написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Развитие коммуникативной компетентности в подростковом возрасте. Дипломная работа 2018г.

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
    1.1. Сущность понятия коммуникативная компетентность 6
    1.2. Процесс развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте 12
    ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ 19
    2.1. Организация эмпирического исследования выявления особенностей влияния акцентуация характера на коммуникативную компетентность 19
    2.2. Результаты эмпирического исследования и их интерпретация 27
    ВЫВОДЫ: 48
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
    ПРИЛОЖЕНИЕ 1
    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность темы исследования. Новые социально-экономические условия развития России обусловили необходимость преобразования деятельности различных государственных и общественных структур. Вследствие этого насущными являются социально-педагогические проблемы, касающиеся процесса общения, в особенности его коммуникативной стороны (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, Я.Л. Газман, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, A.B. Мудрик, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, C.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, др.). Коммуникативная компетентность – одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (А. Маслоу). Однако однозначного понимания и чёткой структуры коммуникативной компетентности, её особенностей у подростков в научных источниках не выявлено, что позволяет вести дальнейшие научные поиски.
    По мнению психологов (Г.М. Бреслав, Л.C. Выготский, Г.С. Никифоров, A.B. Петровский, Л.И. Рувинский, др.), общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, в процессе которого, они усваивают жизненные цели и ценности, нравственные идеалы, нормы и формы поведения, повышают свой уровень коммуникативной компетентности. Неблагополучные взаимоотношения с товарищами, складывающиеся в силу недостаточной сформированности коммуникативной компетентности, негативно отражаются на эмоциональном состоянии подростков (К.Н. Волков, Я.Л. Коломинский, А.Е. Личко, К.Н. Платон, Т.В. Снигирева, др.). В этом случае психологи (A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, др.) ставят перед школой особую задачу – сформировать необходимый уровень коммуникативной компетентности у подростков.
    Большинство исследователей (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Ф.Рыбалко, K.M. Гуревич, Г.С. Никифоров, Е.Ф. Рыбалко, A.A. Смирнов, др.) выделяет подростковый возраст, как наиболее сенситивный для формирования коммуникативной компетентности. В педагогической науке и практике накоплен колоссальный инструментарий психолого-педагогических методов повышения уровня коммуникативной компетентности. Глубоко изучены, такие способы формирования коммуникативной компетентности подростков как: социально-психологические тренинги, сюжетно-ролевые игры, коллективные творческие дела, театральные технологии (Л.Б. Белявская, О.С. Газман, А.Э. Греф, В.А. Караковский, Т.В. Лаврова, Л.И. Новикова, Л.М. Петрова, В.В. Петрусинский, В.И. Плотник, A.C. Прутченков, Н.В. Самоукипа и др.) Однако, в педагогике нет подразделения методов по гендерному принципу, все методы являются универсальными, без учета особенностей реагирования на них подростков разного пола.
    Объектом исследования выступили психологические особенности подростков.
    Предметом проведенного нами исследования являются особенности формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности.
    Гипотеза: существуют гендерные особенности формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
    Основная цель исследования заключается в выявлении гендерных особенностей формирования ассертивности.
    Задачи исследования
    1. Теоретическое исследование литературы по теме коммуникативной компетентности подростков.
    2. Эмпирическое изучение характерологических акцентуаций
    3. Эмпирическое определение уровня коммуникативной компетентности подростков
    4. Анализ взаимосвязей формирования ассертивности у мальчиков и девочек
    Выпускная аттестационная работа состоит из двух глав – теоретической – анализа литературы и практической (эмпирического исследования).
    Методики исследования:
    1. Методика диагностики коммуникативных умений у подростков Л. Михельсона, адаптированная Ю.З. Гильбухом.
    2. Опросник, определяющий акцентуации характера, Леонгарда-Шмишека.
    3. Методы математической статистики – метод ранговой корреляции Спирмена.
    Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ СОШ №1233 города Москвы, принимало участие 45 подростков, в возрасте 14-15 лет.
    По результатам произведенного исследования выявлены гендерные различия формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, следовательно, гипотеза нашла свое подтверждение.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В ходе выпускной аттестационной работы был произведен анализ теоретической литературы по теме развития коммуникативной компетентности. Раскрыта сущность понятия коммуникативной компетентности подростков в современной психологии. Рассмотрен процесс развития коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, особенности коммуникации подростков, из чего была сформулирована гипотеза о том, что существуют гендерные особенности формирования ассертивности как показателя коммуникативной компетентности в подростковом возрасте.
    Во второй главе было описано эмпирическое исследование, направленное на изучение характерологический акцентуаций подростков, выявления и уровней коммуникативной компетентности. В эмпирическом исследовании были использованы методики Михельсона и Леонгарда-Шмишека. Результаты диагностики были обработаны при помощи методов математической статистики – критерия Спирмена. Итогом эмпирического исследования стал вывод о том, что ассертивность и противостоящие ей непродуктивные варианты поведения в ситуации конфликта у юношей и девушек связаны с различными характерологическими особенностями, и, следовательно, ассертивность достигается мальчиками одним способом, а девочками – другим, следовательно, гипотеза о том, что существуют гендерные особенности формирования ассертивности, как показателя коммуникативной компетентности в подростковом возрасте, нашла свое подтверждение.

    Библиография
    1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие / Г. С. Абрамова. —Екатеринбург: [б. и.], 1999. — 678 с.
    2. Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. — М.: Просвещение, 1980. — 56 с.
    3. Асоев, X. М. Освоение учащимися подросткового возраста общечеловеческих ценностей Текст. : автореф. дис. . канд. пед. паук / X. М. Асоев. — М.: [б. и.] 1995. — 18 с.
    4. Баранов, П. В. Игровая форма развития коммуникации, мышления, деятельности Текст. / П. В. Баранов, Б. В. Сазонов. — 2—е изд. — М.: Прогресс, 1989.— С. 120.
    5. 15. Барахович, И. И. Формирование коммуникативной компетентности студентов педагогического колледжа Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. И. Барахович. — Красноярск: КГПУ, 2000. — 24 с.
    6. Брудный, А. А. О проблеме коммуникации Текст. / А. А. Брудный // Методические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1979. —С. 166— 182.
    7. Варанник, А. С. Методика формирования коммуникативных и рефлексивных умений подростков на основе сказкотерапии на уроках русского языка Текст. : автореф. дис. . канд. пед. наук / А. С. Варанник. — Новосибирск: [б. и.], 2002. —29 с.
    8. Гез, Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований Текст. / П. И. Гез // ИЯШ. — 1985. — №2. — С. 17—24.
    9. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст. / С. И. Гессен. — М.: Школа-Пресс, 1995. — 448 с.
    10. Горелов, И. IT. Невербальные компоненты коммуникации Текст. / И. Н. Горелов. — М.: Наука, 1980—104 с.
    11. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. — 239 с.
    12. Дубровина, И. В. Рабочая книга школьного психолога Текст. / И. В. Дубровина. — М.: [б. и.], 1991. —303 с.
    13. Емельянов, Ю. Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности Текст. / 10. Н. Емельянов. — М.: Просвещение, 1995. — 183 с.
    14. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст. / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. — М.: Изд-во Моск. ун—та, 1991. — 96 с.
    15. Забродина, И. В. Формирование когнитивно—коммуникативных умений у учащихся подросткового возраста: на примере гуманитарных дисциплин Текст.[Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / И. В. Забродина. — Челябинск: [б. и.], 1996. — 16 с.
    16. Искусство разговаривать и получать информацию Текст. : хрестоматия / сост. Б. Н. Лозовский. — М.: [б. и.], 1993.
    17. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения Текст. / В. А. Кан-Калик. — М.: Роспедагентство, 1995.
    18. Кармодонова, О. Ф. Развитие коммуникативных умений учащихся и коррекция общения подростков на уроках русского языка Текст. : авгореф. дис. . канд. пед. наук / О. Ф. Кармодонова. — Новосибирск: [б. и.],1999. —25 с.
    19. Кидрон, А. А. Умение общаться как фактор взаимодействия Текст. / А. А. Кидрон // Сб. тез. Взаимодействие коллектива и личности в коммунистическом воспитании. — Талин: [б. и.], 1979. — 158 с.
    20. Коблянская, Е. В. Психологические аспекты социальной компетентности Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / Е. В. Коблянская. — СПб. : [б. и.], 1995. — 22 с.
    21. Колмогорова, Н. С. Коммуникативная компетентность как условие и следствие становления направленности личности Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / Н. С. Колмогорова. — СПб.: [б. и.], 2005.27 с.
    22. Кон, И. С. Психология старшеклассника Текст. / И. С. Кон. — М.: Просвещение, 1980. — 192 с.
    23. Краткий психологический словарь Текст. / сост. Карпенко; под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985.
    24. Кулик, J1. А. Семейное воспитание Текст. / J1. А. Кулик, Н. И. Берестов. — М.: Просвещение, 1990.
    25. Куницына, В. Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение Текст. // В кн. Теоретические и прикладные вопросы психологии. / В. П. Куницина; под ред. А. А. Крылова. — СПб.: [б. и.], 1995. — 158 с.Андреева Г.М. Социальная психология. – М., «Просвещение», 1980. – 56 с.
    26. Бодалев А.А. Психология о личности. – М., 1988. – 187
    27. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. //
    28. Гальперин Б.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., «Педагогика», 1978. – 424 с.
    29. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – Киров, 1991. – 142 с.
    30. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. – М., «Просвещение», 1965.
    31. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М., «Высшая школа», 1971. – 294 с.
    32. Мудрик А.В. Общение школьников. – М., «Знание», 1987. – 76 с.
    33. Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и общения как проблеме общей и социальной психологии. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения. – Л., 1970. – 39 с.
    34. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 1. – С. 50-51.
    35. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. – № 2. – С. 50-51.
    36. Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. – М., Изд-во МГУ, 1989. – 216 с.
    37. Пусть «мысль совершается в слове»! // Коммуникативная методика, 2002. – № 2. – С. 2-5.
    38. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / Авторская версия / И.А. Зимняя.
    39. Кабардов, М.К. Языковые и коммуникативные способности / М.К. Кабардов, Арцишевская Е.В. // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989.103-104с.
    40. Левитан, К.М. О содержании понятия “коммуникативная компетентность”. Перевод и межкультурная коммуникация. / К.М. Левитан. Екатеринбург.: Издательство АБМ, 2001. вып.2.89-91с.
    41. Иванов, Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиПРО, 2006.
    42. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
    43. Муравьева, О. И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии Текст. / О. И. Муравьева // Сибирский психологический журнал. — 2001. —№14—15. — С.21—28.
    44. Осипова, Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / Т. Ю. Осипова. — Томск: [б. и.], 2000.22 с.
    45. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Педагогика, 1984. — 112 с.
    46. Муравьева, О. И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии Текст. / О. И. Муравьева // Сибирский психологический журнал. — 2001. —№14—15. — С.21—28.
    47. Осипова, Т. Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза Текст. : автореф. дис. . канд. психол. наук / Т. Ю. Осипова. — Томск: [б. и.], 2000.
    48. Максимова, Р. А. Коммуникативный потенциал личности: теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга Текст. : тез. докл. / Р. А. Максимова. — Краснодар: [б. и.], 1975. -— С. 302—303.
    49. Психологические особенности подросткового возраста, 2008: http://www.nnmama.ru/

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх