написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    ДОПРОС ПОТЕРПЕВШЕГО И СВИДЕТЕЛЯ (ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ, ЭТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ТАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

    Аннотация

    Допрос потерпевшего и свидетеля (процессуальный, этико-психологический и тактический аспект)
    Выпускная квалификационная работа.

    Работа предназначена для защиты на заседании аттестационной комиссии с целью получения квалификации юриста по специальности Юриспруденция.
    В работе, состоящей из трех глав, четырех приложений, раскрыты: процессуальный аспект, в который входит, понятие и процессуальное положение потерпевшего, права и обязанности свидетеля, данные о свидетельском иммунитете, понятие допроса свидетеля и потерпевшего как процессуальное действие, особенности допроса несовершеннолетних, общие правила проведения допроса;
    этико-психологический аспект, в котором содержатся, психологическая характеристика потерпевшего, воздействие преступления на личность потерпевшего, исследование личности потерпевшего, психология допроса свидетеля и потерпевшего, получение необходимой информации от свидетеля и потерпевшего;
    тактический аспект, в котором раскрыты, общие положения тактики допроса потерпевшего и свидетеля, особенности тактики допроса при изобличении во лжи, фиксация хода и результатов допроса.
    Представлен библиографический список, в который включено 51 наименование, что стало теоретической базой исследования.
    Приложения содержат:
    1) Постановление о признании потерпевшего (порядок оформления документа);
    2) Повестка о вызове на допрос (порядок оформления документа);
    3) Схема проведения допроса;
    4) Протокол допроса потерпевшего (пример допроса).

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………………..3
    1. Процессуальный аспект
    1.1. Общие правила проведения допроса……………………………………………6
    1.2. Понятие и процессуальное положение потерпевшего……………………….10
    1.3. Права и обязанности свидетеля, свидетельский иммунитет…………………..15
    1.4. Допрос свидетеля и потерпевшего как процессуальное действие…………..20
    1.5. Особенности допроса несовершеннолетних……………………………………24
    2. Этико-психологический аспект
    2.1. Психологическая характеристика потерпевшего…………………………….28
    2.2. Воздействие преступления на личность потерпевшего и на формирование его показаний………………………………………………………………………..30
    2.3. Исследование личности потерпевшего………………………………………….38
    2.4. Психология допроса потерпевшего и свидетеля……………………………..46
    2.5. Получение необходимой информации от свидетелей и потерпевших ………………………………………………………………………………………..55
    3.Тактический аспект
    3.1. Общие положения тактики допроса потерпевшего и свидетеля……………62
    3.2. Особенности тактики допроса при изобличении во лжи………………………69
    3.3. Фиксация хода результатов допроса..…………………………………………75
    Заключение…………………………………………………………………………..77
    Библиографический список…………………………………………………………79
    Приложения………………………………………………………………………….82

    Введение

    Допрос – это следственное действие, заключающееся в получении показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для уголовного дела.
    Основными участниками допроса являются следователь и допрашиваемый, но также в нем могут принимать участие и другие лица (защитник, переводчик, специалист). Допрос свидетеля и потерпевшего это одно из наиболее распространенных следственных действий.
    Он проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого ч.1 ст.187 УПК.
    Тема данной дипломной работы является актуальной, так как с допросом свидетеля и потерпевшего сталкиваются ежедневно как работники следственного управления при УВД, так и сотрудники следственного комитета при прокуратуре. Они должны обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками проведения допроса потерпевших и свидетелей. Обладать необходимой информацией из области науки психологии и криминалистики.
    Несоблюдение процессуальных прав потерпевшего Верховный Суд РФ рассматривает как существенное нарушение закона, влекущее отмену приговора. С момента признания лица потерпевшим он является участником уголовного судопроизводства со стороны обвинения и приобретает широкие права для защиты своих прав и законных интересов. Процессуальные права потерпевших (физическое лицо) может реализовывать как самостоятельно, так и наряду с представителем, которым может быть не только адвокаты (договорное представительство), но и законные представители (представительство в силу прямого указания закона). Конституционный Суд РФ указал, что ч.1 ст.45 УПК «по ее конституционно-правовому смыслу не исключает, что представителями потерпевшего и гражданского истца в уголовном процессе может быть помимо адвокатов – лица, в том числе близкие родственники, о допуске которых ходатайствует потерпевший и гражданский истец». При этом от услуг он вправе отказаться, за исключением тех случаев, когда вместе с ним (или вместо него) в деле участвует законный представитель ввиду недееспособности или ограниченной дееспособности потерпевшего. В случае признания потерпевшим юридического лица осуществление его прав возлагается на лицо, правомочное в соответствие с ГК представлять его интересы (ст.45 УПК).
    Также на стадии предварительного расследования могут нарушаться права свидетелей, в отношении которых имеются данные, позволяющие предполагать их причастность к совершению преступления, но не дающее оснований применять к ним задержание или меру пресечения, а тем более предъявить им обвинение, допрашивают как подозреваемых, но нарушая, таким образом, право на наличие адвоката.
    Таким образом, несоблюдение прав и гарантий участников уголовного процесса, причиняет огромный правовой и социальный вред.
    Объект исследования допрос потерпевшего и свидетеля как процесс, рождающий проблему его проведения.
    Предмет исследования процессуальные, тактические и этико-психологические приемы проведения допроса.
    Цель изучить приемы проведения допроса потерпевшего и свидетеля.
    Задачи:
    1) дать представление об общих правилах проведения допроса;
    2) дать понятие и определить процессуальное положение потерпевшего;
    3) определить права и обязанности свидетеля;
    4) изучить допрос свидетеля и потерпевшего с процессуальной точки зрения;
    5) определить особенности допроса несовершеннолетних;
    6) определить психологическую характеристику потерпевшего;
    7) изучить воздействие преступления на личность потерпевшего и на формирование его показаний;
    8) исследовать личность потерпевшего;
    9) выявить закономерности психологии допроса потерпевшего и свидетеля;
    10) определить способы получения необходимой информации от потерпевшего и свидетеля;
    11) изучить общие положения тактики допроса потерпевшего и свидетеля;
    12) выявить особенности тактики допроса при изобличении во лжи;
    13) определить критерии фиксации хода и результатов допроса.
    Гипотеза исследования: исходя из поставленных задач, можно предположить, что для проведения допроса необходимы знания не только уголовного процесса, но также и знания из области психологии и криминалистики.

    Заключение

    В своей дипломной работе даю субъективное представление о проведение допроса потерпевшего и свидетеля. Нашли отражение процессуальное положение потерпевшего, права и обязанности свидетеля, психологическая характеристика потерпевшего и воздействие преступления на его личность, тактика допроса, особенности изобличения во лжи, а также фиксация хода результатов допроса.
    Допрос свидетеля и потерпевшего это одно из распространенных следственных действий, который в некоторых случаях должен быть проведен обязательно ч.2 ст.46, ст.173, ч.1 ст.223.1 УПК. Он проводится по общим правилам, выработанным практикой закрепленным в действующем законодательстве для данного следственного действия. Эти правила заключаются в следующем:
    1) лицо вызывается на допрос повесткой;
    2) местом допроса чаще всего кабинет следователя;
    3) лица, вызванные на допрос, по одному и тому же делу, допрашиваются порознь;
    4) перед допросом после выяснения данных о личности допрашиваемого, разъясняются его права.
    Важнейшим условием ценности показаний любого лица является его правдивость, которая обеспечивается, прежде всего, добровольностью и моральным долгом дающего показания говорить правду и только правду.
    Допрос имеет как самостоятельное процессуальное значение, так и обуславливает предпосылки для проведения процессуальных следственных действий: очных ставок, предъявлений для опознаний, проверок показаний на месте. Допрос свидетеля и потерпевшего предусматривает обязанность следователю предупредить этих участников об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний, а также за дачу ведомо ложных показаний. Потерпевший может явиться на допрос со своим представителем, а свидетель со своим защитником (ч.2 ст.53 УПК).
    В работе дано представление о том, что допрос потерпевшего и свидетеля можно рассмотреть с трех сторон процессуальной, этико-психологической и тактической, но в свою очередь они необходимы в комплексе. Так, как не возможно проводить допрос, например, только с учетом процессуальных приемов не взяв во внимание психологические особенности личности потерпевшего и свидетеля или не учитывая тактических особенностей проведения допроса.
    Исходя из всего выше сказанного, тема допроса потерпевшего и свидетеля, всегда останется актуальной пока существует преступность.

    Библиографический список

    1. Уголовный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. -160 с.
    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 206 с.
    3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2005. – 527 с.
    4. Филиппова А.Г. Криминалистика. – М.: Высшее образование, 2006. – 743 с.
    5. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 2006 г. №67-О.
    6. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 мая 2005г. №5-П.
    7. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 16 мая 2007г. №6-П.
    8. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2003г. №446-О.
    9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2005г. № 131-О. // Собрание Законодательств Российской Федерации. 2005. №24. – Ст.2424.
    10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006г. №300-О. //Собрание Законодательств Российской Федерации. 2006.№47. – Ст.4940.
    11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 ноября 2004г. №430-О.
    12. Алексеев. А.М. Психологические особенности очевидцев. – М., 2000. – 348 с.
    13. Ашинов И.И. Юридическая психология. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 415 с.
    14. Белкина Р.С. Криминалистика. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. – 990 с.
    15. Бершина О.В. Краткий курс по юридической психологии. – М.: Окей-книга, 2009. – 128 с.
    16. Васильев В.Л. Юридическая психология. – М.: Проспект, 1991. – 385 с.
    17. Васильев А.Н., Корнеева Л.М. Тактика допроса. – М., 2001. – 790 с.
    18. Гуценко К.Ф. Уголовный процесс. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1998. – 608с.
    19. Глазырин В.Ф. Психология следственных действий. – М., 2000. – 253 с.
    20. Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д. Судебная этика. – Воронеж, 2005. – 385 с.
    21. Дулов А.В., Нестеренко П.Д. Тактика следственных действий. – Минск, 1971. 372 с.
    22. Доспулов Г.Г. Психология допроса на предварительном следствии. – М, 1999. – 265 с.
    23. Желудков А. Криминалистика.- М.: Приор, 2007. – 128 с.
    24. Закатов А.А. Тактика допроса потерпевшего. – Волгоград, 1997. – 404 с.
    25. Зильберман П.Б. к вопросу о методе исследования эмоциональной устойчивости. – М., 1970. – 386 с.
    26. Ковалев А.Г. Психология личности, 1999. – 465 с.
    27. Кон И.С. Социология личности. – М., 2002. – 430 с.
    28. Кассиль Г.Н. Наука о боли. – М., 2005. – 240 с.
    29. Кертэс Имре. Тактика и психологические основы допроса. – М., 2001. – 458 с.
    30. Лупинская П.А. Уголовное процессуальное право. – М.: Норма, 2009.– 1072с.
    31. Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. – М., 2000. – 356 с.
    32. Левитов Н.Д. Психология характера. – М., 2005. – 367 с.
    33. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. – М., 2002. – 642
    34. Ларин А.М. Работа следователя с доказательствами. – М., 2004. – 254 с.
    35. Матушевский Р.Г. Государственный экзамен по уголовно-процессуальному праву. – М.: А-Приор, 2007. – 416 с.
    36. Порубов Н.И. Допрос в советском уголовном судопроизводстве. – Минск, 1973. – 350 с.
    37. Питерцев С.К., Степанов А.А. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде. – СПб., 2001. – 546 с.
    38. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 2000. – 360 с.
    39. Павлов И.Л. Полн. Собр. Соч. – Т.4. –М.-Л., 1995. – 524 с.
    40. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. – М., 2000.
    41. Соловьев А.Б. Допрос свидетеля и потерпевшего. – М., 1998. – 453 с.
    42. Строгович М.С. Проблемы судебной этики. – М., 2001. – 364 с.
    43. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 2000. – 257 с.
    44. Справочник следователя. Вып.1. –М., 1990. – 590 с.
    45. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М., 1996. – 345 с.
    46. Теория доказательств в советском уголовном процессе. Часть Особенная. – М., 2002. – 289с.
    47. Центров Е.Е. Криминалистическое учение о потерпевшем. – М.: А-Приор, 2000. – 674 с.
    48. Чуфаровский.Ю.В. Юридическая психология. – М.: Проспект, 2004. – 472 с.
    49. Чуприкова Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. – М., 2006. – 340 с.
    50. Шебутани Т. Социальная психология. – М., 2004. – 276 с.
    51. Федеральный Закон от 26 сентября 1997г. №125. –ФЗ О свободе совести и религиозных объединениях. // Собрание Законодательств РФ. 1997.№39. – Ст.4465.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх