написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Контрольная по уголовно-процессуальному кодексу

    Содержание

    Введение. 3

    1. Общие условия предварительного расследования. 4

    Заключение. 14

    Список использованной литературы.. 15

    Задача 1. 17

    Задача 2. 19
    Введение

    Современное движение нашей страны к правовому государству и формирование гражданского общества неразрывно связано и с кардинальным укреплением законности и правопорядка, усилением контроля над преступностью, обеспечением неотвратимости ответственности за правонарушения и полным использованием в этом деле всей силы законов, чтобы ни один преступник не ушел от заслуженного наказания. Для государства и общества одинаково важны как успешная борьба с преступными посягательствами, так и успешная защита прав и свобод человека. Здесь недопустимы противопоставление и конкуренция между публичным и личными интересами.

    Предварительное расследование – самая большая по срокам и количеству составляемых документов часть уголовно-процессуальной деятельности. Неуклонное соблюдение процессуального закона в уголовном судопроизводстве рассматривается как необходимое условие и средство обеспечения правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан. Только строгое и неуклонное соблюдение требований процессуальных норм может привести к установлению истины по делу и, в конечном счете, к вынесению законных и обоснованных приговоров, определений и постановлений судов.

    Проблемы раскрытия преступлений и качества предварительного расследования уголовных дел продолжают оставаться наиболее острыми в деле борьбы с преступностью. Последнее время характеризуется не только разрастанием криминальной стихии, но и усилением вооруженности и жестокости, организованности и профессионализма преступного мира.

    Цель настоящей работы – проанализировать общие условия предварительного расследования.

     

    1. Общие условия предварительного расследования

    Производство предварительного расследования как в форме следствия, так и в форме дознания подчиняется совокупности общих «сквозных» правил-требований, закрепленных в УПК РФ, которые призваны обеспечить единообразие досудебной уголовно-процессуальной процедуры и достижение задач, стоящих перед стадией предварительного расследования. Их принято называть общими условиями предварительного расследования. В УПК РФ одни из таких правил (о подследственности, месте и начале производства предварительного расследования, соединении и выделении уголовных дел и выделении материалов в отдельное производство, производстве неотложных следственных действий, об окончании расследования и др. – ст. 151 – 161 УПК РФ) помещены в гл. 21, которая так и называется: «Общие условия предварительного расследования». Другим, как, например, сроки предварительного следствия, производство предварительного следствия следственной и другой группой, посвящены отдельные статьи в следующей – 22 главе УПК РФ.[1]

    Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства (допустим, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военного следственного управления Следственного комитета РФ).

    Иногда в учебной литературе понятие подследственности дается через категорию компетенции или разграничения полномочий. Как видно из приведенного определения, понятия «подследственность» и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция – это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность – это совокупность признаков преступления (общественно опасного деяния), позволяющая определить, распространяется ли право органа (должностного лица) расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.[2]

    Общепринято выделять следующие виды (признаки) подследственности:

    1) предметная, или иначе – родовая;

    2) альтернативная (смешанная);

    3) персональная (специальная);

    4) территориальная;

    5) подследственность по связи дел.

    В ст. 151 УПК РФ законодатель установил, во-первых, по каким составам преступлений предварительное следствие обязательно. Во-вторых, какой орган предварительного следствия (какого ведомства) производит по конкретным составам преступлений предварительное расследование в полном объеме. Предварительное следствие по какого рода преступлениям должно осуществляться следователями Следственного комитета РФ, а по каким – следователями органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотиков, органов внутренних дел.

    Названными статьями УПК РФ определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию» в полном объеме и смешанному предварительному расследованию. В правовой литературе постоянно дискутируется вопрос об ограничении предметной подследственности органов дознания. Обосновывается поддерживаемая автором настоящей работы необходимость запрещения производства ими предварительного расследования в полном объеме.

    Между тем и дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, и преступления, по признакам предметной подследственности относящиеся к подследственности органов дознания, в настоящее время уголовно-процессуальным законом предусмотрены. Исключение из правила предметной подследственности закреплено лишь в п. 11 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно названным статьям закона по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. В соответствии же с п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ прокурору дозволено изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета РФ с обязательным указанием оснований такой передачи.

    В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственности. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить в компетенцию либо одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма (ст. 209 УК РФ), контрабанды сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей (ст. 226.1 УК РФ), контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229.1 УК РФ), невозвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу предварительного следствия, который выявил это преступление.[3]

    Возбудить уголовное дело по преступлениям, подследственным следователям, может и орган дознания. Тем не менее смешанная подследственность касается лишь органов предварительного следствия. То есть органы дознания не наделены правом осуществлять предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. 5 ст. 151 УПК РФ.

    Составы некоторых преступлений объективно связаны между собой. Расследование и судебное рассмотрение таковых целесообразно производить одновременно. Для разрешения данной проблемы и предусмотрена подследственность по связи дел. Уголовные дела, к примеру, о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ), о злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), о нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), о нецелевом расходовании средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ), о превышении должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), о заведомо ложном доносе (ст. 306 УК РФ), о заведомо ложных показаниях, заключении эксперта, специалиста или неправильном переводе (ст. 307 УК РФ), об отказе свидетеля или потерпевшего от дачи показаний (ст. 308 УК РФ), о подкупе или принуждении к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (ст. 309 УК РФ), о разглашении данных предварительного расследования (ст. 310 УК РФ), разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса, повлекшем тяжкие последствия (ч. 2 ст. 311 УК РФ), об укрывательстве преступлений (ст. 316 УК РФ) и о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ), расследуются тем органом предварительного следствия, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело (ч. 6 ст. 151 УПК РФ).[4]

    Персональная подследственность – это совокупность признаков, зависящая от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил, преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотиков, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей. Более того, если преступление, по которому в обычном порядке предварительное следствие не обязательно, совершено указанными лицами, дознание по нему, а по письменному указанию прокурора и предварительное следствие производится следователем Следственного комитета РФ (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

    Споры о подследственности уголовного дела разрешаются прокурором (ч. 8 ст. 151 УПК РФ).

    Досудебное производство по уголовному делу осуществляется по месту совершения преступления. Данное правило в равной мере касается как предварительного следствия, так и дознания. Если же данное преступление, которое представляет собой длящееся или продолжаемое деяние, было начато на одной территории, а закончено – на другой и в силу данного обстоятельства относится к юрисдикции сразу нескольких органов расследования, оно должно расследоваться по месту окончания преступления (ч. 2 ст. 152 УПК РФ). Например, если терроризм, связанный с угоном воздушного судна и захватом заложников, совершен на севере страны, а террористы обезврежены и задержаны в результате спецоперации уже в южном городе, уголовное дело должно быть возбуждено по месту пресечения преступления, что, конечно, ие исключает права руководителей вышестоящих звеньев соответствующей следственной системы истребовать данное уголовное дело и поручить его расследование непосредственно подчиненному следователю. В случае когда преступная деятельность образуется из нескольких самостоятельных преступлений, совершенных в различных регионах страны, уголовное дело по решению соответствующего прокурора подлежит расследованию по месту, где совершено большинство преступлений или же наиболее тяжкое из них (ч. 3 ст. 152 УПК РФ).

    Следующее исключение из общего правила выражается в том, что предварительное расследование по уголовному делу в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков производится не по месту совершения преступления, а по месту нахождения обвиняемого или большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ). Решение по этому поводу принимается также прокурором. Установив, что уголовное дело ему не подследственно, следователь или дознаватель, в чьем производстве оно находится, обязан произвести все неотложные следственные действия в целях дальнейшего расследования, и лишь после этого следователь передает уголовное дело руководителю следственного органа, а дознаватель – прокурору для направления его по подследственности (ч. 5 ст. 152 УПК РФ).[5]

    Согласно ч. 1 ст. 152 УПК РФ в случае необходимости в производстве следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответственно следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не позднее 10 суток. Другим местом может быть любой район любой области, края или республики в составе Российской Федерации. Словом, на территории России любой следователь и дознаватель вправе беспрепятственно лично выполнить любое следственное действие по уголовному делу, находящемуся в его производстве, или поручить его производство соответствующему следственному подразделению того ведомства, в котором он служит также производство розыскных действий тому органу дознания, в компетенцию которого эти действия входят. Сказанное относится и к следственным действиям, сопряженным с применением уголовно-процессуального принуждения, затрагивающего права и законные интересы граждан, в том числе конституционные права, в частности к обыску, выемке, а также к задержанию подозреваемого и аресту обвиняемого. В подобных случаях следователь, дознаватель, прибывшие в командировку для производства следственных действий, имея на руках всю необходимую документацию, отражающую согласие руководителя следственного органа или прокурора, осуществляющих надзор за расследованием данного дела и судебные решения, уведомляют в общих чертах местного руководителя следственного органа или прокурора о цели своего прибытия и о характере предстоящей следственной деятельности. Это правило, не предусмотренное непосредственно в УПК РФ, оправдано во всех отношениях, в том числе и нравственном. Местный руководитель следственного органа или прокурор должен быть в курсе подобных событий в регионе, на который распространяется его юрисдикция, на случай жалоб со стороны граждан. Особое значение соблюдение данного неписаного правила имеет в тех случаях, когда следственные действия производятся на территории другого субъекта Федерации, например республики, входящей в ее состав, обладающей статусом государства. Однако же, если это диктуется интересами следствия, охраны его тайны, обоснованной необходимостью действовать внезапно, исключая всякую возможность утечки информации, местный руководитель следственного органа или прокурор могут быть уведомлены о произведенных следственных действиях постфактум.

    Ситуация, когда преступление многоэпизодно, совершено многочисленной группой соучастников (организованной группой) и его география охватывает несколько регионов Российской Федерации, причем находящихся на значительном расстоянии друг от друга, подчиняется действию общего правила, согласно которому расследование должно производиться там, где обнаружено преступление, в нашем случае – там, где обнаружен один из этих эпизодов. Таковы дела о крупных экономических преступлениях, когда преступная группа орудует с использованием экономических связей, сложившихся между хозяйствующими субъектами, находящимися в самых различных регионах Российской Федерации, дела о преступлениях, совершенных «гастролером», непрерывно перемещавшимся по стране, и т.п. Очевидно, что районному следователю производство такого уголовного дела далеко не всегда под силу и что его следовало бы передать 8 производство опытному следователю (старшему следователю, следователю по особо важным делам) областного, краевого, республиканского звена следственного аппарата соответствующего ведомства или даже центрального следственного аппарата (например, Следственного комитета России). Подобные вопросы решаются исключительно в ведомственном порядке, для их однозначного решения на основе уголовно-процессуальных правоотношений законных оснований не имеется. Это означает, что районный следователь в принципе может расследовать уголовное дело и районного, и областного (краевого, республиканского), и даже общероссийского масштаба.

    Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь, дознаватель выносят соответствующее постановление. В постановлении следователь, дознаватель также указывают о принятии им уголовного дела к своему производству. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 ч с момента его вынесения направляется прокурору (ст. 156 УПК РФ).[6]

    Компетенция различных органов дознания в данной сфере определяется следующим образом:

    а) органы федеральной службы безопасности в лице своих оперативных подразделений, выполняющих функцию дознания, возбуждают уголовные дела и производят неотложные следственные действия при обнаружении признаков тех преступлений, предварительное следствие о которых будет производиться следователями того же самого ведомства государственной безопасности, компетенция (подследственность) которых определяется п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ;

    б) дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ вправе возбуждать уголовные дела и произвести неотложные следственные действия по поводу преступлений против здоровья и общественной нравственности населения, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, производство следствия по которым относится и к компетенции следователей данного правоохранительного ведомства, т.е. о контрабанде наркотиков, о незаконном изготовлении, приобретении, хранении, перевозке, пересылке либо сбыте наркотических средств и психотропных веществ и др.;

    в) командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждении и гарнизонов возбуждают уголовные дела и в качестве органов дознания производят неотложные действия по делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ других воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, словом, по делам о преступлениях, подследственных следователям военной прокуратуры, которым такие дела направляются после производства по ним дознания военачальниками;

    г) начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России, в том числе исправительных колоний и следственных изоляторов, имеют право возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по поводу преступлений против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками данных учреждений, а равно преступлений, совершенных в расположении указанных учреждений;

    д) капитаны морских речных судов, находящиеся в дальнем плавании, руководители геологоразведывательных партий и зимовок, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации возбуждают уголовные дела о преступлениях, непосредственно связанных с деятельностью подчиненных, и в связи с удаленностью от традиционных органов расследования производят следственные действия по ним.

    По делам о всех других преступлениях, требующих производства предварительного следствия, уголовное дело вправе и обязаны возбудить дознаватели органов внутренних дел (п. 1 ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Данное обстоятельство еще раз свидетельствует о том, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно.[7]

    После производства неотложных следственных действий, но не позднее десяти суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания обязан представить уголовное дело по подследственности руководителю соответствующего следственного органа (ч. 3 ст. 157 УПК РФ), который должен решить вопрос о его дальнейшем движении, т.е. поручить производство предварительного следствия следователю, принять к своему производству или прекратить уголовное дело. Однако возвращение его органу дознания для производства дополнительных следственных действий за рамки десятидневного срока законом не предусмотрено.

     

    Заключение

    Глава 21 УПК РФ (ст. 150-161) выделяет следующие общие условия предварительного расследования: формы предварительного расследования; подследственность; место производства предварительного расследования; соединение уголовных дел; выделение уголовных дел; выделение в отдельное производство материалов уголовного дела; начало производства предварительного расследования; производство неотложных следственных действий; окончание предварительного расследования и меры по выявлению и устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступлений; обязательность рассмотрения ходатайства; меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества; недопустимость разглашения данных предварительного расследования.

    Определение (в соответствии с законом) того, чтo будет осуществляться по конкретному уголовному делу – дознание или предварительное следствие,– является важной предпосылкой законности досудебного производства, а в дальнейшем – и всего уголовного судопроизводства.

    Соединение уголовных дел (равно и выделение уголовных дел) производится с целью успешного расследования дела, выявления всех участников данного преступления, определения их роли в совершенном деянии, а также своевременного и полного достижения задач (назначения) уголовного судопроизводства.

    Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголовном процессе является производство неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ).

     

    Список использованной литературы

    1. I. Нормативно правовые акты
    2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 № 174-ФЗ (ред. от 02 марта 2016) // Ведомости Федерального Собрания РФ. – 01.01.2002. – N 1. – Ст. 1.
    4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 295.

    II. Научная и учебная и специальная литература

    1. Гуляев, А. П. Концепция реформирования предварительного расследования преступления  // Российский следователь. – 2012. – № 11. – С. 16.
    2. Деришев, Ю. В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения / Ю.В. Дершев. – Омск: ОМГУ, 2014. – С. 62.
    3. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (11-е издание, переработанное и дополненное) / Б. Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2015. – С. 146.
    4. Маевский, В. С. Допустимость доказательств, полученных органами дознания до возбуждения дела // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С. 24.
    5. Современный уголовный процесс: Учебник / Под ред. А.С.Андрейченко – М.: Юридическая литература, 2015. – С.162.
    6. Сумин, А. А. Сокращенное дознание: мертворожденное дитя реформаторов уголовного процесса /А.А. Сумин // Адвокат. – 2013. – № 10. – С. 56.
    7. Филиппова, Е. В. О правовой регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания при выявлении и расследовании экономических преступлений // Российский следователь. – 2014. – № 1. – С. 18.

     

    Задача 1

    В результате оперативно-розыскных мероприятий получены сведения о том, что пистолет, которым пользовался обвиняемый Лосев при совершении ограбления, он спрятал у себя дома, в старом электрокамине. Узнав об этом, следователь вынес постановление о производстве выемки, явился на квартиру обвиняемого и в присутствии понятых предложил его матери выдать пистолет. Лосева заявила, что ей ничего не известно, но если следователь располагает такими данными, то она разрешает ему забрать не только пистолет, но и электрокамин. Осмотрев электрокамин и не обнаружив там пистолета, следователь составил протокол, который подписали понятые и Лосева.

    Имелись ли основания для производства выемки?

    Можно ли производить выемку на основании сведений полученных в результате оперативно-розыскных мероприятий

    Выемка – это следственное действие, согласно ст. 183 УПК РФ заключающееся в изъятии определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, местонахождение которых точно известно.

    Выемка производится по мотивированному постановлению следователя в порядке, установленном порядком производства обыска (ч. 2 ст. 182 УПК РФ).

    Сущность выемки заключается в изъятии определенных объектов, имеющих значение для дела.

    Основанием для производства выемки служат установленные по материалам дела фактические данные, из которых следует, у кого и где именно находятся определенные предметы и документы, интересующие следствие.

    Основанием производства выемки являются также фактические данные, полученные уголовно-процессуальными средствами, а также в результате гласных оперативно-розыскных мероприятий и позволяющие при оценке их в совокупности сделать достоверный вывод о местонахождении искомого объекта.

    На основе этого у следователя имелись все основания для производства выемки пистолета у Лосева, в том случае, если следователь их посчитал достоверными (полученных из надежных источников).

    Как должен поступать следователь в подобных случаях?

    Для использования результатов оперативно- розыскной деятельности, как это следует из ст. 89 УПК РФ, Лосев (следователь) сначала должен установить, соблюдены ли установленные Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» правила проведения оперативно-розыскных мероприятий.

    Практикой выработан стандартный перечень материалов, которые передаются следователю (дознавателю) на основании постановления о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности. Этот перечень может варьироваться в зависимости от особенностей производства и документирования разных видов оперативно-розыскных мероприятий (наблюдения, проверочной закупки, оперативного эксперимента или контролируемой поставки). Все эти документы (за исключением справки специалиста, если она представлялась для решения вопроса о возбуждении уголовного дела до проведения соответствующей экспертизы), фиксирующие факт и обстоятельства совершения преступления, в дальнейшем непосредственно используются в судебном разбирательстве в качестве «иных документов» – доказательств, предусмотренных ст. 84 УПК РФ.

    Доказательствами происхождения полученного в результате оперативно-розыскного мероприятия предмета (вещества), таким образом, являются:

    1) документы, которыми оформлено проведение оперативно-розыскного мероприятия (включая протокол добровольной выдачи либо протокол досмотра или задержания, произведенного в административном порядке);

    2) постановление и сопроводительное письмо о передаче этих материалов следователю для приобщения к уголовному делу;

    3) показания участников данного оперативно-розыскного мероприятия об обстоятельствах наблюдавшегося ими преступления. Следователь, получив материалы с результатами оперативно-розыскного мероприятия, убедившись в наличии в них информации о признаках преступления, незамедлительно возбуждает уголовное дело и производит необходимые следственные действия в том числе и выемку.

    При использовании в доказывании результатов ОРД следует учитывать, что сами по себе результаты оперативно-розыскной деятельности доказательствами в уголовно- процессуальном смысле не являются. Их нужно рассматривать только в качестве основы, на которой в уголовном процессе могут быть сформированы доказательства в том числе и по средствам выемки.

    Задача 2

    По приговору районного суда Ковалев осужден по ч. 1 ст. 264 УК РФ к двум годам лишения свободы и на него возложено возмещение материального ущерба по гражданскому иску. Он признан виновным в нарушении правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.

    После вступления приговора в законную силу и обращения его к исполнению Ковалев обратился в прокуратуру с заявлением, в котором указал, что в момент происшествия автомобилем управлял его начальник, по просьбе которого он и взял вину на себя. При расследовании указанные обстоятельства полностью подтвердились, и приговор впоследствии был отменен.

    Подлежит ли Ковалев реабилитации?

    Реабилитирующими основаниями являются отсутствие события или состава преступления, недоказанность участия лица в преступлении (непричастность к преступлению).

    Конечно, Ковалев подлежит реабилитации и возмещению ущерба причиненного незаконным, привлечением к уголовной ответственности на основании:

    1. Конституция Российской Федерации, ст. 53.
    2. Гражданский кодекс РФ, ст.ст. 1070; 16; 150-152; 1069; 1099-1101.

    3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ, глава 18 (ст.ст. 133-139).

    4. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.1981 г. “О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей” и утвержденное этим Указом Положение о порядке возмещения ущерба.

    В соответствии с п.4 ч.2 ст.133 УПК РФ право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеет осужденный – в случаях полной или частичной отмены вступившего в законную силу обвинительного приговора суда и прекращения уголовного дела.

    Статьей 136 УПК РФ закреплена обязанность прокурора от имени государства принести официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред.

    В соответствии с п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину незаконными действиями правоохранительных органов, возмещается в полном объеме независимо от вины соответствующих должностных лиц за счет казны (РФ, субъекта федерации или муниципального образования).

    За счет казны возмещается прямой имущественный ущерб, а также восстановливаются трудовые, пенсионные, жилищные и другие права граждан.

    Литература:

    [1] Деришев,  Ю. В. Уголовное досудебное производство: концепция процедурного и функционально-правового построения / Ю.В. Дершев. – Омск: ОМГУ, 2014. – С. 62.

    [2] Сумин, А. А. Сокращенное дознание: мертворожденное дитя реформаторов уголовного процесса /А.А. Сумин // Адвокат. – 2013. – № 10. – С. 56.

    [3] Филиппова, Е. В. О правовой регламентации процессуальных полномочий начальника органа дознания и начальника подразделения дознания при выявлении и расследовании экономических преступлений  // Российский следователь. – 2014. – № 1. – С. 18.

    [4] Маевский, В. С. Допустимость доказательств, полученных органами дознания до возбуждения дела  // Российская юстиция. – 2013. – № 6. – С. 24.

    [5] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (12-е издание, переработанное и дополненное) / Б. Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2015. – С. 146.

    [6] Гуляев, А. П. Концепция реформирования предварительного расследования преступления  // Российский следователь. – 2012. – № 11. – С. 16.

    [7] Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) (12-е издание, переработанное и дополненное) / Б. Т. Безлепкин. – М.: Проспект, 2015. – С. 85.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх