написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ ОТБОРА ДЕТЕЙ 8-9 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ БЕГОМ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

    Содержание

     

    Введение 3
    Глава 1.  Обзор литературных источников …………………………………. 6
      1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора…… 6
      1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки……….. 13
    Глава 2. Организация и методы исследования………………….…………… 24
      2.1. Организация исследования ……..……………………………….. 24
      2.2 Методы исследования …………………………………………….. 25
    Глава 3. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………… 28
      3.1 Определение особенностей нервной системы…………………… 28
      3.2 Исследование динамики скоростных качеств…………………… 31
      3.3 Определение зависимости между свойствами нервной системы и скоростными качествами  …………………………………………..  

    33

    Выводы ………………………………………………………………………… 35
    Практические рекомендации ………………………………………………… 36
    Список литературы……………………………………………………………. 37
    Приложения .. ………………………………………………………………… 40

     Введение

    В современном спортивном мире большое внимание уделяют воспитанию перспективных, сильных, способных защищать честь команды и государства спортсменов. Исходя из чего, проводятся активные работы по отбору и подготовке спортсменов еще на этапе их обучения в детско-юношеских спортивных школах.

    Однако, несмотря на важность данного дела, сегодняшнее состояние детско-юношеского спорта оставляет желать лучшего. Существует много проблем, негативно влияющих на его развитие. Это проблемы вызванные переходом на рыночные экономические отношения, недостаточность и низкий профессионализм специалистов в области физической культуры и спорта, переориентация жизненных ценностей, снижение мотивации к занятиям спортом и многое другое[27].

    Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности[6, 14, 15, 20].

    Одной из существенных причин неудачных выступлений отечественных спортсменов, на наш взгляд, является проблема отбора на начальных этапах спортивной селекции. Селективная работа, проводимая тренерами-преподавателями на начальных этапах распределения по склонностям детей к тому либо другому виду спорта, проводится с применением устаревших, а зачастую на глаз, методик. Без учета физиологических, антропометрических и психологических качеств, положительно влияющих на перспективу спортивных достижений, а лишь обращая внимание на функциональные возможности организма ребенка на момент тестирования.

    Актуальность нашего исследования определяется тем, что при отборе учащихся в детско-юношескую спортивную школу в группы спринтеров, учет особенностей нервной системы позволяет адекватно оценить перспективы спортивных достижений юного спортсмена ещё на начальном этапе спортивной селекции.

    Исследованию психологических особенностей спортсменов посвящены труды таких авторов,  как Вяткин Б.А,  Кретти Д, , Марищук В.Л Родионов А.В и др. где авторы рассматривают проблемы психодиагностики спортсменов, затрагивают теоретические  вопросы спортивного отбора[6, 7, 17,18, 28].

    Исследованию подготовки юных спортсменов-спринтеров посвящены работы таких авторов как Алабин В.Г., Мехрикадзе В.В, Озолин В.Г и др [1, 22, 25]. Однако, несмотря на разработанность проблемы в легкой атлетике, спортивный отбор, основанный на психодиагностике свойств нервной системы, остается мало используемым.

    Объект исследования: Учебно-тренировочный процесс детей 8-9 лет.

    Предмет исследования: особенности нервной системы для отбора детей 8-9 лет для занятий бегом на короткие дистанции.

    Цель исследования:  Исследовать свойства нервной системы учащихся 8-9лет и на основе полученных данных определить детей наиболее склонных к спринту

    Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что наилучшие результаты в беге на короткие дистанции будут иметь дети, имеющие высокую возбудимость и высокую лабильность нервных процессов.

    Задачи исследования:

    1. Определить особенности нервной системы у учащихся 8-9лет, занимающихся бегом на короткие дистанции.
    2. Определить динамику скоростной подготовленности учащихся 8-9лет.
    3. Выявить взаимосвязь между скоростными качествами и свойствами нервной системы учащихся 8-9лет.

    Методы исследования:

    1. Анализ литературных источников;
    2. Метод экспертной оценки свойств нервной системы;
    3. Метод дистанциометрии;
    4. Метод хронометрии;
    5. Методы математической статистики.

    Научная новизна исследования: Определяется недостаточной изученностью применения психодиагностических методик  в отборе бегунов на короткие дистанции.

    Практическая значимость: Результаты исследования позволяют на начальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять свойства нервной системы учащихся, характеризующие будущую успешность в беге на короткие дистанции.

     

    Глава 1. Обзор литературных источников

    1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора

    Овладение сложной техникой физических упражне­ний при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером сложного взаи­модействия организма и среды. Выработка тончайших дифференцировок, позволяющих рационально выполнить упражнение в меняющихся условиях, является резуль­татом аналитико-синтетической деятельности мозга. Об­разующаяся на основе этой деятельности сложная систе­ма управления движением складывается из анализа те­кущих афферентных раздражителей и следов возбужде­ний от действия предыдущих агентов [13].

    Физиологические изменения в организме, направлен­ные на приспособление к предстоящей работе, начинают­ся задолго до выполнения работы. У человека это связано со специфическими чертами высшей нервной деятельности, осуществляющей регуляторные функции не только чисто физиологически, но и путем сознательного, волево­го контроля за состоянием организма [23].

    Современное физиологическое учение о типах нервной системы позволяет выделить несколько наиболее важных типологических показателей высшей нервной деятельнос­ти. К ним относятся скорость образования условного рефлекса, величина и его прочность, интенсивность внут­реннего и внешнего торможения, быстрота распростра­нения возбуждения и торможения, податливость к внеш­ним воздействиям. Эти особенности высшей нервной деятельности сопряжены с основными свойствами нерв­ной системы: силой, динамичностью, подвижностью, ла­бильностью процессов возбуждения и торможения и их уравновешенностью [9, 11, 21].

    Говоря о свойствах нервной системы подразумевают различные его проявления. К ним относятся мотивы, психические состояния, темперамент. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими типологическими особенностями человека. Они определяют его характер склонности и способности к какому либо типу деятельности. Исходя из чего в процессе спортивного отбора и поиска наиболее склонных, способных или еще как говорят одаренных спортсменов, темперамент представляет значительный научный интерес.

    Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств психики человека определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются независимо от ее содержания и целей [7].

    Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологи­ческих характеристик нервной деятельности, у детей мож­но выделить четыре основных типа: 1) нормально возбу­димый, сильный, уравновешенный, подвижный тип; 2) нормально возбудимый, сильный, уравновешенный,, медленный тип; 3) сильный, повышенно-возбудимый, без­удержный тип; 4) пониженно-возбудимый, слабый тип [9].

    Киселев Ю. Я пишет по этому поводу следующее, … свойства нервной системы характеризуют своеобразие процессов возбуждения и торможения. Нервная система или какая то ее часть, нейрон может существовать лишь в одном  ее состояний – возбуждения или торможения [15].

    В психологии существуют разные точки зрения на то, как их следует различать. И. П. Павлов выделил три основных свойства: силу, подвижность и уравновешенность [20].

    Сила нервной системы характеризует ее работоспособность. Сила относительно возбуждения проявляется двояко. Во первых, ею предопределяется максимальный уровень возбуждения, который нервная система может генерировать. Во вторых, то время в течении которого она может удержать необходимый для осуществления конкретной деятельности уровень возбудительного процесса.

    Сила нервной системы относительно торможения свидетельствует об уровне тормозного процесса, который она может генерировать. Упрощен­ным примером проявления силы торможения может служить ситуация, когда находящийся в возбужденном состоянии человек может воздер­жаться от импульсивного действия и даже успокоиться [14].

    Низкую подвижность нервных процессов называют инертностью нервной системы. Уравновешенность нервной системы показывает соотношение в ней процессов возбуждения и торможения. Если они сбалансированы по силе, то тогда нервную систему можно считать уравновешенной.если же она способна генерировать один процесс сильнее, чем другой – неуравновешенной, с преобладанием возбуждения над торможением или наоборот. В поведении, в работе, в общении, в спорте уравновешенность проявляется в относительном спокойствии, в соответствии интенсивности реакций тем стимулам,   на которые надо реагировать. Неуравновешенность со сдвигом в сторону возбуждения провоцирует более бурные, чем нужно, реакции, действия и поступки. Неуравновешенность со сдвигом в сторону торможения способствует вялому реагированию.

    Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение тех­никой движения [8]. Юные спортсмены с таким типом нерв­ной системы легко справляются со сложными двигатель­ными задачами, возникающими, например, в игровых ситуациях. Однако быстрый успех может сопровождаться у них потерей желания к дальнейшему совершенствова­нию движения. Побуждение к повторению упражнения, контроль за качеством его выполнения способствуют бо­лее эффективному освоению новых движений.

    Как пишет К.М Гуревич для детей, относящихся к нормально возбудимому, сильному, уравновешенному, медленному типу характер­но успешное овладение сложными по координации дви­жениями. Однако образование условных связей у них замедлено. Поэтому неоднократное повторение уже зна­комых упражнений не только не снижает у таких детей познавательного интереса, а является совершенно оправ­данным способом освоения техники движений [9].

    Для сильного, повышенно-возбудимого, безудержного типа, обладающего высокой подвижностью нервных про­цессов, характерна способность быстро усваивать движе­ния. Однако из-за неуравновешенности и преобладание процесса возбуждения над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями, не освоив до конца предыдущие упражне­ния. Дети с такими типологическими особенностями от­личаются повышенной двигательной активностью, неус­тойчивым вниманием. Воспитание такого ребенка затруд­нено [23].

    Для пониженно-возбудимого, слабого типа характер­но безразличное отношение к разучиванию новых движе­ний. Сложные двигательные действия у детей с таким ти­пом нервной системы не вызывают интереса, так как требуют значительных усилий для овладения ими. Не­обычные двигательные ситуации вызывают у них состоя­ние запредельного торможения. Обучение движениям де­тей слабого типа требует большой настойчивости и уме­ния.

    При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности, в быту [6,7].

    О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности  и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» – соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» – при повышении силы: сила выше некоторой средней величины – наблюдается снижение силы ответа).

    В большинстве случаев, для относительно слабого типа  нервной системы, характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях[20].

    Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:

    1) Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);

    2) Умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость упорство в достижении целей;

    3) Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;

    4) Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;

    5) Способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи;

    Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.

    О подвижности нервных процессов (имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:

    1) Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта);

    2) Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при  отсутствии повторений);

    3) Легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;

    4) Быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;

    5) Быстрое засыпание и пробуждение;

    6) Живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группу относительно инертных служат противоположные признаки.

    Тренируемость типологических свойств нервной систе­мы носит ограниченный характер. Поэтому при выборе спортивной специализации необходимо принимать во внимание типологические свойства нервной системы. Нужно не столько переделывать тип, сколько направлен­но воздействовать на повышение возможностей человека в спортивной деятельности, избранной с учетом типоло­гических свойств нервной системы. Это позволит с мень­шими издержками достигать высокого спортивного ре­зультата [31].

    Свойства нервной системы накладывают су­щественный отпечаток на результативной спортивной деятельности. Так, подвижность нервных процессов выше у спринтеров, чем у бегунов на длинные дистанции. Дли­тельные физические напряжения оказывают тренирующее воздействие на силу нервного процесса и, следовательно, повышают способность нервных клеток противостоять утомлению при монотонной малоинтенсивной работе [25].

    Свойства нервной системы активно проявляются в спортивной деятельности. Спортивный психолог В. П. Мерлинкин, сотрудничая с тренером по лыжным гонкам, обнаружил, что высококвалифицированные спортсме­ны, различающиеся по подвижности-инертности нервной системы не­одинаково выполняют самый распространенный лыжный ход –  попеременный двухшажный. “Подвижные” делают более быстрый толчок и дольше сколь­зят потом на одной лыже, “инертные” толкаются продолжительнее, а скользят меньше [15].

    Гребцы на байдарке могут достигать быстрого хода лодки либо путём высокого темпа гребли, либо за счёт пусть не столь частых, но очень силь­ных гребков. Их тренеры так и называют: “темповики” и “силовики”. Установлено, что первые отличаются большей выраженностью подвижности нервной системы и экстраверсией [30].

    Боксёры с преобладанием силы нервной системы относительно возбу­ждения над силой относительно торможения предпочитают атакующий стиль ведения боя, а “уравновешенные” — контратакующий, высоко “подвижные” — стремятся боксировать, используя разнообразную такти­ку, а также быстроту ударов и перемещений по рингу.

    Футболисты и регбисты, отличающиеся преобладанием силы возбуж­дения над силой торможения, экстраверсией и эмоциональной возбудимостью, склонны к лидерству, могут вести за собой других игроков коман­ды, а их товарищи, у которых сила торможения преобладает над силой возбуждения, склонны чётко выполнять предыгровые установки тренера и указания лидеров и более надёжны в игре [6].

    Тяжелоатлеты с сильной нервной системой проявляют большую ак­тивность на тренировке, когда выполняют упражнения со штангой боль­шого или максимального веса, и менее активны, если упражняются со средними и малыми весами [28].

    Бегуны на средние и длинные дистанции, отличающиеся большой тре­вожностью и небольшой силой нервной системы относительно возбужде­ния, предпочитают непрерывный метод тренировки- Интервальный метод больше подходит бегунам с сильной и высокоподвижной нервной систе­мой, а контрольно-соревновательный — с сильной нервной системой и ма­лой тревожностью [25].

    Исследования особенностей нервной системы спортсменов высокого класса проводимые К.М Смирновым обнаружил, что лица отличающиеся слабостью возбудительного процесса ухудшают результаты в особо ответственных соревнованиях. По его данным среди наиболее выдающихся спортсменов мирового класса лиц со слабой нервной системой не оказалось – все они относились к различным вариациям сильного типа [31].

    Исследование особенностей деятельности спортсменок в художественной гимнастике показало, что каждое свойство темперамента (тревожность, эмоциональность, импульсивность, ригидность, экстравертивность) в различные моменты спортивной деятельности выступают как специальные способности, поскольку оказывают положительное влияние. Таким образом подводя резюме следует сказать, что специальные способности в различных видах спорта зависят от разных свойств типа нервной системы и темперамента. Различные свойства темперамента выступают как специальные способности к определенным видам спорта, к конкретным спортивным специальностям, так как являются необходимым условием достижения успеха.

     

    1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.

    Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности.

    Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д..

    В спорте различают два основных направления применения психодиагностических методик.

    1. Выяснение того, каким видом целесообразно заниматься новичку (ребенку либо подростку).
    2. Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).

    Проблема отбора, как отмечают ведущие советские специалисты, связан с решением следующих задач:

    1. Определение модельных характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.
    2. Прогнозирование – одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
    3. Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы  содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.
    4. Улучшение организации отбора [33].

    Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением всех вышеназванных задач [36].

    На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортпрограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые определяют успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей на первом этапе по видам нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта.

    На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям  – быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной системы, оперативному мышлению, распределению внимания и т.п. – подходит для занятия спортивными играми или спортивными единоборствами.

    На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуально-прогнозных модельных психологических характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в реальных условиях соревнований.

    Опыт наиболее опытных тренеров – педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на первых двух этапах.

    Психологические  состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психологического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях соревнований [29].

    Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяю­щих определить высокую степень предрасположенности (одарен­ность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) [36].

    Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена ком­плексная методика оценки его личности, предполагающая исполь­зование различных методов исследования (педагогических, меди­ко-биологических, психологических, социологических и др.)[26].

    Другое определение спортивного отбора звучит так:

    Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.

    Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе про­цесс принятия и реализации решения о включении или не вклю­чении в спортивную деятельность ее возможного участника[8].

    Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.

    Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких фак­торов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ори­ентация.

    Педагогические методы позволяют оценивать уровень разви­тия физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На осно­ве медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние ана­лизаторных систем организма спортсмена и состояние его здоро­вья. С помощью психологических методов определяются особен­ности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борь­бы, а также оценивается психологическая совместимость спорт­сменов при решении задач, поставленных перед спортивной ко­мандой [19].

    Спортивный отбор начинается в детском возрасте и заверша­ется в сборных командах страны для участия в Олимпийских иг­рах. Он осуществляется в четыре этапа.

    В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учи­теля физической культуры, данные медицинского обследования, ан­тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы [23].

    Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, со­четающих морфологические, функциональные и психические ка­чества, необходимые для дальнейшей специализации в опреде­ленном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, сле­дует использовать как ориентировочны [36].

    На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплекто­вания учебно-тренировочных групп и групп спортивного совер­шенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в те­чение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполне­ние контрольно-переводных нормативов, разработанных для каж­дого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста фи­зических качеств и спортивных результатов.

    В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью оконча­тельного определения его индивидуальной спортивной специали­зации. В это время проводятся педагогические наблюдения, конт­рольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и сла­бых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об ин­дивидуальной спортивной ориентации занимающегося.

    Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.

    Основными методами отбора на данном этапе являются антропо­метрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), пси­хологические и социологические обследования.

    Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ со­ответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике вы­работались определенные представления о морфотипах спортсме­нов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в бас­кетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле не­обходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет суще­ственного значения и т.п.

    Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здо­ровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполне­ния значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследова­ние необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.

    Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют су­дить о наличии необходимых физических качествах и способнос­тях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так на­зываемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относи­тельную силу, некоторые антропометрические показатели (стро­ение и пропорции тела), способность к максимальному потребле­нию кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личнос­ти спортсмена.

    В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, про­явлению двигательного творчества, умению управлять своими дви­жениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спор­тивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих ка­честв в процессе специальной тренировки. Именно темпы приро­ста свидетельствуют о способности или неспособности спортсме­на к обучению в том или ином виде деятельности [30].

    Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.

    Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов яв­ляются в значительной мере природными свойствами централь­ной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятель­ности, решительности, целеустремленности, способности моби­лизовать себя на проявление максимальных усилий в соревнова­нии, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упор­ство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др [11].

    Для приобщения к систематической спортивной деятельности нуж­ны определенные предпо­сылки. К числу важнейших из них относятся, кро­ме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интере­сы. Несомненно также, что их выявление, форми­рование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных [10].

    Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс совре­менного спорта и сильное обострение конкуренции на между­народной спортивной арене обусловили актуальность проблема­тики спортивного отбора в ее исследовательских и организаци­онно-практических аспектах [3].

    Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследова­ний и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном от­ношении, сложилась и разветвленная практика спортивного от­бора. Тем не менее, само понятие “спортивный отбор” пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задат­ки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо ви­де спорта, определением в зависимости от этого направленнос­ти спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относи­тельно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортив­ного совершенствования.

    Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась проти­воречивой. С одной стороны, она содействовала активизации по­иска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих утвердившихся фор­мах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельнос­ти тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как “мало­перспективные” или вовсе “бесперспективные” и на этом основа­нии не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хоро­шо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие “спортивный отбор” зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.

    С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что де­лается в процессе приобщения к спорту для определения спор­тивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, кото­рые возможно полно соответствовали бы индивидуальным за­даткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуаль­ные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспек­тивы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортив­ную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, что­бы с возможно большей эффективностью содействовать разви­тию их индивидуальных способностей, формированию и удов­летворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном “отсеивании” кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятель­ности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях дол­жны быть предоставлены равные возможности для удовлетво­рения спортивных интересов [36].

    Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших дос­тижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спор­тивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не “отбраковы­вает” никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, мо­жет стимулировать спортивные дерзания.

    Неодномоментность и динамичность спортивной ориен­тации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достиже­ниям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозмож­но по двум основным причинам:

    во-первых, спортивная предрасположенность — многослож­ный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;

    во-вторых, индивидуальные возможности спортивных дос­тижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей ин­дивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от “диагноз” — распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спор­тивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве не­коего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновля­емого процесса.

    Многолетнюю спортивную деятельность принято подразде­лять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — ста­дию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию “спортив­ного долголетия” [5]. Закономерности оптимального построе­ния системы подготовки спортсмена обязывают в пределах пер­вой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым вы­бором предмета углубленной спортивной специализации, нап­равления и параметров последующей спортивной деятельности.

    Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в за­висимости от индивидуального возраста начала занятий спор­том, реально складывающихся особенностей содержания и пос­троения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спорт­смена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной дея­тельности в детском и подростковом возрасте во многих случа­ях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближе­нии корректно определить целесообразное направление спор­тивной специализации и спрогнозировать спортивные перспек­тивы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подле­жит более или менее существенным коррекциям, особенно ког­да в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нуж­но будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достиже­ний либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.

    Глава 2. Организация и методы исследования

     2.1 Организация исследования

    Для решения поставленных задач были проведены исследования, которые проходили в три этапа. В период с марта 2003 года по май 2005 года.

    На первом  этапе  определились с исследуемой группой. Группой исследуемых выступили дети 8-9 лет занимающиеся бегом на короткие дистанции на базе школы № 91 г. Ижевска. Данная группа первый год занимается спринтерской подготовкой. При отборе в данную группу учитывались показания врача, антропометрические данные и результаты тестирования скоростных качеств. Психологические особенности при отборе в группу спринтеров не рассматривались.

    Всего в группе 22 человека. 11 девочек и 11 мальчиков.

    На втором  этапе мы провели анализ литературных источников по вопросам исследования, рассмотрели проблемы спортивного отбора и проанализировали  различные методы исследования свойств нервной системы. Определились с методами исследования.

    Далее  проводили контрольные замеры результатов соревнований спринтеров данной группы. Замеры проводились на соревнованиях проходивших в апреле 2003 года,  в сентябре 2004 года и в апреле 2005 года.

    Экспертная оценка свойств нервной системы детей исследуемой группы проводилась в январе 2005 года.

    На третьем этапе проводилась математическая обработка и анализ результатов исследования, и на их основе написание выпускной квалификационной работы.

     

    2.2 Методы исследования

    Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:

    1. Метод дистанциометрии. Осуществлялся в виде прыжка в длину с места.
    2. Метод хронометрии. Используется для фиксации спортивных результатов в беге на короткие дистанции с точностью до 0,1 секунды бригадой судей, а так же тренером – преподавателем в условиях учебно-тренировочного процесса (бег 30 метров с высокого старта. Челночный бег 3х10 метров).
    3. Метод экспертной оценки свойств нервной системы. Оценка проводилась по методике «Наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы»» разработанной Вяткиным Б. А.(1978г) [7].

    В качестве экспертов выступили тренера-преподаватели школы №91 г. Ижевска Воротов С.И., Нелюбина  Е. В., Москвин И. А.. По результатам их оценок выведены средние баллы экспертной оценки приведенные в приложении 2 .

    Суть данного метода заклю­чается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями свойств нервной системы в разнообразных ус­ловиях естественной деятельности своих воспитанни­ков (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т. п.) и соответствующим образом оценивает прояв­ления каждого свойства по ряду показателей. Степень выраженности каждого свойства  оценивают по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая).

    Показатели  свойств нервной системы сведены в группы и в работе представлены в карте  экспертной оценки в приложении 2.  Группа 1 характеризует показатели силы нервной системы  со стороны возбуждения. Группа 2 – показатели силы нервной системы со стороны торможения. Группа 3 – показатели подвижности нервных процессов.

    Диагностика: сумма 40 баллов и выше по каждой группе расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т.е. спортсмен отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Сумма мене 40 баллов расценивается как слабая выраженность его, т.е. спортсмен отличается слабостью неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. Максимальное количество баллов – 75

    1. Математико-статистическая обработка полученных результатов.

    Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах и выделены в приложении 1.. следующим этапом вычисляли среднюю арифметическую. На втором этапе определяли достоверность различий между полученными результатами по t – критерию Стьдента.

     

    • Вычисление средней арифметической величины по формуле:

     

    где   – знак суммирования;

    n – общее число измерений в группе;

    – значение отдельного измерения;

     

     

    • Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:

    ,

    где   – наибольший показатель;

    – наименьший показатель;

    К – табличный коэффициент.

    • Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:

     

    при n<30

    • Вычисление средней ошибки разности по формуле:

    ,

    f   =nэ + nк–2, где nэ и nк  – общее число индивидуальных результатов в группе. Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .

    по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента) [12].

    5). Динамика показателей рассчитывалась по формуле темпов прироста:

     

                   D Y = ( (YoYi) / Yo ) х 100 %                                     

    где D Yтемп прироста показателя.

    Yo – первоначальное значение показателя.

           Yii-е значение показателя.

     

    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

    3.1. Определение особенностей нервной системы

    Для определения особенностей нервной системы детей проводилась экспертная оценка. Результаты экспертной оценки свойств нервной системы представлены в приложении 1, в таблице 2.

    По  результатам построим таблицу средних результатов.

    Таблица 1.

    Значения экспертной оценки свойств нервной системы в исследуемой группе.

    Показатель Свойства нервной системы
    возбуждение торможение лабильность
    Среднее значение в группе, в баллах. 50,6 46,6 51,4

     

    Рис 1. Результаты экспертной оценки свойств нервной системы

     

    Как мы видим из результатов таблицы и рисунка,  средние значения исследуемых свойств нервной системы  в группе по шкале Б. А Вяткина  можно отнести к высоким [7]. Т.е спортсмены исследуемой группы, в основном, имеют высокую возбудимость при средней уравновешенности и имеют высокую подвижность (лабильность) нервных процессов. Данный факт сравним с общепринятым в научной литературе мнении, что отличительным свойством нервной системы бегунов на короткие дистанции является высокая возбудимость  и подвижность нервных процессов.

    Для более детального изучения особенностей свойств нервной системы сгруппируем их по результатам экспертных оценок.

    Результаты группировались по следующим двум признакам: 1-я группа – дети, имеющие экспертную оценку свойств нервной системы 40 и ниже баллов. 2-я группа – дети, имеющие оценки от 40 баллов, и выше

    Итак, на основе данного ранжирования результатов экспертной оценки построим таблицу.

    Таблица 2.

    Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения.

    Показатель Группа исследуемых
    Низкая возбудимость Высокая возбудимость
    Количество в выборке, чел 3 19
    В % от числа выборки 13,7% 86,3%

    Мы видим, что преобладающее большинство исследуемых – 86,3% имеют явно выраженную высокую возбудимость  нервной системы. В 13,7% случаев обнаружено слабое проявление возбудительных процессов в нервной системе.

    Таблица  3.

    Показатели силы нервной системы со стороны торможения.

    Показатель Группа исследуемых
    Неуравновешенные Уравновешенные
    Количество в выборке, чел 4 18
    В % от числа выборки 18,1% 81,9%

     

    По выше указанным результатам мы видим, что – 81,9% проявляют выраженную уравновешенность. В 18,1% обнаружено низкий показатель торможения нервных процессов.

    Таблица  4.

    Показатели подвижности нервных процессов.

    Показатель Группа исследуемых
    Подвижность высокая Подвижность низкая
    Количество в выборке, чел 5 17
    В % от числа выборки 22,7% 77,3%

     

    Как видно из результатов исследования преобладающее большинство исследуемых детей – 77,3% имеют высокую подвижность нервных процессов.

    В 22,7% случаев преобладает  низкая или инертная нервная система.

    Таким образом, можно предположить, что в группе юных спринтеров у кого выявлена низкая подвижность нервных процессов и определен слабый инертный тип нервной системы, в будущем высоких спортивных результатов в спринте не  проявят. В нашей группе выявлены 5 учеников, у которых обнаружено преобладание процессов торможения над возбуждением и выявлена слабая  инертная нервная система. Дальнейшее изучение динамики спортивных результатов позволит нам с высокой достоверностью ответить на этот вопрос.

    Подводя итог определения особенностей нервной системы детей исследуемой группы, следует сказать, что в исследуемой группе преобладают  дети с сильной подвижной нервной системой, высокими процессами возбуждения и высокой подвижностью нервных процессов, что является хорошей базой для дальнейшего развития спринтерских способностей.

     

     

    • Исследование динамики скоростных качеств

     

    Для определения динамики скоростных качеств мы используем результаты представленные в таблице 1.  приложения 1. Исходные данные расчета достоверности различий приводятся в приложении 1 в таблице 3.

    Для того чтобы рассчитать динамику показателей скоростных качеств учеников нашей группы  рассчитаем средние значения для каждого контрольного испытания и для каждого отдельного случая.

    Средние результаты рассчитываем по формуле 1. Данные сведем в таблицу.

    Таблица 5. Показатели динамики скоростных качеств.

    Контрольное испытание Средние результаты Динамика (Δ)в % t – критерий Стьюдента
    Апрель

    2003г

    Сентябрь 2004г Апрель

    2005г

    Бег на 30 м, сек 5,65 5,56 5,54 2,1% 0,152 при р > 0,05
    Прыжок в длину с места, см 157,5 165,3 170,8 8,4% 5,708 при р < 0,01
    Челночный бег 3х10, сек 9,11 8,97 8,84 2,9% 2,755 при р  <  0

     

    Расчет динамики производился на персональном компьютере по формуле 5.

    Как мы видим из данных таблицы 5 и рисунка 2, по всем показателям обнаружены положительные тенденции в развитии скоростных качеств.

    Рис  2. Динамика результатов в беге на 30 метров.

    Положительный прирост зафиксирован  в результатах в беге на 30 метров (рис. 2), он составил 2,1%. Сдвиг недостоверен при t = 0,152 при р > 0,05.

    Рис 3. Динамика результатов в прыжке в длину с места.

    Наибольший прирост виден в результатах прыжков в длину с места (рис. 3). Он составил 8,4%. Групповой сдвиг достоверен при значении t = 5,708 при р <  0,01.

    Рис 4. Динамика показателей челночного бега 3х10.

    Достоверный сдвиг обнаружен и в показателях челночного бега (рис 4). Динамика составила 2,9%  при  t =  2,755 при р <  0,01.

    Данные результаты подтверждают утверждение В.Ф Ломейко и В.И Ляха о темпах прироста скоростных способностей. По их мнению, среднегодовой прирост  скоростных способностей должен составить 5,7% для мальчиков и 6,0% для девочек [33].

     

     

    3.3 Определение зависимости между свойствами нервной системы и скоростными качествами

     

    Для того, чтобы определить у какой из типов нервной системы более стабильные и динамичные результаты, распределим их в группы по проявлениям свойств нервной системы и рассмотрим для каждой динамику развития скоростных качеств. Расчет динамики произведем по формуле 5. и сведем в таблицу.

    Таблица 6.

    Динамика  результатов контрольных испытаний скоростных качеств в группах с различными свойствами нервной системы.

    Исследуемая группа Контрольные испытания
    Бег 30 м Прыжок в длину с места Челночный бег 3х10
    1. Высокая возбудимость +3,5% +4,45% +3,24
    2. Низкая возбудимость -7,5% +3,4% 0
    3. Уравновешенные +1,25% +3,51% +1,82%
    4. Неуравновешенные -3,2% +2,4% +3,1%
    5. Подвижность высокая +2,1% +8,6% +3,8%
    6. Подвижность низкая +1,05 +3,45% -1,17%

     

    Итак, как видно из результатов исследования наибольшая динамика была достигнута в группе детей имеющих высокую подвижность нервных процессов в показателях прыжка в длину с места. Динамика в данном случае составила 8,6%. Далее сравнительно высокая динамика результатов скоростных качеств обнаруживается в группе детей обладающих  высокой возбудимостью нервных процессов в  показателях челночного бега. Он составил 3,8%. Следующий по величине уровень динамики равный 3,8% виден в группе детей с высокой подвижностью нервных процессов в показателях челночного бега.

    Наибольший отрицательный прирост показателей обнаружен в группе детей с низкой возбудимостью в показателях бега на 30 метров. он составил – 7,5%. Вторым из «негативных» выступают результаты в беге на 30 метров у детей с заниженными процессами торможения – 3,2%. И отрицательный рейтинг завершают результаты группы с низкой подвижностью нервных процессов в показателях челночного бега. Динамика составляет – 1,17%.

    По этому поводу Б. А. Вяткин пишет, что при изучении специальных способностей к спринтерскому бегу (1970г) обнаружена зависимость высокой стартовой скорости от динамичности торможения и эмоциональной реактивности. И подчеркивает, что различные свойства нервной системы выступают как специальные способности к определенным видам спорта, к конкретным спортивным специальностям, так как являются необходимым условием достижения успеха [7].

    Таким образом,  мы пришли к выводу, что развитие скоростных качеств наиболее интенсивно происходит в группе детей имеющих высокую возбудимость  и высокую подвижность нервных процессов. С наименьшей скоростью, либо с отрицательной динамикой скоростные качества развиваются у детей с низким торможением и низкой возбудимостью нервных процессов.

     

     

     

    Выводы

     

    1. Особенностью исследуемой группы занимающихся бегом на короткие дистанции является преобладание в выборке детей имеющих высокую подвижность и возбудимость нервных процессов.
    2. В группе обнаружена положительная, соответствующая нормам динамика скоростных качеств. Сдвиги достоверны в прыжках в длину с места и в челночном беге 3х10 метров при р <  0,01. Недостоверны сдвиги в беге на 30 метров в высокого старта при р>0,05.
    3. Развитие скоростных качеств наиболее интенсивно происходит в группе детей имеющих высокую возбудимость и высокую подвижность нервных процессов. С наименьшей скоростью, либо с отрицательной динамикой скоростные качества развиваются у детей с низким торможением и низкой возбудимостью нервных процессов.

     

    Практические рекомендации

    При отборе детей для занятий бегом на короткие дистанции мы рекомендуем использовать не только традиционные педагогические методы, но и психодиагностические методы. Так как они позволяют еще на раннем этапе спортивной специализации выявить наиболее одаренных и перспективных детей. Одной из которых является методика «Экспертной оценки свойств нервной системы»,разработанная Б.А. Вяткиным. Она доступна для любого тренера, обладает высокой информативностью и не требует больших усилий в организации.

     

     

     

    Список литературы

    1.  Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. – Минск, 1981. – 330 с.
    2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л., 1989г. – 475с.
    3. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры. – 1980г. №1.- С. 31-33.
    4. Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Личность в спорте. – М., – 1987г. – 181 с.
    5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка спортивного резерва – важная задача ДЮСШ. // Плавание. – М., 1982г. – С. 39-41.
    6. Вяткин Б.А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена на соревнованиях. – Пермь 1974г. – 148с.
    7. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности.- М.,. 1978г. – 134с.
    8. Губа В.П. Основы распознавания раннего спортивного таланта. – М., 2003г. – 208с.
    9. Гуревич К.М Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. – М. 1993г. –  289с.
    10. Деркач А.А, Исаев А.А Педагогическое мастерство тренера. – М. 1981г.  – 288с.
    11. Дорохов Р.Н, Губа В.П. Методика раннего отбора и ориентация в спорте. – М., 1989г.  – 231с.
    12. Железняк Ю.Д.. П. К. Петров. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. – М., 2001г. – 264с.
    13. Зациорский В.М Основы спортивной метрологии.-  М., 1979г.- 152с.
    14. Киселев Ю.Я. Победи!. Размышления и советы психолога спорта. – М, 2002г. – 328 с.
    15. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. – Казань 1969г. –  245 с.
    16. Корх А.Я Тренер: деятельность, личность.  – М.,  2000г. –  120с.
    17. Кретти Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978г. – 287с.
    18. Марищук В. Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А, Серова Л.К., «Методики психодиагностики в спорте». –  М., 1989г. –  191 стр.
    19. Матвеев Л. П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. – Киев. 1999г. – 264с.
    20. Мерлин В.С Очерк теории темперамента. – Пермь, 1973г. – 189стр.
    21. Методики психодиагностики в спорте. Под ред. В.Л Марищука, Ю.М Блудова, В.А Плахтиенко. – М ,1990г. – 256с.
    22. Мехрикадзе В.В. Тренировка юного спринтера.  – М., 1999. – 150 с.
    23. Набатникова М.Я. Актуальные вопросы совершенствования тренировки квалифицированных спортсменов.// Совершенствование системы подготовки спортсменов. – М., 1979г. – С. 81 – 82.
    24. Новиков А.А. Основы спортивного мастерства. – М., 2003г.- 203с.
    25. Озолин Н.Г Научные исследования в области спортивной тренировки. – М., 1957г. – 32с.
    26. Основы теории и методики физической культуры. Под ред. А. А. Гужаловского. – М., 1986. – 352 с.
    27. Практические занятия по психологии. Под. Ред. Д.Я Богдановой. – М., 1989г. – 160с.
    28. Проблемы юношеского спорта. Под ред. В.П. Филина. – М. 1962г. – 272с.
    29. Родионов А. В. Психодиагностика спортивных способностей. – М., 1973. – 216с.
    30. Селуянов В.Н, Шестаков М.П. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте. – М., 2000г. – 112с.
    31. Смирнов Ю.И. Измерения в спорте и проблемы их методологического обеспечения. – М., 1969г. – 124с.
    32. Станкин М.И Профессиональные особенности педагога. – М., 1998г. -126с.
    33. Теория и методика физического воспитания и спорта. Под ред. Ж.К Холодова, В.С Кузнецова. –   М., 2000.  – 480 с.
    34. Теория и методики физического воспитания: Под ред. Б. А. Ашмарина. – М., 1990. – 287 с.
    35. Филин В. П, Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. – М., 1980г. -255с.
    36. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. – М.,1987г. – 128с.
    37. Фомин Н.А, Филин В.П. На пути к спортивному совершенству. – М., 1986г. – 159с.

    .


    Ф.И.О. Апрель 2003 Сентябрь 2004 Апрель 2005
    30 м. Прыж.с  места Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с  места Чел бег.3х10 30 м. Прыж.с  места Чел бег3х10.
    1. Харисова Л. 5,5 163 8,7 5,3 175 8,5 5,38 180 8,4
    2. Мохова Л. 5,8 145 9,2 5,7 152 8,8 5,61 160 8,6
    3. Грек К. 5,6 170 9,8 5,6 172 9,1 5,55 180 8,8
    4. Сабирова Л. 5,5 155 9,3 5,5 166 9,0 5,65 170 8,9
    5. Кириллова Д. 6,2 140 9,8 5,9 154 9,8 6,04 157 9,6
    6. Сабирова В. 5,9 166 9,2 5,7 155 9,2 5,57 172 9,0
    7. Белова С. 5,6 160 9,1 5,6 162 9,3 5,5 158 8,8
    8. Галямова К. 5,7 145 9,2 6,0 152 9,3 6,19 150 9,2
    9. Митрофанова Ю. 5,7 152 8,8 5,6 160 8,7 5,62 164 8,6
    10. Феофилина Д 5,8 150 9,2 5,6 156 9,1 5,5 165 9,0
    11. Завальская Т. 5,6 163 8,9 5,5 180 8,9 5,48 176 8,7
    12. Зарубин И. 5,7 170 8,5 5,7 162 8,5 5,64 180 8,6
    13. Коробейников Р. 5,7 141 9,6 5,5 160 9,5 5,12 166 9,2
    14. Аминов М. 5,3 155 9,1 5,2 170 9,1 5,55 179 9,2
    15. Редькин А. 5,4 176 9,0 5,5 182 8,9 5,43 187 8,7
    16. Мерзляков И. 5,5 175 9,0 5,2 180 9,1 5,52 182 9,0
    17. Каллиулин Р. 5,5 168 8,9 5,5 165 8,8 5,46 173 8,7
    18. Ладыгин М. 5,6 155 9,3 5,5 166 8,9 5,49 172 8,9
    19. Стрелков Д. 6,0 142 9,2 5,7 154 9,1 5,61 160 8,9
    20. Базуев И. 5,7 175 8,8 5,6 176 8,6 5,46 182 8,5
    21. Шадрин Я. 5,5 150 8,6 5,4 160 8,4 5,2 165 8,4
    22. Васильев А. 5,6 150 9,3 5,5 178 8,9 5,49 180 8,8
      Сумма 124,4 3466 200,5 122,3 3637 197,5 122,06 3758 194,5
      Среднее значение 5,65 157,5 9,11 5,56 165,3 8,97 5,54 170,8 8,84

    Приложения

    Приложение 1.

    Результаты тестирования скоростных качеств.


    Ф.И.О Ф.И.О.
    возбуждение торможение лабильность
    23. Харисова Л. 50 45 53
    24. Мохова Л. 53 45 39
    25. Грек К. 58 39 58
    26. Сабирова Л. 40 42 52
    27. Кириллова Д. 42 58 52
    28. Сабирова В. 58 52 51
    29. Белова С. 47 44 59
    30. Галямова К. 40 37 40
    31. Митрофанова Ю. 57 59 49
    32. Феофилина Д 54 43 54
    33. Завальская Т. 51 42 49
    34. Зарубин И. 49 57 37
    35. Коробейников Р. 54 52 50
    36. Аминов М. 39 40 40
    37. Редькин А. 55 44 63
    38. Мерзляков И. 52 44 52
    39. Каллиулин Р. 54 45 55
    40. Ладыгин М. 49 49 58
    41. Стрелков Д. 51 40 40
    42. Базуев И. 48 39 58
    43. Шадрин Я. 60 56 64
    44. Васильев А. 54 54 59
    Сумма баллов в группе 1115 1026 1132
    Среднее значение 50,6 46,6 51,4

    Приложение 2.

    Результаты экспертной оценки свойств нервной системы.

     Приложение 3.

    Расчетные данные t – критерия Стьюдента.

     

    Показатель Контрольные срезы n Бег 30 метров. Сек. Прыжок в  длину с места, см Челночный бег 3х10. сек
     Х – среднее арифметическое

     

    Апрель 2003 22 5,65 157,5 9,11
    Сентябрь 2004 22 5,56 165,3 8,97
    Апрель 2005 22 5,54 170,8 8,84
    δ –стандартное отклонение

     

    Апрель 2003 22 0,183 7,59 0,314
    Сентябрь 2004 22 0,210 7,85 0,366
    Апрель 2005 22 0,280 7,59 0,314
    m – стандартная ошибка средней арифметической

     

    Апрель 2003 22 0,040 1,65 0,07
    Сентябрь 2004 22 0,045 1,71 0,068
    Апрель 2005 22 0,061 1,65 0,07
    f  –степень свободы 63 63 63
    t –средняя ошибка разности 0,152 при р >   0,05 5,708 при р < 0,01 2,755 при р < 0,01

    Приложение 4.

    Карта экспертной оценки свойств нервной системы

    Ф.И. ученика_____________________    Возраст_________        Школа №______     

    Группа 1. Возбуждение

    Показатель

     

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    1 . Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Способен многократно повторять сложное упражнение.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допущена ошибка.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 1 . Склонен к проявлению перед стартом состояния «боевой готовности».

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Группа 2. Торможение

    Показатель

     

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    1 . Обладает равномерностью в динамике деятельности и настроении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. В ситуации ожидания собран и спокоен.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Способен «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокоится по требованию тренера или учителя).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 1. Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспоминания о предыдущей деятельности

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14. Тщательно и неторопливо проводит разминку

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15. Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Группа 3. Лабильность

    Показатель

     

    1

     

    2

     

    3

     

    4

     

    5

     

    1 . Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности  к другому.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки, привычки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности и заданий.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    5. В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    6. Без особого интереса выполняет статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по отработке техники.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    8. Имеет быструю, порой торопливую речь.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 0. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    1 1 . Быстро привыкает к новым условиям деятельности.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без «раскачки», быстро втягивается в работу.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    13. Легко и непринужденно чувствует себя в кругу малознакомых людей.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    14. Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх