написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Изучение гендерного самосознания женщин, посещающих тематические тренинги личностного роста для женщин

    Теоретическая глава дипломной работы.
    Оглавление
    Глава I. Теоретические аспекты гендерного самосознания женщин 2
    1.1. Самосознание: определение, структура, факторы формирования 2
    1.2. Современные подходы к изучению гендерного самосознания 13
    1.3. Особенности гендерного самосознания женщин 26
    Выводы по теоретическому анализу 38
    Список литературы 41
    Глава I. Теоретические аспекты гендерного самосознания женщин
    1.1. Самосознание: определение, структура, факторы формирования
    Изучение сознания в психологии всегда сталкивалось с большими трудностями. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, что:
    1. все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как “бескачественное” условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией;
    2. сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений.
    Само определение “сознание” долгое время не имело точного определения. Так, В. М. Бехтеревым за основу определения сознания было взято отличие сознательных психических процессов от бессознательных. Он понимал под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождаются многие из наших психических процессов.
    «Проблематизация сознания как сущего, возможность говорить о нем в субстанциональных терминах представлена в сочинении Г. Райла «Определение сознания». По Райлу, деятельность сознания нуждается в деконструкции специфического способа отношения к этой деятельности, который связан с картезиан¬ским тезисом о наличии Духа в машине. Согласно этому тезису тело представляет собой механизм, а процессы его жизнедеятельности, до¬ступные для стороннего наблюдения, должны объясняться в духе ме¬ханических процессов. Мы пытаемся объяснить человеческую активность – речь, письмо, танец – и пользуемся при этом категория¬ми причины/следствия, состояния, деталей, рычагов.
    Однако вариа¬тивность одного и того же действия (например, от культуры к культуре меняется характер свадебного действия), его избыточность, развитие навыка (от новичка к мастеру), показывают, что в этом сло¬варе у нас должно быть место для чего-то не только механического, но и выходящего за ряд причин/следствий» .
    То есть при сохранении метафоры механизма должны получить объяснения и акты свободной воли (те, которые надо как-то определить иначе, чем просто не¬механические), а человек понят как субъект. Поэтому любая психиче¬ская активность получает истолкование как имеющая источник пси¬хической силы: внутри этого тела есть Дух, наделенный специфическими способностями Памяти, Воли, Мышления, прояв¬ленные в поле внутренней активности Сознания. Райл высказывает мнение, что логика обращения к силам внутреннего поля сознания ошибочна. «Я также показал, если это прозвучало убедительно, что ошибочным является мнение о сознании как “месте”, где созерцаются ментальные картины и прослушиваются записи голосов и мелодий» .

    Выводы по теоретическому анализу

    Истоки гендерной психологии и первые проявление можно найти в социальных процессах связанных с периодом индустриализация в Европе и Северной Америке в течение XIX века, которые в свою очередь породили грандиозные теории о классовых различиях, выражавшихся в обладании престижем и властью. Все эти теории легли в основу сознания людей ХХ века. Различия полов в обладании престижем и властью, наоборот, принимались как должное.
    До 1970 г. основная теория гендерной (социально-половой) стратификации имела биологическую основу: различия полов в сфере престижа и власти произрастали из врожденных качеств.
    Свое актуальное на сегодняшний день значение в формировании общества теория гендеров приобрела примерно в 1970 г., когда
    назрела необходимость замены теории половой стратификации, построенной на биологических различиях Новая волна женского движения четко выделила многие аномалии, сохранившиеся после индустриализации. Поведение, обусловленное социо-половыми ролями, не имело какого-нибудь логического объяснения, исходившего из биологических различий.
    Хотя мужчины обладали всеми необходимыми навыками, они, к примеру, намного реже кормили ребенка из бутылочки. Таким же образом многие часы, которые женщина, работающая полный рабочий день, проводила за мытьем посуды или чисткой туалета, проистекали из недоказуемого биологического императива. И ученые осознали, что гендерная стратификация является формой социальной стратификации, в которую биология внесла значительный вклад, но которую нельзя объяснить, только исходя из биологии.
    Самые ранние социальные теории, рассматривающие проблемы гендеров были созданы под влиянием Маркса либо Вебера. В центре их внимания был род занятий, а изменениям в деторождении, существенно влиявшим на жизнь женщин, почти не уделялось внимания. Первые теории были созданы женщинами-учеными под влиянием идей марксизма. До конца 1960-х гг. марксизм в США существовал вне общественных наук, пока молодые исследователи не открыли заново этот обширный пласт литературы. Идея обманутого капиталистами рабочего класса получила широкое распространение. Первые феминистки, ориентировавшиеся на марксизм, взяв на вооружение концепцию патриархального капитализма, пытались показать, что женщины, принадлежавшие к рабочему классу, были обмануты еще в большей степени, чем мужчины. С течением времени, однако, взгляды марксистских феминисток тоже разошлись, и они стали представлять два различных направления.
    Одни считали или подразумевали, что женщины дискриминируемы только в классовых обществах, где гендер являлся лишь аспектом классовой стратификации. Другие придерживались мнения, что пол являлся причиной первоначального основного разделения классов. Маркс был прав, но он не развил теорию до конца Crompton, (1986). На самом деле патриархатный социализм весьма напоминает патриархатный капитализм. Место женщин в обществе относительно мужчин в народных демократиях Восточной Европы и в демократиях Запада практически не имеет различий.
    В начале 1970-х гг. традиции веберианства в США положили начало новому и нестандартному пути в социологии: в исследованиях в области социальной стратификации стало доминировать изучение воздействия уровня, которого достигали отцы в работе и образовании, на уровень достижений их сыновей. Когда эти модели были распространены на женщин середины 1970-х гг., то обнаружилось, что оба пола продемонстрировали равные уровни мобильности в сфере занятости, однако казалось странным, что при этом женщины меньше зарабатывали.
    В дальнейшем ученые стали говорить, что стандартные показатели социо-экономического статуса не выявляют суть различий в сферах деятельности, в которых доминирует тот или иной пол, например в работах Бозе и Росси. В итоге ни марксистская, ни веберианская теории не смогли адекватно описать статус женщин в индустриальных обществах. Основная проблема состояла в том, что никто из теоретиков не дал объяснения тому, как резкое снижение уровня­ рождаемости влияет на возможности женщин. Как следствие, изучение занятости обрело форму концепции, достаточно отдаленной от изучения рождаемости.
    Вследствие подобного развития социальных теория, начинается процесс институционализации исследований женщин в гендерных исследованиях.
    В научной литературе наряду с термином употребляют такие как: это, самосгь, самосознание, «Я». Иногда эти термины могут заменять друг друга, а иногда четко отграничиваются один от другого.

    Список литературы
    1. Борисова Е.М. Психологические составляющие профессионального самоопределения личности https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5723
    2. Блейхер В.М. Эпонимическое термины в психиатрии, психотерапии и медицинской психологии. Словарь. – К.: Высшая школа, 1984. – 448 с.
    3. Бызова, Л. В. Влияние гендерной идентичности на социально-психологическую адаптацию женщин. Дис. Канд. Псих н. Ярославль 2016 г. http://dlib.rsl.ru/rsl01003000000/rsl01003308000/rsl01003308103/rsl01003308103.pdf
    4. Воронцов, Д.В. Социальная психология пола: методические указания к спецкурсу «Основы гендерной психологии» / Д.В. Воронцов. – Ростов-на- Дону, 2012.
    5. Гвоздева Е. С., Герчиков В. И. Штрихи к портрету женщин-менеджеров // Социологические исследования. 2010. № 11. С. 36-44.
    6. Геодакян В.А. Эволюционная теория пола. М.: Природа, 1991 N8, стр. 60 – 69.
    7. Гордеева О.В. Проблема сознания и его измененных состояний. Доклад 19 сентября 2002 года – http://www.mgppi.ru/news/pr003.html
    8. Гульбин Г.К. Философия гендерологии: гендерное познание и гендерная культура Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. С. 389. http://elibrary.ru/download/elibrary_20848509_42026193.pdf
    9. Гуманизация образования. 2013. № 4. С. 75. http://elibrary.ru/item.asp?id=20127866
    10. Декомб В. Дополнение к субъекту: Исследование феномена действия от собственного лица / пер. с фр. М. Голованивской. – М.: Нов. лит. обозрение, 2011.
    11. Ермаков С. А., Ермакова Е. В. Философия бизнеса в культуре предпринимательства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 6. Ч. 2. С. 62-65.
    12. Ермакова Е.В., Мезина Л.Г. Гендерные аспекты современного обыденного сознания. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12-1 (38). С. 57-59. http://elibrary.ru/download/elibrary_20796933_21866280.pdf
    13. Карр-Руфино Н. Успешная женщина. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 472 с.
    14. Кириленко И.Н. Гендерные стереотипы и гендерная идентичность как значимые конструкты гендерного модуса детско-родительских отношений. В сборнике: Психологические и педагогические аспекты научного становления личности. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2017. С. 102-105.
    15. Кирилина, A.B. О применении понятия гендер в русскоязычном лингвистическом описании / A.B. Кирилина // Филологические науки. – 2010.- № 3. – С.18-19.
    16. Клименкова, Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России / Т.А. Клименкова. – М., 2014. – 160 с.
    17. Ковалева С.В., Хозяева Н.П. Социальная идентификация женщин: к постановке проблемы. Общество: философия, история, культура. 2017. № 1. С. 14-17.
    18. Кучеренко В.В. и др. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Психология сознания. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб: Питер, 2011. – С. 403-412.
    19. Лаговский В. Что делает женщину Бабой Ягой или феей? // Комсомольская правда. – 2004. – 23 июля.
    20. Липовецкая А.А. Половые различия – социальные стереотипы и биологические факты. Постулат. 2017. № 2 (16). С. 37.
    21. Липовецкая А.А. Пол и гендер – биологические и социальные аспекты. http://elibrary.ru/download/elibrary_19112603_29312264.pdf
    22. Мюллер В.К. Англо – русский словарь. М.: Оникс. 2007г., 976с. © А.А. Липовецкая, 2017
    23. Обидина Ю.С. Гендерные подходы иметодология гендерных исследований Инновационные технологии управления и права. 2013. № 1-2 (5). С. 63-65.
    24. Райл Г. Определение сознания. – М.: Идея-Пресс, 2000.
    25. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь. М., 2012 г.
    26. Сабунаева М.Л. Гусева Ю.Е. Некоторые показатели здоровья детей разных типов конституции: Дифференциальная психофизиология и ее генетические аспекты: Тезисы докладов. М., 2005, с.241 – 242
    27. Савруцкая Е., Устинкин С. Анализ динамики качественных характеристик ценностного сознания молодежи России // Власть. 2014. № 10. С. 92-96.
    28. Смирнов А. И. Женщины-военнослужащие: права и проблемы // Человек. 2000. № 3. С. 124-130.
    29. Соложенкин Б.С. Самосознание как организация процесса Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 2. С. 140-147. http://elibrary.ru/item.asp?id=24169277
    30. Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Электронный ресурс] / Столяренко Л.Д. – Электр. ст. – http://www.twirpx.com/file/748430. Дата обращения. 01.04.2017
    31. Столяренко Л.Д. Основы психологии. [Электронный ресурс] / Столяренко Л.Д. – Электр. ст. –http://lib.rus.ec/b/297004
    32. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. 216 с.
    33. Сухачёв В. Ю. Страсти по Декарту // Вестн. Псков. Вольного ун-та. – Псков: Возрождение, 1995. – Т. 2. – № 4. – С. 18-29.
    34. Фрейд, 3. Женственность / 3. Фрейд // Введение в психоанализ. Лекции. М., 20,31.
    35. Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология пола / Н.Чодороу // Антология гендерной теории / под ред. Е.М. Гаповой, Усмановой. – Минск: Пропилен, 2014.
    36. Шамина Н.В. Гендерный подход как теоретическая основа изучения социального статуса женщины. Инновационная наука. 2017. Т. 1. № 3. С. 257-260.
    37. Шнайдер Ю.Г. О понятии гендер в современной научной парадигме. В сборнике: Проблемы и перспективы развития науки и образования в ххi веке Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. 2017. С. 370-378.
    38. Ювченко А.И. Глобализация гендерных отношений: изучение перспектив формирования мирового гендерного порядка. Альманах современной науки и образования. 2014. № 2 (81). С. 190-193. http://elibrary.ru/download/elibrary_21143813_70785653.pdf
    39. Diimerstain D. The Mermaid and Minotaur: Sexual Arrangements and Human Malaise. – New York: Harper Colohon Books, 2014.
    40. Mitchell J. Psychoanalisis and Feminism. New York: Vintage Books, 2014.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх