написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Социальная поддержка семей с детьми

    Оглавление

    Глава 1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 1

    1.1. Функции и значение семьи в современном обществе. 1

    1.2. Меры социальной поддержки граждан и семей с детьми. 4

    1.3. Нормативно-правовые акты, регулирующих вопросы социальной поддержки семей с детьми. 17

    1.4. Международный опыт социальной поддержки семей с детьми. 29

    Список литературы.. 33

     

    1 ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЯМ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    1. Функции и значение семьи в современном обществе

    Институт семьи включает в себя не только семейную структуру населения, но и направленность образа жизни людей. Под воздействием исторических изменений в отношениях между социальными институтами в обществе происходит трансформация роли социального института семьи в преобразовании основ общественной жизни.

    Современное российское общество переживает динамичные преобразования социальных отношений, в ходе которых изменяются образцы тендерных взаимодействий, брачно-семейных отношений, роли и статусы мужчин и женщин в обществе и в семье, системы ценностей.

    Развитие института семьи в России на современном этапе частично повторяет путь развитых в экономическом отношении стран: увеличение количества разводов, внебрачных рождений, развитие альтернативных форм семьи (монородительские семьи, незарегистрированный брак), уменьшение количества детей в семьях, эмансипация женщин и детей.

    Проблема семьи имеет маргинальный статус и является объектом  исследования многих наук, что является весомым основанием для появления фимилистики как воплощения междисциплинарного системного подхода к семье. Активная роль семьи в изменении социальных отношений и всего строя жизни отображена в анализе семьи как малой социальной группы.

    Множество тенденций и теоретических предположений, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи,  порождают спектр концептуальных моделей межличностных отношений, свидетельствуют об актуальности осмысления и изучения психологии семейных отношений.

    Тенденция изучения семьи как малой социально-психологической группы идёт от идей У.Джеймса, Ч.Кули, У.Томаса, Ф.Знанецкого, Ж.Пиаже, З.Фрейда и их последователей. Взаимосвязь личности и общества рассматриваются на уровне первичных межличностных отношений. Предполагается, что чем более быстротечной и незнакомой становится для человека окружающая среда, тем более значимой будет становиться семья.

    Семья, как социальный институт, существует многие тысячелетия. Тайна ее долговечности заключается в том, что она является важнейшим посредующим звеном в отношении человека с окружающим миром и наиболее эффективно способствует социализации личности в социуме. Однако семья существует не только потому, что выполняет жизненно важные для общества функции, а также потому, что вступление в брак, рождение и воспитание детей свойственно естеству человека.

    Семья как малая социальная группа является важнейшей формой организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сёстрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство (Соловьёв Н.Я., 1977).  А.И. Антонов определяет семью «как основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства, и тем самым осуществляющую воспроизводство населения и преемственность семейных поколений…». Нельзя не отметить вклад в развитие исследований семьи П.А. Сорокина, который рассматривал семью как элементарную общественную группу и подчеркивал ее неделимость. П. Сорокин рассматривал семью как основу в социальной иерархии и один из механизмов социальной стратификации общества.

    Человеческая семья в культурно-исторической перспективе представляет собой не биологическое устройство по воспроизводству генов, а «творческую мастерскую» становления человеческой личности, в которой работают продуктивно-самодостаточные индивиды, что требует рефлексивного обращения к реальности духовной, над  биологической.

    Каждая культура порождает определённую нормативную группу моделей семьи. Структура нормативной модели включает элементы – нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определённым статусом, т.е. позицией с определёнными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение. Семья по своей сущности представляет собой позитивистический мирской институт благоустройства, биологического и социального упорядочивания жизни рода. Формы семьи, столь текучие на протяжении человеческой истории, всегда были формами социального  приспособления к условиям существования, к условиям хозяйствования в мире. Хотя семья является институтом социальным, т.е. общественно-обусловленным, она тем не менее обладает относительной самостоятельностью из-за специфики выполняемых ею функций, а так же своей неоднозначности в качестве автономной системы (Антонов А.И., Медков В.М.).

    Форма семьи. Термин «родство» означает совокупность социальных отношений, основанных на некоторых факторах. К ним относятся биологические связи, брак и правовые нормы, правила, касающиеся усыновления, попечительства и т.п. В общей системе родственны отношений существуют 2 основных типа семейной структуры:

    Нуклеарная семья состоит из взрослых родителей и детей, которые от них зависят.  Расширенная семья  (в отличие от первого типа семейной структуры) включает нуклеарную семью  и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. В большинстве обществ нуклеарные семья считается важным, а может быть, и основным социальным объединением. Для типологии семей, в частности нуклеарных, важно наличие обоих супругов, образующих ядро семьи. В зависимости от этого выделяют полную семью с обоими супругами и неполную, с отсутствием одного из них.

    Особое внимание структуре и функциям семьи в своих работах уделяют Дж. Мердок, П. Сорокин, А.И. Антонов, Н. Смелзер, Р. Зидер, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев, И.А. Герасимова, И.Л. Анастасьева, СИ. Голод, Ю.М. Гончаров, М.Г.Муравьева, И.Н. Тартаковская. Современная семья утратила многие функции (производственную, охранительную, образовательную), однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, традиционными.

     

    2. Меры социальной поддержки граждан и семей с детьми

    Как можно заметить в российской истории было много взлетов и падений, касающихся установления нормативной базы социальной защиты, но все же к социальной защите такой какая она сейчас пришлось идти долгим и трудным путем. Шаг за шагом шло развитие социальной политики, сменялись режимы правления и политические и экономические ситуации, однако уже в двадцать первом веке образованная социальная защита установлена официальными законами и имеет организацию ответственную за контроль и соблюдение законов, относящихся к социальной защите.

    Социальная помощь населению, является одним их элементов общей системе социальной защиты населения страны, это показывает рисунок Приложения 1.

    Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно заметить, что одним из направлений социальной защиты является оказание социальной помощи отдельным категориям граждан.

    Вопросы теории и практики организации социальной помощи различным категориям населения социально-ориентированными некоммерческими институтами активно исследуются в последнее время, основываясь на существующей нормативно-правовой базе. Прежде всего, исследователи ориентируются на определение некоммерческой организации, содержащееся в Законе Российской Федерации[1].

    Согласно Федеральному Закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является «организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками»[2].

    Это определение позволяет рассматривать понятие социально-ориентированных институтов социальной помощи населению как видовое понятие по отношению к понятию социально-ориентированных некоммерческих организаций. Последними признаются некоммерческие организации, созданные в установленных законом формах и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в Российской Федерации.

    Деятельность социально-ориентированных институтов преимущественно осуществляется при содействии их деятельности на государственном и муниципальном уровнях. Органы власти обеих уровней могут оказывать им поддержку при условии осуществления ими в установленном порядке видов деятельности, непосредственно связанных с социальной помощью населению: социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; профилактика социально опасных форм поведения граждан; благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтёрства); социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; мероприятия по социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ[3].

    Во многом высокая активность некоммерческих организаций в социальной сфере определяется их отличительными особенностями, среди которых можно выделить: возможность проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также способность максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем.

    Социально-ориентированные институты способствуют вовлечению индивидов в социальную деятельность, в результате чего осуществляется процесс их превращения из нуждающихся в социальной помощи пассивных объектов, ждущих предоставления социальных услуг извне, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

    Субъекты деятельности в некоммерческом секторе социальной помощи населению обладают разными возможностями. Для государственных структур характерно: наличие стабильного финансирования, коммуникаций, профессионалов, возможность участия в подготовке нормативно-правовых актов, профессионального обучения, доступность к СМИ.

    Общественные (волонтёрские) объединения, в свою очередь, обладают человеческими ресурсами, финансами, клиентами, инновационными социальными технологиями. Их отличает также близость к нуждам населения. Социально-ориентированные некоммерческие организации дополняют деятельность государственной системы социальной защиты населения, инициируют новые виды социальной деятельности, создают условия для использования богатого потенциала и жизненного опыта, формируют активную жизненную позицию, мобилизуют население в поддержку реализации социальных программ.

    Участие социально-ориентированных некоммерческих организаций в социальной сфере на равноправных условиях позволит преодолеть монополизм в системе оказания государственных (муниципальных) услуг и повысить качество и эффективность предоставления этих услуг для населения в результате конкуренции за государственный (региональный, муниципальный) заказ.

    Исследования проблем социального партнёрства в теории социальной работы основаны на признании того, что основными конструктивными и перспективными направлениями деятельности социально-ориентированных некоммерческих институтов являются: поддержка социально уязвимых слоёв населения; социальная помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальная помощь воспитанникам детских домов; социальная защита жертв экологических катастроф; социальная помощь беженцам, бездомным и безработным; просветительская и образовательная деятельность; социально-культурная работа и организация досуга; социальная реабилитация; оказание услуг населению в форме благотворительной помощи, бесплатных консультаций.

    Одним из наиболее дискуссионных для теории и актуальных для практики социальной работы оказывается вопрос о месте общественных (волонтёрских) организаций в системе социального обслуживания населения Российской Федерации. Сложилось мнение, что в современном российском обществе социальная роль некоммерческих организаций признается существенной, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжести социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны государственных институтов социальной помощи и социальной защиты населения[4].

    Но поскольку это мнение не является единственным, то особо актуальным становится обоснование необходимости появления в обществе института социально-ориентированных некоммерческих организаций. Спектр оказываемой социальной помощи социально-ориентированными некоммерческими организациями нуждающимся слоям населения достаточно широк и включает в себя различные социальные услуги.

    Прежде всего, это социально-бытовые услуги, оказание которых призвано обеспечить соответствующие социальным нормам бытовые условия для жизнедеятельности граждан (доставка продуктов питания, промышленных товаров, средств гигиены; помощь в приготовлении пищи; оказание гигиенических услуг; ремонт и уборка жилых помещений; уход за местами захоронений родственников).

    Социально-ориентированные некоммерческие институты, как показывает зарубежный и отечественный опыт, традиционно успешно проявляют себя в социально-психологических услугах населению, которые, как правило, предусматривают оказание помощи в социальной коррекции психологического состояния человека; консультирование, в том числе по вопросам внутрисемейных отношений; иную психологическую поддержку людей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

    Социально-педагогические услуги могут быть преимущественно направлены на формирование у людей позитивных жизненных интересов; оказание помощи в воспитании детей, особенно детей-инвалидов (прежде всего, обучение навыкам общения и самообслуживания); социальную профилактику девиантного поведения у детей[5].

    По-прежнему, высоко востребованы различными категориями населения социально-трудовые и социально-правовые услуги. К инновационным подходам в деятельности социально-ориентированных некоммерческих институтов следует отнести услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничение жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов (социально-реабилитационные мероприятия в сфере социального обслуживания, обучение пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, обучение навыкам поведения в быту и в общественных местах, организация досуга).

    Широко обсуждаемым преимуществом социально-ориентированных некоммерческих организаций оказывается то обстоятельство, что они представляют собой инициативные, самодеятельные, самоуправляемые, обладающие определённой структурной устойчивостью группы людей, добровольно объединившихся для достижения общих целей и реализации общих интересов.

    Как институт формирующегося в России гражданского общества, социально-ориентированные некоммерческие организации потенциально призваны выполнить целый ряд важных функций, регулирующих процессы общественного развития, среди которых в теории социальной работы обращается внимание на социальную функцию, которая обеспечивает благоприятный социальный климат, социальную стабильность, социокультурное и духовное развитие общества.

    Таким образом, исследование теоретических подходов к определению специфики деятельности социально-ориентированных институтов оказания социальной помощи населению, а также изучение основных компонентов и сфер деятельности социально-направленных некоммерческих организаций, дают основание сделать вывод, что в настоящее время в Российской Федерации идёт процесс институализации социально-ориентированного сектора общественной жизни[6].

    Социально-ориентированные некоммерческие организации обладают широким спектром направлений деятельности и помогают различным государственным структурам не только в решении социальных проблем населения, но и в формировании в обществе единства солидарности и взаимопомощи как социальной ценности.

    В сфере организации практической социальной работы социально-направленные некоммерческие организации способны предоставлять такие социальные услуги, которые становятся эффективным дополнением к оказанию профессиональной социальной помощи населению Российской Федерации.

    На сегодняшний день выполнение мероприятий по социальной защите населения является одной из наиболее приоритетных задач, выполняемых государством в рамках реализации социально-экономической политики страны. При этом важно понимать, что существует целый спектр разнонаправленных социальных мероприятий, проводимых в целях обеспечения защиты населения. В соответствии с законодательством Российской Федерации принято выделять три основных направления в рамках оказания социальной защиты отдельных категорий граждан, данные представлены на рисунке 1.

    Рисунок 1 – Направления реализации мероприятий по социальной защите населения

    Исходя из данных, представленных на рисунке 1, можно заметить, что одним из направлений социальной защиты является оказание социальной помощи отдельным категориям граждан. В рамках данного направления государство реализует два направления деятельности: предоставление денежных выплат и оказание натуральной помощи отдельным категориям граждан, которые определены нормативно правовыми актами Российской Федерации. (рисунок 2).

    В связи с этим одним из наиболее важных показателей при оказании социальной помощи со стороны государства являются категории граждан, которые имеют права претендовать на получение отдельных видов государственной социальной помощи[7]. Категории граждан, претендующие на получение государственной социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации, представлены на рисунке 2.

    Рисунок 2 – Категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в Российской Федерации

    Необходимо отметить, что на уровне субъектов Российской Федерации могут быть определены и иные получатели государственной социальной помощи, что в обязательном порядке должно быть зафиксировано нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.

    В рамках данной работы рассмотрим более подробно численность получателей государственной социальной помощи, оказываемой в виде регулярных денежных выплат, находящихся в компетенции Российской Федерации. Необходимые данные представлены на рисунке 3.

    Рисунок 3 – Численность граждан, получивших регулярную

    денежную выплату с 2017 – 2021 гг, человек

    Исходя из полученных данных уже можно отметить, что за весь представленный период наблюдается значительное снижение численности получателей социальной помощи в виде постоянных денежных выплат по таким категориям как: инвалиды (темп прироста 2020 к 2016 -30,6), инвалиды войны (темп прироста составил – 42,8), а также граждане, награжденные знаком «Почетный донор» (темп прироста -29,5). Однако даже при этом численность получателей госпомощи в виде постоянных социальных выплат остается на высоком уровне.

    В то же время необходимо отметить, что помимо постоянных выплат в рамках оказания государственной социальной помощи в виде денежных выплат также существуют и единовременные пособия. Данные представлены на рисунке  4.

    Рисунок 4 – Численность граждан, получивших единовременную денежную выплату, человек

    Из представленных данных хорошо видно, что в данном случае наоборот выросло число получателей единовременной денежной помощи, причем наиболее примечателен рост такой категории граждан как инвалиды (темп прироста составил 178,4). Остальное категории граждан, представленные на рисунке 4, также имели рост числа получателей, хотя это темп прироста и был достаточно незначительным.

    Однако, основываясь на данных рисунков 3 и 4, уже можно сделать вывод, что в последние годы наблюдается тенденция перехода от постоянных социальных выплат к единовременным.

    Рассмотренные выше категории граждан имеют возможность получение разносторонней государственной социальной помощи. Однако стоит отметить, что величина получаемых в последние годы пособий часто незначительна. Информация о видах и размерах пособий, представлена на рисунке 5.

    Рисунок 5 – Виды пособий, обязательные к выплате на всей территории Российской Федерации

    На рисунке 5 отображены основные виды пособий, которые обязательны к выплате на всей территории Российской Федерации, в рамках обеспечения реализации государственной социальной помощи. Для более детального анализа рассчитаем темпы прироста, наблюдаемые в приведенных выше данных. Полученные результаты представим в таблице 1.

    Таблица 1 – Темп приростов социальных пособий, выплачиваемых в рамках оказания государственной социальной помощи

    2018/2017 2019/2018 2020/2019 2021/2020 2021/2017
    Единовременное посо­бие женщинам, встав­шим на учет в меди­цинских учреждениях в ранние сроки беремен­ности (до 12 недель) 5,511 6,989 5,398 2,512 21,968
    Родовой сертификат 0,000 0,000 0,000 0,000 0,000
    Единовременное посо­бие беременной жене военнослужащего, про­ходящего военную службу по призыву 5,500 7,000 5,400 2,500 21,955
    Единовременное посо­бие при рождении ре­бенка 5,500 7,000 5,399 2,500 21,955
    Ежемесячное пособие по уходу за первым ре­бенком 5,499 7,001 5,401 2,499 21,955
    Ежемесячное пособие по уходу за вторым и последующими детьми 5,501 6,999 5,401 2,500 21,957
    Ежемесячное пособие на ребенка военнослу­жащего, 5,500 6,999 5,401 2,500 21,956
    Государственный сер­тификат на материн­ский (семейный) капи­тал 5,500 0,000 0,000 0,000 5,500
    Социальное пособие на погребение 5,498 0,000 5,401 2,499 13,974

    Исходя из представленных в таблице 1 данных можно заметить, что в последние годы наблюдается тенденция роста выплачиваемых государством пособий. Однако несмотря на то, что за весь рассматриваемый период в целом наблюдается ситуация, при которой общий темп прироста по всем показателем за исключением выплат по родовому сертификату вырос, можно заметить, что при более детальном анализе в краткосрочном временном интервале весьма заметна тенденция к сокращению уровня темпов прироста.

    Такой анализ позволяет сделать вывод, что в будущем не планируется резкое повышение выплачиваемых отдельным категориям граждан пособий. Что в свою очередь означает, что в ближайшей краткосрочной перспективе уровень выплачиваемых пособий будет оставаться на достаточно низком уровне[8].

    Подводя итог, следует заметить, что сегодня в Российской Федерации определено множество категорий граждан, которые имеют право на получение государственных социальных пособий, что в свою очередь определяет и множественность видов социальных выплат, на которые могут претендовать граждане, в рамках предоставляемой им государственной социальной помощи. Однако, значительным недостатком данных выплат является их незначительный размер.

    Также следует отметить, что и число получателей такого вида помощи в последние годы значительно сокращается. И если сокращение численности получателей социальных пособий зачастую имеет обоснованный характер, то величина предусмотренных пособий в большинстве случаев значительно меньше, чем реально понесенные затраты гражданином, на которые и выделялось данное пособие. А это значит, что необходимы изменения в данном направлении оказания социальной помощи отдельным категориям граждан.

     

    3. Нормативно-правовые акты, регулирующих вопросы социальной поддержки семей с детьми

    Семьи с детьми традиционно являются одной из основных целевых групп социальной политики. Это обусловлено как общегуманитарными задачами, так и важностью инвестиций в человеческий капитал детей для дальнейшего развития страны: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни. Объявление 2018 – 2027 гг[9].

    Десятилетием детства в России нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране. «Актуальность этого направления возросла в контексте поставленных Президентом РФ в 2018 г. национальных целей по двукратному снижению уровня бедности населения до 2024 г. и обеспечению устойчивого естественного роста численности населения России, в том числе за счёт увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчёте на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 г.». Достижение этих целей вряд ли возможно без реализации эффективной социальной поддержки семей с детьми на уровне страны в целом и её отдельных регионов.

    Поскольку семья является одновременно социологическим и юридическим понятием, теория семейного права допускает несколько определений этого явления. С юридической точки зрения семья – это группа людей, связанных определенными правами и обязанностями, вытекающими из заключённого брака, семейных уз, усыновления или какой-либо другой формы воспитания детей.

    Социология, с другой стороны, рассматривает семью как социальную группу, члены которой имеют общий образ жизни, духовную связь, характеризуются взаимной поддержкой и разделяют общую моральную ответственность.

    В Семейном Кодексе[10] нет определения многодетной семьи, однако есть определение того, кто считается ребенком. Согласно законодательству, ребенком считается гражданин, который не достиг совершеннолетия (18 лет). Указом президента «О мерах по социальной поддержке семей с детьми»[11] полностью смысл статуса тоже не раскрывается, однако определяется список льгот и привилегий.

    Единственный нормативно-правовой акт, который даёт определение понятия многодетной семьи, является Национальный стандарт РФ «Социальное обслуживание населения. Термины и определения». Согласно этому документу, многодетной семьёй считается та, где детей больше трёх.

    «Многодетная семья – это семья, в которой воспитываются трое и более несовершеннолетних детей (в том числе приемные дети, а также пасынки и падчерицы)». Пока нет единого определения многодетной семьи с точки зрения действующего законодательства. Именно по этой причине и для толкования статуса такой семьи нужно ссылаться на большое количество законов, действующих на территории Российской Федерации.

    Каждый регион, в зависимости от того, на каком уровне находится демографическая ситуация в нём, устанавливает перечень основных параметров, по которым следует определять, является ли та или иная семья многодетной или нет.

    Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

    1. Сознательная, целенаправленная многодетность, которая вытекает из реализуемых супругами установок. Это может быть связано с национальными традициями, религиозными предписаниями, воплощением традиций родительской семьи, влиянием культурно – идеологических побудителей. У таких семей много трудностей, связанных с малообеспеченностью, теснотой в жилище, загруженностью родителей, особенно матери, состоянием их здоровья, но, в тоже время, у родителей присутствует мотивация к воспитанию детей, а дети являются самостоятельной и первоочерёдное ценностью.
    2. Ко второму типу относится многодетность, возникшая вследствие рождения в семье большого числа детей, чем супруги предполагали в начале семейной жизни, причём речь идёт о коррективах, производимых внешними условиями. Это связанно с рождением двойни или тройни, а также с поздним осознанием наступления беременности.

    Сюда же можно отнести и случай рождения ещё одного ребёнка при условии, когда прерывание наступившей беременности нежелательно по медицинским показаниям. К этой категории относятся многодетные семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже – отца). В этих семьях отчётливо прослеживается тенденция к закреплению созданной новой семьи с помощью рождения ещё одного ребёнка. «Исследования показывают, что такие семьи могут быть различными, в том числе вполне благополучными, но отголоски существования неполной семьи в их рамках сохраняется»[12].

    Для большей части семей, столкнувшихся с такими ситуациями, адаптация к «вынужденной» многодетности (как правило, 3-5–детные семьи) – трудный длительный процесс, но в результате семья в подавляющем большинстве случаев стабилизируется и воспитывает хороших, полноценных с точки зрения общества детей. Этот тип семей можно условно назвать семьями с актуализированными внешними факторами установками на наличие в семье нескольких детей.

    1. Неблагополучные многодетные семьи образуются в результате безответственного поведения родителей, чаще матерей, иногда на фоне интеллектуальной недостаточности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Для супругов или одного из супругов несколько детей в семье имеют также инструментальную ценность, с помощью детей родители могут достичь какой-то цели, получить какие-то блага, преимущества, оправдание осуждаемого обществом поведения и т.п. К этой категории также относятся семьи, в которых многодетность – следствие нескольких разводов и повторных браков матери. К этому же типу семей с детьми можно отнести и неполные семьи, в которых мать, имея нескольких детей, не состоит, а часто никогда не состояла в браке.

    Такие семьи плохо организованы, в них чаще воспитание перекладывается на общественные учреждения, детей отдают в ясли, круглосуточный детский сад, школу – интернат. Этот тип семьи – источник множества отклонений и способствует формированию у части населения мнения, оценивающего семью с несколькими детьми в крупном городе как отрицательное явление[13].

    Сотрудники центров социальной помощи, реабилитационных центров и социальных приютов отмечают, что дети из таких семей с детьми особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить, или иным образом организовать попечение 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации не всегда возможно. «В нашей стране, как свидетельствует статистика, каждая четвертая многодетная семья является неблагополучной».

    Другие ученые разделяют современные многодетные семьи на две категории:

    1. Семьи, сознательно идущие на трудности и радости рождения и воспитания множества детей. При этом мотивы могут быть самые разные: религиозные убеждения, повышенная любовь к детям, сила местных или семейных традиций и т.д. Общим во всех случаях является то, что ребенок считается ценностью высокого порядка. Отношения между такими родителями и их детьми при всем возможном разнообразии, как правило, бывают весьма гармоничными.
    2. Семьи социально безответственных родителей. Можно указать, по меньшей мере, два характерных варианта родительского поведения подобного рода. В одном из них появление новых и новых детей связано по преимуществу с пьянством и половой распущенностью. В другом случае к этому добавляется манипулирование детьми перед государством, использование их в качестве средства поддержания минимального приемлемого уровня собственного материального бытия. При любом таком варианте ребенок не является жизнеобразующей ценностью для его родителей. Отношения между этой категорией родителей и их детьми, как правило, строятся на самом примитивном уровне.

    «Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе»[14].

    Семья – главный и первый институт в жизни каждого человека. В процессе формирования личности именно семья играет первостепенную роль: это главный шаг социализации и самосознания личности. Здесь ребёнок приобретает коммуникативные умения и навыки в общении и человеческих  взаимоотношений, именно в семье закладывается моральный, нравственный образ и профессиональное определение. Поэтому, каждому ребёнку необходимо обеспечить благоприятный климат в семье.

    В некоторых субъектах Российской Федерации местные власти помогают семьям с детьми за счет повышения возраста до 21 года или 23 лет при условии очной формы обучения или службы в армии по призыву.

    Существующая нормативно-правовая база позволяет осуществить правовую поддержку семей с детьми. В настоящее время действует комплекс документов, направленных на поддержку семей, имеющих трех и более детей, в которые входят:

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 г. № 761 «О предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».
    2. Федеральный Закон Российской Федерации от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
    3. Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 г. № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан.
    4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.12.2009 г. № 1012-н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».
    5. Федеральный закон от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

    Многодетные семьи сталкиваются с рядом проблем, разделим их на категории (рис. 1).

    Рисунок 1- Четыре категории проблем в семье с детьми

    Рассмотренные выше проблемы требуют государственного вмешательства для их решения. Проведенная дополнительная поддержка стимулирует рождаемость в стране, сохранение высокого уровня жизни регионов страны. Так Краснодарский край решает такую демографическую проблему через меры социальной поддержки[15].

    Сразу обратим внимание, что государство оказывает помощь родителям детьми. Всем им, в частности, гарантировано:

    1. Получение одноразового пособия при появлении ребенка в соответствии со ст. 11ФЗ от 19.05.1995 № 81 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно Постановлению Правительства РФ от 24.01.19  N 32 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году», с 01.02.2020 его размер составляет 18004,12 руб. За раннюю постановку на учет – 680,4 руб. Выплачивается такая материальная помощь и при усыновлении и на каждого последующего ребенка.
    2. Регулярное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет в соответствии со ст. 13 ФЗ № 81. Его обычный размер – 40% от трудового дохода, но не более 27 984, 66 руб. и не менее 5036 руб. на первого ребенка (после индексации с 1.02.20). Размер пособия на второго и последующего – не более 27 984,66 руб. и не менее 6803,9 руб. Минимальный размер пособия для не работающих тоже подлежит индексации. С 01.02.20 года он составит не менее 5036 рублей на первого и 6803,9 руб. на второго и всех последующих детей.
    3. Ежемесячное пособие для малоимущих семей с детьми 2021 года рождения и до достижения ими 18 месяцев. Выплаты равны прожиточному минимуму на ребенка в регионе.
    4. «Право на материнский капитал в соответствии сФЗ от 29.12.2006 № 256 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также изменениями предложенными Президентом РФ в Послании к Федеральному Собранию 15.01.20, для всех, кто родил или усыновил первого и последующих детей».

    В 2022 году размер маткапитала зависит от того, какой по счёту ребёнок и когда он родился или был усыновлён

    Первый ребёнок родился или усыновлён до 2020 года, второй – в 2020 и позже – 693 144,10 ₽ на второго

    Оба ребёнка родились до 2020 года – 524 527,90 ₽ на второго ребенка.

    Единственный ребёнок родился с 1 января 2020 года – 524 527,90 ₽

    Первый ребёнок родился с 1 января 2020 года – 524 527,90 ₽, и появился второй – ещё 168 616,20 ₽

    Первый и второй ребёнок родились до 2007 года, третий – в 2020 году и позже – 693 144,10 ₽ на третьего. Государственная социальная политика в отношении семей с детьми направлена на дальнейшее стимулирование рождаемости, которое, по словам президента, выходит на первый план[16].

    В условиях снижения численности населения руководству страны приходится прибегать к дополнительным мерам поддержки малоимущих, приемных и семей с детьми.

    В отношении последних на протяжении многих лет действует указ Президента РФ о мерах по социальной поддержке семей с детьми. Согласно ему, дети в таких семьях могут претендовать на:

    • льготы на коммунальные услуги;
    • бесплатное предоставление лекарств;
    • привилегии в образовательной сфере;
    • транспортные льготы;
    • бесплатное питание в школах, предоставление школьной формы, канцелярских принадлежностей;
    • налоговые льготы, помощь в получении земельных наделов, специальные кредитные программы и так далее[17].

    Программа государственной поддержки семей с детьми в по мнению властей, стала эффективной мерой улучшения демографической ситуации – рождаемость начала расти. Подчеркивая значимость данного направления, федеральные власти намерены стабилизировать успех и не допустить снижения рождаемости в предстоящем десятилетии.

    Фактически анонсируется перезагрузка политики демографического развития, результатом которой должны стать федеральные программы для семей с детьми на 2021 год. Речь идет как минимум о:

    • продлении материнского капитала до 2026 года, расширении целей его использования: формирование ежемесячных выплат малоимущим семьям, оплата ухода за ребенком;
    • дополнительном финансировании выплат ежемесячного пособия на третьего ребенка до 3 лет, выплачиваемом в соответствии п. 2 суказа Президента РФ от 07.05.2012 № 60613;
    • запуске новой программы ипотечного кредитования до 2023 года для двух- и трехдетных семей.

    Эти госпрограммы для семей с детьми – не единственные формы поддержки. Например, родители, воспитавшие семерых детей, вправе претендовать на орден «Родительская слава» и поощрение в 100 000 рублей.

    Значительная помощь для семей с несколькими детьми предоставляется и на региональном уровне.

    Все льготы, предоставляемые семьям с детьми в России, можно разделить на две категории: федерального и регионального значения. В целом, многодетные семьи могут претендовать на широкий перечень преференций от государства, которые отражены в таблице 2.

    Таблица 2 – Виды льгот и пособий семьям с детьми

    Наименование льготы Форма предоставления Кем выделяется
    Место в детском саду             или яслях для ребенка Вне очереди для каждого ребенка в семье Федеральным бюджетом
    Бесплатные лекарства на основе рецепта Всем детям в семье дошкольного возраста             Федеральным бюджетом
    Скидка на оплату услуг ЖКХ Предоставляется в случае, если семья тратит на коммунальные услуги более 15% совокупного дохода (выплачивается в виде доплаты за потребляемые услуги) Региональным бюджетом
    Земельный участок для ведения          подсобного хозяйства Бесплатно Региональным бюджетом
    Обеды в школах, профессиональных   училищ: ад Бесплатно для обучающихся детей на очной основе Федеральным бюджетом
    Предоставление школьной формы Бесплатно, в том числе и спортивной формы для детей, занимающихся определенным видом спорта Федеральным бюджетом
    Налоговые льготы при ведении семьей бизнеса B виде определенной скидки при наличии у семьи малого предприятия или крестьянского хозяйства Федеральным бюджетом
    Скидка на проезд в общественном транспорте кроме маршрутного такси н частных такси Ежегодно устанавливается стоимость проездного билета для школьников Региональным бюджетом
    Посещение детьми театров, музеев, парков культуры н отдыха,           выставочных комплексов Бесплатно раз в месяц Федеральным бюджетом
    Санаторно-курортное лечение Возмещение стоимости путевок для детей школьного возраста Региональным бюджетом
    Предоставление гибкого рабочего графика трудящимся При трудоустройстве через службу            занятости населения Региональным бюджетом
    Дополнительное пособие малоимущим При расчете прожиточного минимума      на каждого члена семьи Региональным бюджетом
    Денежная выплата Предоставляется ежеквартально в качестве пособия семьям с детьми             н подлежит индексации Региональным бюджетом
    Льготные ссуды на строительство жилья или приобретения квартиры Предоставляется через программы     крупных банков страны Федеральным бюджетом
    Диспансеризация дополнительного характера Только для детей из семьи военнослужащего Федеральным бюджетом

    Помимо выплат федерального уровня полагается ряд местных надбавок. Местные виды помощи разработаны с учетом особенностей региона и потребностей его жителей. Законодательными актами местного уровня предоставляются следующие выплаты семьям с детьми.

    Помимо единовременного пособия при ро­ждении ребенка в 42 субъектах РФ выплачива­ются ежемесячные, ежеквартальные или еже­годные пособия на детей.

    Размер ежемесячных пособий существен­но разнится и располагается в диапазоне от 135 руб. (Алтайский край) до 23 тыс. руб. (Кам­чатский край). Столь большая разница обуслов­лена количеством детей вообще, а также детей, рожденных от многоплодной беременности (4 и более детей).

    Ежеквартальные пособия предоставляют­ся в Волгоградской области (289 руб.), Кеме­ровской области (500-1000 руб. в зависимости от количества детей) и в Краснодарском крае (4939 руб.) равными долями.

    Ежегодные выплаты предусмотрены законо­дательством в двух субъектах РФ: Алтайском крае (по 3 тыс. руб. в течение 7 лет, условием их получения является одновременное рождение трех и более детей) и Костромской области (та­кие же условия, но выплата ежегодных пособий не ограничивается достижением детей 7 лет).

    К ежегодным выплатам, на наш взгляд, сле­дует отнести также пособие на приобретение школьной и спортивной формы, что соответ­ствует наиболее распространенному в науке по­ниманию категории «пособие» [3, с. 127]. Такое пособие выплачивается в ряде субъектов РФ при поступлении ребенка из многодетной семьи в первый класс общеобразовательной школы.

    В Алтайском крае и Новосибирской области указанные выплаты предоставляются для семей с детьми в течение всего срока обучения ребенка в общеобразовательной школе. В Хаба­ровском крае эта выплата предоставляется на тех же условиях, но добавляется еще критерий нуждаемости (малоимущим) и только для сель­ской местности.

    В 21 субъекте РФ региональным законода­тельством предусмотрена компенсация части родительской платы за содержание детей в до­школьных образовательных организациях.

    Семьям с детьми в качестве государ­ственной поддержки предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, при этом размер льгот определяется количеством детей в семье с детьми и варьируется от 30 до 100 %. Так, на территории Кировской об­ласти компенсируются расходы на приобрете­ние индивидуальных приборов учета холодной, горячей воды и электроэнергии в размере 50 % стоимости. В городах Москве и Севастополе,

    Белгородской области семьям с детьми компенсируется абонентская плата за телефон.

    В 42 субъектах РФ в качестве меры государ­ственной поддержки предусмотрено право бес­платного проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) на городских и пригородных маршрутах либо денежной вы­платы на оплату проезда. В некоторых регионах это право распространяется на всех членов мно­годетной семьи (Брянская область).

    Можно назвать и иные меры, которые могут быть признаны существенной помощью много­детным. Среди них следует отметить бесплатное питание, которое получают обучающиеся в об­щеобразовательных организациях (в 22 субъек­тах РФ); бесплатное лекарственное обеспечение (в 29 субъектах РФ); оплату содержания детей в оздоровительном лагере либо частичную ком­пенсацию стоимости путевки, приобретенной самостоятельно (в 16 субъектах РФ).

    Таким образом, из бюджетов местного уровня выделяются дополнительные выплаты, льготы и субсидии, так же способные улучшить материальное положение и качество жизни семей с детьми, многие из которых являются малоимущими.

    Только государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях поможет исправить демографическую и социально-экономическую ситуацию.

    4. Международный опыт социальной поддержки семей с детьми

    В настоящем разделе работы, рассмотрим опыт поддержки семей с детьми в некоторых зарубежных странах.

    Во Франции для семей с детьми существует государственная программа «Большая семья», предлагающая льготы и субсидирование в рамках общей государственной политики по стимулированию рождаемости. Родители с появлением очередного ребёнка получают возможность уменьшить налоговую базу доходов.

    Несовершеннолетними дети во Франции считаются до 20 лет, но обучающиеся в колледже или университете сохраняют статус зависимых до 25 лет.

    Система семейных пособий во Франции включает разные виды пособий, основная часть из них предоставляется исходя из числа детей в семье без учёта доходов родителей: семейное пособие, но с появлением второго ребёнка, дополнительное пособие для воспитания ребёнка до трёх лет, назначаемое родителю независимо от его трудовой занятости, пособие матерям-одиночкам, господдержка матерям при отсутствии возможности у них получать алименты и др[18].

    Особенность французского законодательства в области поддержки семьи состоит в том, что на семейные пособия могут претендовать родители, имеющие на иждивении двоих детей, не достигших возраста 20 лет. В настоящее время на пособия могут рассчитывать семьи, имеющие годовые доходы, суммы которых установлены законодательством страны, при этом размер семейных пособий уменьшается пропорционально в зависимости от дохода семьи, но сумма пособий увеличивается с возрастом детей .

    Когда ребёнку исполняется 14 лет, то применяется надбавка, за исключением старшего в семье из 2-х детей. В этом случае надбавка будет применяться с 14-летнего возраста второго ребёнка-иждивенца.

    Инструментом поддержки семьи во Франции служат дополнительные семейные пособия, которые могут выплачиваться сверх сумм получаемых в виде семейных пособий, для семей с тремя детьми и более. Указанное пособие привязано к уровню доходов. Более 80 % семей, претендующих на такое пособие, имеют возможность его получить. С момента рождения ребёнка до достижения им трёхлетнего возраста выплачивается базовое пособие[19].

    Надбавки на присмотр за ребёнком полагается родителям, если они возвращаются к трудовой деятельности. Важный инструмент для поддержки семей с детьми – различного рода пособия, которые финансово стимулируют осуществление ухода за ребёнком самими родителями или компен-сируют затраты, связанные с оплатой услуг няни.

    Реализуемая семейная политика во Франции ориентирована на прямую поддержку семей с детьми с детьми и подразумевает выплату им различных пособий. Франция имеет относительно высокий коэффициент СКР, достигший в 2020 году значения 1,87 (в Европейском союзе среднее значение СКР составляет 1,56)[20].

    Все дети, проживающие на территории Германии, получают пособие до 18 лет. Если ребёнок в дальнейшем продолжает обучение и будет на иждивении родителей, то период получения такого пособия продлевается в Германии вплоть до 25 лет. Нужно отметить, что детское пособие до 25 лет предусмотрено в немногих странах.

    Размер детского пособия в Германии составляет практически половину минимальной заработной платы и оно увеличивается на каждого последующего ребёнка. Одновременно возрастает величина дохода на детей, не облагаемая налогом, а также величина средств на уход, образование или обучение детей. Родители могут получать выгоду от выплаты детских пособий или освобождать от налога часть дохода, планируемую на детей. Освобождение от налогов выгодно для жителей страны с высокими доходами. При заполнении декларации, налоговая инспекция высчитывает, какой вариант для родителей выгоднее.

    Налогоплательщики, воспитывающие детей, имеют право на получение особого налогового вычета. Если родители ребёнка не проживают совместно или находятся в разводе, каждый из них имеет право на вычет в размере половины этой суммы. Семьям, имеющим детей в Германии, оказывается материальная помощь на воспитание ребенка, в виде родительского пособия (Bundeselterngeld- und Elternzeitgesetzes, BEEG), которое получают в первые 14-28 месяцев на воспитание ребёнка независимо от того, работают родители или нет.

    Пособие имеет две разновидности в зависимости от способа выплаты: первая – родительское пособие, которое родители могут получать в течение 14 месяцев; второе – плюс пособие, его получают в течение 28 месяцев. Особенность в том, что второе пособие в два раза меньше, чем основное родительское пособие, но период его получения в два раза дольше.

    При установлении суммы этого пособия за основу берётся доход родителей и учитываются дополнительные правила его назначения, в том числе постоянное место жительства в Германии, самостоятельное воспитание и уход за ребёнком, совместность проживания с ребёнком и др.

    В Казахстане к многодетным относятся семьи, в которых воспитывается четыре и более детей, не достигших совершеннолетия или студентов-очников до достижения ими 23 лет. Согласно данным министерства труда и социальной защиты населения Казахстана, в стране проживает 340 377 семей с детьми. Суммарный коэффициент рождаемости в Казахстане в 2020 г. составил 2,74, что говорит об обеспечении естественного воспроизводства населения и положительной тенденции прироста численности населения.

    Ежемесячное пособие на каждого ребёнка многодетным выплачивается в Казахстане независимо от доходов семьи и его сумма составляет 4 минимальных расчётных показателя (МРП). Рождение четвертого и последующих детей даёт женщинам право на единовременное пособие.

    Многодетные семьи могут претендовать на получение так называемой адресной социальной помощи, если суммарное значение всех доходов семьи будет менее 70 % прожиточного минимума на одного члена семьи. Поддержка многодетной семьи в Казахстане может быть оказана в виде государственной помощи в улучшении жилищных условий, в частности в получении нового жилья. При выделении жилищной площади возможно два варианта её получения: в порядке очередности из государственного фонда либо по государственной программе «Нурлы жер»[21].

    Таким образом, подводя итог настоящего раздела работы, мы можем сказать, что в различных странахх существуют разные по своей сути и направлениям системы помощи семьям с детьми.

    Список литературы

    1. Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке семей с детьми» (ред. от 25.02.2003)// «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.05.1992, № 19, ст. 1044.
    2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О некоммерческих организациях”// “Собрание законодательства РФ”, 15.01.1996, N 3, ст. 145.
    3. Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты семей с детьми на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.
    4. Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты семей с детьми на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.
    5. Восколович Н. А., Асхабалиев И. Ч. Формирование системы мер реальной поддержки семей с детьми // Уровень жизни населения регионов России. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-mer-realnoy-podderzhki-mnogodetnyh-semey (дата обращения: 19.02.2023).
    6. Горбуль Ю. А., Еремина О. Ю. Государственная поддержка семей с детьми как ядро социальной функции государства // Сибирский юридический вестник. 2022. №1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi-kak-yadro-sotsialnoy-funktsii-gosudarstva (дата обращения: 19.02.2023).
    7. Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Материнский (семейный) капитал как программа поддержки семей с детьми: итоги реализации и перспективы развития (часть вторая) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 16. №4. С. 21-35. DOI: 10.19181/ lsprr.2020.16.4.2
    8. Какадий И.И., Просвирина А.И. Управление социальной поддержкой населения как фактор реализации социальной политики государства // Экономика и менеджмент систем управления. – 2021. – №.29. С. 269-275.
    9. Какие льготы в Казахстане предусмотрены для семей с детьми. URL: https://ru.sputnik.kz/ spravka/20190226/9447202/mnogodetnye-semi-lgoty-kazahstan. html (дата обращения: 20.09.2022).
    10. Кожахметова А.А. Адресная социальная помощь как особый вид государственной социальной помощи/Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. № 2. С. 153-157.
    11. Налоги и налоговая система во Франции. URL: https:// zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html (дата обращения: 20.09.2022).
    12. Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE) URL: https://www.insee. fr/en/accueil (дата обращения: 20.09.2022).
    13. Осипова В.В. Социальная помощь семье в отечественной практике социальной работы советского периода второй половины XX века//В сборнике: Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. Сборник научных работ. Тверь, 2018. С. 157-160.
    14. Павловская В.Ю. Государственная социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения//Очерки новейшей камералистики. 2019. № 2. С. 27-30.
    15. Савченко И.А. Деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения // Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: материалы Всероссийской научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет. Под общ. ред. В.П. Васильева. Москва. – М.: МАКС Пресс, 2020. – С. 156-159.
    16. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
    17. Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: докл. к XX Апр. междунар. науч.конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др. ; под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ. 2019. 153 с.
    18. Социальное обеспечение во Франции. URL: https:// docplayer.ru/31211958-Socialnoe-obespechenie-vo-francii.html (дата обращения: 20. 09.2022).
    19. Терехова А.Н. Анализ социальных пособий, выплачиваемых в рамках оказания государственной социальной помощи//В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 280-286.
    20. Титор С.Е. Социальная защита многодетных отцов // Вестник ГУУ. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-mnogodetnyh-ottsov (дата обращения: 19.02.2023).
    21. Хадаев Т.А. Социально-консультативная помощь как вид социального обслуживания граждан//В сборнике: Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия теории и практики. сборник научных трудов. Казань, 2018. С. 140-143.

     

    [1] Какадий И.И., Просвирина А.И. Управление социальной поддержкой населения как фактор реализации социальной политики государства // Экономика и менеджмент систем управления. – 2021. – №.29. С. 269-275.

    [2] Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 30.12.2020) “О некоммерческих организациях”// “Собрание законодательства РФ”, 15.01.1996, N 3, ст. 145.

    [3] Савченко И.А. Деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения // Управление социальными изменениями в нестабильных условиях: материалы Всероссийской научной конференции. МГУ имени М.В. Ломоносова, социологический факультет. Под общ. ред. В.П. Васильева. Москва. – М.: МАКС Пресс, 2020. – С. 156-159.

    [4] Кожахметова А.А. Адресная социальная помощь как особый вид государственной социальной помощи/Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2021. № 2. С. 153-157.

    [5] Хадаев Т.А. Социально-консультативная помощь как вид социального обслуживания граждан//В сборнике: Сфера знаний: вопросы продуктивного взаимодействия теории и практики. сборник научных трудов. Казань, 2018. С. 140-143.

    [6] Осипова В.В. Социальная помощь семье в отечественной практике социальной работы советского периода второй половины XX века//В сборнике: Альманах студенческих и аспирантских работ по социально-гуманитарным наукам. Сборник научных работ. Тверь, 2018. С. 157-160.

    [7] Терехова А.Н. Анализ социальных пособий, выплачиваемых в рамках оказания государственной социальной помощи//В сборнике: Структурные преобразования экономики территорий: в поиске социального и экономического равновесия. сборник научных статей 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 280-286.

    [8] Павловская В.Ю. Государственная социальная помощь как организационно-правовая форма социального обеспечения//Очерки новейшей камералистики. 2019. № 2. С. 27-30.

    [9] Восколович Н. А., Асхабалиев И. Ч. Формирование системы мер реальной поддержки семей с детьми // Уровень жизни населения регионов России. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-mer-realnoy-podderzhki-mnogodetnyh-semey (дата обращения: 19.02.2023).

    [10] Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.

    [11] Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 «О мерах по социальной поддержке семей с детьми» (ред. от 25.02.2003)// «Ведомости СНД и ВС РФ», 14.05.1992, № 19, ст. 1044.

    [12] Горбуль Ю. А., Еремина О. Ю. Государственная поддержка семей с детьми как ядро социальной функции государства // Сибирский юридический вестник. 2022. №1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-semey-s-detmi-kak-yadro-sotsialnoy-funktsii-gosudarstva (дата обращения: 19.02.2023).

    [13] Семьи с детьми в России: уровень жизни и политика социальной поддержки: докл. к XX Апр. междунар. науч.конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9-12 апр. 2019 г. / С.С. Бирюкова, Е.А. Горина, А.Р. Горяйнова и др. ; под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ. 2019. 153 с.

    [14] Титор С.Е. Социальная защита многодетных отцов // Вестник ГУУ. 2022. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-zaschita-mnogodetnyh-ottsov (дата обращения: 19.02.2023).

    [15] Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты семей с детьми на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.

    [16] Елизаров В.В., Джанаева Н.Г. Материнский (семейный) капитал как программа поддержки семей с детьми: итоги реализации и перспективы развития (часть вторая) // Уровень жизни населения регионов России. 2021. Том 16. №4. С. 21-35. DOI: 10.19181/ lsprr.2020.16.4.2

    [17] Абросимова Ю.А., Быкова К.В., Аверьянова В.Р., Сидоренко Т.Н. Экономические и социальные аспекты современных процессов социальной защиты семей с детьми на региональном уровне. Экономика устойчивого развития. 2019. № 4 (40). С. 11-14.

    [18] Социальное обеспечение во Франции. URL: https://

    docplayer.ru/31211958-Socialnoe-obespechenie-vo-francii.html (дата обращения: 20. 09.2022).

    [19] Налоги и налоговая система во Франции. URL: https:// zagranportal.ru/franciya/finansy-franciya/nalogi-vo-francii.html (дата обращения: 20.09.2022).

    [20] Национальный институт статистики и экономических исследований Франции (INSEE) URL: https://www.insee. fr/en/accueil (дата обращения: 20.09.2022).

    [21] Какие льготы в Казахстане предусмотрены для семей с детьми. URL: https://ru.sputnik.kz/ spravka/20190226/9447202/mnogodetnye-semi-lgoty-kazahstan. html (дата обращения: 20.09.2022).

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх