написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Использование активных методов обучения на уроках “Основы безопасности жизнедеятельности”. Дипломная работа 2018 г.

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ. 3

    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРИМЕНЕНИЮ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ “ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ”  5

    1.1 Особенности и формы обучения на уроках ОБЖ.. 5

    1.2 Теоретические основы активных форм обучения. 11

    1.3 Активные методы обучения на уроках ОБЖ.. 19

    ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ ОБЖ С ПРИМЕНЕНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ.. 26

    2.1 Организация и выборка исследования. 26

    2.3 Результаты исследования и их обсуждение. 35

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 50

    Список литературных источников. 52

    ПРИЛОЖЕНИЯ.. 56

    ВВЕДЕНИЕ

    В свое время Николай Рерих сказал: «Новый мир имеет новые условия и требует новых действий». С введением ФГОС, эти слова актуальны и сегодня.

    Системно-деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС нового поколения, требует совершенствования технологий обучения для создания возможности самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.

    Любое усвоение знаний строится на усвоении учащимся учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию – главный тезис деятельностного подхода к обучению.

    Залог успешного учения – активная работа учащегося на занятии. Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Однако здесь нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала, важны и методы, с помощью которых учащиеся вовлекаются в процесс познания.

    Познавательный интерес – это важнейший мотив учения, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании обучающихся на занятиях, в их эмоциональных реакциях, в вопросах к преподавателю, в желании подготовить сообщения, рефераты, поучаствовать во внеклассных мероприятиях, конкурсах и т.д.

    Основной задачей формирования активности учащегося на занятии является активизация мыслительной деятельности в процессе обучения.

    Отсюда вытекает актуальность исследования, которая заключается в том, что необходима система средств и приемов возбуждения, поддержания и укрепления интереса обучающихся к основам безопасности жизнедеятельности, которые далеко не всегда расцениваются учащимися как интересные и нужные.

    Объектом исследования были учащиеся 7-ых классов, обучающиеся основам безопасности жизнедеятельности с использованием активных методов обучения, а так же учащиеся 6-го, 8-го и 11-го классов, участвовавших в тестировании на мотивацию учения.

    Предметом исследования являлось АМО как, средства формирования интереса к урокам ОБЖ у учащихся.

    Целью данного эмпирического исследования являлось выявление эффективности АМО как средства повышения интересов, складывающихся у подростков, как фактора, определяющего их отношение к обучению, а также успеваемость в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках ОБЖ.

    Задачи исследования:

    1. Раскрыть особенности и формы обучения на уроках ОБЖ.
    2. Проанализировать теоретические основы активных форм обучения.
    3. Разработать занятия с использованием активных методов обучения в преподавании дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности».

    Гипотеза исследования состоит в том, что активные методы обучения повышают мотивацию к процессу обучения на уроке ОБЖ, вовлечению обучающегося в активную деятельность, быстрому и прочному усвоению материала.

    Для проверки данной гипотезы было организовано эмпирическое исследование.

    Экспериментальной базой исследования послужила средняя общеобразовательная школа  №29 города _____.

    В исследовании участвовало 104 ученика: 42 учащихся 7-х классов, 22 учащихся 6-го класса, 20 учащихся 8-го класса, 21 учащийся  11-го класса.

    Методы исследования: теоретическое исследование, анализ, синтез, описание, обобщение.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Модернизация системы профессионального образования требует приведения его в соответствие с реальными запросами общества, направленности на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов.

    Профессиональная подготовка специалистов в профессиональном учебном заведении происходит в целостном педагогическом процессе. Этот процесс не представляет собой механическое объединение его процессуальных компонентов – обучения, воспитания, образования, развития учащихся, а функционирует как целостное явление, связанное с решением педагогических задач.

    Наряду с традиционными методами обучения в образовательном процессе интенсивно используются активные методы подготовки специалистов, что способствует интенсификации образовательного процесса, формированию профессионально значимых знаний, умений, навыков и качеств личности будущего специалиста.

    В первой главе данной работы акцентировано внимание на понятии и классификации активных методов обучения. Так же даны рекомендации по выбору вида активных методов обучения в преподавании экономических дисциплин.

    Во второй главе данной работы были проанализирована  эффективность использования активных методов обучения, по сравнению с традиционными.

    Исходя из всего изложенного, можно утверждать, что использование активных методов обучения представляет собой соединение в различных вариантах учебной задачи и привлекательной для учащихся деятельности, так как данные формы проведения занятий основываются не только на подаче знаний, но и на учете познавательных интересов и индивидуальных особенностей учащихся. В ходе таких уроков у детей возникают и закрепляются прочные умения и навыки поведения в реальной жизни, а так же происходит рост активности их на уроке, способствуя улучшению эмоционального климата в классе.

    Проведение уроков с использованием нетрадиционных методов обучения по повышению привлекательности уроков:

    • создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;
    • психологически привлекательны для детей;
    • способствуют развитию речевых и интеллектуальных способностей учащихся;
    • создают поводы к частому обсуждению учащимися своей работы с родителями, друзьями, учителями, частому пользованию библиотекой.

    Но в использовании активных методов обучения есть свои трудности:

    • подготовка таких уроков требует больших затрат времени по сравнению с подготовкой к обычному учебному занятию;
    • материалы для проведения нетрадиционных уроков сравнительно менее доступны, чем традиционные учебные материалы;
    • проблемой урока является организация учащихся, а именно «рабочий шум», который неизбежен при использовании данной методики.

    В заключении хочется отметить, что искусство воспитания заключается в создании правильного сочетания положительных сторон использования таких методик с выработкой у учащихся умений и навыков общения и взаимодействия на уроках, которые не оказывают разрушительного воздействия на дисциплину, придавая вместе с тем более высокое значение успешному результату дея­тельности учащихся.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Текст]: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
    2. Активные методы обучения. Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moi-universitet.ru.ю
    3. Андрейченко, З. М. Применение компетентностно ориентированных технологий в процессе внедрения ФГОС нового поколения [Текст] / З. М. Андрейченко // Среднее профессиональное образование, 2012. № 8. – С.133 – 137.
    4. Балашов, А.П. Основы менеджмента [Текст]: учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. – 288 c.
    5. Барнс, Л.Б. Преподавание и метод конкретных ситуаций: учебник, ситуации и дополнительная литература [Текст] / Л.Б. Барнс, Р.К. Кристенсен, Э.Дж. Хансен. – М.: Гардарики, 2010. – 502 с.
    6. Безрукова, В. С. Педагогика [Текст]: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 248 с.
    7. Бордовская, Н. В. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
      1. Вербицкий А. А. Активное обучение в школе: контекстный подход. – М.: «Высшая школа». – 2001. – 207 с.
    8. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: метод. Пособие / А.А. Вербицкий. – М.: Высш. школа, 2010. – 207 с.
    9. Волынкин, В.И. Педагогика в схемах и таблицах [Текст]: учеб. пособие для вузов / В. И. Волынкин. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 284 с.
    10. Гидрович, С.Р. Игровое моделирование экономических процессов: Деловые игры [Текст] / С.Р. Гидрович, И.М. Сыроежин. — М.: Экономика, 2009. – 116 с.
    11. Губанова, М. И. Организационные формы обучения: практические задания, опорные конспекты, блок-схемы [Текст]: учебно-методическое пособие / М.. И. Губанова, О. А. Брель. – Кемерово: ООО «Компания ЮНИТИ», 2007. – 64 с.
    12. Дуканова, Е.И. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. И. Дуканова, В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 368 с.
    13. Загвязинский, В. И. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высшая школа, 2010. – 391 с.
    14. Зарукина, Е. В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е. В. Зарукина, Н. А. Логинова, М. М. Новик. – СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.
    15. Зельдович, Б.З. Ситуационное обучение управленческим дисциплинам [Текст] / Б.З. Зельдович. – М.: Экзамен, 2008. – 544 с.
    16. Касаткина, Н. Э. Курс лекций по педагогике [Текст] / Н. Э. Касаткина, Е. Л. Руднева; под ред. Б. П. Невзорова. – Кемерово: КемГУ, 2013. – 203 с.
    17. Колокольникова, З.У. Технология активных методов обучения в профессиональном образовании [Текст]: учеб. пособие / З.У. Колокольникова, С.В. Митросенко, Т.И. Петрова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т; Институт естественных и гуманитарных наук, 2014. – 176 с.
    18. Кукушкин, В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2011 – 474 с.
    19. Лызь, Н.А. Виды и формы педагогического знания [Текст] / Н.А. Лызь // Педагогика: журнал . – 2013 .– №9 .– С. 12-20.
    20. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия [Текст] / Н.А. Морева. – М.: Просвещение, 2011. – 158 с.
    21. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А.Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов – на – Дону: Феникс, 2010 – 384 с.
    22. Немов Р. С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    23. Николаенко, Ю.П. Реализация активных форм и методов обучения в преподавании экономических дисциплин [Текст] / Ю.П. Николаенко // Среднее профессиональное образование, 2012. № 2. – С.117 – 120.
    24. Новикова Л.И. Школа и среда.-М.,1985г.
    25. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. – М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 448 с.
    26. Общая психодиагностика / Под. Ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: МГУ, 1987.
    27. Особенности обучения и психическое развитие школьников / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1988.
    28. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – 3-е изд., с испр. и доп. – М.: Педагогика, 1990.
    29. Познавательные процессы и способности  в обучении /Под ред. В.Д.Шадрикова.-М., 1990
    30. Ребутовская Е. Возрастная динамика познавательного интереса.-М.,1998
    31. Реутова, Е. А. Применение активных и интерактивных методов обучения в образовательном процессе вуза (методические рекомендации для преподавателей Новосибирского ГАУ) [Текст] / Е.А. Реутова. – Новосибирск: Изд-во, НГАУ, 2012. – 58 с.
    32. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг, обучение, здоровье. М., Просвещение, 1989.
    33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989.
    34. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г.К. Селевко. – М., 2007. – 462 с.
    35. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001.
    36. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
    37. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2 – е. изд., стер. – М.: КНОРУС. – 2011. – 432 с.
    38. Сосновский Б.А. Мотив и смысл.-М.,1993г.
    39. Стоун Э. Психопедагогика. М.: Педагогика, 1984
    40. Супрунова, Л.Л. Сравнительная педагогика в структуре современного научного знания [Текст] / Л.Л. Супрунова // Педагогика: журнал . – 2014. – №9. – С. 100-110.
    41. Турчин А.С. Введение в педагогическую психологию: Учебное пособие. Иваново: Изд. «Ивановский государственный университет», 2003.
    42. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для учителей. М.,1997.
    43. Хекгаузен Х. Мотивация и деятельность.-М.,1986.
    44. Шамова Т..И. Активизация учения школьников.-М.,1995.
    ПРИЛОЖЕНИЯ

    Приложение 1

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх