СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
Глава 1. Анализ литературных источников по вопросам исследования | 6 |
1.1 Проблема профессионализма педагогической деятельности в научно-методической литературе | 6 |
1.2. Формирование профессионального мастерства педагога | 15 |
1.3. Профессионализм деятельности учителя физической культуры | 21 |
Глава 2. Организация и методы исследования | 25 |
2.1. Организация исследования | 25 |
2.2. Методы исследования | 26 |
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение | 31 |
3.1. Исследование уровня самооценки педагогических умений в зависимости от курса обучения | 31 |
3.2. Исследование рейтинга самооценки педагогических умений | 35 |
Выводы | 48 |
Список литературных источников | 49 |
Приложение | 51 |
ВВЕДЕНИЕ
При современных тенденциях в системе образования Российской Федерации, когда происходит перевод от старых догматических принципов образования к новым, основанным на гумманизации и демократизации процесса образования роль учителя еще более возрастает. Возрастают требования к его профессионализму.
Профессионализм педагога заключается в его способностях, умениях, навыках, знаниях, его личностных качествах. Они в итоге образуют профессионально важные качества, отражающиеся на успешности в профессиональной деятельности.
Исследованию профессионально важных качеств учителя, его формирования, посвящены труды Ф. Н. Гоноболина, Н.В Кузьминой, Н. Д. Левитова, А.А. Реана, Е. И. Рогова, В.А Сластенина и др.авторов [3, 6, 7,8 9, 11, 18, 19,21].
Особенно важно изучение формирования профессионально важных качеств со стен вуза. Поскольку в вузе студент овладевает теми качествами, которыми он будет пользоваться в своей профессиональной деятельности. исходя из чего нами была определена цель исследования.
Осознание студентом важности того или иного качества личности в деятельности учителя важно, поскольку лишь направленное стремление к овладению профессионализма является определяющим в достижении мастерства.
Особенно данная проблема актуальна в стенах вуза, когда формируется основа профессионализма педагога. Интерес представляет формирование профессионально важных качеств студента в период обучения в вузе.
Система деятельности педагога представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную деятельность . В совокупности, взаимодействуя между собой они определяют тот или иной уровень профессионального мастерства учителя.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве учителя, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека[1].
Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях используемых в учебно – воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно методологический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства, в связи с чем исследование самооценки профессиональных умений студентов ПФФК представляется актуальным.
Объект исследования: Процесс формирования учителя физической культуры.
Предмет исследования: Особенности самооценки уровня педагогических умений на различных этапах обучения студентов ПФФК.
Цель исследования: Определить особенности самооценки педагогических умений учителя физической культуры на разных этапах обучения.
Определены задачи исследования.
- Проанализировать научно-методическую литературу по вопросам исследования.
- Определить уровень самооценки педагогических умений студентов ПФФК.
- На основе анализа результатов анкетирования определить рейтинг педагогических умений на различных курсах обучения.
- Определить особенности самооценки педагогических умений в зависимости от курса обучения.
В работе выдвинута следующая гипотеза: мы предполагаем, что наиболее высокий уровень самооценки профессиональных умений будет у студентов пятого курса обучения.
Научная значимость работы определяется необходимостью глубокого и досконального изучения самооценки профессиональных умений студентов на этапе формирования профессионально важных качеств учителя физической культуры.
Практическая значимость заключается в возможности на основе полученных результатов исследования, выбора и внедрения в практику адекватных методов формирования профессиональных качеств будущих учителей физической культуры.
В исследовании применялись следующие методы:
- Анализ научно-методической литературы;
- Анкетирование;
- Анализ материалов анкетирования;
- Методы математической статистики.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ВОПРОСАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Проблема профессионализма педагогической деятельности в научно-методической литературе
Проблема профессионализма педагогической деятельности стояла во все времена. Одни авторы говорят о профессионализме современной педагогической деятельности с позиции критики, некоторые восхваляют ее и говорят, что все что связано с нововведениями является благом. Другие анализируя предыдущий опыт и настоящее состояние профессионального уровня педагогов выдвигают новые концепции, якобы позволяющие совершенствовать данную область профессиональной деятельности. Во все времена не было равнодушных, и так или иначе касались проблемы профессионализма педагогической деятельности.
Однако следует разобраться что же вкладывается в понятие профессионализма.
В специальной литературе указываются четыре значения термина «профессия»:
- Область приложения сил человека, или, если не прибегать к слову «силы», область, в которой человек осуществляет свои функции как субъект труда.
- Общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями.
- Подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация), присущая человеку, благодаря которой он оказывается в состоянии выполнить определенного рода трудовые функции.
- Деятельность, работа профессионала, т. е. сам процесс реализации трудовых, и притом профессионально выполняемых, функций.
Вопросы определения профессионализма в деятельности учителя, оценки его профессиональной деятельности уже давно стали объектом спора и разногласий между психологами, педагогами, физиологами, специалистами-практиками и т. д.[19,20]
Проявление профессионализма имеет широкий спектр градаций, начиная от дилетантства (т. е. поверхностных профессиональных знаний, умений и навыков) и заканчивая формированием жестких профессиональных стереотипов (т. е. гипертрофированное развитие профессионализма). В тех случаях, когда личность не способна преодолеть профессиональные стереотипы в других социальных ролях, не перестраивает свое поведение сообразно меняющимся условиям и ожиданиям окружающих, профессионализм перерастает в профессиональную деформацию личности.
По сути дела, выделенные факторы (личностные особенности специалиста, функциональная структура деятельности и объект профессиональной деятельности) являются ведущими в процессе становления личности профессионала и, в принципе, могут быть использованы применительно к любой профессии. Конечно, нельзя отрицать существования и других факторов, но они являются производными, зависимыми от основных. Так, например, вполне уместно ввести фактор «условия осуществления деятельности» (скажем, «городской учитель — сельский»). Однако для его учета достаточно просто предусмотреть функции педагогической деятельности и особенности объекта.
Что же входит в основу профессионализма педагогической деятельности?
Система деятельности педагога представляет собой последовательную совокупность различных видов педагогической деятельности: диагностическую, проектировочную, конструктивную, коммуникативную, организаторскую, аналитическую, корректирующую, результативную деятельность[14].
Степень овладения этими видами деятельности определяется умениями или способностями к педагогической деятельности[7,8,9,17].
Профессиональные умения педагога характеризуются уровнем овладения тех или иных профессиональных умений. Педагогические умения состоят из разного рода качеств и могут определяться как профессионально важные качества учителя [6-9.11].
К профессионально важным качествам учителя относят способности. Способности учителя обычно рассматривают как индивидуальные свойства личности, способствующие успешному выполнению его деятельности [17].
Педагогические способности определяют как индивидуальные устойчивые свойства личности, состоящие в специфической чувствительности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и создания продуктивных моделей формирования искомых качеств личности воспитуемого.
Можно выделить две большие группы педагогических способностей :
– перцептивно-рефлексивные (перцепция – восприятие) способности, определяющие возможность проникновения учителя в индивидуальное своеобразие личности ученика и понимание самого себя; эти способности являются ведущими;
– проективные, конструктивные, управленческие способности, связанные с умением воздействовать на другого человека.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности включают: способность к изучению другого человека, пониманию, сопереживанию, способность вставать на его точку зрения и посмотреть на себя. Эта группа способностей является “ядерной”, малокомпенсируемой в случае ее отсутствия. Она характерна именно для труда учителя, так как свидетельствует о его ориентации на психическое развитие ученика.
В управленческие педагогические способности входят: способности влиять на отдельные поступки другого человека и его поведение в целом, обращаться к мотивам и целям ученика и через них управлять поведением, не превращать управление в манипулирование другим человеком . Выделяют также неявные, скрытые педагогические способности и ярко выраженные, компенсируемые и некомпенсируемые[ 19.20].
Разные исследователи указывают на разный компонентный состав профессионально-творческих способностей педагога. Так, например Щербаков А. И. выделяет следующие индивидуально психологические особенности личности педагога, от развития которых зависит уровень его профессионально-творческих достижений: высокие познавательные интересы, любовь к детям и потребность работы с ними, цельный и твердый характер, самостоятельность и деловитость, педагогические способности (адекватность восприятия учителем ребенка , педагогическое прогнозирование) и практические навыки и умения: общепедагогические (информационные, развивающие – мобилизованные), ориентационные, общетрудовые, коммуникативные, самообразовательные[30, 31].
Имеются и другие подходы к анализу педагогических способностей. Например, Кузьмина Н. В.[7] выделяет следующие: конструктивные, коммуникативные, организационные, гностические. Естественно, что каждая из выделенных педагогических способностей может проявляться в разных ситуациях, в том числе и в творческих, где творчество педагога с неизбежностью транслируется, переходит в творчество студентов. Поэтому одно из важных качеств педагога как творческой личности – это исключительно высокий уровень эмпатии, или, по очень удачному выражению и названию книги В. Леви [10], “Искусство быть другим”. И чем выше способность педагога к сочувствию, состраданию, сопереживанию, наконец, к сотворчеству, тем выше его профессионально-творческие результаты. Но чтобы сотворчество педагога и студента состоялось, необходимо “умение быть другим, которое складывается из
1). знания людей и природы общения,
2). умения воспринимать и, наконец, чисто практического,
3). умение вести себя…
Кроме того, знания себя, восприятия себя, и самое трудное: умение себя изменить – то есть умение быть другим – самому”.
В. Леви [10], характеризуя разнообразие творческих проявлений педагога, показывает, что педагог, в зависимости от ситуации, может быть наблюдателем, контролером, наставником, исследователем, врачом, товарищем, критиком и так далее. На вопрос “Гений общения, каков он?”, В. Леви выделяет следующие качества:
“Плюс интерес. Огромное любопытство, колоссальная жадность к людям, отсюда повышенное внимание, и тонкая наблюдательность, и превосходная память на все, касающееся другого…
Минус тревожность. При всей живости, подвижности этот человек на редкость спокоен. Центры страха как бы недоразвиты: беспечность до беззаботности. Замечательно, однако, что по крайней мере в 90 случаев из 100 эта беспечность оказывается мудростью…
Плюс обратная связь. Вы еще взглядываете, а он взглянул уже трижды и понимаете Ваш взгляд как старого знакомого… Высокая чувствительность к изменениям… Способность легко, быстро перестраиваться, превосходная подвижность психики – свойство врожденное, но и поддающееся тренировке. Сопутствующие качества: ловкость, тактичность, находчивость, остроумие, артистизм.
Плюс артистизм. Богатство жестов и интонаций; превосходный рассказчик, имитатор и мим. Вкус к подробности, к сочным деталям. Неистощаемый игровой азарт не карточного игрока, а ребенка, жаждущего жить разными жизнями.
Плюс агрессивность. При общем фоне доброжелательности и благодушия гений общения не лишен агрессивности, которая проявляется редко, но метко…
Плюс оптимизм. Оптимизм как убеждение, как жизненная установка, и оптимизм, как состояние, ощущение радости бытия – вещи разные, хотя и взаимосвязанные.
Минус предвзятость. Отсутствие предрассудков. Совместная невосприимчивость к каким-либо посторонним мнениям о человеке, равно как и титулам и званиям, заграждающим сущность.
Плюс симпатия. И ряд педагогических принципов, которыми руководствуется творческий работающий педагог:
“