Оглавление
Введение. 4
Глава 1. Роль личности как социально-психологический феномен. 6
1.1 Факторы социального становления личности. 6
1.2. Ролевая и статусная концепции личности. 8
1.3 Отличительные особенности социальной и психологических ролей как внутриличностного конфликта. 14
Глава 2. Исследование внутриличностных конфликтов, связанных с особенностями социальных и психологических ролей личности. 20
2.1 Организация и методы исследования. 20
2.2 Результаты исследования. 24
Заключение. 30
Список литературных источников. 31
Приложения. 32
Введение
Проблемы человека и личности занимают в системе современного социологического знания одно из центральных мест. Рассматривая проблему личности, социология взаимодействует, прежде всего, с другими общественными и гуманитарными науками, в результате чего происходит их взаимное обогащение. Особенно тесно социология связана с социальной философией, социальной и общей психологией, педагогикой, политологией, правоведением, а также историей и экономической наукой. Проблема личности – одно из главных звеньев, соединяющих социологию с другими отраслями научных знаний. В то же время эта проблема является фактором гуманизации и гуманитаризации всей системы научного знания.
Главная проблема анализа личности в социальной психологии – выявление того, посредством каких механизмов осуществляется влияние общества на личность, как участвует в этом процессе микро- и макросреда.
Взаимоотношения общества и личности не сводятся только к влиянию общества на личность. Не менее, если не более, важен и другой вопрос, включающий множество аспектов: «Как сама личность влияет на общество?» Многозначность данного вопроса базируется на парадигме: «Личность – субъект общественных отношений», которая и определяет главное содержание социологии личности, или, в другой формулировке, социологической теории личности. Но если это так, то социология личности должна изучать ее как определенную целостность в социально-функциональном аспекте.
Современная социология личности должна учитывать данные не только социальной, но и общей психологии, которые содержат немало ценных мыслей и обширный экспериментальный материал, относящийся к различным сторонам существования человека.
Человек – понятие общее, представляющее собой биосоциальную категорию. Человек, взятый в его социальном качестве, есть личность.
Цель исследования: Исследовать отличительные особенности социальных и психологических ролей личности.
Задачи исследования:
- Раскрыть роль личности как социально-педагогический феномен;
- Изучить ролевую и статусную концепцию личности;
- Провести исследование внутриличностных конфликтов, формируемых различиями социальных и психологических ролей.
Заключение
Проведя исследование, мы выяснили, что у большинства испытуемых (80%) имеется низкий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере, при котором снижается возможность возникновения внутреннего конфликта. 15% опрошенных имеет средний уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. То есть, их желания в некоторой степени превосходят их возможности. Лишь 5% имеют высокий уровень дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. То есть их желания в высокой степени превосходят их же возможности, при котором, во много раз увеличивается возможность возникновения внутреннего конфликта.
Большинство испытуемых (85%) испытывают внутренний вакуум. У 10% опрошенных было выявлено преобладание “нейтральной зоны”. У 5% испытуемых преобладает внутренний конфликт.
Не смотря на наличие внутреннего конфликта по определенным ценностям, большинство испытуемых (80%) оценивают их эмоционально положительно, 20% респондентов, напротив, большинство ценностей, которые вызывают внутренний конфликт, оценивают эмоционально отрицательно.
Большинство опрошенных (55%) испытывают внутренний комфорт, являющийся результатом внешнего комфорта или исполнения своих желаний. Высокий уровень внутреннего дискомфорта имеют 35% опрошенных. Это проявляется в действиях, взаимоотношениях к друзьям, родными и близким, поведении в социуме.
Список литературных источников
- Андреева, Г. М. Социальная психология [текст] : Учебник для вузов / Г.М. Андреева. – М. : Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
- Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности [текст]/ В.Н. Колесников – М.: Институт психологии, 2006
- Комарова Э. И., Личность как: субъект и объект социального развития – М., 2006
- Кон И. С. Открытие «Я» – СПб., 1998
- Левонтин P., Человеческая индивидуальность: наследственность и среда – М., 2006
- Покатаева О.Г. Психоаналитическая трактовка внутриличностных конфликтов [текст] / Покатаева О.Г. // Психотерапия. – 2012. – №6.
- Прибутько П.С., Михайленко Р.В., Дубчак Л.М., Роговенко М.М. Конфліктологія. Навчальний посібник [текст]. – К.: КНТ, 2010.
- Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л. В. Куликова. – СПб.,2005
- Пукинска О. В. «Триада риска» как проявление внутриличностного конфликта [текст]/ О. В. Пукинска // Психологический журнал. – 2005. – Том 29. – № 5. – с. 63-72.
- Ратников В.П. Конфликтология. Вопросы-ответы Учеб. пособие для вузов [текст]/ Под ред. В. П. Ратникова
- Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994
- Социология в России // под ред. В.Я Ядова – М., 1998
- Социология. Основы общей теории // Под ред. Осипова Г.В. – М., 1996
- Тощенко Ж.Т. Социология – М., 1999
- Фромм Э. Иметь или быть – СПб., Питер, 2003
Приложения
Приложение 1
Сводная таблица по методике Фанталова Е.Б. «Диагностика внутреннего конфликта»