написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Отчет по производственной практике психология

    Оглавление

    Введение. 3

    1. Картотека научных источников. 4

    2. Реферат по теме: Основные подходы к изучению психического здоровья в отечественной психологии. 10

    3. Статья на тему: Психическое здоровье современного учителя. 11

    4. Доклад на тему: «Обзор зарубежных исследований психического здоровья»  16

    Заключение. 22

    Список используемой литературы.. 23

    Введение

    В период с 22.12.2021 по 31.05.2022 г. мною была пройдена производственная практика.

    Целью практики являлось – сформировать умения и навыки применения теоретических знаний для осуществления самостоятельной научно-исследовательской деятельности, направленной на определение проблемного поля и компетентного выбора тем научно-исследовательских работ, планирования и проведения научных исследований и разработок в области психологии.

    Для достижения цели практики необходимо было решить ряд задач, а именно:

    – постановка проблем исследования в области психологического консультирования, обработка, анализ и систематизация научно-психологической информации по теме исследования, обоснование гипотез и постановка задач исследования;

    – определение состава и операционализация основных изучаемых переменных, подбор методик исследования; выбор и применение планирование и организация проведения теоретических и эмпирических исследований, анализ и интерпретация их результатов, выбор адекватного математического обеспечения научно – исследовательской работы;

    – подготовка научных отчетов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований, их оформление и представление в устной и письменной форме; планирование, организация и психологическое сопровождение внедрения полученных разработок;

    – совершенствование и развитие интеллектуального и общекультурного уровня, самостоятельное овладение новыми методами исследования.

    1. Картотека научных источников

    1. Багнетова Е. Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных школ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2017. № 3 (48). С. 84–88.
    2. Битюцкая Е. В. Современные подходы к изучению совладания с трудными жизненными ситуациями // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2011. № 1. С. 100–111.
    3. Вачков И. В., Савенкова М. А. Особенности эмоционального выгорания педагогов с разными видами копинг-стратегий // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. № 3 (49). С. 84–95.
    4. Войтенко А.М., Корнилова А.А., Пашкин С.Б. Психофизиологические основы безопасности операторской деятельности. Ростов-на-Дону: Изд-во РостГМУ, 2017. 64 с.
    5. Гуриева С. Д., Афанасьева Ю. Копинг-поведение педагога в контексте профессионального стресса // Мир педагогики и психологии. 2019. № 5 (34). С. 162–168.
    6. Дмитриева Н.Ю., Качановецкая Н. И. Различные копинг-стратегии преподавателей в зависимости от уровня мотивации к инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. 2013. № 3. С. 55–60.
    7. Зарецкий Ю. В. Опыт психологического консультирования учителей, работающих в режимах онлайн и офлайн // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2 (108). С. 137–150.
    8. Заусенко И. В. Психологическое благополучие школьников и педагогов в период введения Федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 196–199.
    9. Заусенко И. В. Психологическое благополучие педагога // Педагогическое образование в России. 2012.  № 2. С. 28–31.
    10. Крюкова Т.Л. (2004) Психология совладающего поведения. Кострома: Авантитул. 2004.
    11. Кухтерина Г. В., Федина Л. В. Стратегии защитно-совладающего поведения педагогов в зависимости от стажа профессиональной деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. Т. 4. № 2. С. 57–65
    12. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Л.Леви (ред.) Эмоциональный стресс. Л.: Медицина. 1970. С. 178–208.
    13. Леонова А. Б., Багрий М. А. Синдромы профессионального стресса у врачей разных специализаций // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 2009. № 3. С. 44–53.
    14. Нартова-Бочавер С.К. Coping behavior в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20–30.
    15. Озеров Д. Б. Особенности копинг-стратегий у педагогов с разным типом субъектной регуляции и стажем работы // Актуальные вопросы педагогики и психологии: Материалы Международной заочной научно-практической конференции (Новосибирск, 1 августа 2011 г.). Новосибирск: ЭНСКЕ. 2011. С. 80–85.
    16. Осадчая Е. А. Особенности копинг-стратегий педагогов // Молодой ученый. 2018. № 30. С. 154–157.
    17. Петриков С. С., Холмогорова А. Б., Суроегина А.Ю. и др. Профессиональное выгорание, симптомы эмоционального неблагополучия и дистресса у медицинских работников во время эпидемии COVID‑19 // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 8–45.
    18. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований // Психологические исследования. 2011. № 3. С. 4.
    19. Рассказова Е. И., Леонтьев Д. А., Лебедева А. А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 2. С. 90–108.
    20. Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей // Вопросы психологии. 1997. № 1. С. 45–54.
    21. Реан А. А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер. 2000.
    22. Регуш Л. А., Реан А. А., Рогов Е. И. Практико-ориентированная концепция психологической подготовки педагогов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 39–42.
    23. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс. 1979.
    24. Сергиенко Е. Субъектная регуляция и совладающее поведение // Психология совладающего поведения. Материалы Международной научно-практической конференции (Кострома, 16–18 мая 2007 г.). 2007. С. 64–66.
    25. Соколова Е. Т. Феномен психологической защиты // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 66–79.
    26. Кораблина Е.П., Пашкин С.Б. Самопомощь в процессе профессиональной подготовки психологов-консультантов: учебно-методическое пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 63 с.
    27. Леонова А.Б., Чернышева О.Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы: Хрестоматия. М.: Родикс, 2005. 448 с.
    28. Нестерова О. В. Управление стрессами: учеб.пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012.
    29. Пашкин С.Б. Основы организационного консультирования // Прикладные технологии в психологическом консультировании. Коллективная монография / Под ред. Е.П. Кораблиной, М.А. Коргожи. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. С. 26-35.
    30. Пашкин С.Б. Психологические возможности оптимизации функциональных состояний курсантов в ходе несения внутренней службы // Актуальные проблемы современного инженерного образования. Часть 2: материалы III-й Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 10 ноября 2017 г.). Омск: ОАБИИ, 2017. С. 3-8.
    31. Пашкин С.Б., Любаков А.А. Оптимизация функциональных состояний курсантов при несении службы с помощью тренинга//Управление инновациями в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 октября 2015 г., г. Самара)/В 2 ч., Ч. 1. Уфа: АЭТЕРНА, 2015. С. 197-200.
    32. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Корнилова А.А., Мозерова Е.С. Посттравматические стрессовые расстройства и особенности медикопсихологической реабилитации военнослужащих-участников боевых действий // Научные проблемы материально-технического обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации: сборник научных трудов / под общ.ред. д-ра экон. наук, проф. В.Б. Коновалова. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, Выпуск 1(7) 2018. С. 130-141.
    33. Пашкин С.Б., Мозеров С.А., Мозерова Е.С. Актуальные аспекты оказания психологической помощи военнослужащим // Военный инженер. 2019. № 3(13). С. 48-57.
    34. Пашкин С.Б., Саркисов С.В., Саркисова Е.А. Особенности морально-психологического обеспечения профессиональной деятельности выпускника военного вуза инженерного профиля в условиях чрезвычайных ситуаций // XIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в ХXI веке» (20-22 ноября 2019 г.): Сборник трудов / Санкт-Петербургский горный университет. СПб, 2019. С. 175-178.
    35. Пашкин С.Б., Турчин А.С., Саркисова Е.А. Система мероприятий психологической помощи военнослужащим в интересах укрепления, сохранения, восстановления психического здоровья // Вестник Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. 2020. №1(10). С. 82-88.
    36. Профессиональный стресс и стрессоустойчивость специалистов экстремального профиля деятельности: учебное пособие / Н.Н. Смирнова, А.Г. Соловьев, М.В. Корехова, И.А. Новикова. Архангельск: Изд-во Северного государственного медицинского университета, 2017. 161 с.
    37. Щербовская Д.А. Организационный стресс особенности изучения стресса в рабочей среде // Историческая и социально-образовательная мысль.- № 5. 2014. С. 220-223. 1
    38. Ясько Б. А. Современные теоретические и методологические подходы к исследованию организационного стресса // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2013. С. 163-167.
    39. Пашкин С. Б. Профессиональный стресс в служебной деятельности: содержание, причины и способы преодоления / С. Б. Пашкин, Н. Б. Лисовская, Е. А. Саркисова // Исследование возможности применения опыта зарубежных стран в высшем образовании для вузов РФ : Сборник материалов заочной научно-методической конференции, Петергоф, 24 ноября 2020 года. – Петергоф: ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВОЙСК И ВОЕННЫХ СООБЩЕНИЙ), 2021. – С. 128-136.
    40. Костылев Д.С., Кутепова Л.И., Трутанова А.В. Информационные технологии оценивания качества учебных достижений обучающихся //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 190-192.
    41. Бондарева А.Э., Ирышкова О.В., Тишков Д.С., Журбенко В.А., Саакян Э.С. Исследование эффективности учебного процесса на стоматологическом факультете и пути его повышения на основе обратной связи // Успехи современного естествознания. 2014. № 12-4. С. 492
    42. Тишков Д.С. Влияние отношений преподаватель-студент и студент-студент на социальную вовлеченность учащихся // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 1 (30). С. 37-39.
    43. Верна В.В., Иззетдинова А.А.К. Профилактика профессионального выгорания медицинских работников в период распространения пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 91-94.
    44. Бочкарева Л.П., Виноградов О.С., Виноградова Н.А., Чернышев А.А., Яловой А.Е. Психологические факторы обеспечения техносферной безопасности сотрудниками МЧС // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2020. Т. 9. № 4 (52). С. 131-135.
    45. Aldrup K., Klusmann U., Lüdtke O. Does Basic Need Satisfaction Mediate the Link between Stress Exposure and Well-Being? A Diary Study among Beginning Teachers // Learning and Instruction. 2017. Vol. 50. November. P. 21–30.
    46. Alhija F. N.-A. Teacher Stress and Coping: The Role of Personal and Job Characteristics // Procedia—Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 185. May. P. 374–380.
    47. Austin V., Shah S., Muncer S. Teacher Stress and Coping Strategies Used to Reduce Stress // Occupational Therapy International. 2005. Vol. 12. No 2. P. 63–80.
    48. Brown S. P., Westbrook R. A., Challagalla G. Good Cope, Bad Cope: Adaptive and Maladaptive Coping Strategies Following a Critical Negative Work Event // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. No 4. P. 792–798.
    49. Carver C. S., Scheier M. F., Weintraub J. K. Assessing Coping Strategies: A heoretically Based Approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1989. Vol. 56. No 2. P. 267–283.
    50. Clipa O. Teacher Stress and Coping Strategies // O. Clipa (ed.) Studies and Current Trends in Science of Education. Suceava, Romania: LUMEN Proceedings. 2017. P. 120–128.


    2. Реферат по теме: Основные подходы к изучению психического здоровья в отечественной психологии

    В результате выполнения данного задания представлен реферат, оформленный в соответствие с требованиями, по теме:  «Основные подходы к изучению психического здоровья в отечественной психологии».

    3. Статья на тему: Психическое здоровье современного учителя в условиях дистанционной работы

    Ключевые слова: профессиональный стресс, психическое здоровье, стресс, здоровье, педагогический работник, дистанционный формат работы.

    Аннотация: в рамках данной статьи рассматриваются некоторые теоретические аспекты психического здоровья современного учителя.

    В начале 2020 г. учителям, ученикам, родителям учащихся, школьной администрации пришлось быстро осваивать новые инструменты и форматы работы, находясь при этом под сильнейшим давлением внешних обстоятельств, вызванных пандемией COVID‑19.

    Учителя — представители одного из наиболее напряженных видов социальной деятельности, которая часто сопровождается состоянием психологического стресса.

    По данным современных международных исследований, они подвержены стрессу больше, чем представители других профессий.

    За последнее десятилетие исследования профессионального стресса и стрессоустойчивости педагогов стали особенно актуальны. Они достаточно разнообразны, но немногочисленны.

    В статье М. В. Васильченко и Л. Д. Желдоченко рассмотрен феномен профессионального стресса в педагогической деятельности, доказано, что в стрессовой ситуации у преподавателей начальной школы со средним уровнем личностной тревожности доминирует просоциальная модель поведения, а с высоким — преобладает непрямая модель поведения [1].

    С ростом личностной тревожности учителей начальных классов снижается частота использования активной и просоциальной модели поведения и возрастает использование пассивной, асоциальной, прямой и непрямой моделей.

    И. А. Новикова, М. С. Зехова изучали психологический стресс педагогов, проходящих процедуру аттестации, и доказали, что большинство из них демонстрируют признаки психологического стресса во время прохождения аттестационных процедур [5].

    Основными стресс-факторами в этот период выступают возрастание нагрузки, нарушение режима труда и отдыха, необходимость работать в выходные, праздники и после работы, конфликты с коллегами и руководством, страх экспертной оценки и публичных выступлений. Во время стресса учителя часто используют эмоционально-ориентированные и достаточно редко — проблемно-ориентированные копинг-стратегии.

    Введение карантинных и  других мероприятий из-за распространения коронавирусной инфекции, ситуация самоизоляции и полный или частичный переход на дистанционную форму обучения, не может не вызывать стресс как у детей, так и  у  учителей.

    Это связано с  тем, что люди оказались в  совершенно новых ситуациях, с  которыми ранее не сталкивались, а адаптация к таким условиям всегда требует времени.

    Высокий уровень эмоционального дистресса требует внимания и помощи со стороны школьного психолога, так как в сопровождении нуждаются все категории участников образовательного процесса: обучающиеся, родители, педагоги, администрация школ.

     Но учителям, как специалистам, имеющим знания и навыки психологической самопомощи, школьные психологи традиционно уделяют меньшее внимание, забывая, что работа учителя всегда связана с высокими эмоциональными нагрузками.

    Таким образом, стресс, возникающий в процессе преподавательской деятельности, можно назвать профессиональным фактором риска. Но риск, ещё более усиливается в ситуации пандемии и связанных с ней, факторами: перестройкой организации работы образовательного учреждения, неизбежным повышение личной тревожности, возникновением страха за своё здоровье и здоровье близких, возникновение и усиление физических и эмоциональных перегрузок.

    Поэтому так важно, в этих непростых условиях, уметь нивелировать отрицательные последствия стресса. Стресс, или состояние психического напряжения, возникает под действием внешних раздражителей, на которые организм отвечает различными защитными реакциями.

    Но если стресс очень сильный и долго длится, то это перегружает адаптационные возможности организма и приводит к психологическим и физиологическим (язва желудка, гастрит, астма, гипертония, диабет и т.д.) негативным последствиям. Можно говорить о стрессах двух видов: психологических и физиологических.

    Психологические — это конфликты, чрезмерная ответственность, обиды, необходимость принимать решения, сильные переживания, к которым в условиях пандемии, добавляется тревожность и страхи за своё здоровье и жизнь.

    К физиологическим — относятся чрезмерная физическая нагрузка, которая также увеличивается в условиях пандемии (обучение в две ступени, увеличение объема проверок тетрадей, расширение рабочего времени за счёт личного времени учителя и т.д.) [4].

    Люди реагируют на стрессы по-разному. У кого-то в результате стресса активность в работе повышается, а у кого-то — сразу падает. Для одних характерна активная реакция на стресс, для других — пассивная.

    Помощь психолога нужна уже при первых признаках развития стресса — повышенной раздражительности, пониженном настроении, быстрой утомляемости, неуверенности в себе, проблемах со сном. Признаками стресса у учителей могут быть:

    — внезапная потеря аппетита или, напротив, постоянное желание есть;

    — обострённая раздражительность, провоцирующая отклонения от привычного поведения;

    — бессонница;

    — растущая тяга к алкоголю;

    — потеря сексуального влечения:

    — пессимизм, чувство, что весь мир против вас, и это никогда не изменится. Это один из самых явных признаков стресса;

    — ощущение «глобальности»: «никто меня не понимает», «я всегда всё делаю не так».

    Кроме отслеживания перечисленных выше внешних факторов, необходимо также проводить комплексную психологическую диагностику.

    Таким образом, можно выделить, что психологический стресс – одна из самых сложных междисциплинарных проблем, находящихся на стыке психологии, психофизиологии и физиологии. Трудно представить человека, который бы не подвергался факторам, провоцирующим возникновения стресса. Более того, со стрессовой ситуацией люди сталкиваются постоянно. При этом, с одной стороны, стресс стимулирует активность человека, позволяет более интенсивно использовать свой потенциал, с другой стороны, может обладать огромной разрушительной силой, приводить к серьезным внутренним переживаниям и невротическим состояниям.

    Список цитируемой литературы

    1. Васильченко М. В., Желдоченко Л. Д. Феномен профессионального стресса в педагогической деятельности // Мир науки. — 2017. — Т. 5, № 6.
    2. Гольцман Е. Век тревоги // Наука и жизнь. – 2001. – №2. – С. 53-61.
    3. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. – М., 1995. – С. 144-179.
    4. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов //Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №2.
    5. Новикова И. А., Зехова М. С. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации // Медицинская психология в России. — 2011. — № 5.
    6. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и изд. «ТАНДЕМ»: ЭКМОС, 1999. – 351 с.
    7. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1992. – 124 с.


    4. Доклад на тему: «Обзор зарубежных исследований психического здоровья»

    Распространенность нарушений психического здоровья в мире в последние десятилетия не снижается, а, согласно некоторым источникам, даже растет [26].

    По недавним данным, у 792 млн человек, т.е. у каждого десятого жителя планеты, диагностированы те или иные психические расстройства, наиболее часто встречающимися из которых являются депрессия (264 млн человек) и тревожные расстройства (284 млн человек) [26].

     Уже к настоящему моменту стало очевидным, что пандемия COVID-19 и меры по ее сдерживанию приведут к росту этих цифр и негативно скажутся на психическом здоровье не только инфицированных и их близких, но и населения всего мира в целом [25].

     Проведенные в разных странах недавние исследования свидетельствуют об ухудшении психического здоровья населения в связи с распространением коронавируса, массивной и противоречивой информации о его последствиях и введением направленных на сдерживание пандемии ограничений [21].

    Высказываются опасения, что распространение COVID-19 может привести в дальнейшем к серьезному кризису в области психического здоровья, в связи с чем необходимы крупномасштабные меры, включающие психологическую и психиатрическую помощь в планы противодействия чрезвычайным ситуациям в будущем [24].

    В качестве преобладающих реакций на пандемию отмечается рост распространенность фобий и панических реакций [28] и повышение тревожности среди разных категорий населения [27].

    Это обосновывает необходимость исследований эмоционального реагирования и его детерминант, на основе результатов которых могут быть разработаны эффективные стратегии на индивидуальном и популяционном уровнях для минимизации влияния пандемии COVID-19 и будущих возможных эпидемий аналогичного характера на психическое здоровье человека [20].

    Показано, что на самых ранних этапах пандемии психологическое состояние было опосредовано действием различных факторов [29]. Пол, возраст, род занятий, условия проживания, семейное положение, состав семьи и другие факторы требуют детального изучения, так как их связь с психологическим благополучием и психическим здоровьем в отличающихся социальных и культурных контекстах проявляется по-разному.

    В сложных жизненных ситуациях важнейшим средовым фактором, оказывающим смягчающее влияние на психологическое состояние и психическое здоровье индивида, выступает социально-психологическая поддержка со стороны разных групп людей [22].

    В контексте распространения COVID-19 уже показана роль социально-психологической поддержки на примере медицинских работников в Китае: более высокий уровень поддержки коррелировал с более низким уровнем тревожности и стресса, и к тому же положительно влиял на качество сна, и способствовал лучшему выполнению медработниками профессиональных задач [30].

    Как показано в ряде исследований, именно воспринимаемая социально-психологическая поддержка, а не получаемая, оказывает существенное влияние на психическое здоровье и психологическое благополучие индивида [23].

    У  студентов университетов, в частности, обнаружены значимые отрицательные корреляции между восприятием поддержки от всех трех основных источников и депрессивной симптоматикой, а также положительные корреляции между восприятием поддержки со стороны семьи и друзей и психологической сферой качества жизни [19].

    В условиях социального и физического дистанцирования в связи с принятыми мерами роль воспринимаемой поддержки может стать еще более значимой, в особенности для категорий населения, оказавшихся в изоляции от родных и близких.

    ВОЗ также выразила свою озабоченность по поводу психического здоровья и психосоциальных последствий пандемии [40].

    В докладе предполагается, что новые меры, такие как самоизоляция и карантин, повлияли на обычную деятельность, распорядок дня людей, что может привести к увеличению одиночества, тревоги, депрессии, бессонницы, употребления алкоголя и наркотиков, а также самоповреждения или суицидального поведения [40].

    Локдаун по всему миру привел к увеличению случаев насилия в семье, женщины и дети, не могут убежать от своих обидчиков во время карантина [41].

    Недавнее исследование Индийского психиатрического общества (IPS) показало двадцатипроцентный рост психических заболеваний со времени вспышки коронавируса в Индии [42].

    Психологи и специалисты в области психического здоровья предполагают, что пандемия повлияет на психическое здоровье населения во всем мире увеличением случаев депрессии, самоубийств и самоповреждений, помимо других симптомов, о которых сообщается во всем мире из-за COVID 2019 [42].

    Закрытие торговых точек, торгующих алкоголем, также привело к симптомам абстиненции и самоубийствам алкоголиков, о которых сообщалось в Индии. Психотерапевты пишут, о вероятности развития невротических расстройств, таких как генерализованное тревожное расстройство и обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР) в больших группах населения. 

    Чрезмерное внимание к постоянному мытью рук (в течение двадцати секунд) может повлиять на значительную группу населения во всем мире, учитывая, что люди не знают, когда и сколько раз мыть руки. 

    Ученые из Голландии провели исследование влияния пандемии на психическое здоровье людей. В период с 1 апреля по 13 мая 2020 года онлайн-анкеты были распространены среди людей, страдающих депрессивными, тревожными и обсессивно-компульсивными расстройствами (1181 человек) и здоровых людей в количестве 336 человека.

    Анкета содержала вопросы о предполагаемом воздействии на психическое здоровье, страхе перед COVID-19, преодолении и четырех проверенных шкалах оценки депрессивных симптомов, тревоги, беспокойства и одиночества. 

    Итогом стал тот факт, что у людей без расстройств прибавилось большое количество симптомов, в то время как те, кто страдает вышеуказанными заболеваниями особой разницы не заметили, наблюдались случаи уменьшения количества симптомов.

    Люди с депрессивными, тревожными или обсессивно-компульсивными расстройствами испытывают пагубное влияние пандемии COVID-19 на их психическое здоровье, что требует тщательного мониторинга в клинической практике.

    Интересным представляется исследование Принстонского университета Нью-Джерси. Используя продольный набор данных, связывающий биометрические данные и данные опроса нескольких групп молодых взрослых до и во время пандемии COVID-19 (N=682, N=682), ученые зафиксировали серьезные нарушения физической активности, сна, использования времени и психического здоровья [39]. 

    В начале пандемии среднее количество шагов в день уменьшилось с 10 000 до 4600 шагов в день, сон увеличился на 25-30 минут за ночь, время, затрачиваемое на общение, сокращается более чем наполовину до менее чем 30 минут, а время просмотра телевизора более чем в два раза превышает время до пандемии (более 5-ти часов). 

    В течение пандемии с марта по июль 2020 года доля участников, подверженных риску клинической депрессии, колеблется от 46% до 61%, что на 90% увеличивает показатели депрессии по сравнению с теми же показатели до пандемии. 

    На рисунке 1 представлены средние результаты по дням для участников исследования весной 2019 года (красный цвет) и весной 2020 года (синий цвет).

    Рисунок 1 – Результаты исследования Принстонского университета (A – количество шагов, B – физическая активность, C – время на сон, D – время на общение и активность)

    Результат исследования показали, что нарушение физической активности является ведущим фактором риска депрессии во время пандемии. Однако восстановление этих привычек с помощью краткосрочного вмешательства не приводит к значительному улучшению психического благополучия.

    Помимо связанных с настроением и эмоциональных вспышек, особенно паники, страха, избегания и страха при встрече с другими людьми, страх смерти (танатофобия), страх оказаться в изоляции, стигматизация, страх даже не получить предметы первой необходимости, еду и т.д., могут иметь свои психологические проявления. 

    Из репортажей по телевизору, было видно, что из-за беспокойства люди накапливали предметы первой необходимости, что привело к их нехватке. Миллионы людей потеряли работу. 

    Интересно, что пандемия коронавируса имеет еще одну особенность в наш век социальных сетей, когда люди перегружены слухами и дезинформацией, которые не являются достоверными и проверенными. Такие слухи и неподтвержденная информация вызывают страх, беспокойство и стресс из-за внезапного и почти постоянного потока новостных сообщений о вспышке. 

    Важно, чтобы эти люди получали консультации от психологов и других специалистов в области психического здоровья, чтобы они не сделали ничего плохого, и это всего лишь протокол для смягчения и борьбы с пандемией. Их сомнения нуждаются в разъяснении; они заслуживают социальной и психологической поддержки, консультаций, сострадания и доброты в такой тяжелой ситуации. Такая стигматизация и социальная изоляция негативно влияли на профилактику ВИЧ.

    На сегодняшний день во всем мире погибло более ста тысяч человек, и мы не знаем, сколько еще умрет. При таком сценарии важно оказывать психосоциальную поддержку и помогать членам семьи, потерявшим близких. 

    Обзор зарубежных, на сегодняшний день не очень многочисленных источников подтверждает положение о проблемах, существующих в области оценки и контроля психического здоровья работающего населения, а также путей его профилактики.

    Заключение

    В результате прохождения практики мною была достигнута цель, а задачи решены.

    За время прохождения практики мною были освоены следующие компетенции:

    – способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

    – готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

    – способность к самостоятельному поиску, критическому анализу, систематизации и обобщению научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных методов и технологий их достижения (ОПК-3).

    Список используемой литературы

    1. Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения. – Женева: Министерство здравоохранения – Издательство “Медицина”, ВОЗ, 1968 . – 62 с.
    2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. 2001 г.  № 256.  с изм. и допол. в ред. от 09.03.2021
    3. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г. № 3185-I (с изм. и допол. в ред. от 8.12.2020) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. № 33. Ст. 1913
    4. Адлер А. Понять природу человека / Альфред Адлер ; [пер. Е. А. Цыпина]. – Санкт-Петербург : Гуманитар. агентство “Академический проект”, 2000. – 253 с.
    5. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. – М.: Академия: Смысл, 2020. – 345 с.
    6. Баякина О.А. Соотношение понятий психического и психологического здоровья личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – №т. 11, 4 (5). – С. 1195-1200.
    7. Березка С. В. Стресс в педагогической деятельности // Проблемы современного педагогического образования. — 2014. — № 46/5. — С. 241–248.
    8. Братусь Б.С. Аномалии личности / Б. С. Братусь. – Москва : Мысль, 1988. – 304 с.
    9. Васильченко М. В., Желдоченко Л. Д. Феномен профессионального стресса в педагогической деятельности // Мир науки. — 2017. — Т. 5, № 6.
    10. Гольцман Е. Век тревоги // Наука и жизнь. – 2001. – №2. – С. 53-61.
    11. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности в контексте возрастного развития / И.В. Дубровина. – СПб.: ТЦ «Сфера», 2001.- 615 с.
    12. Касл С.В. Эпидемиологический подход к изучению стресса в труде // Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия / Сост. и ред. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. – М., 1995. – С. 144-179.
    13. Надеина Л.Е. Анализ профессиональной заболеваемости педагогов //Вестник Донецкого педагогического института. 2018. №2.
    14. Новикова И. А., Зехова М. С. Психологический стресс у педагогов, проходящих процедуру аттестации // Медицинская психология в России. — 2011. — № 5.
    15. Оллпорт Г.В. Личность в психологии = The person in psychology / Гордон В. Оллпорт. – М. : КСП+ ; СПб. : ЮВЕНТА, 1998. – 345 с.
    16. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – М.: Ассоциация авторов и изд. «ТАНДЕМ»: ЭКМОС, 1999. – 351 с.
    17. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1992. – 124 с.
    18. Хадарцев А. А., Токарев А. Р., Трефилова И. Л. Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы) // Вестник новых медицинских технологий. — 2019. — № 4. — С. 122–128.
    19. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Россоха, О.В. Шапарь. – М.: Феникс, 2009. – 816 c.
    20. Шеметкова Е. В. Профессиональный стресс в деятельности педагогов, работающих с умственно отсталыми детьми в условиях коррекционной школы-интерната : автореф. … канд. психол. наук. — Ярославль, 2009. — 24 с.
    21. Психическое здоровье | Всемирная организация здравоохранения // https://www.who.int/ru URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/mental-health-strengthening-our-response (дата обращения: 01.12.2021).
    22. Alsubaie, M.M., Stain, H.J., Webster, L.A., & Wadman, R. (2019). The role of sources of social support on depression and quality of life for university students. International Journal of Adolescence and Youth, 24(4), 484–496.
    23. Asmundson, G.J., & Taylor, S. (2020). Coronaphobia: Fear and the 2019-nCoV outbreak. Journal of anxiety disorders, 70, 102196.
    24. Bao, Y., Sun, Y., Meng, S., Shi, J., & Lu, L. (2020). 2019-nCoV epidemic: address mental health care to empower society. The Lancet, 395(10224), e37–e38.
    25. Cohen, S., & Wills, T.A. (1985). Stress, social support, and the buffering hypothesis. Psychological bulletin, 98(2), 310–357.
    26. Cummins, R.C. (1988). Perceptions of social support, receipt of supportive behaviors, and locus of control as moderators of the effects of chronic stress. American Journal of Community Psychology, 16(5), 685–700.
    27. Dong, L., & Bouey, J. (2020). Public mental health crisis during COVID-19 pandemic, China. Emerg Infect Dis, 26(7).
    28. González-Sanguino, C., Ausín, B., Castellanos, M.A., Saiz, J., López-Gómez, A., Ugidos, C., & Muñoz, M. (2020). Mental health consequences during the initial stage of the 2020 Coronavirus pandemic (COVID-19) in Spain. Brain, Behavior, and Immunity, 87, 172–176.
    29. James, S.L., Abate, D., Abate, K.H., Abay, S.M., Abbafati, C., Abbasi, N., … & Abdollahpour, I. (2018). Global, regional, and national incidence, prevalence, and years lived with disability for 354 diseases and injuries for 195 countries and territories, 1990–2017: a systematic analysis for the Global Burden of Disease Study 2017. The Lancet, 392(10159), 1789–1858
    30. Lima, C.K.T., de Medeiros Carvalho, P.M., Lima, I.D.A.S., de Oliveira Nunes, J.V.A., Saraiva, J.S., de Souza, R.I., … & Neto, M.L.R. (2020). The emotional impact of Coronavirus 2019-nCoV (new Coronavirus disease). Psychiatry research, 112915.
    31. Shigemura, J., Ursano, R.J., Morganstein, J.C., Kurosawa, M., & Benedek, D.M. (2020). Public responses to the novel 2019 coronavirus (2019-nCoV) in Japan: Mental health consequences and target populations. Psychiatry and clinical neurosciences, 74(4), 277–283.
    32. Wang, C., Pan, R., Wan, X., Tan, Y., Xu, L., Ho, C. S., & Ho, R.C. (2020a). Immediate psychological responses and associated factors during the initial stage of the 2019 coronavirus disease (COVID-19) epidemic among the general population in China. International journal of environmental research and public health, 17(5), 1729.
    33. Xiao, H., Zhang, Y., Kong, D., Li, S., & Yang, N. (2020). The effects of social support on sleep quality of medical staff treating patients with coronavirus disease 2019 (COVID-19) in January and February 2020 in China. Medical science monitor: international medical journal of experimental and clinical research, 26, e923549-1–e923549-8. DOI: 10.12659/ MSM.923549.
    34. De Simone S., Cicotto G., Lampis J. Occupational stress, job satisfaction and physical health in teachers // European Review of Applied Psychology. — 2016. — Vol. 66, N 2. — Pр. 65–77.
    35. Desouky D., Allam H. Occupational stress, anxiety and depression among Egyptian teachers // Journal of Epidemiology and Global Health. — 2017. — Vol. 7, N 3. — Pр. 191–198.
    36. Halouani N., Smaoui F., Derbel C., Naoui R., Alouloi J., Amami O. Factors associated with professional stress at the teachers // European Psychiatry. — 2017. — Vol. 41. — Pр. 417.
    37. Leila G., Soghra E. G. Developing and validating a model for teachers’ occupational stressors in schools of Tehran // Procedia — Social and Behavioral Sciences. — 2011. — Vol. 29. — Pр. 596–605.
    38. World Health Organization. (2020a). COVID-19 and violence against women: What the health sector/system can do. WHO, 26 March 2020. https://www.who.int/reproductivehealth/publications/emergencies/COVID-19-VAW-full-text.pdf [Google Scholar]
    39. Abramson, A. (2020). How COVID-19 may increase domestic violence and child abuse. American Psychological Association, April 8, 2020. https://www.apa.org/topics/covid-19/domestic-violence-child-abuse [Google Scholar]
    40. Loiwal, M. (2020, March 2020). 20% increase in patients with mental illness since coronavirus outbreak: Survey. India Today. https://www.indiatoday.in/india/story/20-per-cent-increase-in-patients-with-mental-illness-since-coronavirus-outbreak-survey-1661584-2020-03-31 [Google Scholar]
    41. Liu, S., Yang, L., Zhang, C., Xiang, Y., Liu, Z., Hu, S., & Zhang, B. (2020). Online mental health services in China during the COVID-19 outbreak. The Lancet Psychiatry, 7(4), e17–e18.
    42. Giuntella O., Hyde K., Saccardo S., Sadoff S. Lifestyle and mental health disruptions during COVID-19 Proceedings of the National Academy of Sciences Mar 2021, 118 (9) e2016632118; DOI: 10.1073/pnas.201663211

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх