написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Правовое регулирование социального обслуживания граждан в Российской Федераций. Курсовая работа 2024 г.

    Оглавление

    Введение. 2

    Глава 1. Социальное обслуживание населения как элемент системы социального защиты населения. 4

    1.1 Теоритические положения социального обслуживания населения. 4

    1.2 Региональное правовое регулирование социального обслуживание населения  7

    Глава 2. Актуальные проблемы правового регулирование института социального обслуживание населения. 9

    2.1 Дискуссионные вопросы в области осуществления социального обслуживания населения. 9

    2.2 Актуальные проблемы в области определение права на социальное обслуживания  9

    2.3 Анализ систем социального обслуживания населения в УР и в других регионах в РФ   13

    Глава 3. Актуальные подходы и направления в совершенствования системы социального обслуживание населения. 17

    Заключение. 21

    Список литературных источников. 27

     

    Введение

    Управление социальными процессами и социальной сферой на всех уровнях власти является сложной и комплексной системой. Наличие федеральной социальной политики указывает на необходимость развития региональных (территориальных) систем социальной защиты населения для реализации социальной политики на региональных (областных, краевых, республиканских) и местных (городских и районных) уровнях в целях выявления специфических потребностей населения непосредственно в регионах и адресной социальной работой с клиентами социальной защиты населения.

    С появлением новаций правового регулирования социального обслуживания граждан вопросы организации социального обслуживания получили активное обсуждение на уровнях федеральной и региональной власти.

    Социальная политика государства реализуется через социальную защиту населения, которая гарантируется Конституцией РФ [1] и законодательством, в том числе Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [6].

    Основным законом, который регулирует процесс оказания и оценки качества социальных услуг в системе социального обслуживания населения является принятый в 2013 году Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2].

    В соответствии с 3 статьей данного закона, социальная услуга – это «действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности» [14].

    Этот же закон определяет виды социальных услуг, в зависимости от конкретных жизненных ситуаций и индивидуальных потребностей лицам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании и формы социального обслуживания.

    Несмотря на постоянно происходящие нововведения касательно повышения качества социальных услуг социальных проблем, к сожалению, социальная сфера в Российской Федерации не обеспечена в полном объеме всеми необходимыми инновационными ресурсами. Безусловно, в России используют различные социально-ориентированные мероприятия для решения социальных проблем, однако, этого не хватает для того, чтобы в полной мере учесть все потребности населения.

    Цель исследования: раскрыть особенности правового регулирования социального обслуживания граждан Российской Федераций.

    Задачи исследования:

    1. Изучить социальное обслуживание населения как элемент системы социального защиты населения.
    2. Проанализировать региональное правовое регулирование социального обслуживание населения.
    3. Исследовать дискуссионные вопросы в области определение права и осуществления социального обслуживания населения
    4. Провести анализ систем социального обслуживания населения в УР и в других регионах в РФ.
    5. Рассмотреть актуальные подходы и направления в совершенствования системы социального обслуживание населения.

    Объект исследования: социальное обслуживание населения.

    Предмет исследования: правовое регулирование социального обслуживания граждан Российской Федераций.

     

    Глава 1. Социальное обслуживание населения как элемент системы социального защиты населения

    1.1 Теоретические положения социального обслуживания населения

    Если обратиться к теории государства и права, то, как известно, в систему права входят определённые структурные элементы. К ним относятся отрасли, подотрасли, институты, субинституты, нормы права. По такому принципу разграничены все правовые нормы, то есть на отрасль трудового права – семейного, гражданского, уголовного, права социального обеспечения и др.

    Социальное обслуживание – это самостоятельный правовой институт, имеющий свои юридические нормы, которые регулируют общественные отношения по предоставлению социальных услуг различным категориям граждан, нуждающимся в предоставлении таких услуг.

    Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере социального обслуживания граждан, является Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее ФЗ-442) РФ [2].

    ФЗ-442 устанавливает предмет регулирования, основные понятия, принципы, систему социального обслуживания граждан, правовое регулирование отношений по социальному обеспечению; права и обязанности участников системы социального обслуживания.

    Также указанный закон разграничивает полномочия Российской Федерации и субъектов РФ в сфере социального обслуживания; определяет порядок обращения за предоставлением социальных услуг; условия, необходимые для признания лица нуждающимся в получении социальных услуг и порядок предоставления социального обслуживания; принципы и порядок финансирования социального обслуживания и условия предоставление социальных услуг бесплатно, за полную или частичную плату, а также осуществление контроля в сфере социального обслуживания.

    Эти же нормативные акты, в свою очередь, дополняют и конкретизируют отношения по социальному обслуживанию, указанные в ФЗ-442.

    Федеральные законы могут напрямую не регулировать отношения по социальному обслуживанию населения, т.к. ФЗ – 442 является основным нормативным правовым актом в этой области и его нормы имеют преимущественный характер по отношению к нормам других нормативных правовых актов. При этом смежные вопросы, в точности касающиеся организации социального обслуживания, регулируются иными федеральными законами.

    Иные федеральные законы, которые применяются для правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания, можно разделить на две категории:

    –         регулирующие смежные вопросы в сфере социального обеспечения;

    –         регулирующие смежные вопросы в иных сферах.

    К первой категории, например, можно отнести Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ-181)[3], устанавливающий основы социальной защиты инвалидов: правила признания лица инвалидом, предоставляемые меры социальной защиты, порядок проведения реабилитации и т.д.

    Поставщики социальных услуг в соответствии со ст. 12 ФЗ-442 обязаны предоставлять необходимые услуги нуждающимся гражданам в соответствии с индивидуальными программами и заключенными договорами о предоставлении социальных услуг.

    Их составление как раз и осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида, составляемой в соответствии со ст. 11 ФЗ-181[3].

    Ко второй категории относятся федеральные законы, которые регулируют отношения, не относящиеся к социальному обслуживанию, но необходимые для его реализации. Таки законодательным актом является Гражданский кодекс РФ (далее – ГК РФ), устанавливающий правовой статус юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, основные положения о договорах и обязательствах, о возмещении ущерба, об опеке и попечительстве. Так как поставщиками социальных услуг являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, то в своей деятельности они опираются на нормы ГК РФ.

    Также нормами ГК РФ регламентируется заключение договоров о предоставлении социальных услуг и регулирование отношений между поставщиком и получателем услуг, а также отношения по поводу возмещения причиненного ущерба получателю или поставщику социальных услуг при их предоставлении.

    С 1 января 2022 года применяется «ГОСТ Р 52143-2021. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг» [11].

    Данный стандарт распространяется на социальные услуги, предоставляемые населению государственными, муниципальными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания, а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, и устанавливает основные виды социальных услуг, предоставляемых гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

    Также в целях регулирования отношений по социальному обслуживанию Президентом РФ, Правительством РФ, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере социального обслуживания – Минтрудом РФ принимаются подзаконные нормативные правовые акты.

    Указанные органы государственной власти принимают нормативные правовые акты в пределах своих полномочий, закрепленных в ст. 7 ФЗ-442:

    1)       установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

    2)       утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

    3)       утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

    4)       утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;

    5)       управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

    6)       ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

    7)       федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания и др.

     

    1.2 Региональное правовое регулирование социального обслуживание населения

    Вопросы осуществления социального обслуживания регулируются также законодательством субъектов РФ в пределах полномочий, закрепленных ст. 8 ФЗ-442 [2].

    Законодательство субъектов РФ также регулирует вопросы осуществления социального обслуживания. Полномочия органов государственной власти субъектов РФ закреплены в ст. 8 ФЗ-442. Среди них:

    1)       правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом;

    2)       определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании, а также на составление индивидуальной программы;

    3)       координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации» и др.[13].

    Субъекты РФ не могут принимать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, изменять нормы ФЗ-442 и иных федеральных нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются строго с учетом норм федеральных нормативных правовых актов, хотя могут и дополнять их, но без искажения и изменения смысла нормы и только в пределах полномочий субъектов РФ по вопросам социального обслуживания.

    Участники правоотношений в области социального обслуживания действуют согласно законодательству субъекта РФ, в котором такие правоотношения возникают. Следует обратить внимание на то, что если поставщик социальных услуг осуществляет деятельность сразу в нескольких субъектах РФ, то он обязан соблюдать требования каждого субъекта РФ, в котором он осуществляет свою деятельность, в пределах административных границ данного субъекта.

    Система источников правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания достаточно обширна. Именно на основании вышеуказанных нормативных правовых актов (и многих других) обеспечивается предоставление населению необходимых социальных услуг. Наиболее полное и точное осуществление норм, закрепленных в действующем законодательстве по социальному обслуживанию, определяет успешность проведения социальной политики государства, направленной на улучшение жизненного уровня и благополучия незащищенных категорий граждан[15].

    Таким образом, можно уверенно сказать, что целью и задачами социального обслуживания является организация разнообразных видов и форм помощи, реабилитации, нуждающихся в ней граждан Российской Федерации и в преодолении и предотвращении проблем, связанных с той или иной тяжёлой жизненной ситуацией.

    Глава 2. Актуальные проблемы правового регулирование института социального обслуживание населения

    2.1 Дискуссионные вопросы в области осуществления социального обслуживания населения

    Если обратиться к теории государства и права, то, как известно, в систему права входят определённые структурные элементы. К ним относятся отрасли, подотрасли, институты, субинституты, нормы права. По такому принципу разграничены все правовые нормы, то есть на отрасль трудового права – семейного, гражданского, уголовного, права социального обеспечения и др. Такое разделение помогает проще ориентироваться в законодательстве. Однако бывают ситуации, в которых невозможно определить принадлежность общественных отношений к какой-либо структурной единице системы права, к примеру общественные отношения, вытекающие из предоставления социальных услуг.

    Таким образом, исходя из проведённого исследования, можно утверждать, что единого мнения учёных-юристов о месте законодательства о социальном обслуживании нет. Например, В.Ш Шайхатдинов полагает, что законодательство о социальном обслуживании относится к административному законодательству. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ перевел социальное обслуживание в договорную сферу, т. е. в сферу действия гражданского законодательства [21, ст. 3].

    На основе мнений разных учёных-юристов и в соответствии с действующим законодательством можно говорить о межотраслевом регулировании, то есть сфера социального обслуживания регулируется нормативными правовыми актами нескольких отраслей права.

    Первое, о чём стоит сказать, это то, что в соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством. Таким образом закрепляется, что гражданам будут оказываться различные меры социальной защиты, в том числе и предоставляться социальное обслуживание.

    Следующее, что надо упомянуть, это то, что социальное обслуживание относится к виду социального обеспечения, предоставляемому в натуральной форме. Социальное обслуживание является формой реализации социальной политики. Социальная политика проводится в связи с нуждаемостью граждан. Данный фактор определяет принадлежность института социального обслуживания к праву социального обеспечения, поскольку основным субъектом социального обеспечения являются нуждающиеся граждане, подразделяющиеся ещё на отдельные категории (инвалиды, пенсионеры и т. д.).

    Административное законодательство также имеет воздействие на институт социального обслуживания, на что указывает глава 2 Федерального закона № 442-ФЗ. Статьи 7 и 8 данного закона говорят об отношениях между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также подведомственными им организациями социального обслуживания. Определены полномочия перечисленных органов в сфере социального обслуживания[21].

    Правовое регулирование осуществляет и финансовое законодательство. Согласно п.1 ст. 30 Федерального закона № 442-ФЗ источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются:

    1)       средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    2)       благотворительные взносы и пожертвования;

    3)       средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату;

    4)       доходы от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещённые законом источники[].

    Данная норма свидетельствует об отнесении исследуемых общественных отношений также и к отрасли финансового права. Данное утверждение подтверждается п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ (правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Российской Федерации).

    Кроме того, социальные услуги могут оказываться на основании договора о предоставлении социальных услуг (ст. 17 Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»). Употребляя такое понятие, как договор, ассоциация идёт с гражданским законодательством, где содержатся основные положения о договорах. Само содержание норм Федерального закона № 442-ФЗ говорит о том, что отношения, связанные с исполнением договора о предоставлении социальных услуг, регулируются в соответствии с законодательством Российской Федерации, таким образом, отсылая на другие нормативно-правовые акты без уточнения сферы регулирования.

    Если брать виды социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания, то законодателем предусмотрены правовые нормы, регулирующие оказание услуг. Возьмём в пример социально-трудовые услуги, которые направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией. Следовательно, данный вид регулирует также трудовое законодательство и законодательство о занятости.

    Например, статьёй 13. 1. Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 № 1032-1[4] предусмотрено сопровождение при содействии занятости инвалидов, нуждающихся в ней.

    Можно также утверждать о регулировании института социального обслуживания уголовным законодательством. Согласно п. 7 ст. 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осуждённые имеют право на социальное обеспечение.

    Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. № 2 «Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осуждённым, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы»[7] закрепляет социальное обслуживание в виде социально-бытовых и социально-трудовых услуг, соответственно это содействие в получении жилья, работы.

    На основании письменного заявления осуждённого о выборе места жительства после освобождения из мест лишения свободы и желания трудоустроиться администрация исправительного учреждения направляет запросы в органы местного самоуправления, органы федеральной службы занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья.

    В том числе осуществляется содействие в устройстве в дома престарелых для осуждённых мужчин старше 60 лет и осуждённых женщин старше 55 лет. Кроме трудоустройства и содействия в получении жилья, осуждённые, освобождаемые из исправительного учреждения, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда в установленном законом порядке.

    Также принят, но ещё не вступил в силу, Федеральный закон от 06.02.2023 № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 января 2024 года). Пробация – совокупность мер, применяемых в отношении осуждённых, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобождённых из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц.

    Данный закон также подтверждает, что уголовное законодательство регулирует институт социального обслуживания, рассматриваемая отрасль стремится к урегулированию большего количества вопросов, касающихся социальной защиты осуждённых и лиц, освобождённых из исправительных учреждений.

    Жилищное законодательство также можно отнести к одному из регулирующих данный институт. Рассматриваемая отрасль регламентирует такой вид социального обслуживания, как социально-бытовые услуги, а именно предоставление жилья. Жилищный кодекс содержит положения, касающиеся жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно ст. 49 Жилищного кодекса жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, признанным органом местного самоуправления, нуждающимся в данном помещении. Эти категории граждан определяются федеральным и региональным законодательством, куда входят малоимущие граждане, инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей и другие категории[17].

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что институт социального обслуживания регулируют правовые нормы не одной отрасли права. К их числу относятся и административное, и гражданское, и финансовое, и право социального обеспечения, и трудовое, и уголовное, и конституционное, и жилищное. Следовательно, в правоприменительной практике осуществляется комплексное, межотраслевое нормативно-правовое регулирование института социального обслуживания.

     

    2.2 Актуальные проблемы в области определения права на социальное обслуживания

    Согласно приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от  30.07.2014г. № 500н [8]. При определении индивидуальной потребности рекомендуется установить необходимую форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг получателям социальных услуг, указанным в части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

    Нуждаемость – это определенный уровень потребности, при наличии которого гражданин получает право на ее удовлетворение за счет общественных фондов [17; с.46]. Оценка нуждаемости – действие уполномоченного органа субъекта РФ по выявлению оснований для признания гражданина нуждающимся в предоставлении социального обслуживания [9; с. 198].

    В оценке индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании выделяют ресурсный подход, который основывается на таких показателях, как трудоспособность, образование, материальная обеспеченность, стремление приобретать новые знания и навыки, мотивация увеличить уровень самообеспечения, мотивация на занятость, поддержка со стороны социальных служб и других организаций социального профиля, поддержка со стороны общественных организаций и другое.

    При косвенном (балльном) методе оценка нуждаемости определяется по специальной формуле, которая формируется на основании статистических зависимостей по результатам эконометрического моделирования [4; с.68].

    Существует ряд других методик к оценке нуждаемости, но они влекут за собой множество ошибок включения и исключения, поскольку они не точно определяют нуждаемость:

    • метод оценки доходов, может хорошо работать только в странах, где налажен контроль за доходами, в остальных случаях трудность будет заключаться в получении достоверной информации от претендентов на социальную поддержку и её проверку;
    • метод оценки экономического потенциала семьи, помимо доходов домохозяйства учитывает также его имущество, а значит, является более точным измерителем уровня жизни, по сравнению с методом оценки доходов, который не учитывает долговременные материальные ресурсы домохозяйств (накопленное имущество и недвижимость);
    • категориальный метод или «групповая адресность», метод основанный на предоставлении помощи конкретной группе населения, при высокой вероятности малообеспеченности.

    Оценка нуждаемости складывается, также из такого понятие как оценка, под которой часто понимается исследование, изучение клиентов. Виды оценки: диагностическая; описательная;      интеллектуального       функционирования; памяти и обучения; функционального выполнения действий; умственного состояния и благополучия; поведения и ухода за собой; потребностей [18; с.72]. Способность человека к социальному функционированию – единственный показатель, по мнению Е.И. Холостовой, Л.И. Кононовой, по которому можно оценить, в каком объеме и какую именно повседневную помощь должен получить      человек                нуждающийся     в          социальных услугах.    Поэтому наиважнейшее место следует уделять функциональной диагностики, которая включает следующие инструменты:

    • функциональная гериатрическая оценка;
    • диагностика когнитивных       расстройств;
    • диагностика эмоциональных расстройств; опросники для родственников, ухаживающих за инвалидами и пожилыми людьми[3; с.24].

    Определение индивидуальной потребности в социальных услугах рекомендуется проводить на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, к которым в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» относятся:

    1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

    2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

    3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

    4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

    5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

    6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    7) отсутствие работы и средств к существованию;

    8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

    При оценке условий жизнедеятельности гражданина рекомендуется исходить, в том числе из условий проживания и состава семьи гражданина[17], дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно[12], медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (на основании заключения медицинской организации)[17]; результаты реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг[13], иных условий, определяющих индивидуальную потребность гражданина в социальных услугах.

    Индивидуальная потребность в социальных услугах определяется на основании документов, необходимых для предоставления социальных услуг[15].

    В случае, если данные документы не были представлены гражданином, рекомендуем запрашивать их в рамках межведомственного взаимодействия при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации.

    В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[2].

    Таким образом, теоретическую основу оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании составляют работы, которые представляют данный процесс как один из важных этапов процесса оказания помощи клиенту. Анализ организационно-правового опыта регионов по оценке индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании основывался на статусе нормативно-правовых документов и подходов, регулирующих процесс оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании.

    2.3 Анализ систем социального обслуживания населения в УР и в других регионах в РФ

    Далее проведем анализ социального обслуживания населения в некоторых регионах РФ.

    Так, Правительство Самарской области в Постановлении  от  29  декабря  2014 г. № 848[9] уточняет, что гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в том случае, если в его жизни имелись обстоятельства, которые ухудшили или могли ухудшить условия его жизнедеятельности в соответствии со ст. 15 Закона № 442-ФЗ, а также ряд иных, перечисленных ниже:

    • доход, который на основании законодательства РФ свойственен гражданину (семье), признаваемых как малоимущие;
    • у гражданина имеется имущественный ущерб, полученный в результате стихийного бедствия, эпидемии, катастроф различных причин возникновения, пожара и т.д.;
    • семья имеет статус многодетной, имеющей трех и более детей в возрасте до 18 лет;
    • детей-жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, жертв насилия и т.п.;
    • семья имеет статус находящейся в социально опасном положении [19].

    Таким образом, Самарский регион как и иные субъекты РФ с учетом существующих и свойственных субъекту особенностей определяет, обстоятельства какого рода могут привести к ухудшению жизнедеятельности граждан.

    Основной приоритет, преследуемый в рамках Закона № 442-ФЗ – это индивидуальный подход обслуживания гражданина с учетом факторов, воздействующих на условия его жизнедеятельности. С учетом этого принципа составляется индивидуальная программа, которая, в соответствии с п. 1 ст. 16 Закона №442-ФЗ, является документом, отражающим нижеследующие аспекты:

    • форма социального обслуживания;
    • виды, объем и периодичность оказания социальных услуг, а также условия и сроки ее оказания;
    • список рекомендуемых юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, в компетенцию которых входит предоставление социальных услуг;
    • мероприятия по социальному сопровождению.

    По состоянию на 01.11.2023 в реестр поставщиков социальных услуг Удмуртской Республики входят 85 учреждения[12].

    Оценка индивидуальной нуждаемости граждан Удмуртской Республики в социальном обслуживании, осуществляется поэтапно, включает в себя:

    • приём и регистрацию заявления от гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании;
    • информирование его о порядке предоставления социальных услуг; разъяснение получателю социальных услуг или его представителю порядка приема документов, которые должны быть представлены для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании;
    • анализ представленных документов, необходимых для принятия решения о предоставлении социальных услуг;
    • проведение обследования материально- бытовых условий проживания гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании;
    • составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оформление личного дела и его хранение.

    Оценка индивидуальной нуждаемости осуществляется на основании региональных и федеральных документов, единого документа, регламентирующего предоставление государственными органами услуг гражданам в настоящее время нет.

    Существующий процесс оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании Удмуртской Республики действует с 2004 года с принятия Закона Удмуртской Республики от 23.12.2004 №89-РЗ

    «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике»[5].

    Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 540 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики»[] утвердил прилагаемый Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики.

    Основными трудностями в проведении оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании являются:

    • отсутствие «конкретики» в организационно-правовой документации; отсутствие единого подхода на территории Удмуртской Республики к оценке индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании;
    • необходимость обновления нормативно-правовой базы, связанной с оценкой индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании и проблема, требующая реорганизации, учреждений, для усовершенствования процесса оценки индивидуальной нуждаемости граждан в социальном обслуживании и развития лучшей инфраструктуры.

    Для решения выявленных в ходе исследования проблем целесообразным представляется разработка для всех уполномоченных учреждений Удмуртской Республики единого документа – Административного регламента «Предоставления государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг». четкая структура документа.

    Внедрение документа на территории систематизирует оценку нуждаемости в социальном обслуживании, сделает единый подход к ней на всей территории Удмуртской Республики; обновит нормативно-правовую базу, связанную с оценкой индивидуальной нуждаемости граждан Удмуртской Республики в социальном обслуживании.

     

    Глава 3. Актуальные подходы и направления в совершенствования системы социального обслуживание населения

    Анализ практики развития учреждений социального обслуживания населения в Российской Федерации, позволил выявить следующие группы противоречий и недостатков.

    Первая группа связана с противоречиями, в области содержания и применения федеральных законов, которые регламентируют социальное обслуживание. Часть норм, установленные федеральными законами «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», противоречат друг другу, приводящие к различным их толкованиям. Также, в законах наблюдаются повторяющиеся нормы.

    Т. О. Петушкова, полагает: «В Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ были внесены изменения, которые способствовали разграничению полномочий федеральных и региональных органов власти в вопросах правовых, экономических и организационных основ создания, функционирования и финансирования деятельности учреждений по оказанию социальных услуг.

    Эти изменения способствовали отнесению социального обслуживания к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно и реализуемым за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, и способствовали освобождению органов местного самоуправления от этой деятельности и обязательств по ее финансированию» [19].

    Следствием этого, явилось то, что деятельность по установлению государственных стандартов социального обслуживания стала относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Часть из упомянутых федеральных законов, которые регламентируют предоставление социальных услуг, были просто опровергнуты. Сложившееся противоречивое положение в действующем законодательстве предполагает существенное обновление законодательных основ социального обслуживания.

    В первую очередь стоит отметить недостаточное финансирование социального обслуживания в настоящее время. Данная проблема, безусловно, является ключевой, поскольку представляет собой своеобразное ядро возникновения последующих сложностей в сфере осуществления социального обслуживания. Прежде всего, этот недостаток связан с текущей экономической обстановкой не только в нашей стране, но и во всем мире. Количество нуждающихся в социальном обслуживании растет с прогрессивной скоростью, тогда как количество ресурсов для предоставления социальных услуг по прежнему ограничено [20].

    Следующей проблемой, имеющей отношение к социальному обслуживанию, правильным будет обратить внимание на сравнительно небольшое законодательно закрепленное число форм социального обслуживания. К примеру, зачастую пожилые граждане готовы принимать активное участие в общественной деятельности, но количество доступных предложений от учреждений социального обслуживания весьма ограничено.

    Кроме того, актуальной проблемой считается нехватка узкопрофильных специалистов. Несмотря на тот факт, что институт социальной работы в Российской Федерации сформирован сравнительно давно, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания как составляющей социальной защиты все еще остается открытым [21]. Недостаток кадров стал наиболее очевидным в период пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, когда помощь социальных работников стала особенно востребованной и крайне необходимой во всем мировом сообществе.

    Также, имеются противоречия и в законодательстве субъектов Российской Федерации.

    Становится очевидным, что существующая законодательная база нуждается в решении выявленных противоречий и устранении проблем в формулировках положений, регламентирующих процесс предоставления социальных услуг, реализации задач в области социальной адаптации и реабилитации клиентов социальных служб.

    Анализ отечественного и зарубежного законодательств позволяет сделать вывод, что процессы, связанные со стандартизацией в России ориентированы на международные нормы, хоть и, концептуальные подходы в формировании стандартов социальных услуг отличаются. Менее всего отечественные стандарты адаптированы под особые нужды безнадзорных и бездомных детей, инвалидов и лиц без определенного места жительства.

    Все эти перечисленные проблемы препятствуют становлению качественной и своевременной реализации государственных социальных обязательств в области социального обслуживания населения, их эффективному планированию и распределению бюджетных средств на эти цели, как следствие, соблюдению прав граждан Российской Федерации в сфере государственной защиты и поддержки, которые закреплены действующей Конституцией.

    В.Ш. Шайматдинов, полагает, что «Для решения вышеперечисленных проблем призвано помочь формирование национальной системы стандартизации в области социального обслуживания призвано.

    В этой связи кажется явным необходимость в создании системы целого комплекса национальных стандартов, касающихся вопросов предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан, а также их количественные и качественные признаки предоставления. Необходимо включение этих стандартов в единую систему стандартизации, а именно регуляторы количественных сторон обеспечения деятельности по оказанию услуг учреждениями и службами социального обслуживания, которые используются при составлении бюджетов регионов Российской Федерации» [22].

    Поэтому следует незамедлительно принять широкий комплекс мер, направленных на ее модернизацию и дальнейшее развитие. Также целесообразно в определенной степени адаптировать действующую систему социального обслуживания к постоянно меняющимся условиям социально-экономического и демографического характера.

     

    Заключение

    В сложившихся условиях государственная политика, направленная на социальное обеспечение, должна играть ведущую роль в стратегическом развитии Российской Федерации.

    Социальная защита – это целенаправленная деятельность институтов государственного управления, обеспечивающая социальные, экономические и иные права и гарантии гражданину государства в соответствии с действующим законодательством.

    Система социальной защиты является тем комплексом мероприятий, которые осуществляются для того, чтобы преодолеть последствия, связанные с возникшими экстремальными ситуациями в жизни человека, семьи, общественной группы. Это мероприятия, которые обеспечивают гарантированную со стороны государства минимальную материальную помощь для социально незащищенных слоёв населения Российской Федерации в условиях перманентных кризисных явлений в экономике, которые оказывают негативное влияние на уровень жизни населения и, как следствие, на обеспечение безопасности граждан.

    В результате, проанализировав деятельность учреждений социальной поддержки населения с учетом его направленности, можно выделить проблемы системы оказания социальных услуг в Российской Федерации:

    • существует проблема недостаточного бюджетного финансирования в области обеспечения специализированных медицинских учреждений необходимым оборудованием, в области обеспечения граждан как лекарственными средствами, так и системами протезирования инвалидов. Данная проблема возникает на всех уровнях бюджетного обеспечения (федеральном, региональном и муниципальном).
    • социальное обслуживание опирается на консервативную правовую
    • базу, в которой не учитываются современные тенденции развития общества. Цифровизация данной сферы не имеет четкой правовой регламентации. Кроме того, противоречия в сфере применения и содержания нормативно-правовых актов, регламентирующих социальное обслуживание, противоречия законов друг другу, приводят в итоге к различным толкования правовых норм, существует проблема и повторяющихся норм.

     

    Список литературных источников

    1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” (в ред. от 19 октября 2023) // СПС КонсультантПлюс.
    3. Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 10 июля 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации” (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    5. Закон Удмуртской Республики от 23 декабря 2004 года N 89-РЗ «Об адресной социальной защите населения в Удмуртской Республике» (в ред. от 27 декабря 2022 гг.) // СПС КонсультантПлюс.
    6. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
    7. Приказ Минюста РФ от 13 января 2006 г. N 2 “Об утверждении Инструкции об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы” ” (в ред. от 26 декабря 2019 г.// СПС КонсультантПлюс.
    8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 июля 2014г. N500н “Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг”// Правовая система Гарант.
    9. Постановление Правительства Самарской области от 29 декабря 2014 года N 848 «Об утверждении Порядка признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании на территории Самарской области и внесении изменения в постановление Правительства Самарской области от 07.09.2011 N 447 “Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Самарской области, а также органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области, и Перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти Самарской области государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг” (в ред. от 10 мая 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    10. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 № 540 «Об утверждении Порядка предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг на территории Удмуртской Республики» (в ред. от 10 мая 2023 г.) // СПС КонсультантПлюс.
    11. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2021 “Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг” (утв. 10 июня 2021 г. N 531-ст) // СПС КонсультантПлюс.
    12. Реестр поставщиков услуг социального обслуживания //URL: https://social.udmr.ru/serviceproviders/index
    13. Абреч, С. И. Правовые основы социального обслуживания населения / С. И. Абреч // Наука XXI века: проблемы, перспективы и актуальные вопросы развития общества, образования и науки : Материалы международной межвузовской весенней научно-практической конференции, п. Яблоновский, 29 апреля 2022 года / Под общей редакцией С.А. Куштанок. – п. Яблоновский: ФГБУ “Российское энергетическое агентство” Минэнерго России Краснодарский ЦНТИ- филиал ФГБУ “РЭА” Минэнерго России, 2022. – С. 9-12.
    14. Баранова, А. Е. Институт социального обслуживания: особенности межотраслевого регулирования / А. Е. Баранова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. – 2023. – № 19. – С. 15-18.
    15. Дементьева, И. В. Основы правового регулирования взаимоотношений в области социального обслуживания / И. В. Дементьева, М. И. Чуланова // Теоретические и практические аспекты развития современной науки : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 25 мая 2022 года / Под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр “Мир науки” (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 236-240.
    16. Макина, А. И. Опыт и проблемы оценки индивидуальной нуждаемости граждан региона в социальном обслуживании / А. И. Макина, А. Г. Полуянова // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 9. – С. 88-96.
    17. Метелева Е.Р. Определение ключевых терминов в социальной сфере / Е.Р. Метелева // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2016. – № 1. – 90-98 с.
    18. Мутовина, В. С. Правовое регулирование социального обслуживания / В. С. Мутовина // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации : Материалы XI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 07–09 декабря 2022 года / Под редакцией Н.Е. Лукьянова. Том Часть 1. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2023. – С. 191-192.
    19. Петушкова, Т. О. Проблемы реализации прав граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации / Т. О. Петушкова // Научное обеспечение агропромышленного комплекса : Сборник статей по материалам 76-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2020 год. В 3-х частях, Краснодар, 10–30 марта 2021 года / Отв. за выпуск А.Г. Кощаев. Том Часть 3. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 381-384..
    20. Реестр поставщиков услуг социального обслуживания //URL: https://social.udmr.ru/serviceproviders/index
    21. Чернусь Н.Ю. Правовое обеспечение оказания социальных услуг / Н.Ю. Чернусь // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Право. – 2015. – № 2. – С. 32-38
    22. Шайхатдинов В. Ш. Проблемы Российской системы социального обслуживания граждан в контексте федерального закона № 442-ФЗ // Российское право: образование, практика, наука. – 2017. – № 6(102). – С. 92-99.

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх