрозу основам конституционного строя. Известно, какой негативный общественный резонанс вызывает в российском обществе правонарушение в ходе выборов. Поэтому важнейшей задачей является создание реального механизма ответственности за грубые правонарушения. Такой правовой механизм нашел свое отражение не только в избирательном, но и в административном, уголовном и гражданско – процессуальном законодательстве.

    Актуальность избранной темы исследования связано с всесторонним исследованием конкретной области правоотношений, связанной с реализацией механизма обеспечения взаимосвязи избирательных процессов в момент проведения и подготовки к выборам с органами внутренних дел. Принимая во внимание политическую и социальную значимость современного избирательного механизма, с одной стороны, и сложившуюся негативную противоправную обстановку в данной сфере, с другой, приходится констатировать, что механизмы обеспечения взаимосвязи ОВД с территориальными участками занимают далеко не последнее место среди методов защиты публично-правовых институтов избирательного процесса.

    Степень разработанности темы. Вопросам избирательной системы и избирательного права посвящена достаточно обширная юридическая литература. Эти проблемы рассматривались в трудах дореволюционных исследователей В.Н. Сперанского, Ф.И. Дана, Н.В. Хлебникова, Г.А. Шечкова, М.В. Родзянко, Б.В. Авилова, A.JI. Саатчиана, В.В. Воровского, П.Е. Казанского, Б.Э. Кетрица, В.Е. Якушкина, В.А. Маклакова, С.И. Варшавского и других ученых.

    В советский период разработку проблем избирательного права вели О.Н. Знаменский, Г.Г. Ковязин, Н.И. Полянцев, Ф.Н. Судариков, Я.А. Яковлев и многие другие.

    Реформированию избирательной системы нашей страны в последнее десятилетие посвящены труды Ю.А. Веденеева, В.И. Васильева, Е.К. Глушко, А.В. Зиновьева, А.В. Иванченко, А.Е. Постникова, Л.Г. Алехичевой, В.В. Мокеева, А.И. Ковлера, В.И. Лысенко, Н.А. Михалевой, Б.А. Страшуна, Ю.А. Юдина. Этими учеными исследовались различные аспекты избирательного законодательства, в том числе и отдельные вопросы участия органов внутренних дел в избирательном процессе. Однако ими практически не прорабатывались вопросы, определяющие меру и характер участия органов внутренних дел в избирательном процессе.

    Роль правоохранительных органов в избирательных кампаниях рассматривалась в научных трудах В.В. Альхименко, Н.В. Витрука.

    Цель настоящей работы – более детально остановиться на некоторых вопросах находящихся в компетенции территориальных избирательных комиссий, а также проанализировать роль органов внутренних дел в обеспечении прав и свобод участников избирательного процесса, в частности органов внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, осветить содержание их полномочий, рассмотреть взаимодействие избирательных комиссий с органами внутренних дел.

    Цель конкретизируется в следующих задачах:

    1. Исследовать систему избирательного процесса и правовое основание избирательной системы в России;

    2. Дать правовую основу деятельности органов внутренних дел при обеспечении и реализации избирательных прав граждан;

    3. Проанализировать взаимодействие организаторов  и участников избирательного процесса с  органами внутренних дел и дать рекомендации по повышению их эффективности.

    Объектом исследования являются общественные отношения и регулирующие их правовые акты в сфере деятельности органов внутренних дел и избирательных комиссий по организации и подготовки к выборам в Российской Федерации.

    К предмету исследования относятся конкретные правовые отношения, вытекающие из деятельности органов внутренних дел по оказанию содействия избирательным комиссиям в обеспечении соблюдения избирательных прав граждан, а в случаях необходимости их восстановления и защите.

    Методологические и теоретические основы исследования. В работе над дипломом  автор использовал современные достижения методологии государства и права. Тщательно исследована современная юридическая литература как по общей теории и истории государства и права, так и по истории и теории избирательного права, в частности работы С.С.Алексеева, И.В.Витрука, З.Д.Зорькина, В.М.Курицына, В.Г. Андреенкова, В.А. Барежева, Г.С. Батыгина, В.И. Васильева, Г.А. Герасименко, И.Н. Гомерова, О. И. Гордеева, В.А. Ефремова, А.В. Раскина, Д.М Коломыца, МН. Матвеева, В.И. Наумова, а также исследования А.П. Коренева в области административного права.

    Работа написана на основе изучения широкой законодательной базы, ведомственного нормативного материала, рассмотрения и обобщения правовых прецедентов, личного участия автора в судебных процедурах и работе избирательных комиссий, изучения жалоб кандидатов в депутаты и избирателей, анализа сообщений прессы и электронных средств массовой информации, статистических данных Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

    В основу исследования автором положены методы эмпирического и теоретического познания общественных явлений: наблюдения, сравнения, эксперимента, абстрагирования, анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования и т.д. Наиболее полно применяются сравнительно-правовой, конкретно-исторический и системный подходы к исследуемому явлению.

    Научная новизна исследования определяется как выбором темы, так и подходом к ее исследованию с учетом степени разработанности отдельных аспектов. Она состоит также в том, что в дипломном исследовании не только исследуются правоотношения, складывающиеся в результате совместной деятельности органов внутренних дел и избирательных комиссий, но и показаны пути совершенствования и повышения эффективности этой деятельности.

    Практическая значимость исследования. Изложенные автором положения могут быть учтены при разработке законов о выборах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органов местного самоуправления. Материалы работы могут использоваться студентами юридического института Санкт-Петербургского университета управления и экономики для подготовки к практическим и семинарским занятиям, юридических факультетов других вузов, слушателями учебных заведений МВД России при изучении курса конституционного права, истории государства и права, истории органов внутренних дел.

    [1] Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.06.2014) “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”КонсультантПлюс, 1992-2014

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Одной из проблем механизмов взаимосвязи избирательных комиссий с органами ОВД в момент проведения и подготовки к выборам является несовершенное использование паспортно-визовой службы территориальными избирательными комиссиями в выяснении установочных данных избирателей, кандидатов и членов участковых комиссий.

     Данная проблема исследовалась на территории Санкт-Петербурга, одного из крупнейших региональных центров России. И если такие проблемы выявились здесь, то что можно сказать об организации работы по заполнению участковых избирательных комиссий членами в маленьких отдаленных провинциальных уголках России, там где муниципальные власти не в состоянии  привлечь на работу хороших  специалистов для эксплуатации и развития ГАС «Выборы» России.

    Нет единой федеральной программы, которая давала бы возможность всем субъектам федерации получать средства на обслуживание развитие и эксплуатацию ГАС «Выборы» в одинаковом объёме. Сама ГАС «Выборы» России не даёт полной информации о гражданине на предмет двойного гражданства или вида на жительства в другом государстве. Паспортно-визовые службы не объединены в единую систему и не располагают данными в необходимой форме.

    Фактически регионы России, в этом отношении, разрознены и узнать полную информацию о наличии или отсутствии гражданства иностранного государства в нынешних условиях не представляется возможным, так как паспортно-визовые службы в разных субъектах РФ, попросту не могут связаться с друг другом, что уж тут говорить о том, что при лучшей организации государства хоты таможенного союза (предположим) сами могли бы поставлять в общую для всех базу данные сведения о своих гражданах. В нынешних условиях эту процедеру предлагается пройти самим гражданам, желающим реализовать своё неотъемлемое право на участие в избирательном процессе, предоставлять справки из посольств иностранных государств на предмет отсутствия у них гражданства или вида на жительства в другом государстве.//переформулировать

    В нынешних условиях гражданин получивший паспорт в другом регионе, не в том в котором проживает в данный момент и хочет быть членом участковой избирательной комиссии именно здесь, обязан сам предоставить подтверждение из паспортно-визовой службы об отсутствии у него гражданства или вида на жительства иностранного государства.

    Председатели территориальных избирательных комиссий обязаны проводить дополнительную проверку сведений по копиям паспортов тех граждан, которые имеют несоответствия в месте проживания и месте регистрации, но в отсутствии помощников работающих на постоянной основе и большого объема работы, необходимого для произведения этой проверки, в положенные сроки председатели не укладываются, тем самым сокращается время, за которое гражданин имеет возможность самостоятельно обратиться в консульство другого государства для получения необходимой справки. К началу работы участковой избирательной комиссии гражданин может и вовсе не успеть, и автоматически выбывает из членства в участковой избирательной комиссии. В данной ситуации необходимо изменить действующее законодательство, а именно, ст. 24.25.26.27 (Порядок формирования избирательных комиссий) Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях …», ст. 57 (Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума), того же закона и соответствующие нормативные документы регламентирующие финансирование избирательных комиссий субъектов РФ,  для того, что бы привести в совершенство процесс подготовки к выборам в России.

    Кроме этого, по результатам проведенного исследования автор считает, что деятельность по обеспечению соблюдения избирательного законодательства является для органов внутренних дел второстепенной. Полиция обязана «принимать меры по пресечению в ходе предвыборной компании, противоречащей закону предвыборной агитации; информировать соответствующую избирательную комиссию о фактах выявления нарушений и принятых в связи с этим мерах». Но в условиях, когда сотрудники полиции попросту не имеют должной подготовки в области норм избирательного права, происходит так, что факты нарушения избирательного законодательства зачастую остаются даже не выявленными. Эффективность работы сотрудников была бы выше, при условии

    Повышение юридической и правовой культуры у рядовых сотрудников возможно, за счет того факта, что каждый сотрудник обязан был бы сдавать определенные экзамены, на знание норм избирательного права.

    При рассмотрении вопросов о привлечении нарушителей к ответственности представляются наиболее острыми две взаимосвязанные проблемы – квалификация материалов, как агитационных и доказывания причастности кандидатов и избирательных объединений или средств массовой информации к их созданию и распространению. Понятие «агитация» остается весьма размытым. В Постановлении от 30 октября 2003 года Конституционный суд указал на необходимость наличия умысла и агитационной цели, но эти условия ответственности средств массовой информации очень трудно доказуемой.

    Одним из основных субъектов проведения выборов являются изби­рательные комиссии, работающие открыто и гласно. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, органи­заций, должностных лиц, иных граж­дан не допускается. Этим положени­ем подчеркивается особая роль из­бирательных комиссий в обеспече­нии конституционного права граж­дан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 12 июля 2002 года №67-ФЗ (в ред. от 20 марта 2011 г.) «Об основных гаран­тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Фе­деральный закон №67-ФЗ) избира­тельные комиссии призваны обеспе­чить реализацию и защиту избира­тельных прав граждан Российской Федерации.

    Для защиты избирательных прав граждан избирательные комиссии используют такие механизмы, как: рассмотрение обращений о наруше­нии избирательного законодательст­ва и избирательных прав граждан, поступивших к ним в период избирательной кампании; проведение про­верок по этим обращениям; монито­ринг агитационной деятельности; контроль за финансированием изби­рательных кампаний; отмена непра­вомерных решений нижестоящих комиссий; привлечение правоохра­нительных органов к пресечению противоправной деятельности уча­стников избирательного процесса; участие в приведении региональных законов в соответствие с федераль­ным законодательством.

    Исходя из выше изложенного, предлагается:

    1. В первую очередь, уделить внимание проблеме формирова­ния избирательных комиссий, ко­торые в основном формируются из партий и органов исполнительной власти, тем самым происходит лоб­бирование интересов партии и вла­сти. Эту проблему осветил в своем ежегодном докладе и Уполномочен­ный по правам человека в Россий­ской Федерации, который отметил, что «общий знаменатель подавляю­щего большинства обращений граж­дан в связи с нарушением их изби­рательных прав – плохая, а порой и политически ангажированная работа территориальных, муниципальных и участковых избирательных комис­сий. Никакие даже самые совершен­ные правила проведения голосова­ния и подсчета голосов не станут панацеей от злоупотреблений, если исполнение этих правил будут контролировать полностью зависимые от местных органов власти люди».

    2) в закреплении статуса избира­тельных комиссий в Конституции РФ, тем самым повысится их само­стоятельность и независимость;

     3) в исключении органов исполнительной власти из процесса формирования избирательных комиссий;

    4) различ­ные авторы, проводившие исследо­вания по данному вопросу, предла­гают реформировать систему изби­рательных комиссий.

    Исходя из выше изложенного, представляется обоснованным от­странение исполнительных органов от формирования избирательных комиссий, организующих и прово­дящих выборы в органы местного самоуправления. Что же касается реформирования системы избира­тельных комиссий, то не целесооб­разно менять существующую систе­му избирательных комиссий в РФ.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

     Нормативные акты

    1                   Конституция РФКонсультантПлюс

    2                   “Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях” от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 07.06.2014) КонсультантПлюс,

    3                   “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.06.2014) КонсультантПлюс.

    4                   О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: федеральный закон [от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ] // Собрание законодательства РФ”, 23.05.2005, N 21, ст. 1919.

    5                   Федеральный закон от 22.02.2014 N 20-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” КонсультантПлюс.

    1                    Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ
    “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” С изменениями и дополнениями от 02.07.2013г. КонсультантПлюс

    2                   Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ
    “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” в редакции от 08.06.2012г. КонсультантПлюс

    3                   Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.02.2014) “О полиции” КонсультантПлюс

    4                   О выборах Президента Российской Федерации: федеральный закон [от 10 января 2003 года № 19-ФЗ] // Российская газета. – 16.01.2003. –  N 6.

    5                   О референдуме Российской Федерации: федеральный конституционный закон [от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. –  05.07.2004. – N 27. – ст. 2710

    6                   Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон [от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. –  02.12.96. –  N 49. –  ст. 5497,

    7                   Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 апреля 2013 г. N Ф07-1799/13 по делу N А44-5910/2012 (ключевые темы: обработка персональных данных – территориальные избирательные комиссии – предписание – защита персональных данных – УИК)//это в подраздел судебная практика

    8                   Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 6 ноября 1997 г. N 134/973-II “О Положении о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации” с изменениями от 22.12.2010г.

    9                   Приказ Федеральной миграционной службы от 24 сентября 2007 г. N 210 “Об организационных мерах по взаимодействию ФМС России и ее территориальных органов с избирательными комиссиями в период подготовки и проведения выборов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации”

    10              Решение Верховного Суда РФ от 12 сентября 2012 г. N АКПИ12-1128 Об отказе в признании недействующим постановления Центральной избирательной комиссии РФ от 19 июля 2012 г. N 132/1011-6 “О заключении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по вопросам, предлагаемым для вынесения на референдум Российской Федерации региональной подгруппой инициативной группы по проведению референдума от субъекта Российской Федерации – Новосибирская область”//где опубликовано

     

    11              Монографии и иные научные издания

    12              Ахлюстин В.А. Избирательный процесс в системе отраслей российского процессуального права. Вестник ивановского государственного университета. 3003 г. с  13-17.

    13              Биктагиров Р.Т. Субъект избирательного права России: теоретическо-правовое исследование. – Казань, “Школа”, 2009. – 320 с.

    14              Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в РФ: политико-правовые и технологические аспекты. Государство и право 2010г. № 8 с. 9.

    15              Воробьев Н.И., Григорьева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” (под редакцией Н.И. Воробьева). – Система ГАРАНТ, 2011 г.

    16              Всеобщая декларация прав человека. Аргументы и факты. 1989г. № 49.//это нормативный акт – перенести

    17              Дмитриев Ю.А. Исраелян В.Б., Чудина С.Ю. Избирательное право и процесс в РФ: Иркутск.  2010г. .317 с.

    18              Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б., Комарова В.В., Макаров Б.А. Народные голосования в Российской Федерации. – “ЮРКОМПАНИ”, 2010 г.

    19              Колюшин Е.И.  «Выборы и избирательное право в зеркале судебных решений» Издательство Норма Москва 2010г.

    20              Зиновьев А. В., Поляшова И. С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. СПб.: Юри­дический центр Пресс, 2003. 359 c.

    21              Игнатов С.Л. Комментарий к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. – “Деловой двор”, 2011 г.

    22              Избирательное право и избирательный процесс в РФ . под ред к.ю.н. А.А. Вишнякова М.: норма 2010г. С.567.

    23              Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2001. – С. 17.

    24              Князев С.Д., Ц ы р ф а В. М. Избирательный процесс в Российской Федерации. Понятие, структура, стадии. Хаба­ровск: Избирательная комиссия Хабаровского края, 2000. 112 c.

    25              Конституция РФ. Комментарии к Конституции РФ. Под общ.ред. Э.П. Григониса. СПб. Питер, 2010г. С.28

    26              Макарцев А. А. Количественный фактор как средство отражения действительной воли избирателей при разреше­нии избирательных споров // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 5. С. 29-32.

    27              Методическое пособие по оказанию ОВД содействия избирательным комиссиям в реализации их полномочий при подготовке и проведении выборов органов государственной власти и органов местного самоуправления . Москва 2007г.

    28              Михалева Н.А. Парламентские и президентские выборы в России (в вопросах и ответах). – 2-е изд., изм. и доп. – “ЮРКОМПАНИ”, 2012 г.

    29              Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 4. – Ст. 2253

    30              Уханова А.П. Современный подход к содержанию и стадиям избирательного процесса в российской федерации. Птрозаводск. 2013. Т. 1. № 7. С. 112-116.

    31              Учебное пособие «Основы избирательной системы и избирательного процесса в Российской Федерации» СПб 2010г. Ст.49

    32              Экслер А.И. Блогер ИА “ГАРАНТ”: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/eksler/538620

    33              Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” (под ред. Н.И. Воробьева). – Система ГАРАНТ, 2013 г.

    34              Ягонда В.Н. Оперативно-розыскное противодействие политическому экстремизму. Дис…. Канд. Юр.наук СПб 2010г. С.98-99.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх