написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПФФК

     

    СОДЕРЖАНИЕ

     

    Введение 3
    Глава 1. Анализ литературных источников по вопросам исследования 6
    1.1 Проблема профессионализма педагогической деятельности в научно-методической литературе 6
    1.2. Формирование профессионального мастерства педагога 15
    1.3. Профессионализм деятельности учителя физической культуры 21
    Глава 2. Организация и методы исследования 25
    2.1. Организация исследования 25
    2.2. Методы исследования 26
    Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 31
    3.1. Исследование уровня самооценки педагогических умений в зависимости от курса обучения 31
    3.2. Исследование рейтинга самооценки педагогических умений 35
    Выводы 48
    Список литературных источников 49
    Приложение 51

    ВВЕДЕНИЕ

    При современных тенденциях в системе образования  Российской Федерации, когда происходит перевод от старых догматических принципов образования к новым, основанным на гумманизации и демократизации процесса образования роль учителя еще более возрастает. Возрастают требования к его профессионализму.

    Профессионализм педагога заключается в его способностях, умениях, навыках, знаниях, его личностных  качествах. Они в итоге образуют профессионально важные качества, отражающиеся на успешности в профессиональной деятельности.

    Исследованию профессионально важных качеств учителя, его формирования, посвящены труды Ф. Н. Гоноболина, Н.В Кузьминой, Н. Д. Левитова, А.А. Реана, Е. И. Рогова, В.А Сластенина и др.авторов [3, 6, 7,8 9, 11, 18, 19,21].

    Особенно важно изучение формирования профессионально важных качеств со стен вуза. Поскольку в вузе студент овладевает теми качествами, которыми он будет пользоваться в своей профессиональной деятельности. исходя из чего нами была определена цель исследования.

    Осознание студентом важности того или иного качества личности в деятельности учителя важно, поскольку лишь направленное стремление к овладению профессионализма является определяющим в достижении мастерства.

    Особенно данная проблема актуальна в стенах вуза, когда формируется основа профессионализма педагога. Интерес представляет формирование профессионально важных качеств студента в период обучения в вузе.

    Система деятельности  педагога  представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную деятельность . В совокупности,  взаимодействуя между собой они определяют тот или иной уровень профессионального мастерства учителя.

    Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека[1].

    Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях используемых в учебно – воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно методологический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства, в связи с чем исследование самооценки профессиональных умений студентов ПФФК представляется актуальным.

    Объект исследования: Процесс формирования учителя физической культуры.

    Предмет исследования: Особенности самооценки уровня педагогических умений на различных этапах обучения студентов ПФФК.

    Цель исследования: Определить особенности самооценки педагогических умений учителя физической культуры на разных этапах обучения.

    Определены задачи исследования.

    1. Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования.
    2. Определить уровень самооценки педагогических умений студентов ПФФК.
    3. На основе анализа результатов анкетирования определить рейтинг педагогических умений на различных курсах обучения.
    4. Определить особенности самооценки педагогических умений в зависимости от курса обучения.

     

    В работе выдвинута следующая гипотеза:  мы предполагаем, что наиболее высокий уровень самооценки профессиональных умений будет у студентов пятого курса обучения.

    Научная значимость работы определяется необходимостью глубокого и досконального изучения самооценки профессиональных умений студентов на этапе формирования профессионально важных качеств учителя физической культуры.

    Практическая значимость заключается в возможности на основе полученных результатов исследования, выбора и внедрения в практику адекватных методов формирования профессиональных качеств будущих учителей физической культуры.

    В исследовании применялись следующие методы:

    • Анализ научно-методической литературы;
    • Анкетирование;
    • Анализ материалов анкетирования;
    • Методы математической статистики.

     

     

    ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

     

    1.1 Проблема профессионализма педагогической деятельности в научно-методической литературе

     

    Проблема профессионализма педагогической деятельности стояла во все времена. Одни авторы говорят о профессионализме современной педагогической деятельности с позиции критики, некоторые восхваляют ее и говорят, что все что связано с нововведениями является благом. Другие анализируя предыдущий опыт и настоящее состояние профессионального уровня педагогов выдвигают новые концепции,  якобы позволяющие совершенствовать данную область профессиональной деятельности. Во все времена не было равнодушных, и  так или иначе касались проблемы профессионализма педагогической деятельности.

    Однако следует разобраться что же вкладывается в понятие профессионализма.

    В специальной литературе указываются четыре значения термина «профессия»:

    1. Область приложения сил человека, или, если не прибегать к слову «силы», область, в которой чело­век осуществляет свои функции как субъект труда.
    2. Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.
    3. Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря ко­торой он оказывается в состоянии выполнить опре­деленного рода трудовые функции.
    4. Деятельность, работа профессионала, т. е. сам процесс реализации трудовых, и притом профес­сионально выполняемых, функций.

    Вопросы определения профессионализма в дея­тельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, фи­зиологами, специалистами-практиками и т. д.[19,20]

    Проявление профессионализма имеет широкий спектр градаций, начиная от дилетантства (т. е. по­верхностных профессиональных знаний, умений и навыков) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов (т. е. гипертрофи­рованное развитие профессионализма). В тех слу­чаях, когда личность не способна преодолеть про­фессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в профессиональ­ную деформацию личности.

    По сути дела, выделенные факторы (личностные особенности специалиста, функциональная структу­ра деятельности и объект профессиональной дея­тельности) являются ведущими в процессе становле­ния личности профессионала и, в принципе, могут быть использованы применительно к любой про­фессии. Конечно, нельзя отрицать существования и других факторов, но они являются производными, зависимыми от основных. Так, например, вполне уместно ввести фактор «условия осуществления деятельности» (скажем, «городской учитель — сель­ский»). Однако для его учета достаточно просто предусмотреть функции педагогической деятельно­сти и особенности объекта.

    Что же входит в основу профессионализма педагогической деятельности?

    Система деятельности  педагога  представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную деятельность[14].

    Степень овладения этими видами деятельности определяется умениями или способностями к педагогической деятельности[7,8,9,17].

    Профессиональные умения педагога характеризуются уровнем овладения тех или иных профессиональных умений. Педагогические умения состоят из разного рода качеств и могут определяться как профессионально важные качества учителя [6-9.11].

    К профессионально важным качествам учителя относят способности. Способности учителя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности [17].

    Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической  чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.

    Можно выделить две большие группы педагогических способностей :

    – перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;

    – проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.

    Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность вставать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является “ядерной”, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.

    В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком . Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые[ 19.20].

    Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей педагога. Так, например Щербаков А. И. выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка , педагогическое прогнозирование) и практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие – мобилизованные), ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные[30, 31].

    Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В.[7] выделяет следующие: конструктивные, коммуникативные, организационные, гностические. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество студентов. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности – это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви [10], “Искусство быть другим”. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и студента состоялось, необходимо “умение быть другим, которое складывается из

    1). знания людей и природы общения,

    2). умения воспринимать и, наконец, чисто практического,

    3). умение вести себя…

    Кроме того, знания себя, восприятия себя, и самое трудное: умение себя изменить – то есть умение быть другим – самому”.

    В. Леви [10], характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. На вопрос “Гений общения, каков он?”, В. Леви выделяет следующие качества:

    “Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого…

    Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаев из 100 эта беспечность оказывается мудростью…

    Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды и понимаете Ваш взгляд как старого знакомого… Высокая чувствительность к изменениям… Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики – свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.

    Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощаемый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями.

    Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…

    Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм, как состояние, ощущение радости бытия – вещи разные, хотя и взаимосвязанные.

    Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность.

    Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творческий работающий педагог:

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх