Оглавление
1.1 Общая характеристика управления образованием на современном этапе. 7
1.3 Современные проблемы преподавания курса ОБЖ.. 29
2.1 Организация исследования. 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 82
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития образования в России, характеризующийся продолжающимися реформами и интенсивными инновационными процессами, требует сущностных изменений в управлении этой социальной сферой. Необходим не только пересмотр парадигмы управления, но и целый комплекс мер по повышению его эффективности и снижению излишней централизации.
Структурные и качественные изменения системы образования по причинам этих изменений не являют собой автономный, самовоспроизводящийся и самоуправляющий замкнутый объект.
Есть два мощных внешних фактора, предопределяющих характер и направленность, масштабы и темпы структурных изменений. Этот фактор – спрос на образовательные услуги со стороны населения в целом, как показатель потребности культурного развития, и гарантия качества профессиональных знаний, соответствующих конъюнктуре спроса на высококвалифицированных рабочих и специалистов на рынке труда. Это говорит о соответствии доминирующей структуры специализаций в системе профессионального образования структуре профиля запрашиваемых головными предприятиями страны специалистов.
Сложившаяся система органов власти в России в современных условиях, осуществляет государственное управление образованием и включает в себя как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов РФ. В связи с этим Правительству РФ отведены функции проведения единой государственной политики в области образования на территории всей страны, определения основных направлений развития и совершенствования, как общего, так и профессионального образования.
Вместе с тем, можно констатировать, что содержание идей, положенных в основу реформирования образования в России, не вызывает сомнений – широкое внедрение в общественное сознание через образование идеологии гражданского общества, основанной на гуманистически ориентированных рыночных отношениях, что предполагает воспитание гражданина, способного совершить сознательный, адекватный личностным интересам, возможностям и общественным и государственным потребностям, выбор жизненного пути и нести в дальнейшем полную ответственность за этот выбор.
Находятся в соответствии с заявленной идеологией и перечень и содержание базовых проектов, которые предполагается осуществить в рамках проводимых реформ.
Речь идет об основанных на принципах компетентностного подхода, конкретизирующего в образовательной сфере содержание глобальных идей общественного переустройства, таких проектах, как единый государственный экзамен (ЕГЭ), новые государственные образовательные стандарты, введение в государственную образовательную систему финансово-экономической самостоятельности образовательных учреждений, право перехода образовательного учреждения в статус образовательной организации, конкретизация в различных формах идей паритетного государственно-общественного управления образовательными институтами, создание единой общенациональной системы оценки качества образования.
Ключевое место в формировании мировоззрения детей занимает в школе предмет основы безопасности жизнедеятельности, призванный стимулировать знания процессов развития личности, формирования и укрепления здоровья, накопление адаптационных ресурсов организма.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями социально-экономического развития общества третьего тысячелетия, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста – один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни.
Содержание курса ОБЖ должно быть направлено на гуманизацию образовательного процесса. Гуманистический подход связан с развитием творческих возможностей человека, созданием реальных безопасных условий для обогащения интеллектуального, эмоционального, волевого и нравственного потенциала личности, стимулированием у нее стремления реализовать себя через активно не адоптированные действия, расширяющие границы самосохранения, саморазвития и самоосуществления.
Объект исследования: Муниципальная система дошкольного образования.
Предмет исследования: Современные проблемы ОБЖ и их место в школьном рексурсе.
Гипотеза исследования заключается в том, что образовательный процесс в начальной школе, ориентированный на формирование навыков безопасного поведения младших школьников, может быть эффективным при условии, если:
– разработана модель процесса формирования навыков безопасного поведения в быту у учащихся начальной школы, отражающую специфику содержания и механизмов взаимодействия школы и внешкольного образования;
– выделены направления, определены условия и механизмы реализации модели, которая формирует навыки безопасного поведения в быту у младших школьников, обеспечивающие развитие у них потребности в безопасности через здоровый образ жизни и готовности применения навыков безопасности в реальной жизни;
– определена критериально-оценочная база диагностики уровня сформированности у младших школьников навыков безопасного поведения.
Цель исследования: Разработать программу формирование навыков безопасного поведения в быту у младших школьников на основе современных методов организации образовательного процесса.
Задачи исследования:
- Раскрыть теоретические основы управления образованием в структуре механизмов государственного управления;
- Рассмотреть проблемы преподавания курса ОБ на современном этапе;
- Разработать структурно-содержательную модель формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста: выявить принципы, определить функции и разработать содержание;
- Провести экспериментальную работу по формированию безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста;
- Обосновать педагогические условия формирования безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведя анализ литературных источников, мы выяснили, что в своей жизнедеятельности, то есть создания условий для своего существования и развития, люди постоянно сталкиваются с опасностями. Любая практическая деятельность человека связана с окружающей природной средой и социальной реальностью и потенциально опасна. Потенциальная опасность носит скрытый характер и проявляется при наличии определенных, нередко трудно предсказуемых условий. Они усугубляют ее и превращают в экстремальную опасность. Если эту опасность не локализовать или не стабилизировать, она превратится в чрезвычайную ситуацию.
Понятие безопасность связано с широким спектром разнообразных опасностей и угроз для человека. Это вызвало разработку специального научного направления и образовательной области “Безопасность жизнедеятельности”.
Структурно программы курса ОБЖ состоят из трех содержательных линий. Распределение тематики ОБЖ по ступеням образования соответствует возрастным особенностям и возможностям учащихся по освоению материала, их подготовке в других образовательных областях. Изучение курса позволяет получить систематизированное представление об опасностях и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения. Разнообразные формы обучения ОБЖ решают задачу развития творческих способностей личности школьника.
В целом, анализ полученных результатов показал, что выявились существенные различия по основным параметрам опыта безопасного поведения в быту у детей экспериментальной и контрольной группах. Это стало возможно благодаря использованию ряда специфических педагогических условий, способствующих формированию ОБП у школьников; отбор доступного содержания правил бытовой безопасности; планирования педагогического процесса; наглядно-дидактическая оснащенность; применение игровых форм работы с детьми как коллективных, подгрупповых, так и индивидуальных, классных часов, экскурсий и бесед.
Итак сравнительный анализ эмпирических данных и метод математической статистики доказали действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования опыта безопасного поведения в быту детей младшего школьного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (принята ВС РСФСР 104.1978) // Ведомости ВС РСФСР. — 1978. — №15. — Ст. 407.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 111993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12008 № 6-ФКЗ, от 30.12008 №7-ФКЗ, от 05.02014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ». — 04.08.2014. — №31. — Ст. 4398.
- Федеральный закон от 29.12012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 31.1201 — №53 (ч. 1). — Ст. 7598.
- Федеральный закон от 29.12012 №273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 31.1201 — №53 (ч. 1). — Ст. 7598.
- Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
- Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
- Федеральный закон РФ от 10.07.1992 №3266–1 (ред. от 111.2012) «Об образовании» // Собрание законодательства РФ. — 15.01.1996. — № — Ст. 150.
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/39758 (дата обращения: 20.11.2017).
- Об образовании: Федеральный закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (с изм. от 012011 № 385-ФЗ). URL: http://www.rg.ru/1992/07/31/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 25.09.2017).
- О национальной доктрине образования в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751. URL: http://www.zakonprost.ru/content/base/39758 (дата обращения: 20.11.2017).
- Антюхин Э.Г., Сулла М.Б. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Дашков и К, 200
- Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций; изд. 2-е, дополн. М.: Омега-Л, 2004. 584 с.
- Балыхин Г.А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М. «Экономика», 201 163 с.
- Барабанова С.В. Государственное регулирование высшего образования в Российской Федерации: административно-правовые вопросы. Монография. Каз.: Изд-во Казанского государственного университета, 2004. 340 с.
- Бондалетов В.В. Роль социального образования в кадровом обеспечении молодёжных НКО. В сборнике: Социальная работа, социальное образование в контексте инновационного развития России Сборник материалов XI Всероссийского социально-педагогического конгресса. 2011. С. 122-12
- Брунер Дж. Культура образования. Москва: Просвещение, 2016. 223 с.
- Воробьева С.В. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами/Основы управления образовательными системами. / С.В. Воробьева.- М.: Изд.центр «Академия», 2008.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. – 9-е изд. – М.: «Вита- Пресс», 2009.
- Государственное управление образованием в России/ С.Н.Братановский, В.А. Юсупов: Волгогр. ин-т экономики, социологии и права. Волгоград: Изд-во Волгогр. ин-та экономики, социологии и права, 2004.
- Емельянов В.М., Коханов В.Н., Некрасов П.А. Защита населения в чрезвычайных ситуациях. М.: Академический проспект. 200
- Заруба Н.А. Актуальность адаптивного подхода к подготовке специалистов в условиях социальных трансформационных процессов российского общества. /Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (29-1). – с. 109-115
- Заруба Н.А. Инновационный менеджмент в сфере муниципального управления: проблемы и пути решения./ В сборнике: «Учим управлять и учимся управлять»/ Второй сборник научных статей. Составление и научное редактирование: Н.А. Заруба, Н.Н. Егорова. 2016. с. 7-19.
- Казин Э.М., Блинова Н.Г., Подгорный А.Н., Никифорова О.А., Заруба Н.А., Литвинова Н.А., Пономарева В.С./ Психологические и валеологические подходы к профессиональному самоопределению учащихся./ Валеология. 1997. № – с. 9-10.
- Ковальчук О. В. Теория и практика управления инновационными процессами в муниципальной системе образования: монография. Санкт-Петербург: Издательство Политехнического университета, 2014 140 с.
- Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2005. – 368 с.
- Комаров В.Н. Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.in-n.ru.
- Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.39.
- Лекция № 5 «Исторические аспекты развития управления» (дата обращения: 20.11.2017) http://webarhimed.ru/page-744.html
- Литвиненко Э. В. Квалиметрия управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений: монография. Москва: Прометей, 2005, 252 с.
- Максимова В.Н. Современный образовательный менеджмент: учебное пособие. СПб: ЛГУ, 201 264 с.
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу “Основы безопасности жизнедеятельности” за счет времени вариативной части базисного учебного плана (приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 27 апреля 2007 г. N 03-898)
- Михайлов Л. А, В.П. Соломин, А.Л. Михайлов и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2005.
- Радугин А. А. “Педагогика” М. 2013. 235 с.
- Собкин В. С., Адамчук Д. В. Социология образования: Единый государственный экзамен в контексте педагогической деятельности / / Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № С. 49-56.
- Субетто А. И. Основы системологии образования: монография в 2 ч. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 251 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Список предметов, предлагаемых ребенку в 1 серии констатирующего эксперимента (для выявления знаний об источниках опасности).
Задание. Выбери предметы, приводящие к…: