написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Основные методы государственного регулирования экономики. Курсовая работа

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ.. 3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ6

    1.1 Понятие и методы государственного регулирования экономики. 6

    1.2 Формы государственного регулирования. 14

    1.3 Экономический потенциал государственного регулирования. 21

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ.. 24

    2.1. Механизм государственного управления экономики в зарубежных странах  24

    2.2. Государственное регулирование российской экономики. 26

    2.3. Анализ основных изменений денежно-кредитной политики в условиях коронавирусного кризиса и стратегия экономического развития России на ближайшую перспективу. 33

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 40

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ42

     ВВЕДЕНИЕ

    На основе исторического развития человеческого общества можно сделать вывод, что по мере укрепления и распространения рыночных отношений возрастает роль государственного регулирования экономики. Необходимость вмешательства государства в экономику определяют войны и кризисы, происходящий в мировой экономической системе, которые создают острую необходимость спасения национальной экономической системы. Начиная с середины ХХ века, стало очевидным, что рыночная система не может эффективно функционировать без постоянного вмешательства со стороны государства и не способна обеспечивать решение общественных проблем. В качестве общих причин, которые определяют необходимость государственного регулирования экономики, можно выделить такие как незаинтересованность рыночной системы в производстве целого ряда важнейших общественных благ: обеспечение внутренней и внешней безопасности, получение образования, здравоохранение и многих других, а также в неспособности обеспечивать действенную конкуренцию.

    Государственное регулирование экономики применяется в целях сглаживания негативных процессов, происходящих в экономической системе, активизации всех форм деятельности и удовлетворения интересов общества. С помощью государственного регулирования может осуществляться стимулирование экономического роста, поощрение позитивных сдвигов в региональной и отраслевой структуре экономики, активизация или сдерживание импорта и экспорта, регулирование занятости, достижение социальной стабильности. Все вышеизложенное определяет актуальность темы курсовой работы.

    В экономической литературе при существовании различных точек зрения на функции, выполняемые государством применительно к действиям в сфере регулирования экономики, выделим работы Т. Веблена, Дж.К. Гэлбрейта, Дж.М. Кейнса,. А. Маршалла, F. Мюрдаля, Фр. Пегу, А. Пигу, А. Смита, Ф. Хайека и др. Среди российских ученых, изучавших процессы государственного регулирования рыночной экономики и выдвигающих идеи; повышения эффективности государственного вмешательства, следует отметить Л.И. Абалкина, Е.Н. Ведута, А.П. Курносова, С.В; Лаптева, А.Г. Мовсесяна; П.Д. Половинкина, И.Е. Рисина, Ю.И. Трещевского, С.М. Сотникова, А.Ф. Шишкина.

    Целью исследования является исследование современных тенденций государственного регулирования экономики в России в современных условиях.

    Для достижения поставленной цели в курсовой работе требуется решить следующие задачи:

    – изучить понятие и методы государственного регулирования экономики;

    – раскрыть формы и экономический потенциал государственного регулирования;

    – рассмотреть государственное регулирование российской экономики, его сущность и перспективы;

    – проанализировать перспективы развития государственного регулирования в современных условиях.

    Объектом исследования являются механизмы государственного регулирования экономики. Предметом исследования являются методы государственного регулирование экономики в России в условиях новых санкций.

    При написании курсовой работы были использованы такие методы исследования как системный, обобщенный методы, метод изучения документации, метод анализа и синтеза, а также индикативный анализ.

    Теоретико-методологической основой и информационной базой в ходе написания данной курсовой работы, использовалась широкая информационная база. В нее вошли учебные пособия по макроэкономике и государственному регулированию экономики, таких авторов как Гусейнов Р. М., Кушлин В. И., Симкина Л.Г., источники периодической печати и интернет источники.

    Курсовая работа включает в себя введение, обзорную и аналитическую главы, заключение и список использованных источников.

    В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты государственного регулирования экономики, раскрывается понятие и методы государственного регулирования экономики, дается характеристика форм и экономического потенциала государственного регулирования.

    Во второй главе курсовой работы рассматриваются особенности государственного регулирования экономики в России в современных условиях, а также внимание уделено стратегии экономического развития в условиях санкций.

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ И ЕГО ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ

    1.1 Понятие и методы государственного регулирования экономики

    Государственное регулирование экономики (ГРЭ) – это набор типовых мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными органами в целях воздействия на рыночную конъюнктуру и деятельность хозяйствующих субъектов для решения социальных проблем и обеспечения нормального функционирования рыночной системы [4, c. 25].

    Избранный правительством политический курс определяет направления, масштабы, инструменты и объекты государственного регулирования.

    Принято выделять следующие объекты ГРЭ: экономические циклы, условия накопления капитала, региональную и отраслевую структуры экономики, цены и занятость, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, денежное обращение, состояние окружающей среды, внешнеэкономические связи, условия конкуренции и так далее.

    Субъектами государственного регулирования экономика выступают федеральные, региональные и муниципальные органы управления.

    Высшей целью государственного регулирования экономики является поддержка социальной и экономической стабильности в обществе, а так же обеспечение эффективности производственной деятельности. Остальные цели ГРЭ являются производными от вышеуказанной, в зависимости от ряда факторов они периодически модифицируются. В качестве основных целей макроэкономического регулирования могут быть выделены следующие:

    – устойчивый экономический рост, данная цель является достигнутой при положительной динамике основных макроэкономических показателей. Под оптимальным экономическим ростом понимается такое состояние экономической системы, в рамках которого обеспечивается повышение благосостояния, равновесие природной и социальной среды, эффективное использование ограниченных ресурсов и одновременная положительная динамика основных макроэкономических показателей;

    – оптимальная занятость, то есть состояние, при котором все кто способен и желает работать имеют подходящее занятие;

    – экономическая эффективность, то есть состояние макроэкономики, при котором она функционирует с максимальной отдачей при минимальных затратах ограниченных ресурсов;

    – стабильный уровень цен, то есть одинаковая их эффективность для всех хозяйствующих субъектов, никто не выигрывает и не проигрывает от дефляции и инфляции;

    – экономическая свобода, трактуется как состояние, при котором все субъекты хозяйствования в рамках своих гражданских прав принимают решения без ограничений;

    – справедливое распределение доходов, то есть в рамках развития макроэкономической системы происходит преобладание и образования среднего класса;

    – экономическая обеспеченность граждан, предполагают ситуацию, при которой все население государстве, вне зависимости от его трудоспособности обеспечено благами не ниже чем уровень прожиточного минимума. Прожиточный минимум в свою очередь позволяет гражданам выполнять свои обязанности и реализовывать права;

    – уравновешенный внешнеторговый баланс, предполагает, что при вступлении страны в международные отношения, она не наносит ущерба другим странам [5, c. 56].

    Все вышеуказанные цели находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, но при этом в них наблюдается и ряд противоречий. К примеру, повышение объемов производства может вызвать рост цен, а снижение общего уровня цен может повлечь за собой безработицу, повышение импорта приводит к росту занятости, а увеличение экспорта связано с ростом цен. Достижение макроэкономических целей зависит от проводимой государством экономической политики. В связи с этим в зависимости от конкретного этапа макроэкономического развития вышеуказанные цели ранжируются и определяются наиболее приоритетные, которые формируют стратегию макроэкономической политики страны. Схема ГРЭ представлена на рисунке 1.1.

    Рис.1.1. Схема государственного регулирования экономики

    В целях реализации экономической политики и регулирования развития экономической системы государство использует различные методы, которые вместе с формами государственного регулирования образуют инструментарий ГРЭ. Под методами ГРЭ подразумеваются средства по достижению выше обозначенных целей. В состав методов ГРЭ входит отбор приоритетных целей социального, научно-технического и экономического развития, разработка взаимоувязанных способов их достижения в предусмотренные сроки. Методы государственного регулирования экономики представлены на рисунке 1.2.

    Описание: https://natalibrilenova.ru/media/images/137910.png

    Рис.1.2. Методы государственного регулирования экономики

    По характеру воздействия могут быть выделены экономические и административные методы [4, c. 45].

    В основе административных методов лежит сила власти, они включают в себя:

    – законодательные ограничения. Основными инструментами законодательных ограничений является введение экспортных квот, лицензирование определенных видов предпринимательской деятельности, экспорта, замораживание цен и так далее;

    – обязательные требования по отношению к экономическим субъектам в целях достижения ими определенных параметров деятельности. Основными инструментами в данном случае являются установление минимального размера оплаты труда, минимального размера уставного капитала и так далее;

    – определение порядка ведения, организации и ликвидации бизнеса. К основным инструментам относятся: правила государственной регистрации для юридических лиц, правила совершения сделок, сроки и размер уплаты налогов и так далее.

    Административные методы по своей сути являются предписывающими, средообразующими и формализованными. Они определяют варианты действий для хозяйствующих субъектов и влияют на их выбор, к примеру, при выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности предприниматели учитывают максимальное количество участников, формы имущественной ответственности, механизм распределения прибыли и убытков и другие характеристики установленные на законодательном уровне.

    Экономические методы учитывают многообразие мотивов и интересов деятельности хозяйствующих субъектов, создают условия, которые способствую выбору определенного экономического поведения, позволяют сбалансировать частные и общественные интересы. При помощи данной группы методов осуществляется льготное налогообложение, государственное кредитование и финансирование и так далее. Экономические методы могут быть неформализованными и формализованными, формируют цели экономической деятельности и являются средообразующими.

    По способу применения выделяют методы косвенного и прямого воздействия [2, c, 46]. Методы косвенного воздействия создают условия в рамках, которых субъекты хозяйствования будут заинтересованы выбрать курс поведения, который соответствует целям экономической политики государства. Основным достоинством методов, относящихся к данной группе, является способность поддерживать баланс между частными и общественными интересами. В качестве недостатка можно отметить большой временной разрыв между применением государственных мер регулирования и полученными изменениями в результатах деятельности хозяйствующих субъектов.

    Косвенное регулирование осуществляется посредством осуществления государством кредитно-денежной, налоговой, антимонопольной, бюджетной, внешнеэкономической и ценовой политики. В качестве инструментов налоговой политики могут быть выделены такие как налоговый кредит или налоговые скидки на инвестиции, система ускоренной амортизации, специальные налоговые льготы.

    К инструментам денежно-кредитной политики относятся операции с государственными ценными бумагами, ограничение или расширение кредитования с помощью учетной ставки, изменение норм обязательных резервов для банков, кредитование перспективных отраслей, страхование экспортных кредитов [5, c. 48].

    Осуществляя бюджетную политику, государство оказывает воздействие на экономическую систему через предоставление бюджетных субсидий для развития отстающих районов и отраслей, дотаций.

    В основе антимонопольной политики лежат экономические меры, которые поддерживают образование новых фирм, развитие конкуренции. Среди инструментов антимонопольной политики могут быть выделены: финансовые, к примеру, создание бизнес-инкубаторов, которые через предоставление вновь созданным компаниям оборудование, офисные помещения по льготным ценам; консультационные и информационные услуги, реализуются через предоставление бизнес-сообществам возможности пользоваться информационными сетями, оказание услуг по налоговому планированию, консультаций по организации бизнеса, разработке маркетинговой стратегии и так далее.

    Государственное регулирование цен осуществляется посредством воздействия на спрос и предложение. В данном случае наибольшее значение приобретают эмиссионная и налоговая политики. Эмиссионная политика направлена на ограничение денежной массы, находящейся в обращении, примером использования налоговой политики может служить отмена определенных налогов, изменение налоговых ставок.

    В основе внешнеэкономического регулирования лежит торговая политика, привлечение иностранных инвестиций, управление обменными курсами [11, c. 127].

    Осуществляя методы прямого регулирования, государство, используя принадлежащие ему ресурсы и объекты, осуществляет инициативные действия: утверждает планы деятельности казенных предприятий, устанавливает их профиль, контролирует финансовые операции, определяет цены на их продукцию, принудительно приобретает предприятия или пакеты акций, осуществляет разделение монополистических объединений. В рамках такого же воздействия происходит исполнение бюджета.

    Воздействие на экономику в рамках осуществления бюджетной политики происходит через структуру доходов и расходов бюджета, величину и наличие его дефицита. Межбюджетные отношения играют особую роль при осуществлении бюджетной политики. Они реализуются через дотации в виде финансовой помощи, предоставляемой бюджетам низового уровня без целевого назначения на безвозвратной и безвозмездной основе и через субвенции, которые выделяются на конкретные цели и на определенный срок.

    Методы прямого ГРЭ организуют функционирование системы социального обеспечения. Система государственного социального обеспечения посредством социального страхования и социальной помощи. Программы социального страхования охватывают выплату пособий по временной нетрудоспособности, выплату пенсий по старости, выплату пособий по безработице, медицинское страхование. Социальная помощь оказывается многодетным семьям, инвалидам и малообеспеченным предоставляются субсидии.

    Инструментами прямого регулирования так же являются налоговая, кредитно-денежная, ценовая и внешнеэкономическая политики государства. В рамках налоговой политики осуществляется определение состава и срока уплаты налогов, кредитно-денежная политика регулирует динамику и объем предложения денег, с помощью ценовой политики осуществляется замораживание цен, устанавливаются цены на отдельные группы товаров, внешнеэкономическая политика регулирует введение квот и торговых тарифов.

    Применение прямых методов ГРЭ позволяет более эффективно воздействовать на уровень бедности через определение МРОТ, пенсий, компенсационных выплат, реформировать ЖКХ через регулирование тарифов на услуги, повышать инвестиционную привлекательность регионов через создание особых экономических зон, формирование венчурных и инвестиционных фондов.

    При выборе инструментов перечисленных выше инструментов неопределимо определить их ожидаемую эффективность, учитывать состояние экономику, фазу экономического цикла, содержание и состав основных целей ГРЭ [3, c. 129].

    На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что под государственным регулирование подразумевается целенаправленная деятельность государственных органов направленная на поддержку социальной и экономической стабильности в обществе. Для достижения поставленной цели в рамках государственного регулирования экономики используются административные и экономические, прямые и косвенные методы воздействия на экономическую систему. Применение конкретных методов и инструментов государственного регулирования определяется текущей социально-экономической обстановкой в стране. В зависимости от конкретного этапа макроэкономического развития цели государственного регулирования экономики ранжируются и определяются конкретные методы и инструменты, которые формируют стратегию макроэкономической политики страны.

    1.2 Формы государственного регулирования

    Одним из элементов механизма государственного регулирования экономики являются формы государственного регулирования, которые различают по различным признакам (по целям, объектам, характеру, используемому инструментарию и т.п.).

    Само понятие «форма регулирования» фиксирует тип и содержание управленческого воздействия, которое может быть экономико-организационным, институциональным, информационным и так далее.

    Среди основных форм государственного регулирования экономики на данном этапе выделяют следующие: – программирование и прогнозирование экономики;

    – налоговое и бюджетное регулирование;

    – денежно-кредитное регулирование;

    – национализацию и приватизацию собственности;

    – хозяйственное использование государственной собственности [9, c. 41].

    Под государственным программированием и прогнозированием экономики подразумевается принятие и разработка разнообразных планов и программ. В основе классификации государственных планов и программ лежат два критерия – это степень охвата экономики государства и степень подкрепления государственными мероприятиями и обязательность исполнения.

    По степени обязательности и подкрепления государственными программами выделяют планы-прогнозы, которые не подкрепляются финансовыми ресурсами со стороны государства. Их основная задача – сформировать у хозяйствующих субъектов представление о реальном состоянии экономической системы, ожидаемых изменениях, тенденциях развития различных секторов экономики и социальном развитии государства. Так же в рамках вышеуказанного критерия могут быть выделены программы, обеспечивающиеся действиями и ресурсами со стороны государственных органов. Данные программы имеют различные цели:

    – предотвращают возникновение кризисов;

    – осуществляют развитие народного хозяйства в желаемом направлении, создают возможность для приоритетного развития отдельных отраслей, возможности для подъема экономики в отдельных регионах;

    – обеспечивают возможности для интеграции национальной экономики в мировую систему [8, c. 42].

    Объектом данного рода программ является национальная экономика в целом или отдельные сектора или отрасли, а также районы страны. В практике развитых стран есть достаточно большое количество примеров успешной реализации программ, которые подкреплены определенными действиями или ресурсами со стороны государственных органов. При использовании данной формы государственного регулирования экономики можно выделить ряд особенностей присущих различным странам. В Соединенных Штатах Америки программы данного вида разрабатываются на общенациональном уровне и не выходят за рамки намеченных экономических показателей или прогнозов, они не имеют обязательной силы. Данное обстоятельство объясняется тем, что доля государственного сектора в экономике является незначительной и федеральное правительство сводит вмешательство в дела бизнеса к минимуму. В Западной Европе и в Японии программы подобного рода использовались достаточно часто в послевоенное время. Основными предпосылками их применения были: упадок народного хозяйства, слабость частного капитала, желание опереться на государственный сектор, достаточно большая доля государственного сектора в экономике.

    Необходимость обеспечивать государственные программы финансовыми ресурсами послужила предпосылкой к появлению финансового планирования. В основе финансового плана государства лежит необходимость координации движения денежных средств в стране, необходимость осуществления финансовой политики на уровне местных органов власти, а также министерств и ведомств.

    Налоговое и бюджетное регулирование обеспечивает государственное потребление и селективную финансовую поддержку для отдельных отраслей, регионов, предпринимательских структур или социальных групп. В качестве основного компонента бюджетного регулирования можно выделить селективную финансовую поддержку и государственное потребление.

    Под государственным потреблением подразумеваются государственные заказы и закупки товаров, а также различные услуги, к примеру, научные, образовательные или медицинские, а также военная продукция. В качестве целей государственного потребления можно выделить такие как: обеспечение производства общественно необходимых товаров, стимулирование общего уровня спроса, ускорение научно-технического прогресса, развитие человеческого капитала и другие [7,c. 49].

    Так как вышеназванные цели имеют тенденцию к усложнению, то повышается роль государства как заказчика и покупателя, растет доля валового внутреннего продукта, который поступает от государственного потребления. На данный период времени в развитых странах через бюджет перераспределяется около 50% национального дохода. От всего объема закупок государство на рынке осуществляет от 20% до 30%. К примеру, в Соединенных Штатах Америки государство закупает более 80% аэрокосмической продукции и 100% продукции военного назначения.

    Государственный заказ является достаточно привлекательным со стороны компаний, так как в качестве его характеристик можно выделить такие как гарантированный сбыт, отсутствие риска неплатежей, возможность применять исследовательское и промышленное оборудование, которое принадлежит государству, получать различного рода льготы. В Соединенных Штатах Америки величина заемного капитала, который предоставляется компании-подрядчику, может доходить до 90% от всех средств, который инвестируется в заказ. Военные подрядчики имеют возможность получать до 80% бюджетных кредитов без выплаты процентов по ним. Для более спокойного протекания экономических циклов, зачастую, государство увеличивает объемы государственных заказов в периоды кризиса и депрессии, а также сокращает их в периоды подъема во избежание перегрева экономическая система.

    Как и государственное потребление, селективная финансовая поддержка основывается на бюджетных средствах. Основные цели данный формы государственного регулирования характеризуется следующим:

    – возможность осуществления структурной перестройки экономики через направление капиталом в те отрасли, которые способны обеспечивать долговременную экономическую стабильность и рост;

    – оздоровление отраслей, которые переживают кризис, за счет осуществления мероприятий по смягчению последствий безработицы;

    – поддержка деятельности малорентабельных отраслей и предприятий, в которые входят транспорт, сельское хозяйство, судостроение, добывающая промышленность и другие;

    – сглаживание диспропорций в развитии отдельных районов страны, к примеру, через финансирование затрат, которые связаны с содержанием бюджетных организаций, социальной защитой населения и через расширение производства;

    – поддержка отдельных видов и форм бизнеса, к примеру, малого, инновационного, производственного и других;

    – помощь в реализации бизнесом долгосрочных капиталоемких инвестиционных проектов;

    – реализация крупных эколого-хозяйственных программ [4, c. 43].

    В качестве основного результата реализации данной формы государственного регулирования экономики выступает повышение активности субъектов предпринимательства, расширение масштабов предпринимательства, развитие недостающих компонентов инфраструктуры, интенсификация процесса обновления капитала.

    В качестве основных целей денежно-кредитного регулирования могут быть выделены следующие: укрепление банковской системы, создание условий для удовлетворения потребностей экономической системы в кредитных ресурсах, обеспечение устойчивости и защиты национальной валюты, а также ее покупательной способности.

    Для решения комплекса социально-экономических задач может быть использована национализация и приватизация собственности. Осуществляя продажу государственной собственности юридическим и физическим лицам можно сократить дефицит бюджета, увеличить его доходы, которые могут быть направлены в иные сектора экономики, повысить развитие конкурентной среды и сферу деятельности рыночного механизма, создать условия для появления смешанного предпринимательства, повысить уровень демократизации собственности, через распределение акций между работниками предприятий, увеличить эффективность общественного капитала, снизить бюрократизм государственного аппарата.

    Приватизация может быть рассмотрена в узком и широком смыслах. В узком смысле под приватизацией подразумевается частичная или полная передача прав собственности на капитал, принадлежащий государству, частному лицу. В широком смысле приватизация трактуется как замедление темпов роста или сокращения государственного сектора, что способно привести к повышению роли частного бизнеса в экономике страны.

    Процесс национализации является обратным по отношению к процессу приватизации. Под национализацией подразумевается процесс отчуждения частной собственности и создания государством различных предприятий. В национализации возникает потребность когда необходимо провести оздоровления отдельных предприятий или отраслей, которые играют значительную роль в экономике, восстановить или укрепить государственную 19 монополия на продажу отдельных видов товара, увеличить долю или внедрить государственный капитал в наукоемкие и передовые отрасли, которые требуют изначально достаточно больших затрат и не могут обеспечить быстрой отдачи инвестиций, когда необходимо поддерживать определенный уровень занятости и увеличивать число рабочих мест, когда является целесообразным ограничение власти крупных монополий, при необходимости усиления государственного контроля за структурной перестройкой экономики, в целях снижения угроз экономической безопасности.

    Государственная собственность для целей регулирования экономики может использоваться в двух вариантах. В первом случае государство не ориентируется на извлечение прибыли, основной задачей государственных предприятий является оказание льготных услуг для частного бизнеса, тем самым создаются предпосылки для его устойчивого развития и функционирования. В рамках другого варианта государство использует собственность для извлечения прибыли и выступает в качестве предпринимателя.

    В мировой экономической системе государственное вмешательство в экономику связано с достаточно большим разнообразием форм участия государства в распределении, обмене, производстве и потреблении. Реализация экономических функций государства зависит от экономических возможностей и определяется экономическим потенциалом. Наиболее распространенным показателем оценки экономического потенциала государственного регулирования экономики является доля реальных расходов государства в валовом внутреннем продукте. С помощью данного показателя могут быть охарактеризованы масштабы перераспределения финансовых ресурсов, которые обеспечивают воздействие государства на экономику. В странах с развитой экономической системой доля государственных расходов в рамках валового внутреннего продукта на данный период времени имеет тенденцию к устойчивому росту. Достаточно важным показателем потенциала государственного регулирования экономики является структура расходов. В рамках данного показателя оценивается сколько средств было направлено на развитие реального сектора экономики, оборону, социальную сферу, науку и так далее. В каждой из стран существуют свои варианты для структуры государственных расходов. При этом может быть выделена общая черта, которая показывает незначительную долю расходов на поддержку производственной сферы, преобладает перераспределение платежей в форме субсидий и трансфертов. Достаточно большой остается доля расходов на содержание государственного аппарата [5, c. 105].

    Достаточно велика роль государства в регулирование реального сектора экономики. Среди других показателей влияния государства на экономическую систему можно выделить также объем налоговых поступлений и долю государственного потребления, которая отражает расходы на обеспечение производства общественно необходимых благ. Также может быть использован и ряд частных показателей для анализа роли государства в экономике – это такие как объем государственных инвестиций, доля социальных трансфертов от доходов населения, объем государственных закупок, удельный вес государственной собственности и другие. Влияние государства на экономическую систему в первую очередь может быть определено через правовую форму, то есть степень обеспеченности выполнения законов и их разработки.

    1.3 Экономический потенциал государственного регулирования

    На данный период времени может быть выделен ряд причин, которые обуславливают необходимость вмешательства государства в рыночную экономику. Одной из таких причин является наличие смешанных и общественных благ, которые не всегда через рынок могут быть в полном объеме доведены до населения. Данные блага характеризуются неисключаемостью и неконкурентностью. В качестве примера могут быть названы такие блага как национальная и личная безопасность, услуги здравоохранения, культуры, образования и так далее. Возможность потребления данных благ должна быть обеспечено через государственные органы правопорядка, армию, система государственного здравоохранения, образования и так далее [3, c. 44].

    Экономическая система подвержена циклическому развитию, поэтому требуется централизованное общественное регулирование. Однако, только государство обладает необходимыми навыками на макроуровне, остальные субъекты рыночных отношений, такие как фирмы, население или банки на микроуровне. Поведение вышеуказанных субъектов в рамках макроэкономической системы может расходиться с общественными интересами. К примеру, население во время кризисных явлений стремится к сбережению, а не к наращиванию темпов потребления. Данное обстоятельство способно уменьшить совокупный спрос и ещё больше усугубить экономическую ситуацию. Подобное поведение характерно и для бизнеса, в период кризиса уменьшается объем инвестиционных расходов, банковский сектор повышает ставку процента. Данные действия способны привести к усугублению кризисных явлений, с точки зрения микроэкономики поведение хозяйствующих субъектов является рациональным, но в рамках макроэкономической системы может привести к более катастрофическим последствиям. В связи с этим только государство может вести себя рационально на макроэкономическом уровне и провести ряд мер по выходу из кризиса.

    Характерной чертой рыночных отношений является появление отрицательных внешних эффектов или экстерналий. Экстерналии характеризуются возникновением ущерба для одних лиц или и возникновением дополнительных издержек у других лиц. Так как экономическая система функционирует во внешней среде, то большинство экстерналий проявляется в экологической и социальной системах. К основным отрицательным внешним эффектам в социальной сфере можно отнести такие как появление преступности, бедности, безработицы. Данные экстерналии охватывают ту часть населения, которая находится за рамками рыночных отношений, то есть многодетных граждан, профессионально непригодных, больных или престарелых. Данными категориями вынуждено заниматься государство и оказывать им материальную помощь. Тем самым обеспечивается социальная стабилизация общества, которую в полной мере не может обеспечить рыночная экономика. Экологические отрицательные внешние эффекты проявляются в том, что рыночный механизм провоцирует предпринимателей снижать издержки, в частности за счет сокращения природоохранных технологий. Вследствие этого рост объемов производства сопровождается увеличением нагрузки на окружающую среду, ее загрязнением, возникновением экологического ущерба, который отражается на всём обществе. В данном случае является необходимым применение государственной природоохранной политики, которая заставляет предприятия соблюдать определенные нормы и предписания [10, c. 50].

    Одним из ключевых моментов государственного регулирования экономической системы является научно-технический прогресс. Данное обстоятельство обусловлено тем, что реализовать многие достижения научно-технического прогресса возможно только при наличии достаточно большого объема капитала. Данный объем может быть мобилизован только государством. Научно-технический прогресс требует более квалифицированной рабочей силы, подготовку который в необходимых масштабах может также осуществить только государство через развития системы профессионального и общего образования.

    В ряде экономических сфер существует тенденция к монополизации, которая нарушает рыночные принципы организации хозяйства. Вследствие этого рыночные отношения становятся несовершенными и государство вынуждено через антимонопольную политику препятствовать развитию данной тенденции.

    Ужесточение международной конкуренции также усиливает государственное регулирование экономической сферы. Не всегда даже крупные компании могут в условиях мировой конкурентной борьбы выживать без поддержки со стороны государства.

    На основе вышеизложенного, можно сделать вывод, что государственное регулирование является необходимым для создания устойчивого социального, экологического, экономического и политического развития общества. Через государственное регулирование экономики обеспечивается поддержка необходимых макроэкономических пропорций, в частности соотношения между совокупным предложением и спросом, поддержка социальной стабильности в стране и здоровой экологической обстановки.

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

    2.1. Механизм государственного управления экономики в зарубежных странах

    Проблема взаимодействия рыночного механизма и государственного регулирования в современной экономике усугубляется в обществах переходного типа, в которых происходят изменения в политических и экономических институтах. Ключевые подходы:

    1. Рынок – самостоятельно регулирует процессы.

    2. Государство – локомотив рыночных преобразований.

    3. Двухсекторная экономика, сочетающая государственное и рыночное регулированиями.

    Пилотный проект крупномасштабных реформ в странах Восточной Европы проводился в Югославии и Венгрии в 50-е годы прошлого века. В 60-е годы были предприняты попытки рыночных реформ в ряде других восточноевропейских стран, в том числе и в СССР. Система государственной службы в США берет свое начало с 1883 года, когда вступил в силу закон «О государственной службе».

    Авторы Конституции США не отразили в ней основы построения государственного аппарата и принципах организации государственной службы. За Президентом закреплена должность в качестве главы исполнительной власти федерального аппарата В Конституции закреплено лишь его право «назначать послов и других полномочных представителей и консулов по совету и согласию Сената»… и все другие должностные лица Соединенных Штатов» и то, что он может «заполнить все вакансии, возникающие между сессиями Сената» (статья 11, раздел 2 Конституции США).

    Качественно новый этап экономических реформ начался в конце 70-х годов в Китае и в конце 80-х годов в Восточной Европе. Наиболее привлекательными чертами в китайской модели являются то, что на протяжении всех лет реформ она стабильно сохраняет темпы экономического роста и значительно повышает благосостояние населения Поднебесной.

    В основу тактики трансформации был положен принцип «переправы через реку на ощупь».

    Реформы стали осуществляться в виде отдельных экономических экспериментов, постепенно формируя целостный экономический контур. Реформы начались в сельском хозяйстве.

    Статья 25 Закона Китайской Народной Республики «Об охране окружающей среды» определяет, что выпуск продукции должен основываться на принципах минимального использования ресурсов с высокой степенью очистки от загрязняющих веществ, образующихся в процессе ее производства.

    Опорой для развития аграрного сектора экономики явились семейные хозяйства. Им отдали в долгосрочную аренду земельные угодия, для них были отпущены цены на сельскохозяйственную продукцию. На следующим этапом рыночные преобразования в города и развитие свободных экономических зон на прибрежных территориях.

    Проведение реформ находится под жестким контролем государства и правящей Коммунистической партии, которые, используя свои функции и методы, управляют ими в рамках стратегии перехода от традиционной плановой экономической системы к социалистической рыночной экономике.

    Следует отметить, что успешное проведение реформ состоялось благодаря политическому единству в обществе и традиционно сильные идеи конфуцианства, признающие абсолютную власть государства.

    Противоречия, выявленные в ходе реализации реформ:

    1. Периодически в экономики происходил «перегрев».

    2. Предприятия государственного сектора с низкой эффективностью обеспечивали экономическое и социальное развитие страны.

    3. Развитие энергетики и транспорта отставало от промышленности и сельского хозяйства.

    4. Большая диспропорция в развитии между прибрежными провинциями и внутренними районами.

    5. Демографический фактор, связанный с ростом населения, влиял как на проблему с безработицей, так и необходимость отвлечения дополнительных ресурсов для поддержания его уровня жизни.

    2.2. Государственное регулирование российской экономики

    Денежно-кредитная политика Банка России является важнейшим направлением государственной экономической политики, ориентированной на рост общего благосостояния населения нашей страны. Главным ее приоритетом и целью в современных условиях является обеспечение стабильно низкой инфляции. Это очень важно в настоящее время, так как от этого зависит ценовая стабильность, которая, в свою очередь, является важнейшим элементом социальной среды как для физических, так и для юридических лиц, поскольку она защищает рублевые сбережения населения от обесценения, что позволяет людям планировать свои расходы и прогнозировать в среднесрочной перспективе свои доходы. Кроме того, стабильно низкая инфляция позволяет поддерживать на должном уровне потребление, что особенно важно для лиц с низким уровнем дохода, приобретающих товары первой необходимости. Также поддержание инфляции на постоянно низком уровне позволяет увеличить доверие граждан к национальной валюте и способствует созданию условий для противодействия негативным внешним факторам, влияющим на нашу экономику [16].

    Современной тенденцией в сфере минимизации уровня инфляции является применение Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. Таргетирование в общем смысле означает достижение конкретной цели. В данном случае целью является поддержание уровня инфляции около 4%. Иными словами, значительных колебаний по отношению к данному показателю быть не должно. В случае, если отклонения наблюдаются, то Центральный банк РФ должен немедленно проанализировать факторы, которые повлияли на такое отклонение, оценить продолжительность периода времени, в течение которого выявлены такие отклонения, и принять соответствующие решения, направленные на возвращение к утвержденной целевой планке инфляции. При данном режиме Банк России применяет также «плавающий» валютный курс, что означает, что он связан непосредственно со спросом и предложением на рынке. При этом интервенции на внутреннем рынке в отношении валют не производится для того, чтобы был сформирован единый курс без существенных колебаний. Но в этих условиях операции с зарубежной валютой Банк России имеет право осуществлять, но только на внутреннем рынке, и если имеется угроза для устойчивости рубля и для целей пополнения или применения международных резервов, что, в свою очередь, должно быть регламентировано соответствующими указаниями от Министерства финансов РФ.

    Политика инфляционного таргетирования в настоящее время заключается в сложной экономической ситуации, когда на фоне падения курса нефти произошло значительное ослабление рубля, но Правительство РФ и Банк России делают все возможное, чтобы данное направление денежно-кредитной политики было эффективно реализовано. Вторым направлением денежно-кредитной политики является управление ключевой ставкой. На рисунке 2.1 представлена динамика ключевой ставки с 2017 по 2021 год [16,17].

    Рис. 2.1. Динамика ключевой ставки

    Как видно из рисунка 1, отмен тренд к снижению ключевой ставки. С 2017 года ее размер снизился с 10% до 4,25%. Последнее снижение отмечено 29 июля 2020 г. Ключевая ставка на сегодняшний день составила 4,25%. Руководство Банка России допускает возможность дальнейшего снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

    Практическим примером является ситуация с ростом инфляции в конце 2014 года, когда Центральный банк поднял ключевую ставку до 17% для того, чтобы ее снизить. Напротив, ситуация в конце 2017 года, когда инфляция остановилась на минимальном уровне, ключевая ставка начала расти, а денежно-кредитная политика – смягчаться.

    Именно благодаря данной политике по итогам 2017 года был достигнут исторический минимум по инфляции, который составил 2,5%. Во многом такой показатель зависел от последовательных, грамотно спланированных действий Банка России. Именно благодаря рациональной организации денежно-кредитной политики уровень инфляции вплоть до настоящего времени был низким. К концу 2020 году планируется достичь инфляции в 3,5-4%. На рисунке 2.2 представлена динамика изменений ключевой ставки и инфляции в 2017-2020 гг.

    Рис. 2.2. Динамика изменений ключевой ставки и инфляции[17]

    Тенденции, выявленные на рисунке 2.2, указывают на то, что чем выше размер ключевой ставки, тем выше инфляция.

    Понижение ключевой ставки Центральный банк Российской Федерации осуществляет для того, чтобы снизить уровень инфляции и общие уровень безработицы в стране, а повышение осуществляется для снижения дефляции и формирования экономического иммунитета, как считают аналитики Банка России.

    Основываясь на данных Банка России, выявлено, что замедление инфляции банковские аналитики связывают с тем, что был повышен НДС в 2019 году. Но снижение инфляции осуществлялось более динамичными темпами, чем было запланировано. В настоящее время прогнозируется, что к середине 2020 года будет выявлен рост инфляции, и цены вырастут в среднем на 3,5-4%. Раскрывая другие тенденции денежно-кредитной политики Банка России, отметим, что денежно-кредитные условия смягчаются. Это демонстрирует рисунок 2.3.

    Рис. 2.3. Динамика доходности ОФЗ[17]

    Как показал анализ, в течение последних лет доходность ОФЗ находится на низком уровне, что не привлекает спрос к инвестированию в них. Кроме того, ставки снижаются как по кредитам, так и депозитам. Последние, в свою очередь, также все меньше привлекательны для вкладчиков, и устраивают только тех, кто имеет консервативные взгляды. В декабре 2019 года ставка по ипотеке достигла своего исторического минимума в 9%. Однако, политика снижения ставок по кредитам коснулась, в основном, только ипотеки. В сфере потребительского кредитования к заемщиками только ужесточились условия, так как в связи с ухудшением экономической конъюнктуры у банков выросли риски невыплат заемщиков по кредитам. В свою очередь, ипотека является кредитным продуктом, когда финансовое состояние заемщика строго анализируется, а также имеется твердый залог в виде приобретаемого на кредитные ресурсы объекта недвижимости, который при наличии невыплаченного долга банк может реализовать. Ужесточение требований к заемщикам по остальным видам кредитов связан с принятыми Центральным банком РФ мерами макро-пруденциального характера, которые необходимы для обеспечения финансовой стабильности экономики в целом.

    Современная денежно-кредитная политика характеризуется преобладанием дезинфляционных рисков. Краткосрочный горизонт планирования данного вида рисков указывает на преобладание в них динамики внутреннего спроса, а также влияние на инфляцию укрепление национальной валюты в 2019 году. Однако, продовольственная ситуация довольно изменчива, поэтому эти риски довольно высоки.

    Кроме того, не денежно-кредитную политику России влияют внешние условия, которые в настоящее время характеризуются высокой степенью неопределенности. В частности, неясно, когда произойдет отмена экономических санкций в отношении России со стороны некоторых стран ЕС и США. В отношении данных стран со стороны нашей страны действуют контрсанкции, что в целом затрудняет экономические отношения. Кроме того, возникли новые вызовы. Ситуация с коронавирусом отражается на экономике как отдельных стран, так и мира в целом. Вместо того, чтобы снимать санкции, страны Запада и объединиться в борьбе с этой новой инфекцией, сами страны изолируются друг от друга (как, например, в случае с Италией, наибольшую помощь которой в борьбе с коронавирусом предоставила Россия, а не соседствующие с ней страны Евросоюза) и продолжают санкционное противодействие с нашей страной. Влияние пандемии коронавируса на российскую экономику пока оценивается как незначительное, однако, если своевременно не остановит пандемию, последствия для экономики нашей страны будут неутешительными.

    Согласно сведениям, за 2019 год активы банков возросли на 5,2%, за 2018 год – на 6,9%. Размер кредитов физическим лицам увеличился на 18,6%, размер кредитов компаниям – на 4,5%, в 2018 году прирост составил 22,8% и 5,8% 1 64 64 1 соответственно; в 2017 год – 13,2% и 3,7% [17].

    Доход банковского раздела за 2019 год составил 2 трлн. рублей, что на 51% больше подобного показателя прошлого года. Тем не менее повышение экономического итога согласно сопоставлению с предшествующим годом согласно анализу Банка России в значимой мере носит техническую направленность как результат использования банками исправлений в согласовании с МСФО-9. Без учета МСФО-9 и за минусом доходов банков, пребывающих на санации под управлением Фонда консолидации банковского раздела, доход банковской концепции составил 1,3 трлн. рублей, что на 11% ниже, нежели в 2018 году.

    Доход в объёме 2196 млрд. рублей выявили 373 кредитных учреждений, а убыток в объёме 160 млрд. рублей – 69 кредитных учреждений. Данное обозначает, что 16% банков по-прежнему функционирует с убытком, в 2018 году – 21% кредитных учреждений. Объем кредитных портфелей физическим лицам поднимался значительными темпами (+18,6%), однако, они были ниже темпов прошлого года (+22,8%), но значительно выше темпов 2017 года (+13,2%). Качество кредитных портфелей физическим лицам усовершенствовалось благодаря стремительному росту портфеля и эффективности выдачи ссуд. За январь-ноябрь 2019 года портфель ипотечных жилищных кредитов в 2019 году собрал 7,6 трлн. рублей или 43% от всего размера кредитов. Свойство ипотечных кредитов превосходное – часть кредитов с просрочкой платежа больше 90 суток составляет на конец года в целом 1,4%.

    Размер автокредитов за 11 месяцев 2019 года увеличился на 15,6% и составил 940 млрд. рублей. Размер взносов жителей увеличился за 2019 год на 10,1%, что больше прошедшего года (6,5%). Ощутимая доля увеличения определена капитализацией прибавленных банками процентов по взносам. За 2019 год часть взносов физических лиц в иностранной валюте уменьшилась с 21,5% до 19,6%. Этому поспособствовали как усиление курса рубля, так и внезапное сокращение процентных ставок по валютным взносам. Динамика корпоративного кредитования в 2019 году (+4,5%) несколько приотстала в сравнении с 2018 годом (+5,8%). Это обусловлено низким спросом со стороны высококачественных заёмщиков на кредиты в обстоятельствах медленного увеличения экономики и острожным подходам к новейшим инвестиционным проектам. Часть проблематичных корпоративных займов уменьшилась за год с 12,2% до 11,3% благодаря увеличению деятельности банков с просроченной задолженностью. Общий размер депозитов и средств учреждений на счетах за 2019 год увеличился на 4,4% (в 2018 году увеличение составило 6%). Общероссийский банковский сектор в 2019 году продемонстрировал в целом хороший результат. Согласно результатам 2019 года главные характеристики работы банков возросли, но из-за проблем экономики темпы увеличения ряда значимых характеристик в сопоставлении с предыдущим годом замедлились.

    Таким образом, современными особенностями денежно-кредитной политики являются применение Банком России денежно-кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции в течение нескольких последних лет, управление ключевой ставкой (ЦБ понижает ставку для понижения инфляции и безработицы, а повышает для понижения дефляции и для создания так называемого иммунитета для экономики), смягчение денежно-кредитных условий, преобладание дезинфляционных рисков, высокий уровень риска внешних условий.

    2.3. Анализ основных изменений денежно-кредитной политики в условиях коронавирусного кризиса и стратегия экономического развития России на ближайшую перспективу

    Банк России реализует ряд мероприятий, которые способствуют выходу экономики России из кризисного положения, которые называются антикризисными мерами.

    В настоящее время перед экономикой России стоит несколько проблем, которые оказывают свое влияние на векторы денежно-кредитной политики:

    – падение курса рубля на фоне снижения цен на нефть со стороны стран ОПЕК, что наносит существенный удар по российской экономике;

    – влияние экономических санкций со стороны ЕС и США;

    – пандемия коронавируса, вакцины и эффективных лекарств от которых не существует.

    Одной из первых антикризисных мер является снижение ключевой ставки. После того, как 9 марта произошло стремительное снижение цен на нефть, курс рубля сократился на 15%. В данной ситуации рост ключевой ставки мог бы снизить силу давления на рубль и поднять доходность активов в рублях, но это бы влекло за собой потери со стороны инвесторов, которые вложили средства в рублевые облигации и, кроме того, значительно повысило бы ставки по кредитам, что крайне негативно сказалось бы на российской экономике. Если бы Банк России оставил бы ставку на прежнем уровне, то в связи с падением курса рубля рублевые доходы населения снизились бы в реальных ценах, и начала бы расти инфляция.

    Основными антикризисными мерами Банка России в рамках денежно-кредитной политики, являются:

    1. Снижение ключевой ставки до 4,25%.

    Сегодня ключевая ставка составляет 4,25%. В случае, если бы снижения ее не произошло, то в данном случае сохранилось бы пространство для осуществления маневра. При стабилизации рубля в будущем Банк России, возможно, будет осуществлять политику ее повышения [15].

    Снижение ключевой ставки – это мера, которая способна поддержать экономику России. Коронавирусная инфекция может значительно замедлить темп мировой экономики и по примерным оценкам может повлиять на снижение ВВП на 1%. Карантин в России, направленный на ликвидацию коронавируса, серьезно ударит по экономике. Экономическая активность уже значительно снизилась. То, что Банк России снижением ключевой ставки не сможет прекратить распространение инфекции, – это объективный факт, однако совокупный спрос благодаря этому увеличится, и улучшится взаимодействие между цепочками поставок и странами. Но если снижать ее и дальше, это чревато девальвацией. Низкая ставка способствует финансовой дестабилизации. На фоне низкого курса рубля, выгодного экспортерам, т.е. тем, кто поставляет товары за рубеж, и невыгодного импортерам, т.е. тем, кто приобретает товары из-за рубежа, дальнейшее снижение ключевой ставки невыгодно.

    2. Кредитные каникулы (отсрочка платежа по кредитам и займам на срок до полугода, если заемщик оказался в сложной жизненной ситуации, связанной с распростанением коронавируса (например, если из-за карантина его доходы не позволяют гасить кредит или заем в соответствии с графиком погашения). Кроме того, планируется рост субсидий для малого и среднего предпринимательства. Коммерческие банки не будут штрафовать клиентов, которые допустили просрочку по причинам, которые возникли из-за коронавируса. Банк России временно ослабил регуляторную нагрузку на банки.

    3. Новые программы кредитования малого и среднего бизнеса (для всех экономических субъектов, которые пострадали от коронавируса, принята и функционирует программа для выплаты заработных плат работникам предприятий, работающих в пострадавших отраслях, в соответствии с которой кредиты выдаются под 0% годовых на срок до 6 месяцев).

    Банк России регулирует деятельность коммерческих банков в целях формирования общих условий для функционирования коммерческих банков и внедрения принципов добросовестной банковской конкуренции. В современных кризисных условиях в текущую деятельность коммерческих банков Центральный банк РФ практически не вмешивается. Его регулирующие и контрольные функции направлены на поддержание стабильности денежно-кредитной системы, защиту интересов банковских кредиторов и вкладчиков.

    4. Создание финансового резерва величиной в 300 млрд руб. (0,3% ВВП), что является своеобразным фондом поддержки юридических лиц, пострадавших от коронавируса. Правительством выделен ряд отраслей, которые пострадали от него в наибольшей степени, и эта мера, в свою очередь, нацелена на их поддержку, однако детали финансового механизма, который регулирует использование денежных средств из данного резерва, остаются пока недостаточно неясными.

    Таким образом, проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что среди антикризисных мер Банка России недостаточно мероприятий, направленных на поддержку должного уровня благосостояния населения. Это связано с тем, что дополнительное регулирование бизнеса, вводившееся в последние годы, стало тяжелым бременем для регулятора и в целом направлено на не активизацию экономической активности, а на ее поддержку. Российские власти могли бы, например, начать прямые выплаты семьям, в которых есть заболевшие коронавирусом, а не только рекомендовать банкам не преследовать их в случае просрочек по кредитам.

    Аналитик информационно-аналитического агентства М. Салихов считает, что одной из причин скупости российских антикризисных мер является представление о том, что и падение цен на нефть, и коронавирусная инфекция не окажут существенного влияния на российскую экономику. Банк России исходит из того, что в 2021 году в России не будет рецессии, а темпы роста ВВП останутся положительными по итогам года [13, c.125].

    Достаточными ли такие меры окажутся, покажет время. Во многом реализация антикризисных мер Банка России будет связана с возможностями государства по борьбе с пандемией коронавируса и выводу курса рубля из сложившейся кризисной ситуации, а также от способностей противостоять внешним угрозам экономической безопасности нашей страны. Это объективно, поскольку данная угроза в настоящее время является наиболее весомо для нашей страны. Не решив данную проблему, сложно сформировать ориентиры по решению других проблем, так как борьба с пандемией может серьезно истощить финансы государства.

    Сегодняшняя ситуация характеризуется следующими реалиями:

    – российскому банковскому сектору достаточно сложно строго выполнять требования, выдвигаемые мегарегулятором, к нормативам достаточности капитала банка для покрытия кредитного риска. Все это обуславливает реорганизацию в банковской сфере;

    – уход относительно небольших банков с рынка; – увеличение количество слияний и поглощений в банковском секторе;

    – очевидная тенденция к минимизации объемов выдаваемых ссуд и уменьшение маржинальности бизнеса.

    Перечислим меры, предпринятые Банком России, способные уменьшить надзорную и регуляторную нагрузку на банковский сектор. Отметим, что конечной целью данных мер выступает поддержка и стимулирование возможности банковского сектора осуществлять кредитование реального сектора национальной экономики:

    – банки получили право для создания резерва на покрытие кредитных потерь не снижать оценку качества обслуживания долга, если речь идет о реструктурированным кредитам. А также не снижать оценку финансовой устойчивости заемщика, если речь идет об отраслях транспорта и туризма и в случае, если ухудшение финансового положения произошло из-за введения карантинных мер в марте 2019 г. [17];

    – использование пониженного коэффициента риска на уровне 70% для кредитных требований компаниях, осуществляющим производство медицинской техники, лекарственных препаратов, в том числе, установление нулевой надбавки к коэффициентам риска по кредитам, предоставляемым в рублях организация данного сектора;

    – получение банками возможность проводить в бухгалтерском учете долговые и долевые ценные бумаги, приобретение которых произошло в период 01.03.2020-30.09.2020 г. по справедливой стоимости на дату покупки;

    – разрешение до 01.01.2021 г. использовать специальную антициклическую надбавку к капиталу банковских организаций на нулевом уровне;

    – предоставление более лояльных условий до 01.04.2021 г. по открытию безотзывных кредитных линий, что даст возможность обеспечить достижение норматива краткосрочной ликвидности Н26 (Н27);

    – официальное разрешение не использовать до 30.09.2020 установленные мегарегулятором нормы порядка резервирования сделок слияния и поглощения на рынке банковских продуктов;

    – корректировка числа вступления в силу норматива концентрации значительных кредитных рисков (Н30) на 01.01.2022 г.;

    – гарантия предоставления отсрочки по отправку Банку России информации по организации внутренней оценки достаточности капитала (ВПОДК) и ее итоговых показателей на 01.01.2020-30.09.2021 (на консолидированной основе и соло).

    Тем не менее, отметим, что перечисленный список мер, обеспечивающих поддержку банковскому сектору со стороны мегарегулятора, не полон. В частности, Банк России разрабатывает и готовит к принятию дополнительный перечень мер:

    – временный отказ от текущих проверок банков, в дальнейшем планируется перенос данных проверок на последний квартал 2020 г.;

    – пролонгирование сроков фактического исполнений запросов и предписаний, выданных мегарегулятором в порядке реализации своей функции надзора;

    – временное неприменение мер по соблюдению требований действующих нормативных актов мегарегулятора в процессе организации дистанционной работы в банках;

    – наложение определенных ограничений на наложение взысканий административного характера.

    Считаем, что список указанных мер, несомненно положительно повлияет на сохранение капиталов в банковском секторе. Тем не менее, актуализируется такой вопрос – в случае наступления очередного всплеска COVID 2019 и, как следствие, новых карантинных мер, не трансформируется ли частный шок национальной экономики в глобальный, общий? В частности, карантинные меры могут обусловить сжатие национального совокупного спроса, что, в свою очередь, обеспечит отрицательные эффекты в пострадавших от ограничительных мер секторах экономики. Все это обусловит необходимость вмешательства государства и Центробанка РФ с инструментарием, который способен дать симметричный ответ системному кризису банковской системы РФ. В частности, представляется важным предоставить банкам со стороны Банка России возможность организоваться макропруденциальные буфера капитала для минимизации негативных последствий роста кредитного риска. Также считаем необходимым рекомендовать минимизировать надбавки к коэффициентам риска по валютным корпоративным кредитам.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    В первой главе курсовой работы рассматриваются теоретические аспекты государственного регулирования экономики и его основные методы. Под государственным регулированием экономики подразумевается набор типовых мер исполнительного, законодательного и контролирующего характера, которые осуществляются государственными органами в целях воздействия на рыночную конъюнктуру и деятельность хозяйствующих субъектов для решения социальных проблем и обеспечения нормального функционирования рыночной системы.

    Высшей целью государственного регулирования экономики является поддержка социальной и экономической стабильности в обществе, а также обеспечение эффективности производственной деятельности.

    Под методами ГРЭ подразумеваются средства по достижению выше обозначенных целей. По характеру воздействия могут быть выделены экономические и административные методы. По способу применения выделяют методы косвенного и прямого воздействия.

    Среди основных форм государственного регулирования экономики на данном этапе выделяют следующие: программирование и прогнозирование экономики; налоговое и бюджетное регулирование; денежно-кредитное регулирование; национализацию и приватизацию собственности; хозяйственное использование государственной собственности.

    Во второй главе курсовой работы рассматриваются особенности государственного регулирования экономики в России и зарубежных странах.

    Денежно-кредитная политика – один из сильнейших инструментов финансовой политики, пребывающих в распоряжении страны.

    Банк России представляет важнейшую значимость в проведении денежно-кредитной политики, при этом он преследует определенные цели: регулирование темпов финансового увеличения, ослабление циклических колебаний, подавление инфляции, приобретение сбалансированности внешнеэкономических отношений.

    Таким образом, если осуществлять планомерную денежно-кредитную политику, то тем самым Центральный банк РФ способствует защите и обеспечению стабильности денежной единицы, и, следовательно, ослабляет противоречия рыночной экономики, сдерживает инфляцию и гарантирует большую степень занятости.

    Для Банка России как мегарегулятора финансового рынка на сегодняшний день характерны следующие проблемы.

    1. Низкая эффективность, выраженная в слабом развитии финансовых рынков. 2. Доминирование банковского сектора финансового рынка России.

    3. Отсутствие инструментов регулирование финансовых технологий.

    4. Значительная волатильность используемых финансовых инструментов.

    5. Необходимость интеграции финансовых рынков ЕАЭС.

    Для совершенствования деятельности Центрального Банка РФ как мегарегулятора финансового рынка рекомендуются следующие мероприятия:

    – внедрение механизмов интеграции финансовых рынков ЕАЭС;

    – создание международного финансового центра;

    – формирование нормативно-правовой базы применения финансовых технологий.

    На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что в целях стимулирования экономического роста и сглаживания последствий экономического кризиса все развитые страны применяют методы государственного регулирования экономики. Спектр используемых методов зависит от целей социально-экономического развития. Таким образом, цель курсовой работы достигнута, а поставленные задачи решены.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 03.04.2020) “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.04.2020)

    2. Абрамова М.А. Структура и функции Центрального банка Российской Федерации. – Москва: КНОРУС, 2019. 206 с.

    3. Альпидовская М.Л. Макроэкономика: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. 411 с.

    4. Анненкова Е.А. Организация деятельности центрального банка. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. 144 с.

    5. Белых В.С. Банковское право. Учебник для бакалавров. – Москва: Проспект, 2017. 696 с.

    6. Бурлачков В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития. – Москва: КД Либроком, 2019. 240 c.

    7. Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: Учебное пособие. – Москва: Инфра-М, 2018. 592 c.

    8. Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. 3-е изд. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 423 с.

    9. Ильяшенко В.В. Макроэкономика (для бакалавров). – Москва: КНОРУС, 2019. 416 c.

    10. Казначевская Г.Б. Экономическая теория: учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. 320 c.

    11. Капканщиков С.Г. Макроэкономика: учебник. – Москва: КНОРУС, 2018. 370 c.

    12. Колпакова Г. М. Финансы, денежное обращение и кредит. 5-е изд. – Москва: ИНФРА-М, 2019. 609 с.

    13. Носова С.С. Экономическая теория (для бакалавров). – Москва: КНОРУС, 2019. 350 c.

    14. Руднева А.О. Экономическая теория: учебное пособие. – Москва: Инфра-М, 2018. 512 c.

    15. Соколинский В.М. Экономическая теория: учебное пособие. 7-е изд. – Москва: КНОРУС, 2017. 464 с.

    16. Доклад о денежно-кредитной политике 2018 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/14169/2018_04_ddcp.pdf

    17. Доклад о денежно-кредитной политике 2019 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/about_br/publ/ddkp/longread_4_28/page/#- highlight=2019%7Cдоклад%7Cденежно%7Cкредитной%7Cполитике

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх