МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО «Удмуртский Государственный Университет»
Педагогический факультет физической культуры
Кафедра теоретических основ физической культуры
Белокрылов Алексей Владимирович
Студент группы 15-52
ВЛИЯНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ НА КОМПОНЕНТЫ СКОРОСТИ ПРИ ОТБОРЕ ДЕТЕЙ 10-11 ЛЕТ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ВЕЛОКРОССОМ
Выпускная квалификационная работа по специальности 033100 – физическая культура
Квалификация – педагог по физической культуре
Научный руководитель:
Старший преподаватель кафедры ТОФК
Евдокимов А.А.
Ижевск, 2006
Содержание
Глава 1. Обзор литературных источников …………………………………. | ||
1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора…… | ||
1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки……….. | ||
Глава 2. Организация и методы исследования………………….…………… | ||
2.1. Организация исследования ……..……………………………….. | ||
2.2 Методы исследования …………………………………………….. | ||
Глава 3. Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение……………… | ||
3.1 Определение особенностей нервной системы…………………… | ||
3.2 Исследование динамики результатов на соревнованиях…………………… | ||
3.3 Определение зависимости между свойствами нервной системы и скоростными качествами ………………………………………….. | ||
Выводы ………………………………………………………………………… | ||
Практические рекомендации ………………………………………………… | ||
Список литературы……………………………………………………………. | ||
Приложения .. ………………………………………………………………… |
Введение
Современный спорт отличается высокой конкурентностью спортивных результатов. Исходя из чего, проводятся активные работы по отбору и подготовке спортсменов еще на этапе их обучения в детско-юношеских спортивных школах.
Однако, несмотря на важность данного дела, сегодняшнее состояние детско-юношеского спорта оставляет желать лучшего. Существует много проблем, негативно влияющих на его развитие. Это проблемы вызванные переходом на рыночные экономические отношения, недостаточность и низкий профессионализм специалистов в области физической культуры и спорта, переориентация жизненных ценностей, снижение мотивации к занятиям спортом и многое другое[27].
Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности[6, 14, 15, 20].
Одной из существенных причин неудачных выступлений отечественных спортсменов, на наш взгляд, является проблема отбора на начальных этапах спортивной селекции. Селективная работа, проводимая тренерами-преподавателями на начальных этапах распределения по склонностям детей к тому либо другому виду спорта, проводится с применением устаревших, а зачастую на глаз, методик. Без учета физиологических, антропометрических и психологических качеств, положительно влияющих на перспективу спортивных достижений, а лишь обращая внимание на функциональные возможности организма ребенка на момент тестирования.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что при отборе учащихся в детско-юношескую спортивную школу в группы велосипедистов-шоссейников, учет особенностей нервной системы позволяет адекватно оценить перспективы спортивных достижений юного спортсмена ещё на начальном этапе спортивной селекции.
Исследованию психологических особенностей спортсменов посвящены труды таких авторов, как Вяткин Б.А, Кретти Д, Марищук В.Л, Родионов А.В и др. где авторы рассматривают проблемы психодиагностики спортсменов, затрагивают теоретические вопросы спортивного отбора[6, 7, 17,18, 28].
Исследованию подготовки юных велогонщиков посвящены труды таких авторов как Бахвалов В. А., Захаров А. А., Ердаков С. В. И других авторов.
Однако, несмотря на разработанность проблемы, спортивный отбор, основанный на психодиагностике свойств нервной системы, остается мало используемым.
Объект исследования: Процесс подготовки велосипедистов.
Предмет исследования: влияние особенностей нервной системы на компоненты скорости при отборе детей 10-11 лет для занятий велоспортом.
Цель исследования: Исследовать свойства нервной системы учащихся 10-11 лет и на основе полученных данных определить детей наиболее склонных к занятиям велокроссом.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что наилучшие результаты будут иметь дети, имеющие сильную лабильную нервную систему
Задачи исследования:
- Определить особенности нервной системы у учащихся 10-11 лет, занимающихся велокроссом.
- Определить динамику скоростных качеств велосипедистов.
- Выявить взаимосвязь между скоростными показателями и свойствами нервной системы учащихся 10-11 лет.
Методы исследования:
- Анализ литературных источников;
- Метод экспертной оценки свойств нервной системы;
- Тестирование скоростных качеств велосипедистов –кроссовиков.
- Методы математической статистики.
Научная новизна исследования: Определяется недостаточной изученностью применения психодиагностических методик в отборе велосипедистов – кроссовиков
Практическая значимость: Результаты исследования позволяют на начальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять свойства нервной системы учащихся, характеризующие будущую успешность в избранном виде спортивной специализации.
Глава 1. Обзор литературных источников
1.1 Свойства нервной системы в процессе спортивного отбора
Овладение сложной техникой физических упражнений при изменяющихся внешних условиях (например, в игровой обстановке) является примером сложного взаимодействия организма и среды. Выработка тончайших дифференцировок, позволяющих рационально выполнить упражнение в меняющихся условиях, является результатом аналитико-синтетической деятельности мозга. Образующаяся на основе этой деятельности сложная система управления движением складывается из анализа текущих афферентных раздражителей и следов возбуждений от действия предыдущих агентов [13].
Физиологические изменения в организме, направленные на приспособление к предстоящей работе, начинаются задолго до выполнения работы. У человека это связано со специфическими чертами высшей нервной деятельности, осуществляющей регуляторные функции не только чисто физиологически, но и путем сознательного, волевого контроля за состоянием организма [23].
Современное физиологическое учение о типах нервной системы позволяет выделить несколько наиболее важных типологических показателей высшей нервной деятельности. К ним относятся скорость образования условного рефлекса, величина и его прочность, интенсивность внутреннего и внешнего торможения, быстрота распространения возбуждения и торможения, податливость к внешним воздействиям. Эти особенности высшей нервной деятельности сопряжены с основными свойствами нервной системы: силой, динамичностью, подвижностью, лабильностью процессов возбуждения и торможения и их уравновешенностью [9, 11, 21].
Говоря о свойствах нервной системы подразумевают различные его проявления. К ним относятся мотивы, психические состояния, темперамент. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими типологическими особенностями человека. Они определяют его характер склонности и способности к какому либо типу деятельности. Исходя из чего в процессе спортивного отбора и поиска наиболее склонных, способных или еще как говорят одаренных спортсменов, темперамент представляет значительный научный интерес.
Под темпераментом понимают совокупность устойчивых, индивидуально-своеобразных свойств психики человека определяющих динамику его психической деятельности. Эти свойства одинаково проявляются независимо от ее содержания и целей [7].
Несмотря на чрезвычайное разнообразие типологических характеристик нервной деятельности, у детей можно выделить четыре основных типа: 1) нормально возбудимый, сильный, уравновешенный, подвижный тип; 2) нормально возбудимый, сильный, уравновешенный,, медленный тип; 3) сильный, повышенно-возбудимый, безудержный тип; 4) пониженно-возбудимый, слабый тип [9].
Киселев Ю. Я пишет по этому поводу следующее, … свойства нервной системы характеризуют своеобразие процессов возбуждения и торможения. Нервная система или какая то ее часть, нейрон может существовать лишь в одном ее состояний – возбуждения или торможения [15].
В психологии существуют разные точки зрения на то, как их следует различать. И. П. Павлов выделил три основных свойства: силу, подвижность и уравновешенность [20].
Сила нервной системы характеризует ее работоспособность. Сила относительно возбуждения проявляется двояко. Во первых, ею предопределяется максимальный уровень возбуждения, который нервная система может генерировать. Во вторых, то время в течении которого она может удержать необходимый для осуществления конкретной деятельности уровень возбудительного процесса.
Сила нервной системы относительно торможения свидетельствует об уровне тормозного процесса, который она может генерировать. Упрощенным примером проявления силы торможения может служить ситуация, когда находящийся в возбужденном состоянии человек может воздержаться от импульсивного действия и даже успокоиться [14].
Низкую подвижность нервных процессов называют инертностью нервной системы. Уравновешенность нервной системы показывает соотношение в ней процессов возбуждения и торможения. Если они сбалансированы по силе, то тогда нервную систему можно считать уравновешенной.если же она способна генерировать один процесс сильнее, чем другой – неуравновешенной, с преобладанием возбуждения над торможением или наоборот. В поведении, в работе, в общении, в спорте уравновешенность проявляется в относительном спокойствии, в соответствии интенсивности реакций тем стимулам, на которые надо реагировать. Неуравновешенность со сдвигом в сторону возбуждения провоцирует более бурные, чем нужно, реакции, действия и поступки. Неуравновешенность со сдвигом в сторону торможения способствует вялому реагированию.
Для нормально возбудимого, сильного, уравновешенного, подвижного типа характерно быстрое овладение техникой движения [8]. Юные спортсмены с таким типом нервной системы легко справляются со сложными двигательными задачами, возникающими, например, в игровых ситуациях. Однако быстрый успех может сопровождаться у них потерей желания к дальнейшему совершенствованию движения. Побуждение к повторению упражнения, контроль за качеством его выполнения способствуют более эффективному освоению новых движений.
Как пишет К.М Гуревич для детей, относящихся к нормально возбудимому, сильному, уравновешенному, медленному типу характерно успешное овладение сложными по координации движениями. Однако образование условных связей у них замедлено. Поэтому неоднократное повторение уже знакомых упражнений не только не снижает у таких детей познавательного интереса, а является совершенно оправданным способом освоения техники движений [9].
Для сильного, повышенно-возбудимого, безудержного типа, обладающего высокой подвижностью нервных процессов, характерна способность быстро усваивать движения. Однако из-за неуравновешенности и преобладание процесса возбуждения над торможением такой ребенок проявляет избыточную энергию при овладении новыми движениями, не освоив до конца предыдущие упражнения. Дети с такими типологическими особенностями отличаются повышенной двигательной активностью, неустойчивым вниманием. Воспитание такого ребенка затруднено [23].
Для пониженно-возбудимого, слабого типа характерно безразличное отношение к разучиванию новых движений. Сложные двигательные действия у детей с таким типом нервной системы не вызывают интереса, так как требуют значительных усилий для овладения ими. Необычные двигательные ситуации вызывают у них состояние запредельного торможения. Обучение движениям детей слабого типа требует большой настойчивости и умения.
При изучении типологических особенностей можно делать заключение о силе, подвижности и уравновешенности нервных процессов на основе поведенческих реакций, наиболее часто повторяющихся в процессе профессиональной деятельности, в быту [6,7].
О силе возбудительного процесса в центральной нервной системе можно судить по общей работоспособности и адекватности ответов на воздействующие стимулы (у «сильных» – соответствие закону силы: сильнее стимул – сильнее ответ; у «слабых» – при повышении силы: сила выше некоторой средней величины – наблюдается снижение силы ответа).
В большинстве случаев, для относительно слабого типа нервной системы, характерны также более тонкие пороги чувствительности, длительные переживания при небольших психотравмирующих воздействиях[20].
Основанием для отнесения к преимущественно сильному типу нервной системы со стороны возбуждения являются следующие показатели:
1) Способность длительное время выполнять неинтересную работу, не снижая интенсивности и продуктивности (в противоположность быстрой утомляемости, непроизвольной переключаемости от заданной деятельности);
2) Умение преодолевать трудности и неудачи в работе, стремление к трудностям, настойчивость упорство в достижении целей;
3) Повышение упорства и работоспособности в трудных условиях, в опасности;
4) Стремление к самостоятельности в поступках, особенно в новых, незнакомых ситуациях;
5) Способность быстро оправиться и мобилизовать себя в случае неудачи;
Основанием для отнесения к «слабому» типу являются противоположные показатели.
О подвижности нервных процессов (имея в виду прежде всего переход от возбуждения к торможению и обратно) можно судить по следующим показателям:
1) Преимущественно быстрый темп деятельности, даже при освоении новой работы (или вида спорта);
2) Быстрое освоение нового материала (а иногда и быстрое его забывание при отсутствии повторений);
3) Легкость или активность в новых знакомствах, стремление к новым впечатлениям;
4) Быстрое освоение, быстрая адаптация в новой обстановке;
5) Быстрое засыпание и пробуждение;
6) Живая речь, мимика, общая подвижность. Основанием для включения в группу относительно инертных служат противоположные признаки.
Тренируемость типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер. Поэтому при выборе спортивной специализации необходимо принимать во внимание типологические свойства нервной системы. Нужно не столько переделывать тип, сколько направленно воздействовать на повышение возможностей человека в спортивной деятельности, избранной с учетом типологических свойств нервной системы. Это позволит с меньшими издержками достигать высокого спортивного результата [31].
Свойства нервной системы накладывают существенный отпечаток на результативной спортивной деятельности. Так, подвижность нервных процессов выше у спринтеров, чем у бегунов на длинные дистанции. Длительные физические напряжения оказывают тренирующее воздействие на силу нервного процесса и, следовательно, повышают способность нервных клеток противостоять утомлению при монотонной малоинтенсивной работе [25].
Свойства нервной системы активно проявляются в спортивной деятельности. Спортивный психолог В. П. Мерлинкин, сотрудничая с тренером по лыжным гонкам, обнаружил, что высококвалифицированные спортсмены, различающиеся по подвижности-инертности нервной системы неодинаково выполняют самый распространенный лыжный ход – попеременный двухшажный. “Подвижные” делают более быстрый толчок и дольше скользят потом на одной лыже, “инертные” толкаются продолжительнее, а скользят меньше [15].
Гребцы на байдарке могут достигать быстрого хода лодки либо путём высокого темпа гребли, либо за счёт пусть не столь частых, но очень сильных гребков. Их тренеры так и называют: “темповики” и “силовики”. Установлено, что первые отличаются большей выраженностью подвижности нервной системы и экстраверсией [30].
Боксёры с преобладанием силы нервной системы относительно возбуждения над силой относительно торможения предпочитают атакующий стиль ведения боя, а “уравновешенные” — контратакующий, высоко “подвижные” — стремятся боксировать, используя разнообразную тактику, а также быстроту ударов и перемещений по рингу.
Футболисты и регбисты, отличающиеся преобладанием силы возбуждения над силой торможения, экстраверсией и эмоциональной возбудимостью, склонны к лидерству, могут вести за собой других игроков команды, а их товарищи, у которых сила торможения преобладает над силой возбуждения, склонны чётко выполнять предыгровые установки тренера и указания лидеров и более надёжны в игре [6].
Тяжелоатлеты с сильной нервной системой проявляют большую активность на тренировке, когда выполняют упражнения со штангой большого или максимального веса, и менее активны, если упражняются со средними и малыми весами [28].
Бегуны на средние и длинные дистанции, отличающиеся большой тревожностью и небольшой силой нервной системы относительно возбуждения, предпочитают непрерывный метод тренировки- Интервальный метод больше подходит бегунам с сильной и высокоподвижной нервной системой, а контрольно-соревновательный — с сильной нервной системой и малой тревожностью [25].
Исследования особенностей нервной системы спортсменов высокого класса проводимые К.М Смирновым обнаружил, что лица отличающиеся слабостью возбудительного процесса ухудшают результаты в особо ответственных соревнованиях. По его данным среди наиболее выдающихся спортсменов мирового класса лиц со слабой нервной системой не оказалось – все они относились к различным вариациям сильного типа [31].
Исследование особенностей деятельности спортсменок в художественной гимнастике показало, что каждое свойство темперамента (тревожность, эмоциональность, импульсивность, ригидность, экстравертивность) в различные моменты спортивной деятельности выступают как специальные способности, поскольку оказывают положительное влияние. Таким образом подводя резюме следует сказать, что специальные способности в различных видах спорта зависят от разных свойств типа нервной системы и темперамента. Различные свойства темперамента выступают как специальные способности к определенным видам спорта, к конкретным спортивным специальностям, так как являются необходимым условием достижения успеха.
1.2 Спортивный отбор в процессе многолетней подготовки.
Известно, что типологические свойства личности весьма консервативны, и очень важно с самого начала занятий спортом подсказать начинающему спортсмену наилучший для его индивидуальных свойств вид спорта, спортивную специализацию, точно подобрать для него арсенал технических средств, определить индивидуальный стиль деятельности.
Физическая культура и спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в физкультурном и спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий – оператора, диспетчера, летчика и т.д..
В спорте различают два основных направления применения психодиагностических методик.
- Выяснение того, каким видом целесообразно заниматься новичку (ребенку либо подростку).
- Формирование спортивного коллектива, выступающего на соревнованиях как единое целое (спортивная селекция).
Проблема отбора, как отмечают ведущие советские специалисты, связан с решением следующих задач:
- Определение модельных характеристик – своего рода спортограмма вида спорта со своими требованиями к психологической структуре личности и психологическим качествам спортсмена.
- Прогнозирование – одна из самых актуальных проблем в спорте, теснейшим образом связанная с психологическим отбором.
- Повышение эффективности отбора, что непосредственно связано с методиками психодиагностики в спорте: чем адекватнее требованиям спортограммы содержание той или иной методики, тем выше эффективность отбора.
- Улучшение организации отбора [33].
Педагогу в своей практической деятельности приходится сталкиваться со всеми разновидностями отбора и решать все вышеназванные задачи. Если мысленно представить все временные этапы психологического отбора в спорте, то можно абсолютно четко совместить разновидности отбора с решением всех вышеназванных задач [36].
На первом этапе решение задач спортивной ориентации основывается на модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями спортпрограммы групп видов спорта. На данном этапе определяются те способности юных спортсменов, которые определяют успешность их спортивной деятельности в определенной группе видов спорта, например циклических, ациклических, спортивных единоборств, спортивных игр. Распределение детей на первом этапе по видам нецелесообразно. Сложность психологического отбора на первом этапе заключается в том, чтобы правильно определить те или иные способности юного спортсмена к группе видов спорта.
На втором этапе решение задач спортивной селекции основывается на углубленных модельных характеристиках психологических особенностей спортсменов, составленных в соответствии с требованиями каждого вида спорта в отдельности. Допустим, на первом этапе мы определили, что мальчик по своим психологическим показателям – быстроте и точности сенсорных реакций, подвижности нервной системы, оперативному мышлению, распределению внимания и т.п. – подходит для занятия спортивными играми или спортивными единоборствами.
На третьем этапе решение задач отбора наиболее надежных спортсменов в команду для выступления в ответственных соревнованиях основывается на индивидуально-прогнозных модельных психологических характеристиках того или иного спортсмена, реализуемых в реальных условиях соревнований.
Опыт наиболее опытных тренеров – педагогов показывает, что эффективность третьего этапа отбора тесно связана с эффективностью психологического отбора на первых двух этапах.
Психологические состояния – наиболее подвижный элемент психологии спортсмена. Умелая психодиагностика психологического состояния спортсмена может многое сказать о степени его соревновательной надежности, прогнозировать поведение спортсмена в экстремальных условиях соревнований [29].
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренность) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта) [36].
Спортивный отбор — длительный, многоступенчатый процесс, который может быть эффективным лишь в том случае, если на всех этапах многолетней подготовки спортсмена обеспечена комплексная методика оценки его личности, предполагающая использование различных методов исследования (педагогических, медико-биологических, психологических, социологических и др.)[26].
Другое определение спортивного отбора звучит так:
Спортивный отбор — это комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей, отвечающих требованиям специфики вида спорта. Качественно видоизменяясь, отбор входит в систему многолетней подготовки.
Спортивный отбор — это основанный на научном прогнозе процесс принятия и реализации решения о включении или не включении в спортивную деятельность ее возможного участника[8].
Итак, из вышеприведенных определений уже можно сделать вывод о том, что спортивный отбор, являющийся комплексом мероприятий, применим как к детям, не занимающимся никаким спортом, так и к спортсменам.
Целенаправленная многолетняя подготовка и воспитание спортсменов высокого класса — это сложный процесс, качество которого определяется целым рядом факторов. Один из таких факторов — отбор одаренных детей и подростков, их спортивная ориентация.
Педагогические методы позволяют оценивать уровень развития физических качеств, координационных способностей и спортивно-технического мастерства юных спортсменов. На основе медико-биологических методов выявляются морфофункциональные особенности, уровень физического развития, состояние анализаторных систем организма спортсмена и состояние его здоровья. С помощью психологических методов определяются особенности психики спортсмена, оказывающие влияние на решение индивидуальных и коллективных задач в ходе спортивной борьбы, а также оценивается психологическая совместимость спортсменов при решении задач, поставленных перед спортивной командой [19].
Спортивный отбор начинается в детском возрасте и завершается в сборных командах страны для участия в Олимпийских играх. Он осуществляется в четыре этапа.
В группы начальной подготовки ДЮСШ принимаются дети в соответствии с возрастом, определенным для данного вида спорта. Критериями спортивной ориентации являются рекомендации учителя физической культуры, данные медицинского обследования, антропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы [23].
Спортивная практика свидетельствует о том, что на первом этапе далеко не всегда можно выявить идеальный тип детей, сочетающих морфологические, функциональные и психические качества, необходимые для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные индивидуальные различия в биологическом развитии начинающих значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом этапе отбора, следует использовать как ориентировочны [36].
На втором этапе отбора выявляются одаренные в спортивном отношении дети школьного возраста для комплектования учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Отбор проводится в течение последнего года обучения в группах начальной подготовки по следующей программе: оценка состояния здоровья; выполнение контрольно-переводных нормативов, разработанных для каждого вида спорта и изложенных в программах для спортивных школ; антропометрические измерения; выявление темпов прироста физических качеств и спортивных результатов.
В ходе второго этапа отбора осуществляется систематическое изучение каждого учащегося спортивной школы с целью окончательного определения его индивидуальной спортивной специализации. В это время проводятся педагогические наблюдения, контрольные испытания, медико-биологические и психологические исследования с целью дальнейшего определения сильных и слабых сторон подготовленности занимающихся. На основе анализа результатов обследования окончательно решается вопрос об индивидуальной спортивной ориентации занимающегося.
Каждый вид спорта предъявляет специфические требования к физическому развитию и способностям спортсмена.
Основными методами отбора на данном этапе являются антропометрические обследования, медико-биологические исследования, педагогические наблюдения, контрольные испытания (тесты), психологические и социологические обследования.
Антропометрические обследования позволяют определить, на сколько кандидаты для зачисления в учебно-тренировочные группы и группы спортивного совершенствования спортивных школ соответствуют тому морфотипу, который характерен для выдающихся представителей данного вида спорта. В спортивной практике выработались определенные представления о морфотипах спортсменов (рост, масса тела, тип телосложения и т.п.). Например, в баскетболе, легкоатлетических метаниях, академической гребле необходим высокий рост, в марафонском беге рост не имеет существенного значения и т.п.
Медико-биологические исследования дают оценку состоянию здоровья, физическому развитию, физической подготовленности занимающихся. В процессе медико-биологических исследований особое внимание обращается на продолжительность и качество восстановительных процессов в организме детей после выполнения значительных тренировочных нагрузок. Врачебное обследование необходимо и для того, чтобы в каждом случае уточнить, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждаются дети и подростки.
Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных результатов, существуют так называемые консервативные, генетически обусловленные качества и способности, которые с большим трудом поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки. Эти физические качества и способности имеют важное прогностическое значение при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования вегетативных систем организма, некоторые психические особенности личности спортсмена.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким расчетом, чтобы определить не столько то, что уже умеет делать занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его способности к решению двигательных задач, проявлению двигательного творчества, умению управлять своими движениями. Одноразовые контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного Уровня физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе специальной тренировки. Именно темпы прироста свидетельствуют о способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде деятельности [30].
Психологические обследования позволяют оценить проявление таких качеств, как активность и упорство в спортивной борьбе, самостоятельность, целеустремленность, спортивное трудолюбие, способность мобилизоваться во время соревнований и т.п. Роль психологических обследований за спортсменами возрастает на третьем и четвертом этапах отбора.
Сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов являются в значительной мере природными свойствами центральной нервной системы человека. Они с большим трудом поддаются совершенствованию в процессе многолетней тренировки. Особое внимание обращается на проявление у спортсменов самостоятельности, решительности, целеустремленности, способности мобилизовать себя на проявление максимальных усилий в соревновании, реакцию на неудачное выступление в нем, активность и упорство в спортивной борьбе, способность максимально проявить свои волевые качества на финише и др [11].
Для приобщения к систематической спортивной деятельности нужны определенные предпосылки. К числу важнейших из них относятся, кроме прочих, индивидуальная предрасположенность к ней, личностные установки, потребности, интересы. Несомненно также, что их выявление, формирование и развитие происходят под воздействием естественных и социальных факторов, в том числе направленно воздействующих и стихийных [10].
Это обстоятельство, а также ускоренный прогресс современного спорта и сильное обострение конкуренции на международной спортивной арене обусловили актуальность проблематики спортивного отбора в ее исследовательских и организационно-практических аспектах [3].
Проблемам отбора в последние несколько десятилетий посвящено достаточно много исследований и публикаций. В ряде стран, развитых в спортивном отношении, сложилась и разветвленная практика спортивного отбора. Тем не менее, само понятие “спортивный отбор” пока не получило вполне согласованного истолкования. Большинство специалистов так или иначе связывает его с заблаговременным распознаванием индивидуальной предрасположенности (задатки, способности, одаренность) к достижениям в каком-либо виде спорта, определением в зависимости от этого направленности спортивной специализации и выделением из общего числа приобщаемых или уже приобщенных к спорту тех, кто относительно более способен к высоким спортивным результатам для того, чтобы создать им предпочтительные условия для спортивного совершенствования.
Практика внедрения отбора в этом смысле оказалась противоречивой. С одной стороны, она содействовала активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки, с другой — в своих утвердившихся формах имеет и отрицательные свойства. Самое опасное из них для развертывания массового спортивного движения — фактическое ограничение доступа к систематической спортивной деятельности тех, кто с первых же шагов отсеивается отбором как “малоперспективные” или вовсе “бесперспективные” и на этом основании не попадает в контингент спортсменов, охватываемых хорошо налаженными формами спортивной подготовки (в детско-юношеских спортивных школах и т.д.). В наших условиях такая практика, к сожалению, распространена. Это усугубляется тем, что в само понятие “спортивный отбор” зачастую фактически вкладывается смысл отбора для спорта, а не выбора спорта для человека. Тем самым это понятие как бы дегуманизируется, то есть приобретает в какой-то мере антигуманный смысл.
С гуманистической, общечеловеческой позиции все, что делается в процессе приобщения к спорту для определения спортивной предрасположенности и ориентации индивида, следует, конечно же, трактовать не как отбор для спорта, а именно как выбор предмета и перспектив спортивной специализации, которые возможно полно соответствовали бы индивидуальным задаткам и разумно сформированным личностным потребностям, интересам. При этом важно, разумеется, выявить индивидуальные возможности достижения результатов в том или ином виде спорта, но суть дела вовсе не сводится к определению перспективы лишь с позиции вероятной величины чисто спортивного результата. Гораздо важнее определить то, в каком конкретно направлении наиболее целесообразно ориентировать спортивную деятельность приобщаемых и приобщенных к спорту, чтобы с возможно большей эффективностью содействовать развитию их индивидуальных способностей, формированию и удовлетворению возвышающих личность потребностей и интересов. Ни о каком отборочном “отсеивании” кого-либо, сопряженном с ограничением доступа к систематической спортивной деятельности, особенно на стадии приобщения к спорту, и речи быть не должно (если, разумеется, нет противопоказаний со стороны здоровья) — каждому в нормальных социальных условиях должны быть предоставлены равные возможности для удовлетворения спортивных интересов [36].
Свой оправданный смысл спортивный отбор приобретает тогда, когда решаются проблемы конкурсного комплектования профессионально-ориентированных спортивных учреждений (специализированных школ-интернатов спортивного профиля и т.п.) и аналогичных групп спортсменов, подготавливаемых для пополнения рядов тех, кто посвящает себя спорту высших достижений. Отбор спортсменов оправдан и тогда, когда на спортивно-конкурентной основе комплектуются сборные команды и регламентируется допуск к соревнованиям высокого ранга в прямой зависимости от наличного уровня индивидуальных спортивных достижений. Такой отбор закономерно обусловлен конкурентным характером спорта и, в принципе, не “отбраковывает” никого и не лишает спортивных перспектив, напротив, может стимулировать спортивные дерзания.
Неодномоментность и динамичность спортивной ориентации. Специалисты сходятся во мнении, что верно определить индивидуальную предрасположенность к спортивным достижениям путем каких-либо одноразовых процедур (наблюдение, тестирование и т.п.) за короткое время невозможно. Невозможно по двум основным причинам:
во-первых, спортивная предрасположенность — многосложный комплекс индивидуальных свойств (биофизических и личностно-психических), ряд которых созревает и проявляется не одновременно, а разновременно, в зависимости от возраста и стажа спортивной деятельности;
во-вторых, индивидуальные возможности спортивных достижений и личностные установки на их реализацию динамичны, причем изменяются как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием социальных условий жизни. Отсюда следует, что диагностику (от “диагноз” — распознание, определение) индивидуальной спортивной предрасположенности, а значит, и опирающуюся на нее спортивную ориентацию необходимо осуществлять не в качестве некоего разового мероприятия, а в качестве поэтапно возобновляемого процесса.
Многолетнюю спортивную деятельность принято подразделять с известной условностью на три большие стадии, каждая из которых охватывает ряд лет индивидуальной жизни, — стадию базовой подготовки, стадию максимальной реализации спортивно-достиженческих возможностей и стадию “спортивного долголетия” [5]. Закономерности оптимального построения системы подготовки спортсмена обязывают в пределах первой стадии обеспечивать первичную спортивную ориентацию и уточнять ее к исходу этой стадии с относительно твердым выбором предмета углубленной спортивной специализации, направления и параметров последующей спортивной деятельности.
Эта стадия и ее внутренние этапы не имеют единых для всех временных границ, поскольку они значительно колеблются в зависимости от индивидуального возраста начала занятий спортом, реально складывающихся особенностей содержания и построения спортивной тренировки, характера соревновательной деятельности, индивидуальных особенностей развития спортсмена, других факторов и обстоятельств. Приблизительно можно сказать, что с начала систематической спортивной деятельности в детском и подростковом возрасте во многих случаях бывает достаточно двух-трех лет, чтобы в первом приближении корректно определить целесообразное направление спортивной специализации и спрогнозировать спортивные перспективы. Однако эта первичная ориентация в дальнейшем подлежит более или менее существенным коррекциям, особенно когда в реальных условиях жизни созревающего спортсмена нужно будет решать, идти ли ему в сферу спорта высших достижений либо ограничиться сферой ординарного, общедоступного спорта.
Глава 2. Организация и методы исследования
2.1 Организация исследования
Для решения поставленных задач были проведены исследования, которые проходили в три этапа. В период с марта 2005 года по август 2006 года.
На первом этапе определились с исследуемой группой. Группой исследуемых выступили учащиеся СДЮСШОР КУПОЛ 10-11 лет занимающиеся велокроссом.
Данная группа первый год занимается велосипедной подготовкой. При отборе в данную группу учитывались показания врача, антропометрические данные.
Психологические особенности при отборе в группу велосипедистов–кроссовиков не рассматривались.
Всего в группе 22 человек. 11 мальчиков и 11 девочек.
На втором этапе мы провели анализ литературных источников по вопросам исследования, рассмотрели проблемы спортивного отбора и проанализировали различные методы исследования свойств нервной системы. Определились с методами исследования.
Производился анализ результатов спортивных соревнований велосипедистов.
Экспертная оценка свойств нервной системы детей исследуемой группы проводилась в июне 2006 года.
На третьем этапе проводилась математическая обработка и анализ результатов исследования, и на их основе написание выпускной квалификационной работы.
2.2 Методы исследования
Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы:
- Анализ литературных источников;
- Метод экспертной оценки свойств нервной системы;
- Тестирование скоростных качеств велосипедистов –кроссовиков.
- Методы математической статистики.
Метод экспертной оценки свойств нервной системы. Оценка проводилась по методике «Наблюдение за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы»» разработанной Вяткиным Б. А.(1978г) [7].
В качестве экспертов выступили тренера-преподаватели СДЮШОР Купол г. Ижевска Шапошников В. Г, Печенин Е. М , Васильев И. И. По результатам их оценок выведены средние баллы экспертной оценки приведенные в приложении 2 .
Суть данного метода заключается в том, что тренер (преподаватель) наблюдает за проявлениями свойств нервной системы в разнообразных условиях естественной деятельности своих воспитанников (учебно-тренировочные занятия, соревнования и т. п.) и соответствующим образом оценивает проявления каждого свойства по ряду показателей. Степень выраженности каждого свойства оценивают по пятибалльной системе (в 5 баллов оценивается высшая степень проявления данного свойства, в 1 балл — самая низкая).
Показатели свойств нервной системы сведены в группы и в работе представлены в карте экспертной оценки в приложении 2. Группа 1 характеризует показатели силы нервной системы со стороны возбуждения. Группа 2 – показатели силы нервной системы со стороны торможения. Группа 3 – показатели подвижности нервных процессов.
Диагностика: сумма 40 баллов и выше по каждой группе расценивается как достаточно выраженное проявление данного свойства, т.е. спортсмен отличается силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. Сумма мене 40 баллов расценивается как слабая выраженность его, т.е. спортсмен отличается слабостью неуравновешенностью (с преобладанием возбуждения), инертностью нервных процессов. Максимальное количество баллов – 75
Поскольку дети 10-11 лет относятся к первому году обучения и не имеют специфической велосипедной подготовки, то для оценивания скоростных качеств применяем общепринятые методики и оценивались по трем параметрам:
- Бег на 30 м, сек
- Прыжок в длину с места, см
- Челночный бег 3х10, сек
Математико-статистическая обработка полученных результатов.
Полученные в ходе эксперимента данные фиксировались в сводных протоколах и выделены в приложении 1.. следующим этапом вычисляли среднюю арифметическую. На втором этапе определяли достоверность различий между полученными результатами по t – критерию Стьдента.
- Вычисление средней арифметической величины по формуле:
где – знак суммирования;
n – общее число измерений в группе;
– значение отдельного измерения;
- Вычисление стандартного квадратического отклонения по формуле:
,
где – наибольший показатель;
– наименьший показатель;
К – табличный коэффициент.
- Вычисление средней ошибки среднего арифметического по формуле:
при n<30
- Вычисление средней ошибки разности по формуле:
,
f =nэ + nк–2, где nэ и nк – общее число индивидуальных результатов в группе. Далее достоверность различия определяли по специальной таблице вероятностей .
по распределению Стьюдента (t – критерий Стьюдента) [12].
5). Динамика показателей рассчитывалась по формуле темпов прироста:
D Y = ( (Yo – Yi) / Yo ) х 100 %
где D Y – темп прироста показателя.
Yo – первоначальное значение показателя.
Yi – i-е значение показателя.
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Определение особенностей нервной системы
Для определения особенностей нервной системы юных велосипедистов проводилась экспертная оценка. Результаты экспертной оценки свойств нервной системы представлены в приложении 1, в таблице 2.
По результатам построим таблицу средних результатов.
Таблица 1.
Значения экспертной оценки свойств нервной системы в исследуемой группе.
Показатель | Свойства нервной системы | ||
возбуждение | торможение | лабильность | |
Среднее значение в группе, в баллах. | 50,6 | 46,6 | 51,4 |
Рис 1. Результаты экспертной оценки свойств нервной системы
Как мы видим из результатов таблицы и рисунка, средние значения исследуемых свойств нервной системы в группе по шкале Б. А Вяткина можно отнести к высоким [7]. Т.е спортсмены исследуемой группы, в основном, имеют высокую возбудимость при средней уравновешенности и имеют высокую подвижность (лабильность) нервных процессов. Данный факт сравним с общепринятым в научной литературе мнении, что отличительным свойством нервной системы бегунов на короткие дистанции является высокая возбудимость и подвижность нервных процессов.
Для более детального изучения особенностей свойств нервной системы сгруппируем их по результатам экспертных оценок.
Результаты группировались по следующим двум признакам: 1-я группа – дети, имеющие экспертную оценку свойств нервной системы 40 и ниже баллов. 2-я группа – дети, имеющие оценки от 40 баллов, и выше
Итак, на основе данного ранжирования результатов экспертной оценки построим таблицу.
Таблица 2.
Показатели силы нервной системы со стороны возбуждения.
Показатель | Группа исследуемых | |
Низкая возбудимость | Высокая возбудимость | |
Количество в выборке, чел | 3 | 19 |
В % от числа выборки | 13,7% | 86,3% |
Мы видим, что преобладающее большинство исследуемых – 86,3% имеют явно выраженную высокую возбудимость нервной системы. В 13,7% случаев обнаружено слабое проявление возбудительных процессов в нервной системе.
Таблица 3.
Показатели силы нервной системы со стороны торможения.
Показатель | Группа исследуемых | |
Неуравновешенные | Уравновешенные | |
Количество в выборке, чел | 4 | 18 |
В % от числа выборки | 18,1% | 81,9% |
По выше указанным результатам мы видим, что – 81,9% проявляют выраженную уравновешенность. В 18,1% обнаружено низкий показатель торможения нервных процессов.
Таблица 4.
Показатели подвижности нервных процессов.
Показатель | Группа исследуемых | |
Подвижность высокая | Подвижность низкая | |
Количество в выборке, чел | 5 | 17 |
В % от числа выборки | 22,7% | 77,3% |
Как видно из результатов исследования преобладающее большинство исследуемых детей – 77,3% имеют высокую подвижность нервных процессов.
В 22,7% случаев преобладает низкая или инертная нервная система.
Таким образом, можно предположить, что в группе юных спринтеров у кого выявлена низкая подвижность нервных процессов и определен слабый инертный тип нервной системы, в будущем высоких спортивных результатов в велокроссе не проявят. В нашей группе выявлены 5 учеников, у которых обнаружено преобладание процессов торможения над возбуждением и выявлена слабая инертная нервная система. Дальнейшее изучение динамики спортивных результатов позволит нам с высокой достоверностью ответить на этот вопрос.
Подводя итог определения особенностей нервной системы детей исследуемой группы, следует сказать, что в исследуемой группе преобладают дети с сильной подвижной нервной системой, высокими процессами возбуждения и высокой подвижностью нервных процессов, что является хорошей базой для дальнейшего развития спринтерских способностей велосипедистов-кроссовиков.
- Исследование динамики скоростных качеств
Для определения динамики скоростных качеств мы используем результаты представленные в таблице 1. приложения 1. Исходные данные расчета достоверности различий приводятся в приложении 1 в таблице 3.
Для того чтобы рассчитать динамику показателей скоростных качеств учеников нашей группы рассчитаем средние значения для каждого контрольного испытания и для каждого отдельного случая.
Средние результаты рассчитываем по формуле 1. Данные сведем в таблицу.
Таблица 5. Показатели динамики скоростных качеств.
Контрольное испытание | Средние результаты | Динамика (Δ)в % | t – критерий Стьюдента | ||
Апрель
2003г |
Сентябрь 2004г | Апрель
2005г |
|||
Бег на 30 м, сек | 5,65 | 5,56 | 5,54 | 2,1% | 0,152 при р > 0,05 |
Прыжок в длину с места, см | 157,5 | 165,3 | 170,8 | 8,4% | 5,708 при р < 0,01 |
Челночный бег 3х10, сек | 9,11 | 8,97 | 8,84 | 2,9% | 2,755 при р < 0 |
Расчет динамики производился на персональном компьютере по формуле 5.
Как мы видим из данных таблицы 5 и рисунка 2, по всем показателям обнаружены положительные тенденции в развитии скоростных качеств.
Рис 2. Динамика результатов в беге на 30 метров.
Положительный прирост зафиксирован в результатах в беге на 30 метров (рис. 2), он составил 2,1%. Сдвиг недостоверен при t = 0,152 при р > 0,05.
Рис 3. Динамика результатов в прыжке в длину с места.
Наибольший прирост виден в результатах прыжков в длину с места (рис. 3). Он составил 8,4%. Групповой сдвиг достоверен при значении t = 5,708 при р < 0,01.
Рис 4. Динамика показателей челночного бега 3х10.
Достоверный сдвиг обнаружен и в показателях челночного бега (рис 4). Динамика составила 2,9% при t = 2,755 при р < 0,01.
Данные результаты подтверждают утверждение В.Ф Ломейко и В.И Ляха о темпах прироста скоростных способностей. По их мнению, среднегодовой прирост скоростных способностей должен составить 5,7% для мальчиков и 6,0% для девочек [33].
3.3 Определение зависимости между свойствами нервной системы и скоростными качествами велосипедистов-кроссовиков
Для того, чтобы определить у какой из типов нервной системы более стабильные и динамичные результаты, распределим их в группы по проявлениям свойств нервной системы и рассмотрим для каждой динамику развития скоростных качеств. Расчет динамики произведем по формуле 5. и сведем в таблицу.
Таблица 6.
Динамика результатов контрольных испытаний скоростных качеств в группах с различными свойствами нервной системы.
Исследуемая группа | Контрольные испытания | ||
Бег 30 м | Прыжок в длину с места | Челночный бег 3х10 | |
1. Высокая возбудимость | +3,5% | +4,45% | +3,24 |
2. Низкая возбудимость | -7,5% | +3,4% | 0 |
3. Уравновешенные | +1,25% | +3,51% | +1,82% |
4. Неуравновешенные | -3,2% | +2,4% | +3,1% |
5. Подвижность высокая | +2,1% | +8,6% | +3,8% |
6. Подвижность низкая | +1,05 | +3,45% | -1,17% |
Итак, как видно из результатов исследования наибольшая динамика была достигнута в группе детей имеющих высокую подвижность нервных процессов в показателях прыжка в длину с места.
Динамика в данном случае составила 8,6%. Далее сравнительно высокая динамика результатов скоростных качеств обнаруживается в группе детей обладающих высокой возбудимостью нервных процессов в показателях челночного бега. Он составил 3,8%. Следующий по величине уровень динамики равный 3,8% виден в группе детей с высокой подвижностью нервных процессов в показателях челночного бега.
Наибольший отрицательный прирост показателей обнаружен в группе детей с низкой возбудимостью в показателях бега на 30 метров. он составил – 7,5%. Вторым из «негативных» выступают результаты в беге на 30 метров у детей с заниженными процессами торможения – 3,2%. И отрицательный рейтинг завершают результаты группы с низкой подвижностью нервных процессов в показателях челночного бега. Динамика составляет – 1,17%.
По этому поводу Б. А. Вяткин пишет, что при изучении специальных способностей к спринтерскому бегу (1970г) обнаружена зависимость высокой стартовой скорости от динамичности торможения и эмоциональной реактивности. И подчеркивает, что различные свойства нервной системы выступают как специальные способности к определенным видам спорта, к конкретным спортивным специальностям, так как являются необходимым условием достижения успеха [7].
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие скоростных качеств наиболее интенсивно происходит в группе детей имеющих высокую возбудимость и высокую подвижность нервных процессов. С наименьшей скоростью, либо с отрицательной динамикой скоростные качества развиваются у детей с низким торможением и низкой возбудимостью нервных процессов.
Выводы
- Особенностью исследуемой группы занимающихся велокроссом является преобладание в выборке детей имеющих высокую подвижность и возбудимость нервных процессов.
- В группе обнаружена положительная, соответствующая нормам динамика скоростных качеств. Сдвиги достоверны в прыжках в длину с места и в челночном беге 3х10 метров при р < 0,01. Недостоверны сдвиги в беге на 30 метров в высокого старта при р>0,05.
- Развитие скоростных качеств наиболее интенсивно происходит в группе детей имеющих высокую возбудимость и высокую подвижность нервных процессов. С наименьшей скоростью, либо с отрицательной динамикой скоростные качества развиваются у детей с низким торможением и низкой возбудимостью нервных процессов.
Практические рекомендации
При отборе детей для занятий велокроссом мы рекомендуем использовать не только традиционные педагогические методы, но и психодиагностические методы. Так как они позволяют еще на раннем этапе спортивной специализации выявить наиболее одаренных и перспективных детей. Одной из которых является методика «Экспертной оценки свойств нервной системы»,разработанная Б.А. Вяткиным. Она доступна для любого тренера, обладает высокой информативностью и не требует больших усилий в организации.
Список литературы
№ | Ф.И.О. | сентябрь 2005 | Май 2006 | сентябрь 2006 | ||||||
30 м. | Прыж.с места | Чел бег.3х10 | 30 м. | Прыж.с места | Чел бег.3х10 | 30 м. | Прыж.с места | Чел бег3х10. | ||
1. | Х- Л. | 5,5 | 163 | 8,7 | 5,3 | 175 | 8,5 | 5,38 | 180 | 8,4 |
2. | М- Л. | 5,8 | 145 | 9,2 | 5,7 | 152 | 8,8 | 5,61 | 160 | 8,6 |
3. | Г- К. | 5,6 | 170 | 9,8 | 5,6 | 172 | 9,1 | 5,55 | 180 | 8,8 |
4. | С- Л. | 5,5 | 155 | 9,3 | 5,5 | 166 | 9,0 | 5,65 | 170 | 8,9 |
5. | К- Д. | 6,2 | 140 | 9,8 | 5,9 | 154 | 9,8 | 6,04 | 157 | 9,6 |
6. | С- В. | 5,9 | 166 | 9,2 | 5,7 | 155 | 9,2 | 5,57 | 172 | 9,0 |
7. | Б- С. | 5,6 | 160 | 9,1 | 5,6 | 162 | 9,3 | 5,5 | 158 | 8,8 |
8. | Г- К. | 5,7 | 145 | 9,2 | 6,0 | 152 | 9,3 | 6,19 | 150 | 9,2 |
9. | М- Ю. | 5,7 | 152 | 8,8 | 5,6 | 160 | 8,7 | 5,62 | 164 | 8,6 |
10. | Ф- Д | 5,8 | 150 | 9,2 | 5,6 | 156 | 9,1 | 5,5 | 165 | 9,0 |
11. | З- Т. | 5,6 | 163 | 8,9 | 5,5 | 180 | 8,9 | 5,48 | 176 | 8,7 |
12. | З- И. | 5,7 | 170 | 8,5 | 5,7 | 162 | 8,5 | 5,64 | 180 | 8,6 |
13. | К- Р. | 5,7 | 141 | 9,6 | 5,5 | 160 | 9,5 | 5,12 | 166 | 9,2 |
14. | А-М. | 5,3 | 155 | 9,1 | 5,2 | 170 | 9,1 | 5,55 | 179 | 9,2 |
15. | Р- А. | 5,4 | 176 | 9,0 | 5,5 | 182 | 8,9 | 5,43 | 187 | 8,7 |
16. | М- И. | 5,5 | 175 | 9,0 | 5,2 | 180 | 9,1 | 5,52 | 182 | 9,0 |
17. | К- Р. | 5,5 | 168 | 8,9 | 5,5 | 165 | 8,8 | 5,46 | 173 | 8,7 |
18. | Л- М. | 5,6 | 155 | 9,3 | 5,5 | 166 | 8,9 | 5,49 | 172 | 8,9 |
19. | С- Д. | 6,0 | 142 | 9,2 | 5,7 | 154 | 9,1 | 5,61 | 160 | 8,9 |
20. | Б- И. | 5,7 | 175 | 8,8 | 5,6 | 176 | 8,6 | 5,46 | 182 | 8,5 |
21. | Ш- Я. | 5,5 | 150 | 8,6 | 5,4 | 160 | 8,4 | 5,2 | 165 | 8,4 |
22. | В- А. | 5,6 | 150 | 9,3 | 5,5 | 178 | 8,9 | 5,49 | 180 | 8,8 |
Сумма | 124,4 | 3466 | 200,5 | 122,3 | 3637 | 197,5 | 122,06 | 3758 | 194,5 | |
Среднее значение | 5,65 | 157,5 | 9,11 | 5,56 | 165,3 | 8,97 | 5,54 | 170,8 | 8,84 |
Приложения
Приложение 1.
Результаты тестирования скоростных качеств.
№ | Ф.И.О | Ф.И.О. | ||
возбуждение | торможение | лабильность | ||
23. | Х- Л. | 50 | 45 | 53 |
24. | М- Л. | 53 | 45 | 39 |
25. | Г- К. | 58 | 39 | 58 |
26. | С- Л. | 40 | 42 | 52 |
27. | К- Д. | 42 | 58 | 52 |
28. | С- В. | 58 | 52 | 51 |
29. | Б- С. | 47 | 44 | 59 |
30. | Г- К. | 40 | 37 | 40 |
31. | М- Ю. | 57 | 59 | 49 |
32. | Ф- Д | 54 | 43 | 54 |
33. | З- Т. | 51 | 42 | 49 |
34. | З- И. | 49 | 57 | 37 |
35. | К- Р. | 54 | 52 | 50 |
36. | А-М. | 39 | 40 | 40 |
37. | Р- А. | 55 | 44 | 63 |
38. | М- И. | 52 | 44 | 52 |
39. | К- Р. | 54 | 45 | 55 |
40. | Л- М. | 49 | 49 | 58 |
41. | С- Д. | 51 | 40 | 40 |
42. | Б- И. | 48 | 39 | 58 |
43. | Ш- Я. | 60 | 56 | 64 |
44. | В- А. | 54 | 54 | 59 |
Сумма баллов в группе | 1115 | 1026 | 1132 | |
Среднее значение | 50,6 | 46,6 | 51,4 |
Приложение 2.
Результаты экспертной оценки свойств нервной системы.
Приложение 3.
Расчетные данные t – критерия Стьюдента.
Показатель | Контрольные срезы | n | Бег 30 метров. Сек. | Прыжок в длину с места, см | Челночный бег 3х10. сек |
Х – среднее арифметическое
|
Апрель 2003 | 22 | 5,65 | 157,5 | 9,11 |
Сентябрь 2004 | 22 | 5,56 | 165,3 | 8,97 | |
Апрель 2005 | 22 | 5,54 | 170,8 | 8,84 | |
δ –стандартное отклонение
|
Апрель 2003 | 22 | 0,183 | 7,59 | 0,314 |
Сентябрь 2004 | 22 | 0,210 | 7,85 | 0,366 | |
Апрель 2005 | 22 | 0,280 | 7,59 | 0,314 | |
m – стандартная ошибка средней арифметической
|
Апрель 2003 | 22 | 0,040 | 1,65 | 0,07 |
Сентябрь 2004 | 22 | 0,045 | 1,71 | 0,068 | |
Апрель 2005 | 22 | 0,061 | 1,65 | 0,07 | |
f –степень свободы | 63 | 63 | 63 | ||
t –средняя ошибка разности | 0,152 при р > 0,05 | 5,708 при р < 0,01 | 2,755 при р < 0,01 |
Приложение 4.
Карта экспертной оценки свойств нервной системы
Ф.И. ученика_____________________ Возраст_________ Школа №______
Группа 1. Возбуждение
Показатель
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1 . Сохраняет бодрость и уверенность в трудных и ответственных обстоятельствах (например, во время экзаменов, контрольных стартов, причем вне зависимости от степени подготовленности к ним).
|
|
|
|
|
|
2. Сохраняет высокую работоспособность в течение многочасовой тренировки.
|
|
|
|
|
|
3. Не отвлекается на действие посторонних раздражителей во время учебно-тренировочных занятий и подготовки к старту.
|
|
|
|
|
|
4. Способен многократно повторять сложное упражнение.
|
|
|
|
|
|
5. Проявляет настойчивость и целеустремленность в овладении трудновыполнимыми упражнениями.
|
|
|
|
|
|
6. Существенным образом не снижает качества выполнения упражнения, если вначале его была допущена ошибка.
|
|
|
|
|
|
7. На соревнованиях добивается более высоких результатов, чем на тренировках.
|
|
|
|
|
|
8. Не отказывается от изучения особо сложного или вызывающего страх упражнения.
|
|
|
|
|
|
9. Проявляет смелость в разнообразных и непривычных условиях деятельности.
|
|
|
|
|
|
10. Не прекращает спортивной борьбы в случае временной неудачи.
|
|
|
|
|
|
1 1 . Склонен к проявлению перед стартом состояния «боевой готовности».
|
|
|
|
|
|
12. Имеет, как правило, стабильные соревновательные результаты.
|
|
|
|
|
|
13. К концу тренировочного занятия качества выполнения упражнений не снижает.
|
|
|
|
|
|
14. Неудачи воспринимает как стимул к последующим действиям.
|
|
|
|
|
|
15. Активно стремится к участию в соревнованиях с сильным соперником, обычно положительно оценивая свою готовность к ним.
|
|
|
|
|
|
Группа 2. Торможение
Показатель
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1 . Обладает равномерностью в динамике деятельности и настроении.
|
|
|
|
|
|
2. В ситуации ожидания собран и спокоен.
|
|
|
|
|
|
3. Терпелив и настойчив в многократном выполнении трудных упражнений и заданий.
|
|
|
|
|
|
4. Способен «укрощать» неадекватные или невыполнимые влечения и желания
|
|
|
|
|
|
5. Не проявляет внешне признаков сильного волнения перед соревнованием или ответственным заданием.
|
|
|
|
|
|
6. Способен быстро сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения или задания.
|
|
|
|
|
|
7. Спокойно, без внешних признаков нетерпения переносит вынужденную задержку начала выполнения упражнения, задания или старта в соревнованиях.
|
|
|
|
|
|
8. Спокоен и сдержан в разнообразных ситуациях (удача, неудача, неинтересная работа и т. п.).
|
|
|
|
|
|
9. Не допускает раздражительности (срывов) в общении с товарищами и тренером перед соревнованиями.
|
|
|
|
|
|
10. Способен к быстрым и интенсивным усилиям в области волевой задержки (например, быстро успокоится по требованию тренера или учителя).
|
|
|
|
|
|
1 1. Не нарушает обычного режима в дни ответственных соревнований, экзаменов.
|
|
|
|
|
|
12. Способен гасить в сознании посторонние моменты и воспоминания о предыдущей деятельности
|
|
|
|
|
|
13. Обладает сдержанностью и уравновешенностью в поведении и речи при неожиданном объявлении участия в предстоящем соревновании.
|
|
|
|
|
|
14. Тщательно и неторопливо проводит разминку
|
|
|
|
|
|
15. Обладает ровной, плавной речью, четкостью мысли и точностью выражений
|
|
|
|
|
|
Группа 3. Лабильность
Показатель
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
1 . Способен быстро и легко переходить от одного вида деятельности к другому.
|
|
|
|
|
|
2. Способен быстро и легко выработать и переделать навыки, привычки.
|
|
|
|
|
|
3. Обладает лучшей (более высокой) работоспособностью при выполнении быстрых динамических движений, при смене условий деятельности и заданий.
|
|
|
|
|
|
4. Не склонен долго задерживаться на отработке отдельных компонентов целостного упражнения.
|
|
|
|
|
|
5. В разминке индивидуального характера отдает предпочтение скоростным и скоростно-силовым упражнениям.
|
|
|
|
|
|
6. Без особого интереса выполняет статические упражнения и задания, требующие кропотливой работы по отработке техники.
|
|
|
|
|
|
7. Склонен к заметному внешнему проявлению эмоциональных переживаний (положительных и отрицательных).
|
|
|
|
|
|
8. Имеет быструю, порой торопливую речь.
|
|
|
|
|
|
9. Быстро сходится с людьми (товарищами по команде, тренером).
|
|
|
|
|
|
1 0. Быстро привыкает к характеру работы нового тренера.
|
|
|
|
|
|
1 1 . Быстро привыкает к новым условиям деятельности.
|
|
|
|
|
|
12. К выполнению упражнений и заданий приступает сразу, без «раскачки», быстро втягивается в работу.
|
|
|
|
|
|
13. Легко и непринужденно чувствует себя в кругу малознакомых людей.
|
|
|
|
|
|
14. Способен на успешное выполнение упражнения без тщательной предварительной разминки.
|
|
|
|
|
|
15. Отличается богатством и разнообразием мимики, сопровождающей речь.
|
|
|
|
|
|