написание работ на заказ

Написание работ на заказ

Отправьте заявку на оценку работы.

Отправить на оценку

Введите в форму параметры Вашей работы и отправьте нам.







    Понятие и формы обеспечения безопасности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России. Курсовая работа

    Оглавление

    Введение. 2

    1. Понятие безопасности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России. 4

    2. Формы безопасности. 11

    3. Особенности обеспечения безопасности следственных изоляторов. 21

    Заключение. 33

    Список литературных итсочников. 34

    Введение

    В современных условиях глобализации и социальной интеграции общества проблемы связанные с обеспечением безопасности граждан, в последние годы, являются немаловажными и требуют незамедлительных решений, непосредственно направленных на стабилизацию безопасности общества.

    Для выполнения задач, целью которых является обеспечение безопасности граждан, привлекаются различные силовые ведомства Российской Федерации, в их число входит и Федеральная служба исполнения наказаний одной из основополагающих задач которой является обеспечение правопорядка и законности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, обеспечение безопасности осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений путем постоянного надзора и контроля над поведением осужденных, лиц, содержащихся под стражей, в том числе с использование технических средств.

    В узком смысле слова общественная безопасность рассматривается как безопасность государственного строя от покушений на основные политические учреждения государства.

    СИЗО реализуют государственное принуждение в отношении лиц, представляющих повышенную общественную опасность, являют собой своеобразный элемент социального организма. Здесь проявляют себя те же самые условия и предпосылки, что и в обществе.

    Так же как и в обществе в целом, в следственных изоляторах могут создаваться как благоприятные (безопасные) условия деятельности, так и неблагоприятные (опасные) условия, препятствующие успешному выполнению стоящих задач.

    Следственные изоляторы – перспективное будущее развития всей российской уголовно-исполнительной системы. Обладающие высоким инженерно-технологическим потенциалом, имеющие в наличии современные хозяйственно-административные здания и построенные в соответствии с новейшими достижениями сооружения, они положат начало практической реализации в Российской Федерации Европейских пенитенциарных правил.

    Цель исследования: Раскрыть понятие и формы обеспечения безопасности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России.

    Задачи исследования:

    1. Изучить основные понятие безопасности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России.

    2. Раскрыть формы безопасности.

    3. Изучить особенности обеспечения безопасности следственных изоляторов.

    1. Понятие безопасности в деятельности следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы России

    Нормальное функционирование любых социальных систем, сообществ, государства и общества в целом зависит от такого ключевого фактора и условия развития, как безопасность. Не является исключением и деятельность учреждений и органов ФСИН России, в целом уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, для которых вопросы обеспечения безопасности имеют первостепенное значение, так как в центре их постоянного внимания находятся лица, совершившие преступления и иные общественно опасные деяния, имеющие различную степень криминальной зараженности. Об этом наглядно свидетельствует многочисленное упоминание и применение понятия «безопасность» в нормах уголовно-исполнительного и иного законодательства, регламентирующего деятельность учреждений и органов ФСИН России, а также в наименовании самих этих органов и их отдельных подразделений.

    Однако, несмотря на значимость и частое применение в уголовно-исполнительном законодательстве понятия «безопасность», его законодательно закрепленное определение отсутствует, причем в любых его аспектах: безопасность учреждений и органов ФСИН России, безопасность персонала, личная безопасность осужденных и др.

    Например, закрепляя в ст. 13 УИК РФ право осужденных на личную безопасность, закон в то же время не раскрывает этого понятия и того, что означает личная безопасность. Указываются фактически только меры по обеспечению личной безопасности осужденных.

    В этой связи требуется подробное рассмотрение понятия безопасности учреждений и органов ФСИН России и связанных с ним смежных категорий безопасности в различных направлениях. При этом следует учитывать положения всего российского законодательства и мнения специалистов.

    При анализе данного вопроса, сначала необходимо разобраться в определении понятия «безопасность». Слово безопасность по толковому словарю В. И. Даля, означает отсутствие опасности, сохранность, надежность. Безопасный – это значит не опасный, не угрожающий, не могущий причинить зла или вреда[1].

    По словарю русского языка безопасность – это положение, при котором не угрожает опасность чему-либо или кому-либо[2].

    В узком смысле слова общественная безопасность рассматривается как безопасность государственного строя от покушений на основные политические учреждения государства.

    СИЗО реализуют государственное принуждение в отношении лиц, представляющих повышенную общественную опасность, являют собой своеобразный элемент социального организма. Здесь проявляют себя те же самые условия и предпосылки, что и в обществе. Так же как и в обществе в целом, в следственных изоляторах могут создаваться как благоприятные (безопасные) условия деятельности, так и неблагоприятные (опасные) условия, препятствующие успешному выполнению стоящих задач[3].

    В определении безопасности у авторов нет единой точки зрения. Так, А. П. Иванов общественную безопасность в исправительном учреждении связывает с последствиями, вызываемыми стихийными силами природы, источниками повышенной опасности или неправильным поведением людей в сферах деятельности, где требуется особое внимание и осторожность[4].

    Один из базовых нормативных документов Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»[5] также не определяет понятие безопасности. Однако в ст. 1 данного закона раскрывается содержание национальной безопасности, включающей в себя безопасность государства, общественную безопасность, экологическую безопасность, безопасность личности, иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Более полно рассматриваемое понятие раскрывается в ст. 212 Указа Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683

    «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»[6] а именно как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации».

    Также в данном нормативном правовом акте подробно перечисляются направления национальной безопасности, включая оборону страны, государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

    В деятельности уголовно-исполнительной системы, реализуются и такие виды национальной безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая и безопасность личности. При этом обеспечение безопасности личности в деятельности уголовно-исполнительной системы имеет первостепенное значение.

    Между тем учреждения и органы ФСИН России не изолированы от общего информационного пространства, расположены в определенной природной местности и могут оказывать влияние на экологическую обстановку, являются субъектами экономических отношений, имеют собственный транспорт, на котором осуществляют перемещение людей и грузов по общим транспортным системам, пользуются возможностями общих энергетических систем и имеют собственные источники энергии. Поэтому нарушение установленных требований и правил в любой из названных сфер деятельности способно создать угрозу пенитенциарной безопасности, а также общества и государства в целом в указанных и других направлениях.

    На то, что в деятельности уголовно-исполнительной системы затрагиваются различные виды безопасности, указывает действующее законодательство, а также положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р[7].

    В данных документах в первую очередь говорится о личной безопасности самих осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, личной безопасности персонала, в том числе медицинских работников и преподавательского состава, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, безопасности службы, объектов уголовно-исполнительной системы, информационной, продовольственной безопасности, охране труда, безопасных условиях труда и технике безопасности, в целом об обеспечении правопорядка и законности, а также общественной безопасности.

    Все это входит в общее понятие безопасности учреждений и органов ФСИН России.

    В этой связи предпочтительным является использование понятия безопасности уголовно-исполнительной системы, поскольку тождественное ему и заявленное в названии настоящего параграфа понятие безопасности учреждений и органов ФСИН России может привести к ошибочному и ограниченному представлению, что речь идет о безопасности собственно только самих структурных подразделений ФСИН России.

    Тождественной с понятиями безопасности учреждений и органов ФСИН России и безопасности уголовно-исполнительной системы является категория «пенитенциарная безопасность». Разница лишь в том, что последнее понятие является универсальным, международным и не привязано только к российской пенитенциарной системе. По мнению некоторых специалистов, применительно к уголовно-исполнительной системе целесообразно использовать именно термин «пенитенциарная безопасность». Однако данный термин не используется в российском законодательстве и в большей степени подходит для сферы научных исследований. Поэтому в отношении правоприменительной практики и с точки зрения российского законодательства целесообразнее использовать понятия безопасности учреждений и органов ФСИН России или безопасности уголовно-исполнительной системы.

    Вместе с тем пенитенциарную безопасность можно рассматривать не только как состояние защищенности уголовно-исполнительной системы, но и еще в двух других аспектах:

    1) как комплекс мер по обеспечению защищенности уголовно-исполнительной системы от внешних и внутренних угроз и

    2) как определенную совокупность правовых и иных отношений в сфере обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

    В первом случае отдельные специалисты предлагают под пенитенциарной безопасностью понимать комплекс как институциональных, так и процессуальных мер по выявлению и противодействию существующим и возможным угрозам. Хотя здесь, конечно, размывается граница с таким важным и самостоятельным понятием, как «обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы».

    Во втором случае, в содержание пенитенциарной безопасности как комплекса социально-правовых отношений предлагается включать источники права, субъекты и объекты правового регулирования. Однако правильнее говорить в этом случае о субъектах и объектах правоотношений по обеспечению безопасности уголовно-исполнительной системы.

    Правовую основу средств обеспечения безопасности в ИУ и СИЗО составляют Конституция РФ, международные правовые акты, Федеральные законы, ведомственные нормативные акты Минюста России и МВД России.

    Главное положение занимает Конституция РФ. Основной Закон говорит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст. 2). Конституция допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина на основании Федерального Закона (ч. 3 ст. 35).

    Данным Федеральным Законом является Закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. В Законе предусмотрено ограничение таких конституционных прав, как тайна переписки (переписка подозреваемых и обвиняемых подлежит цензуре), телефонных переговоров почтовых, телеграфных и иных сообщений (осуществляется под контролем администрации), свобода передвижения и т. д. Но не допускается при применении средств обеспечения режима нарушать право на жизнь, личное достоинство, свободу совести, веро- исповедания и т.д. (ст. ст. 20, 21, 28 Конституции РФ). Конституция допускает заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению (ч. 2 ст. 22).

    Уголовно-исполнительный кодекс РФ 1996 г., вступивший в действие с 1 июля 1997 г., также составляет правовую основу для применения средств обеспечения режима в СИЗО. Следственные изоляторы, также, выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для вы полнения работ по хозяйственному обслуживанию (ч. 1 ст. 74 УИК РФ).

    Осужденных оставляют в изоляторе решением начальника учреждения, при наличии их письменного заявления (ст. 77 УИК РФ). В уголовно-исполнительном законодательстве также указываются те меры поощрения и взыскания, которые применяются к осужденным отряда хозяйственного обслуживания (ст. 113–118 УИК РФ)[8].

    Подводя итог необходимо отметить, что безопасность в ИУ и СИЗО представляет собой необходимое условие, без которого немыслима нормальная деятельность учреждений УИС России.

    2. Формы безопасности

    В деятельности уголовно-исполнительной системы, реализуются и такие виды национальной безопасности, как информационная, экологическая, экономическая, транспортная, энергетическая и безопасность личности. При этом обеспечение безопасности личности в деятельности уголовно-исполнительной системы имеет первостепенное значение.

    Между тем учреждения и органы ФСИН России не изолированы от общего информационного пространства, расположены в определенной природной местности и могут оказывать влияние на экологическую обстановку, являются субъектами экономических отношений, имеют собственный транспорт, на котором осуществляют перемещение людей и грузов по общим транспортным системам, пользуются возможностями общих энергетических систем и имеют собственные источники энергии. Поэтому нарушение установленных требований и правил в любой из названных сфер деятельности способно создать угрозу пенитенциарной безопасности, а также общества и государства в целом в указанных и других направлениях.

    На то, что в деятельности уголовно-исполнительной системы затрагиваются различные виды безопасности, указывает действующее законодательство, а также положения Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р[9].

    В данных документах в первую очередь говорится о личной безопасности самих осужденных, а также лиц, содержащихся под стражей, личной безопасности персонала, в том числе медицинских работников и преподавательского состава, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, безопасности службы, объектов уголовно-исполнительной системы, информационной, продовольственной безопасности, охране труда, безопасных условиях труда и технике безопасности, в целом об обеспечении правопорядка и законности, а также общественной безопасности. Все это входит в общее понятие безопасности учреждений и органов ФСИН России.

    В этой связи предпочтительным является использование понятия безопасности уголовно-исполнительной системы, поскольку тождественное ему и заявленное в названии настоящего параграфа понятие безопасности учреждений и органов ФСИН России может привести к ошибочному и ограниченному представлению, что речь идет о безопасности собственно только самих структурных подразделений ФСИН России.

    Тождественной с понятиями безопасности учреждений и органов ФСИН России и безопасности уголовно-исполнительной системы является категория «пенитенциарная безопасность». Разница лишь в том, что последнее понятие является универсальным, международным и не привязано только к российской пенитенциарной системе. По мнению некоторых специалистов, применительно к уголовно-исполнительной системе целесообразно использовать именно термин «пенитенциарная безопасность». Однако данный термин не используется в российском законодательстве и в большей степени подходит для сферы научных исследований. Поэтому в отношении правоприменительной практики и с точки зрения российского законодательства целесообразнее использовать понятия безопасности учреждений и органов ФСИН России или безопасности уголовно-исполнительной системы[10].

    В целях более полного раскрытия понятия безопасности учреждений и органов ФСИН России следует рассмотреть объекты и субъекты правоотношений по обеспечению безопасности уголовно-исполнительной системы. Понятие безопасности учреждений и органов ФСИН России, как уже отмечалось, следует рассматривать в широком смысле. Речь идет не только о самих структурных подразделениях, противодействии явным внешним угрозам жизни и здоровью, личной неприкосновенности осужденных, лиц, содержащихся под стражей, персоналу, то есть не только о личной безопасности.

    Хотя, безусловно, обеспечение безопасности в этом направлении имеет первостепенное значение и является своего рода индикатором нормального функционирования всей пенитенциарной системы. Проблемы безопасности уголовно-исполнительной системы следует рассматривать более широко, чтобы не упустить ни одного важнейшего объекта, от защищенности которого зависит нормальное функционирование пенитенциарной системы в целом и отдельных ее элементов.

    Как отмечают отдельные авторы, узкое понимание понятия «безопасность уголовно-исполнительной системы» достаточно распространено как в литературе, так и среди практических работников, значительная часть которых отождествляет безопасность в первую очередь с защищенностью объекта, с режимом в местах изоляции1.

    Безопасность уголовно-исполнительной системы и как состояние защищенности, и как комплекс мер по обеспечению этой защищенности, и как система правоотношений в этой сфере реализуется в отношении следующих объектов:

    1.       Главным объектом безопасности уголовно-исполнительной системы является человек, независимо от каких бы то ни было различий, находящийся по тем или иным причинам на территории учреждений и органов ФСИН России либо причастный по тем или иным причинам к деятельности уголовно-исполнительной системы.

    В первую очередь речь идет об осужденных и лицах, содержащихся под стражей, а также о всех иных лицах, в отношении которых учреждения и органы уголовно-исполнительной системы реализуют иные меры принудительного воздействия.

    Уголовно-исполнительная система существует именно для работы с такими гражданами, поэтому в многочисленных нормах УИК РФ и других нормативных правовых актов, где речь идет о безопасности в уголовно-исполнительной системе, на первом месте всегда упоминаются осужденные и иные схожие с ними по правовому статусу категории граждан (например, ч. 1 ст. 82, ч. 1 ст. 84, ч. 1 ст. 156 УИК РФ и др.).

    Однако это не означает, что безопасность данной категории граждан важнее, чем безопасность персонала и иных лиц.

    Помимо осужденных и лиц, содержащихся под стражей, объектом безопасности уголовно-исполнительной системы является персонал учреждений и органов ФСИН России, к которому относятся и сотрудники, и работники различных категорий. Речь идет о безопасности персонала при исполнении своих служебных и должностных обязанностей, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы, что не обязательно предполагает нахождение сотрудников и работников на территории учреждений и органов ФСИН России.

     Однако лишь в том случае, если угроза безопасности сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы связана с деятельностью учреждений и органов ФСИН России, можно говорить о пенитенциарной безопасности, безопасности уголовно-исполнительной системы. В противном случае, речь идет об иных видах безопасности: экологической, информационной, экономической, общественной безопасности, безопасности дорожного движения, жизнедеятельности и т. д.

    Также объектами безопасности уголовно-исполнительной системы являются и иные лица в ситуациях, связанных с деятельностью учреждений и органов ФСИН России: посещение учреждений и органов, осуществление контроля за их деятельностью, взаимодействие с уголовно-исполнительной системой по другим вопросам, в том числе оказание помощи и т. д. Это родные и близкие осужденных, лиц, содержащихся под стражей, сотрудников и работников учреждений, представители контролирующих органов и учреждений, общественных объединений, например религиозных организаций, иные лица.

     Все перечисленные категории физических лиц, являясь основным объектом безопасности уголовно-исполнительной системы, вместе с тем одновременно являются и субъектами правоотношений в указанной сфере, наделенными определенными правами и обязанностями.

    2.       Вторым объектом безопасности уголовно-исполнительной системы следует считать права, свободы и законные интересы осужденных, лиц, содержащихся под стражей, сотрудников и работников учреждений и органов ФСИН России, иных лиц в ситуациях, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы. Как справедливо указывают специалисты, данный объект безопасности неразрывно связан с предыдущим, то есть с субъектами этих прав и свобод.

    Обеспечение безопасности осужденных, персонала и иных лиц означает в первую очередь соблюдение и защиту их основных прав и свобод, законных интересов. Однако в учебных целях и в силу важности этого объекта его следует рассматривать отдельно. Причем речь идет не только о жизненно важных интересах человека, как предлагают некоторые авторы2, а о всей совокупности субъективных прав, свобод и законных интересов в ситуациях, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы.

    Нарушение любого права осужденного или иных лиц, каким бы незначительным оно не казалось, нарушает общественные отношения и создает определенные скрытые или явные угрозы безопасности, условия для нарушения безопасности, что особенно актуально для такой специфической и закрытой системы, как уголовно-исполнительная.

    3.       Следующим объектом безопасности учреждений и органов ФСИН России являются объекты уголовно-исполнительной системы, о которых идет речь, в частности, в ст. 12 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». В законе не дается определения понятия «объекты уголовно-исполнительной системы», в том числе не приводится и полного их перечня, называются лишь основные: следственные изоляторы, исправительные учреждения и их объекты, иные объекты уголовно-исполнительной системы.

    На основании приведенных и иных норм законодательства к объектам уголовно-исполнительной системы, являющимся одновременно объектами безопасности уголовно-исполнительной системы, следует относить учреждения и органы и их объекты, которые располагаются в этих учреждениях и органах и на прилегающей территории, а в отдельных случаях и на определенном удалении, в том числе здания, помещения и сооружения, объекты (средства), обеспечивающие безопасность и охрану осужденных, объекты, где выполняются работы, то есть любые объекты и предметы инфраструктуры учреждений и органов ФСИН России, включая специальные транспортные средства, технические средства производственного сектора и т. д.

    Как справедливо отмечают специалисты, речь идет об объектах материального мира, включающих инфраструктуру района места дислокации объектов уголовно-исполнительной системы и их собственную инфраструктуру, предметы и вещи, необходимые для ежедневного жизнеобеспечения этих объектов, предметы производственной деятельности объектов уголовно-исполнительной системы, вещи и предметы, поступающие на объект уголовно-исполнительной системы и т. д.[11]

    4.       Самостоятельным и особым объектом пенитенциарной безопасности являются общественные отношения по поводу и в процессе осуществления деятельности уголовно-исполнительной системы по всем возможным направлениям. Основными здесь являются отношения в сфере исполнения уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера, меры пресечения в виде заключения под стражу, то есть те отношения, в которых решаются основные задачи, стоящие перед уголовно-исполнительной системой, реализуется предназначение этой системы.

    Но объектом обеспечения пенитенциарной безопасности являются и иные вспомогательные группы общественных отношений, от нарушения которых зависит безопасность всей системы учреждений и органов ФСИН России, а значит, государства и общества в конечном итоге. Это отношения в сфере управления уголовно-исполнительной системой, материально-технического, продовольственного, информационного и иного обеспечения и др.

    С учетом сказанного перечислим основные субъекты безопасности уголовно-исполнительной системы.

    1.       Государство в лице Президента Российской Федерации, федеральных органов исполнительной, законодательной и судебной власти, определяющее через законодательные акты и иные правовые документы основные направления развития и деятельности уголовно-исполнительной системы, в том числе в вопросах безопасности, и обеспечивающее реализацию и защиту этих направлений развития и деятельности уголовно-исполнительной системы.

    2.       Сами учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и их подразделения. При этом следует отметить, что постоянной обязанностью всех подразделений, сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы является забота о безопасности на вверенных участках работы, что достигается неукоснительным соблюдением установленных требований и норм, внимательным отношением к окружающей обстановке.

    Кроме этого, сотрудники учреждений, исполняющих наказания, обеспечивают безопасность в процессе постоянного контроля и надзора за осужденными. Однако в значительно большей степени непосредственно вопросами обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы занимаются отделы безопасности, дежурные смены, оперативные отделы, отделы специального назначения территориальных органов ФСИН России, подразделения по конвоированию. Значительную работу по обеспечению безопасности уголовно-исполнительной системы осуществляют соответствующие подразделения территориальных и центральных аппаратов ФСИН России.

    3.       Иные правоохранительные органы, к числу которых относятся судебные органы, прокуратура, МВД России, ФСБ России и другие органы, взаимодействующие с ФСИН России по различным направлениям и на разных уровнях. Значительную роль здесь играют органы, осуществляющие контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы.

    4.       Иные органы исполнительной власти, такие как МЧС России, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Роскомнадзор, Роструд, Ростехнадзор, Федеральное казначейство и др. Эти органы в значительной степени контролируют выполнение учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы требований и нормативов в соответствующих областях деятельности.

    5.       Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, которые оказывают содействие и помощь по различным вопросам учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, находящимся на их территориях.

    6.       Общественные и религиозные организации, а также граждане, в том числе родные и близкие, оказывающие содействие учреждениям и органам ФСИН России. Их роль в основном ограничивается участием в организации воспитательной работы, в реализации других средств исправления осужденных, не связанных с принуждением, непосредственно с исполнением наказания. Однако данная работа играет большую роль в предупреждении дальнейшего противоправного поведения осужденных, а значит, и в обеспечении безопасности.

    7.       Сами лица, содержащиеся под стражей, и осужденные. Главное условие и требование к их поведению – это недопущение дальнейшей криминальной активности, нарушений дисциплины, соблюдение порядка и условий отбывания наказания или меры пресечения в виде содержания под стражей, законных требований администрации учреждений.

    Таким образом, безопасность учреждений и органов ФСИН России представляет собой комплексное многоаспектное и многоуровневое социально-правовое явление, затрагивающее интересы всех без исключения субъектов общественных отношений, связанных с деятельностью уголовно-исполнительной системы.

    По своему основному содержанию понятие «безопасность учреждений и органов ФСИН России» следует рассматривать как тождественное с такими понятиями, как «безопасность уголовно-исполнительной системы», «пенитенциарная безопасность». Разница между ними заключается в основном лишь в том, какой круг пенитенциарных учреждений они охватывают.

    При этом под безопасностью учреждений и органов ФСИН России следует понимать отсутствие угроз от самой уголовно-исполнительной системы для общества и государства, и состояние защищенности от внутренних и внешних угроз уголовно-исполнительной системы в целом, а также каждого учреждения и органа, входящего в нее, осужденных, лиц, заключенных под стражу, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений и органов либо иным образом причастных к их деятельности, объектов уголовно-исполнительной системы, являющееся частью национальной безопасности и обеспечивающее реализацию и защиту конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, достойные качество и уровень их жизни, службы и труда.

    Кроме этого, безопасность уголовно-исполнительной системы следует рассматривать и как комплекс мер, обеспечивающих ее защищенность. Также это и система общественных отношений, складывающихся по поводу и в процессе обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы.

    Однако при рассмотрении этих вопросов следует больше оперировать понятием «обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы», которым в первую очередь следует обозначать систему государственных, общественных, экономических, политических, социально-культурных и иных мер, инструментов, механизмов, средства обеспечения состояния защищенности уголовно-исполнительной системы, а также процесс реализации этого комплекса мер различными субъектами.

     

    3. Особенности обеспечения безопасности следственных изоляторов

    Статья 1.1 Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации[12] четко формулирует предназначение следственного изолятора: он создается под эгидой Министерства юстиции Российской Федерации; служит для размещения в нем подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, последние заключены под стражу согласно применению соответствующей меры пресечения сообразно совершенным ими преступным деяниям; в нем также пребывают осужденные, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы, желающие, при наличии обязательного согласия в письменном виде, потрудиться на благо исправительного учреждения, т.е. для выполнения хозяйственных работ; в его режим составной частью входит и содержание осужденных, подвергнувшихся уголовному наказанию за совершение преступлений незначительной степени тяжести (т.е. на срок не свыше шести месяцев), но лишь при наличии их согласия, данного в письменном виде.

    Основным источником регулирования и регламентации внутреннего распорядка работы следственных изоляторов (далее – СИЗО) уголовно-исполнительной системы служат: Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы[13], проистекающие из положений и установлений ст. 16 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (в ред. от 22 декабря 2014 г.)[14].

    СИЗО предназначены для решения предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации локальных и территориальных задач, при неизменном гарантировании и неукоснительном соблюдении прав и законных интересов подозреваемых и обвиняемых в контексте режимных правил и требований. В свою очередь, режим в следственных изоляторах согласно действующему законодательству – регламентируемые Законом № 103-ФЗ, настоящими Правилами и другими нормативными правовыми актами порядок и условия содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

    Главными «распорядителями и учредителями» порядка и распорядка в следственных изоляторах являются администрация и руководящие должностные лица СИЗО, отвечающие за их организацию и соблюдение и несущие, наряду с рядовыми сотрудниками, персональную ответственность за халатное отношение к своим служебным обязанностям, их неисполнение или ненадлежащее исполнение как при обычных условиях, а также при наличии режима особых условий, вводимого государством в случае возникновения «непредвиденных ситуаций»[15].

    Безопасность в СИЗО представляет собой часть правопорядка, отражающую состояние обеспечения защищенности сотрудников, нормального функционирования отделов и служб, а также защиты спецконтингента от возможных посягательств на их жизнь и здоровье со стороны отдельных лиц.

    Вся деятельность отдела режима в следственном изоляторе (отдела безопасности в ИУ) должна осуществляться в рамках и на основе правовых предписаний. Учитывая, что надзор, режим по своей сущности являются правовыми институтами, одним из основных условий повышения эффективности правоприменительной деятельности СИЗО (ИУ), его структурных подразделений, и в первую очередь отдела режима, является обеспечение органической связи между правовыми нормами и деятельностью по их исполнению и применению.

    Этому способствует закрепление соответствующих норм указанных нормативных актов в качестве основных задач и функций субъектов обеспечения надзора, безопасности, порядка и условий нахождения подозреваемых, обвиняемых в следственном изоляторе[16].

    В СИЗО обеспечение безопасности имеет свою специфику, которая предполагает, прежде всего, деятельность администрации по предупреждению возможной и устранению явной опасности, угрожающей спокойствию, жизни и здоровью спецконтингента, персоналу и иным лицам.

    Администрация ИУ должна не только реагировать на уже случившиеся правонарушения и факты отклоняющегося поведения спецконтингента, заниматься предупреждением правонарушений и ликвидацией их последствий, но, прежде всего, создавать условия для правомерного поведения людей находящихся на территории исправительного учреждения.

    Отделы режима (безопасности в ИК) в таком взаимодействии с другими службами должны, прежде всего, ограждать персонал, спецконтингент и других лиц, находящихся на территории исправительного учреждения, от возможных источников опасности, включая противоправные действия отдельных лиц.

    Они должны постоянно поддерживать порядок на таком уровне, который обеспечивал бы им чувство спокойствия, уверенности, надежности и защищенности в исправительном учреждении.

    Следовательно, деятельность администрации должна оцениваться в конечном итоге не столько по количеству фактов реагирования на правонарушения, чрезвычайные происшествия и обстоятельства, сколько по количеству проявления таковых, а в идеальном соотношении – их фактическому отсутствию. Основной критерий оценки результатов этой деятельности должен заключаться в состоянии реального правопорядка в конкретном исправительном учреждении.

    Одними из основных средств обеспечения пенитенциарной безопасности являются режим, охрана и надзор в учреждениях ФСИН России.

    Понятие режима в исправительных учреждениях закреплено в ч. 1 ст. 82 УИК РФ и представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, который обеспечивает:

    –        охрану и изоляцию осужденных;

    –        постоянный надзор за лицами, отбывающими лишение свободы;

    –        исполнение возложенных на осужденных обязанностей;

    –        реализацию законных прав и интересов осужденных;

    –        личную безопасность как осужденных, так и персонала исправительных учреждений;

    –        раздельное содержание различных категорий осужденных;

    –        различные условия содержания осужденных в зависимости от вида исправительного учреждения;

    –        изменение условий отбывания наказания.

    К основным средствам обеспечения режима в исправительных учреждениях относятся технические средства контроля и надзора, оперативно-розыскная деятельность, режим особых условий, меры безопасности (применение физической силы, специальных средств и оружия).

    Основные требования режима в исправительных учреждениях отражаются в Приказах Минюста России от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений»[17] и от 06.10.2006 № 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы»[18].

    В следственных изоляторах устанавливается режим содержания под стражей, который обеспечивает:

    –        соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых;

    –        исполнение ими своих обязанностей;

    –        изоляцию подозреваемых и обвиняемых;

    –        выполнение задач, предусмотренных ст. 108 УПК РФ.

    В целях обеспечения режима содержания под стражей законодатель определил Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов, утвержденные Приказом Минюста от 14.10.2005

    № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы»[19].

    Организация охраны учреждений ФСИН России является важной задачей в вопросах обеспечения пенитенциарной безопасности. Реализация указанной задачи позволяет обеспечить изоляцию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, от общества, а также защитить исправительные учреждения (следственные изоляторы) от возможных посягательств. На сегодняшний день на подразделения охраны возлагается ряд следующих функций:

    –        обеспечение охраны объектов уголовно-исполнительной системы;

    –        применение служебных собак с целью усиления охраны учреждений ФСИН России;

    –        преследование и розыск лиц, совершивших побег из-под охраны (подозреваемых, обвиняемых, осужденных);

    –        пресечение попыток доставки запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений (следственных изоляторов);

    –        обеспечение пропускного режима на территорию учреждений.

    Обозначенные функции подразделений охраны учреждений ФСИН России должны реализовываться в строгом соответствии с требованиями международных стандартов, а также норм федерального законодательства в сфере исполнения наказаний в виде лишения свободы, содержания под стражей, ведомственных нормативных актов, касающихся вопросов организации такой деятельности.

    Категория надзор за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми в УИК РФ или федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не раскрывается. Большая часть аспектов, затрагивающих вопросы, касающиеся организации надзора в исправительных учреждениях, местах заключения под стражу, содержится в ведомственных нормативных актах ограниченного доступа с грифом «для служебного пользования». Однако некоторые из них возможно изучить, обратившись к положениям Приказа Минюста России от 23.06.2005 № 95 «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний»[20] В частности, данная инструкция закрепляет определение категории «надзор за осужденными», который представляет собой систему мер, направленных на обеспечение порядка при исполнении наказания в виде лишения свободы путем постоянного наблюдения и контроля за поведением осужденных в местах их размещения, учебы и работы с целью предупреждения и пресечения их противоправных действий, обеспечения изоляции, а также безопасности осужденных и персонала.

    Надзор за осужденными, подозреваемыми и обвиняемыми обязаны осуществлять все сотрудники учреждения уголовно-исполнительной системы, однако непосредственным субъектом все же выступает личный состав дежурной смены и отдела безопасности (режима).

    Согласно закону, «администрация исправительных учреждений вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения побегов и других преступлений, нарушений установленного порядка отбывания наказания и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных» (ст. 83)[21].

    Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»[22]  предусмотрено, что в целях осуществления надзора за подозреваемыми и обвиняемыми может использоваться аудио и видеотехника. Кроме того, заключенные подвергаются личному обыску, дактилоскопированию и фотографированию; помещения, в которых они размещаются, – обыску, а их вещи и посылки – досмотру (ст.34).

    Стоит отметить то, что администрация исправительного учреждения в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации обязана «…под расписку уведомлять осужденных о применении указанных средств надзора и контроля» (ст. 83)[23].

    Необходимость в оснащении и применении технических средств надзора и контроля в служебной деятельности подразделений безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов, является одним из основных условий перехода на прогрессивные способы обеспечения безопасности. Так же об этом свидетельствуют указания ФСИН России направляемые в территориальные органы исх-0332771 от 31.05.2020, к которым относятся:

    • обеспечить наличие камер видеонаблюдения в местах приема прибывших этапом осужденных, проведения их досмотров и обысков, размещения и проживания, в том числе в коридорах, жилых секциях, комнатах воспитательной работы и других помещениях карантина с выводом сигнала на пост оператора видеоконтроля;
      • каждого сотрудника дежурной смены в период несения службы обеспечить носимыми видеорегистраторами и организовать контроль за их обязательным использованием при выполнении ими должностных обязанностей;
      • все накопители информации (жесткие диски, карты памяти), используемые в носимых видеорегистраторах и других средствах видеонаблюдения учитывать в канцелярии с присвоением порядкового номера и пометки «для служебного пользования»;
    • обеспечить хранение архива видеозаписей, сделанных с помощью носимых видеорегистраторов и других средств видеонаблюдения, в течение 30 суток, исключив случаи их несанкционированного уничтожения либо использования;
      • принять дополнительные меры по оборудованию ШИЗО, ДИЗО, ПКТ, одиночных камер средствами видеонаблюдения, дуплексной связью «младший инспектор – камерное помещение – ДПНУ», а также автоматической пожарной сигнализацией и системами оповещения управления эвакуацией при пожаре;
      • при условии оборудования всех камерных помещений для содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в СИЗО средствами видеонаблюдения и дуплексной связью рассмотреть возможность осуществления дистанционного надзора путем оптимизации постов младших инспекторов у камер;
      • при совершении преступлений в установленном порядке осуществлять изъятие видеозаписей, сделанных со стационарных либо переносных камер видеонаблюдения, в том числе портативных видеорегистраторов, с последующим созданием архива изъятых видеозаписей на съемных электронных накопителях информации объемом 1 Тб и более;
      • в целях учета и контроля использования средств видеонаблюдения при размещении информации на портале дежурной службы УПОАО ФСИН России в донесении о происшествии (преступлении) указывать сведения о применении средств видеонаблюдения;
      • проводить служебные проверки по выявленным фактам распространения видеоматериалов, отснятых в подведомственных учреждениях. Лиц, виновных в указанных нарушениях, привлекать к дисциплинарной ответственности;
      • силами сотрудников управлений (отделов, групп) безопасности аппарата территориального органа ФСИН России при выездах в подведомственные учреждения осуществить выборочные проверки видеоархивов. В случае установления незарегистрированных нарушений к должностным лицам применять меры дисциплинарного воздействия;
      • обеспечить обязательную регистрацию выявляемых операторами ПВК нарушений осужденными порядка и условий отбывания наказаний в журнале учета нарушений, выявленных оператором поста видеоконтроля, с последующим составлением акта (рапорта) для регистрации в журнале учета рапортов и актов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания, хранящегося у дежурного помощника начальника учреждения, и принятием соответствующих мер реагирования;
      • начальникам территориальных органов ФСИН России взять на личный контроль своевременное направление на ремонт неисправных ПВР, а также их возвращение после ремонта;
      • провести обследование всех объектов СИЗО и исправительных учреждений, по выявлению «мертвых зон», не охваченных видеонаблюдением. Принять незамедлительные меры по установке дополнительных видеокамер с цветным изображением. До их установки обеспечить перекрытие «мертвых зон» сотрудниками дежурных смен и оперативных групп;
    • принять исчерпывающие меры по оборудованию административных зданий (штабов) подведомственных учреждений СКУД за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также за счет средств от приносящей доход деятельности;
      • организовать ревизию, используемых в учреждениях ПВР, на предмет наличия неисправных устройств, принять меры к осуществлению их ремонта.

    «Одним из наиболее результативных методов повышения эффективности надзора и контроля является внедрение в деятельность исправительных учреждений ФСИН России систем аудиовизуального наблюдения, а также других перспективных технических средств надзора и контроля».

    В соответствии с приоритетными направлениями развития государственной политики направленной на решение вопросов развития и совершенствования уголовно-исполнительной системы, в частности применения (ввода в эксплуатацию) современных технических средств в учреждениях ФСИН России, будет являться катализатором в процессе повышения результативности осуществления надзора и контроля со стороны подразделений безопасности, что в последствии приведет к формированию надежного механизма противодействия преступному поведению. Целями создания вышеуказанного механизма, по мнению авторов является:

    • формирование системы сдержек и противовесов создающей условия для своевременного предупреждения и пресечения правонарушений (преступлений) со стороны осужденных и лиц, содержащихся под стражей;
      • повышение действенности процесса организации надзора за осужденными, лицами, содержащимися под стражей и иными лицами, находящимися на территории учреждений ФСИН России, а так же на прилегающей территории на которой установлены режимные требования;
      • создание мер направленных на недопущение, предупреждение и пресечение неслужебных связей сотрудников администрации учреждений с лицами из числа спецконтингента;
      • удаленный контроль над поведением спецконтингента и своевременное получение информации сотрудниками подразделений безопасности, что в свою очередь способствует предупреждению рецидива преступлений;
      • создание возможности эффективного выполнения служебных задач при минимальной численности сотрудников подразделений безопасности;
      • своевременное оповещение сотрудников подразделений безопасности о нарушении или об угрожающих действиях лиц, из числа спецконтингента;
      • дистанционное наблюдение за территорией учреждений ФСИН России предназначенных для содержания спецконтингента, прилегающей к ним территории, на которой устанавливаются режимные требования;
      • обеспечение безопасность осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории охраняемого объекта;
      • возможность постоянного дистанционного контроля над несением службы сотрудниками подразделений безопасности.

    Технические средства надзора и контроля, такие как системы сбора и обработки информации, охранные извещатели, системы (подсистемы) охранного телевидения, системы (подсистемы) охранно-тревожной сигнализации, видеокамеры, системы (подсистемы) контроля и управления доступом, системы (подсистемы) оперативной связи и оповещения, как правило, устанавливаются и располагаются на внутренней территории объекта, не являются исключением специальные здания и помещения.

    Необходимо отметить и не стоит забывать про тот факт, что технические средства надзора и контроля играют немаловажную роль в процессе обеспечения безопасности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также персонала, должностных лиц, граждан находящихся на территории охраняемого объекта, способствуют обнаружению запрещенных, вещей, веществ, позволяют минимизировать силы состава дежурной смены и караула, что в свою очередь, в значительной степени, влияет на повышение эффективности несения службы лишь только при правильной эксплуатации сотрудниками подразделений безопасности (режима и надзора) исправительных учреждений и следственных изоляторов вышеуказанных технических средств, что в конечном итоге позволит дать положительный результат.

    Заключение

    Безопасность учреждений и органов ФСИН России рассматривается в двух аспектах:

    1) как состояние защищенности от внутренних и внешних угроз уголовно-исполнительной системы в целом, а также каждого учреждения и органа, входящего в нее, осужденных, лиц, заключенных под стражу, персонала и иных лиц, находящихся на территории этих учреждений и органов либо иным образом причастных к их деятельности, объектов уголовно-исполнительной системы, являющееся частью национальной безопасности и обеспечивающее реализацию и защиту конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, достойные качество и уровень их жизни, службы и труда;

    2) как комплекс мер, обеспечивающих данную безопасность. Перечень мер разнообразен и расширяется постоянно за счет внедрения современных технологий в деятельность учреждений и органов ФСИН России, изменения подходов к вопросам обеспечения безопасности.

    Перечень угроз, представляющих опасность учреждениям и органам ФСИН России, включает в себя как объективные, так и субъективные факторы. В их числе противоправные действия осужденных, лиц, содержащихся под стражей, персонала и иных лиц; негативные процессы в социальной сфере; изменения законодательства; политические и экономические преобразования и др. Нейтрализация указанных опасностей возможна посредством применения целого комплекса мер по обеспечению пенитенциарной безопасности, включающего средства императивного и предупредительного характера.

     

    Список литературных итсочников

    1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ
    2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. – № 249.
    3. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы : закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. – № 33. – Ст. 1316.
    4. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений : федеральный закон от 15.07.1995 № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.
    5. Об оперативно-розыскной деятельности : федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ // Российская газета. – 1995. – № 160.
    6. Федеральный закон “О безопасности” от 28.12.2010 N 390-ФЗ. [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/
    7. Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 15 июля 1995 № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 29. с изм. и допол. в ред. от 26 мая 2021 г .
    8. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/
    9. Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 20 от 25 января 1999 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 10; 2004. № 13.
    10. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 189 от 14 октября 2005 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46; 2011. № 8.
    11. Артемьев Н.С., Михайлин В. В. К вопросу о совершенствовании правового регулирования деятельности по обеспечению безопасности личности в следственном изоляторе. [Электронный документ] https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-sovershenstvovanii-pravovogo-regulirovaniya-deyatelnosti-po-obespecheniyu-bezopasnosti-lichnosti-v-sledstvennom
    12. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.
    13. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 30.        
    14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.
    15. Дугенец А.С., Тищенко Ю.Ю. О факторах, влияющих на обеспечение безопасности персонала следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. [Электронный документ]  http://juridcons.com/article/29062
    16. Иванов А. П. Общественный порядок и общественная безопасность в ИТУ. Рязань. 1981.
    17. Ишигеев В.С., Ботоев С.Б. Право на личную безопасность и оперативно-розыскная деятельность в следственном изоляторе. Бизнес в законе. 2009. № 2. С. 113-114. [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=12231981
    18. Килимбаев Р. В. К вопросу о понятии безопасности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах и его правовая основа. Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2016 Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань) [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28959276
    19. Кулакова Н. Г., Кочедыков С. С. Современное состояние режима в следственных изоляторах уголовно- исполнительной системы России. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61): в 3-х ч. Ч. II. C. 100-103. ISSN 1997-292X. [Электронный документ] www.gramota.net/materials/3/2015/11-2/25.html
    20. Михайлин В.В. Обеспечение безопасности личности в следственном изоляторе. Учебное пособие / В. В. Михайлин. Рязань, 2011. Сер. кн. 42 Библиотечка сотрудника УИС / Федеральная служба исполн. наказаний, Акад. права и упр., Науч. пенитенциарное о-во [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=19836419
    21. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 2014. № 52. Ч. I. Ст. 7557.
    22. Ожегов С. И. Словарь русского языка.// М. ,1982.
    23. Поникаров В.А., Габибов Р.К.  Сущность административно-правового статуса следственного изолятора в правоохранительной деятельности Федеральной службы исполнения наказаний России [Электронный документ] https://nbpublish.com/library_get_pdf.php?id=36125
    24. Российская газета. 2006. № 233
    25. Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
    26. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты : моногр. С. 32.
    27. Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты : моногр. С. 32.
    28. Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства” [Электронный документ] https://base.garant.ru/12136633/
    29.  http://www.pravo.gov.ru

    [1] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1978. Т. 1.

    [2] Ожегов С. И. Словарь русского языка.// М. ,1982.

    [3] Килимбаев Р. В. К вопросу о понятии безопасности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах и его правовая основа. Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2016 Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань) [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28959276

    [4] Иванов А. П. Общественный порядок и общественная безопасность в ИТУ. Рязань. 1981.

    [5] Федеральный закон “О безопасности” от 28.12.2010 N 390-ФЗ. [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/

    [6] Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. [Электронный документ] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/

    [7] Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

    [8] Килимбаев Р. В. К вопросу о понятии безопасности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах и его правовая основа. Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2016 Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань) [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28959276

    [9] Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.

    [10] Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты : моногр. С. 32.

    [11] Усеев Р. З. Обеспечение безопасности уголовно-исполнительной системы: теоретико-правовые и организационные аспекты : моногр. С. 42.

    [12] Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 20 от 25 января 1999 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1999. № 10; 2004. № 13.

    [13] Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 189 от 14 октября 2005 г. // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46; 2011. № 8.

    [14] О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // СЗРФ. 1995. № 29. Ст. 2759; 2014. № 52. Ч. I. Ст. 7557.

    [15] Кулакова Н. Г., Кочедыков С. С. Современное состояние режима в следственных изоляторах уголовно- исполнительной системы России. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 11 (61): в 3-х ч. Ч. II. C. 100-103. ISSN 1997-292X. [Электронный документ] www.gramota.net/materials/3/2015/11-2/25.html

    [16] Килимбаев Р. В. К вопросу о понятии безопасности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах и его правовая основа. Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. 2016 Издательство: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний (Рязань) [Электронный документ] https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28959276

    [17] : http://www.pravo.gov.ru

    [18] Российская газета. 2006. № 233

    [19] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 46.

    [20] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 30.               42

    [21] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    [22] Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 15 июля 1995 № 103-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 г. № 29. с изм. и допол. в ред. от 26 мая 2021 г .

    [23] Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ

    Оставьте комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания применять.

    Срок проверки reCAPTCHA истек. Перезагрузите страницу.

    Прокрутить вверх